Определение возможных последствий изменения льготных выплат
06.05.2020 на сайте Минфина РФ появилось информационное сообщение[1] о начале применения многосторонней Конвенции от 24 ноября 2016 года по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, далее – «MLI»). Конвенция начнет применяться с 1 января 2021 года.
Принятие конвенции направлено на борьбу c уклонением от уплаты налогов и со злоупотреблениями применения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»), она также призвана ввести ограничения на злоупотребление использованием налоговых льгот. Конвенция была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития («ОЭСР»).
Напомним, что Конвенция MLI была подписана еще в июне 2017 года. Россия ратифицировала ее в мае 2019 года. Среди стран, подписавших конвенцию, в том числе Кипр, Люксембург, Швейцария, Австрия, Великобритания, Голландия и иные часто используемые при создании международных структур. Необходимо отметить, что Россия не заключила СОИДН со Швейцарией, Германией и Швецией и не включила их в список стран, с которыми она планирует применять MLI. Это означает, что СОИДН с этими странами изменены не будут. Полный список стран, с которыми Россия планирует применять MLI, перечислен в Законе о ратификации MLI.
Обязательные положения
Благодаря Конвенции MLI стало возможным вносить изменения в уже действующие СОИДН. Страны-участницы конвенции сами выбирают набор статей конвенции, которые будут применяться к тем или иным отношениям. Однако есть и обязательный стандарт, к которому должны присоединиться все страны-участницы. Это положения, ради которых создавалась эта конвенция, в частности положения о злоупотреблении СОИДН и положения о разрешении споров. Россия при подписании конвенции выбрала самый широкий стандарт, т.е. будет использовать все возможности, предоставляемые конвенцией.
Конвенция вводит обязательный минимальный стандарт, который обязаны применять все страны-участницы конвенции. Это относится только к применению правил, предусмотренных Конвенцией. Обязательный минимальный стандарт может быть выполнен одним из трех способов.
- «Тест на основную цель» (Principle Purpose Test). Это запрет на использование льготы, если основной целью является ее получение. Соответственно, для применения льготных ставок необходимо доказать, что у транзакции была реальная экономическая цель, отличная от цели неуплаты налогов.
- «Тест на основную цель» и «Упрощенные положения об ограничении льгот (simplified LoB)». Для применения льгот для юридических лиц необходимо будет доказать, что доход возникает в связи с активной деятельностью компании, что фактически означает неприменение льгот для холдинговых, финансовых и инвестиционных компаний.
- Иные способы, не установленные МLI, которые могут быть предусмотрены в СОИДН или на уровне национального законодательства, направленные на неприменение льгот кондуитными компаниями, т.е. компаниями, не ведущими активную предпринимательскую деятельность, и созданным исключительно для целей получения налоговых льгот, предусмотренных СОИДН.
Ранее принцип наличия «деловой цели» в сделке на уровне национального российского законодательства закреплен не был, однако он был сформирован на уровне судебной практики и фактически применялся как налоговыми органами и судами. Таким образом, это понятие не является чем-то новым для правоприменительной практики России.
Опциональные положения, применяемые Россией
Опциональные положения применяются, если обе страны, между которыми происходит операционная деятельность компании, решили применять их к своим СОИДН.
Применение льготных ставок при выплате дивидендов. (Применимо в отношении СОИДН с Аргентиной, Арменией, Нидерландами, Кипром, Гонконгом, Люксембургом, Сингапуром)
Национальным законодательством стран устанавливается определенная ставка налогообложения. При этом СОИДН, как правило, предусматривают уменьшенную льготную ставку, если компания, получатель дивидендов, предоставит документы, подтверждающие, что она является налоговым резидентом страны-участницы СОИДН.
До применения MLI: условия для применения льготной ставки должны были выполняться на день выплаты.
Согласно правилам MLI: теперь для применения пониженных ставок, помимо уже установленных СОИДН критериев, требуется выполнение критерия о сроке владения долями участия компании, выплачивающей дивиденды. Срок владения долями участия должен составлять не менее 365 дней, включая день выплаты дивидендов..
Ограничения при отчуждении акций (долей участия) компаний владеющих недвижимостью (Применимо в отношении СОИДН с Нидерландами, Сингапуром, Австрией и другими странами).
До применения MLI: такое ограничение было установлено на уровне национального законодательства России. В большинстве СОИДН такого положения не было и соответственно данная норма применялась крайне редко, большей частью тогда, когда между странами не было заключено СОИДН.
