Если инспектор ГИБДД требует деньги
Какие наказания и последствия для сотрудника ДПС и автолюбителя при даче взятки.
Традиционным способом избавиться от наказания у нас является взятка. И как от любой дурной традиции, от неё крайне трудно избавиться. К сожалению, немалое число водителей, остановленных инспекторами ГИБДД за нарушение, сразу же начинают предлагать «решить дело на месте». Однако нужно помнить: мало того, что такое поведение незаконно – оно ещё и опасно как для самого инспектора, так и для водителя.
Разберёмся же, что грозит тому, кто даёт и кто берёт взятки – и что делать, если взятку у вас откровенно вымогают.
Взятки и УК РФ
Получение и дача взятки в России – уголовные преступления. Условия и порядок привлечения к ответственности должностных лиц, подозреваемых в вымогательстве денежных средств, регулируются Уголовным кодексом РФ (раздел X, гл. 30, ст. №290). Этот же документ устанавливает и меру наказания для граждан, которые пытались подкупить государственного сотрудника или участвовали в передаче взятки (раздел X, гл. 30, ст. №291 и №291.1).
Когда инспектор намекает вам, что проблему на дороге, реальную или надуманную, можно «решить неофициально», он предлагает вам нарушить закон. И избежать наказания, если обстоятельства дела станут известны сотрудникам соответствующих органов, у вас потом вряд ли получится. Дача взятки наказывается штрафом (до 1 000 000 рублей или до сорокакратной суммы незаконного платежа), исправительными работами (до 3 лет) или тюремным заключением (до 2 лет).
Что делать, если угнали машину, узнайте в другой статье.
Безопасность на дороге обеспечит инспектор, а не камера
Почему за 83 года совершенствования службы и ее технического перевооружения роль свистка и жезла на дороге по-прежнему высока? Когда отменят нештрафуемый порог скорости в 20 км/ч? Зачем автошколам рейтинги и какие полномочия просит вернуть себе Госавтоинспекция? Об этом — в интервью первого зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова.
Кроме автоинспектора, некому остановить нарушителя
— Вячеслав Иванович, улицы сегодня буквально напичканы камерами фотовидеофиксации нарушений. На ваш взгляд, удается ли им со временем полностью заменить сотрудников ДПС?
— Тенденция последнего времени и это, к сожалению, уже становится государственной политикой — сокращение численности ГИБДД. В прошлом году МВД сообщило о ликвидации десяти тысяч должностей в структуре Госавтоинспекции. Под сокращение попали сотрудники в подразделениях ГИБДД, ДПС ГИБДД, за исключением работников, ответственных за регистрационные действия, экзамены на права и выдачу водительских удостоверений. При этом ежегодно в стране до двух миллионов граждан получают водительские удостоверения. Острая фаза кризиса прошла, и россияне снова покупают авто, а тем временем у Госавтоинспекции отбирают полномочия и увольняют сотрудников. Где логика?
Принцип неотвратимости наказания в этом случае плохо реализуется. В России сформировался целый пласт автовладельцев, которые никогда не платят штрафы, выписанные камерами. Государство предпринимает, конечно, ряд мер принуждения, в том числе искусственного ограничения прав таких водителей-должников. Но многие нарушители все равно уходят от ответственности, поскольку через два года штраф обнуляется и претензии к водителю уже предъявить сложно.
Более того, злостный нарушитель может куролесить по городу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, попадать под камеры, а штраф потом направляется собственнику транспортного средства, который необязательно должен быть водителем.
— Сейчас законодательно принимаются самые жесткие меры в отношении нетрезвых водителей вплоть до уголовной ответственности. Поможет это навести порядок на дороге?
— Да, наказание за пьяное вождение суровое, но еще надо поймать пьяницу. Кроме автоинспектора со свистком и жезлом, некому остановить нарушителя на дороге. А камера не видит, в каком состоянии находится гражданин за рулем, может только выписать ему штраф за превышение скорости постфактум и все.
Тотальная автоматизация процесса опасна тем, что она расхолаживает водителя. Нарушители быстро поймут, что инспекторов на дороге скоро не будет. Их и сейчас почти не видно. Для примера: в одном из районов Московской области на 250 тысяч жителей приходится всего четыре инспектора. Фактически людей подталкивают к тому, чтобы они куражились на дорогах, садились за руль под градусом.
— Выходит вредный перекос в сторону дорожных камер?
— А как бороться с этим?
— Если использование камер идет с нарушением закона, то должен быть усилен контроль и надзор за применением этих технических средств. Недавняя проверка Генпрокуратуры выявила массовые нарушения. Так, в Новгородской и Вологодской областях были обнаружены превышения полномочий со стороны чиновников и картельные сговоры между компаниями — участниками рынка. В ходе проверки также выяснилось, что в четырех субъектах Федерации (Ингушетии, Дагестане, Костромской области и в Севастополе) частные компании в 2018 году получили более 60 процентов средств, поступивших от штрафов в бюджеты, а в Еврейской автономной области — 90 процентов. Камеры используются для обогащения конкретных компаний и тех, кто с ней аффилирован.
Также выявлены случаи, когда эти технические средства используются по договору физическими лицами. Ну как можно арендовать камеру, использовать ее для заработка? Я называю это «аренда государственной власти». Частник встал где-то в кустах у дороги, собрал информацию по превышающим скорость авто, на флешке отнес должностному лицу, а что с этой флешкой стало дальше? Кого-то наказали, кому-то простили — эту историю надо заканчивать. Мы сейчас готовим полный пакет поправок по этой теме, они коснутся регулирования системы государственно-частного партнерства в этой сфере. Такой вид ГЧП не допустим!
