Как налоговому агенту уплатить НДФЛ в бюджет
При проверке доначислили НДФЛ…
Проверка налогового агента, в частности по НДФЛ, может как быть самостоятельным основанием для проведения выездной налоговой проверки, так и входить в комплексную проверку организации или индивидуального предпринимателя.
Как показывает практика, крайне редко подобные проверки заканчиваются без доначислений НДФЛ. Как быть в случае доначисления (взыскания) сумм НДФЛ по итогам проверки в связи с их неправомерным неудержанием (неполным удержанием)? За чей счет данные суммы налога уплачиваются? Нужно ли удерживать в этом случае НДФЛ с работников? Как быть, если сотрудник уже не работает? Давайте разбираться.
Какие вычеты можно оформить у работодателя
Через работодателя можно вернуть суммы пусть не за все, но за самые популярные виды вычетов:
- Имущественные
Покупка/строительство жилья, приобретение участка под ИЖС и т.п.
Обучение (свое, детей и брата/сестры — до 24 лет при очной форме), лечение (свое, мужа/жены, родителей, детей (до 18 лет), добровольное страхование жизни. За взносы в НПО, на накопительную часть пенсии — если данные взносы перечислял работодатель)
- Стандартные (на ребенка/на работника)
Следует знать, что социальные вычеты (обучение, обычное лечение, взносы на страхование жизни и т.д.) суммарно ограничены лимитом в 120 тыс. руб.
Также дорогостоящее лечение (в справке клиники об оплате стоит код “02”) не имеет ограничений — вернуть можно 13% от потраченной суммы.
В справке о доходах – 2-НДФЛ проставляются специальные коды, которые и обозначают, какой вид вычета предоставил налоговый агент. Когда сумма возврата будет исчерпана, вы снова начнете платить налоги.
Например, социальные вычеты имеют коды 320, 321, 324, 325, 326, 327. Имущественные – 311 и 312 и т.д. У каждого вычета свой код.
Что мешает снизить налоги на зарплату
Депутаты предлагают снизить нагрузку на фонд оплаты труда. По мнению авторов законодательной инициативы, единый социальный взнос, налог на доход физлиц и другие сборы могут быть уменьшены. Но действительно ли Украина может пойти на этот шаг, в колонке для НВ рассказал эксперт по налоговому планированию, руководитель Global Payment Security association в Украине Алексей Тройников. «Минфин» выбрал главное.
Варианты уплаты налогов с зарплаты
Прежде чем ответить на вопрос, возможно ли в ближайшее время, без дополнительных глобальных изменений снизить налоги и сборы для наемных работников, предлагаю нехитрую математическую задачу.
Некий украинский работодатель нуждается в специалисте — юристе, бухгалтере, экономисте, маркетологе. Есть два варианта (вернее, два с половиной).
- Взять специалиста в штат, на чистую «белую» зарплату, допустим, 15 тыс. грн, со всеми начислениями — ЕСВ, НДФЛ, военным сбором, то есть — плюс 40% к 15 тысячам. Можно договориться о части з/п в конверте, например, в 7 тыс., тогда и начисления будут идти с оставшейся видимой части.
- Заключить договор со специалистом, который является физлицом-предпринимателем, и компенсировать ему 5−6% его единого налогового взноса.
Реален ли знак равенства между отчислениями с «белой» (и даже «серой») зарплаты и компенсацией взноса ФЛП?
В чем загвоздка
Можно бесконечно бороться с неуплатой налогов, но пока у работодателя есть вполне легальный инструмент, как снизить налоговую нагрузку — он будет пользоваться этим инструментом, и очень сложно призвать его к ответственности за уклонение от налогов.
Без реформирования системы физлиц-предпринимателей никаких существенных изменений налоговой нагрузки для нанятого работника — а на самом деле, для работодателя, не будет. Нужны усилия и смелость отбросить популизм и четко сказать — если это физическое лицо, то будьте добры, платите налоги как физическое лицо. Если юридическое лицо — то соответственно.
Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях. Иначе бюджет — чаша собирающая — продолжит быть решетом, через которое вытекает все собранное.
Платить налоги для любого предпринимателя — отдавать свое, заработанное тяжким трудом. На первый взгляд, совершенно справедливо, если все время упускать один, но ключевой момент.
Налоги — это плата за то, что я являюсь резидентом этого государства. Каждому предпринимателю, подозреваю, хочется жить в государстве, где будет понятна и прозрачна система определения платы за ведение бизнеса. Это и есть налоги — когда они уже уплачены, конечно.
Невозможно выбросить из головы то, что взаимоотношения украинского налогоплательщика и государства — это драматический забег, длиною в десятилетия.
Есть система налогообложения и система уклонения от нее же. Как антивирусные компьютерные программы и вирусы. Одни невозможны без других.
Эстонский пример
Не то чтобы во всем мире, даже в благополучных странах, не ищут путей снижения налоговой нагрузки. Ищут, и находят. Но все-таки с меньшим, как мне кажется, цинизмом. Знаю, что украинские предприниматели хвалят, как один, эстонскую модель налогообложения бизнеса, в частности — 0% подоходный налог с юридических лиц. Но забывают о довольно жестких нормах в том случае, если предприниматель решит эту прибыль из Эстонии вывести. Ну, и другие налоги все-таки уплачиваются осознанно.
Если эстонский пример слишком неочевиден, то вспомните протесты владельцев «евроблях», которые требовали бесплатной растаможки. И чуть было не добились своего. В пылу протестов, наверное, мало кто задумался о чувствах украинцев, которые покупали автомобили легально и не смели требовать поблажек.
Чтобы совершенствовать систему налогообложения, а не латать отдельные дыры в решете, нужны смелость и прагматизм. Если прагматизм в этот раз устоит перед соблазном очередной популистской полумеры, у нас есть шанс на построение адекватной налоговой системы.
НАПРИМЕР
Когда в процессе обработки представленного заявления налоговый орган выявит расхождения по заявленной к зачету (возврату) сумме с данными учета налоговых органов, то в этом случае копия представленного заявления будет возвращена налогоплательщику без исполнения (с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов).
О принятом решении налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику (п. 9 ст. 78 НК РФ). В течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения иностранному работнику направляется сообщение (Приложение № 3 к Приказу № ММВ-7-8/90@;), а также копия Решения налогового органа о возврате.
Обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2015 года обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику о принятии решения о возврате переплаченной суммы только в письменной форме будет исключена. Сообщение может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае отказа налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы, налогоплательщиком может быть подана жалоба в порядке, установленном гл.гл. 19-20 НК РФ.
Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) по поручению, оформленному налоговым органом на основании принятого решения (и в сроки, не превышающие срок принятия этого решения). О дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств ТОФК обязательно уведомляет налоговый орган (п. п. 8, 11 ст. 78 НК РФ).
Причем проценты могут быть возвращены и отдельно от основной суммы переплаты, если по каким-то причинам они уплачены не в полном объеме. Решение о перечислении оставшейся суммы процентов принимается налоговым органом в течение 3 дней со дня получения уведомления ТОФК об исполнении поручения налогового органа (п. 12 ст. 78 НК РФ).