Согласно правилам MLI: закрепляется, что доходы от реализации акций (долей) российских компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом в РФ, должны облагаться налогом в РФ вне зависимости от того, что СОИДН может предусматривать освобождение от налогообложения данного дохода в РФ. Доля недвижимости в общих активах компании, чьи доли/акции были реализованы, должна быть определена за каждый из 365 дней, предшествующих реализации долей/акций
Постоянное представительство и зависимый агент. (Применимо в отношении СОИДН с Францией, Аргентиной, Арменией)
До применения MLI: положение о зависимом агенте применялись и ранее как на основе национального законодательства РФ, так и на основе большинства СОИДН. Концепция зависимого агента состоит в том, что факт наличия постоянного представительства иностранной компании на территории иностранного государства признается в том случае, если она действует на территории иностранного государства через другое лицо, которое не предоставляет агентские услуги на профессиональной основе.
Согласно правилам MLI: конвенция MLI предусматривает, что, если агент систематически заключает договоры от имени иностранной компании, такая деятельность является деятельностью зависимого агента и приводит к образованию постоянного представительства и необходимости уплаты налога в той стране, где действует агент с зависимыми статусом. Данное правило не распространяется на агентов с независимым статусом, которые действуют в рамках своей обычной деятельности, комиссионной, брокерской или агентской.
Вспомогательные и подготовительные услуги, Строительная площадка
До применения MLI: деятельность вспомогательного и подготовительного характера (их перечень определялся НК РФ и СОИДН) не приводила к образованию постоянного представительства.
Деятельность строительной площадки приводила к образованию постоянного представительства, если продолжалась в течение определенного срока обозначенного в СОИДН (обычно 6 или 12 месяцев)
Согласно правилам MLI: правило, согласно которому деятельность подготовительного и вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства, будет отменено.
Теперь вводится положение, согласно которому запрещено избежание статуса постоянного представительства для строительных площадок за счет дробления единой деятельности на отдельные контракты, длительность которых не превышает пороговых значений (обычно 6 или 12 месяцев) для признания статуса постоянного представительства.
Как теперь будут применяться СОИДН?
Для того, чтобы определить, будет ли действовать Конвенция MLI на практике необходимо определить, выбрали ли обе страны одинаковый режим присоединения к MLI. Проверить режим присоединения можно на сайте ОЭСР по ссылке https://www.oecd.org/tax/beps/mli-matching-database.htm.
В дальнейшем при налоговом планировании помимо анализа внутреннего налогового законодательства, действующих двусторонних СОИДН, необходимо будет также анализировать положения Конвенции MLI.
Вступление Конвенции в силу
Для России Конвенция вступит в силу с 1 января 2021 года и будет распространяться на те СОИДН, участники которых ратифицируют конвенцию до 1 октября 2019 г. или до 1 декабря 2019 г.
Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?
SCHNEIDER GROUP сможет проконсультировать вас по вопросам применения СОИДН после вступления в силу МLI. В случае выявления потенциальных рисков по результатам анализа мы можем предложить варианты их решения.
По нашему мнению, на данном этапе целесообразным будет
- Оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния
- Рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения
SCHNEIDER GROUP поможет подготовить Вам защитную документацию, подтверждающую правильность применения налоговых ставок согласно СОИДН.
В сообщении на сайте Минфина РФ приведен следующий список стран, на отношения с которыми будет распространяться MLI с 01.01.2021
- Австралия
- Австрия
- Бельгия (старое соглашение)
- Канада
- Дания
- Финляндия
- Франция
- Исландия
- Индия
- Ирландия
- Израиль
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мальта
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Польша
- Катар
- Сербия
- Сингапур
- Словакия
- Словения
- Украина
- ОАЭ
- Великобритания
Дизайн программы
Программа льготных кредитов под 2% предназначена для малых и средних предприятий (МСП) из пострадавших отраслей и сфер, которым нужна поддержка на возобновление деятельности, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Кредит можно получить с 1 июня по 1 ноября 2020 года. Срок погашения — 1 апреля 2021 года.
Размер кредита рассчитывается по формуле: количество сотрудников на 1 июня, умноженное на МРОТ (12 130 руб. с учетом районных коэффициентов и надбавок) плюс 30% МРОТ на страховые взносы и умноженное на количество месяцев с даты заключения договора до 1 декабря. Иными словами, заемщиков мотивируют подать заявку на кредит как можно раньше, чтобы получить больше денег. Банки не выдают всю сумму сразу, а перечисляют постепенно, каждый месяц.
Средства можно потратить на выплату зарплат, текущие нужды, погашение других кредитов, но не на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале и благотворительность.
Предприятиям, которые сохранят не менее 90% сотрудников по сравнению с численностью на 1 июня, кредит спишут вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Если в штате останется не менее 80%, нужно будет вернуть половину кредита и процентов. Если же сохранить штат не получится, деньги придется отдавать, причем тремя платежами, а не в течение нескольких лет, а проценты начислят не по льготной ставке, а по обычной.
Бюджет возместит банкам — участникам программы недополученные доходы. Общий объем выданных кредитов составит 468 млрд руб. По словам президента, мера позволит сохранить 7 млн рабочих мест.