Госавтоинспекция просит вернуть отнятие полномочия
— ГИБДД может как-то влиять на эту ситуацию?
Справка Госавтоинспекция была создана 3 июля 1936 года. Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки шоферов.
В 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения.
В 1998 году ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). В 2011-м во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило свое наименование.
Поэтому надо восстанавливать государственную вертикаль контроля. У меня есть письмо начальника ГИБДД России Михаила Черникова, который просит оказать поддержку в вопросе возвращения органам Госавтоинспекции отнятых ранее полномочий.
— Недавно был принят закон о техосмотре, где инспекторов вновь привлекли к этому процессу. Правда, пока только к осмотру исправности общественного транспорта. ГАИ вновь набирает вес?
— К сожалению, это скорее исключение из правил. Ряд полномочий Госавтоинспекции упорно хотят передать органам исполнительной власти, которая не имеет ни специалистов, ни, самое главное, желания всерьез заниматься дорожной безопасностью. Для чиновников во главе угла стоит получение прибыли.
В декабре 2017 года Госдума со скрипом приняла в первом чтении законопроект, позволяющий московским чиновникам назначать штрафы за такие нарушения ПДД, как превышение скорости, выезд на выделенную полосу, проезд на красный свет. Я и многие мои коллеги выступили против, считая, что инициатива приведет к произволу.
Законопроект, на скорейшем принятии которого настаивал тогда еще первый вице-премьер Игорь Шувалов, внесен на рассмотрение Госдумы в 2015 году. Разработчиком выступило МВД, но инициатором поправок в Кодекс об административных правонарушениях был глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Изменения предлагается внести в статью 23.79 КоАП, другими словами, передать органам исполнительной власти полномочия по всей фотовидеофиксации — это 38 составов административных правонарушений.
Я предпринимал все усилия вплоть до обращения в Совет безопасности, чтобы помешать продавить вредный закон. У меня есть копия письма Игоря Шувалова президенту, в котором он сообщает, что правительственный законопроект не поддержали в профильном комитете, «блокируется депутатом Лысаковым». Эта история еще не закончилась.
— А сейчас как?
— Законопроект лежит в нашем комитете и будет лежать, пока я живой и здесь еще работаю. Если мы отдадим чиновникам эти полномочия, то начнется вакханалия. Она и так уже присутствует. Потому что регионы заранее планируют доходную часть бюджета с учетом штрафных денег. Для них чем больше нарушителей, тем лучше.
Есть еще один важный нюанс. Люди, которые будут с улицы набраны на исполнение обязанностей дававших присягу сотрудников ГИБДД, не будут столь же ответственны. А вопрос касается, между прочим, персональных данных. С помощь камер можно не просто фиксировать нарушение скоростного режима, но и полностью восстановить маршрут любого транспортного средства. А это может быть машина, перевозящая, например, радиоактивные материалы, деньги или лиц, участвующих в программе защиты свидетелей. Даже не всех гаишников допускают к этой работе, а тут информация окажется в руках какого-то наемного работника. Уволится такой сотрудник и ищи потом его и информацию, которую он слил.
В автошколах много теории и мало практики
— В скором времени водители на дорогах России могут разделиться на любителей и профессионалов — проект соответствующих поправок уже разработал и опубликовал Минтранс.
— Что касается подготовки профессиональных водителей: я считаю, что она должна быть более углубленной. Во всем мире если человек работает перевозчиком по найму, то он через каждые два-четыре года должен проходить переобучение и снова сдавать экзамен по вождению именно того типа транспортного средства, на котором он работает, — автобус, грузовик, такси. Даже у нас в некоторых компаниях такая система есть. Но необходимо под нее сделать и соответствующую программу подготовки водителей-профессионалов.
— В ГИБДД уже приступили к работе над возможными изменениями правил сдачи экзамена на водительские права, прорабатывают систему дифференцированной оценки в зависимости от степени влияния экзаменационной задачи на безопасность дорожного движения, также планируется увеличение числа вопросов и разделение их по категориям транспортных средств…
— Вопрос не в усложнении экзамена. Вопрос в программах для подготовки водителей. Мало практических навыков дают сегодня в автошколах, нет у новичков психологической устойчивости к быстроизменяющейся ситуации на дороге. Бывает, что у самого инструктора водительский стаж всего два-три года.
Насколько я знаю, сейчас в МАТИ появился факультет для подготовки преподавателей автошкол. Но это пока еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому главный вопрос в содержательности программы обучения и, конечно, контроле.
Надо вводить рейтинги автошкол. Необходимо проводить государственный мониторинг учреждений, занимающихся подготовкой водителей, а также собирать информацию о том, выпускники каких автошкол чаще становятся виновниками ДТП. В соответствии с полученными данным начислять рейтинговые баллы. Если автошкола оказывается внизу рейтинга, готовит плохих, аварийных водителей, то ее необходимо лишать лицензии.
Нештрафуемый порог скорости мы не отдадим
— Не утихают разговоры о возможной отмене ненаказуемого лимита превышения скорости, который сейчас у нас составляет 20 км/ч.
— Нештрафуемый порог мы не отдадим. Позиция Госдумы такова: мы готовы обсуждать отмену ненаказуемого превышения скорости на 20 км/ч только после того, как будет проведен аудит улично-дорожной сети и уберут кормушки с дорог — «забытые» знаки «ремонт дороги» и камеры рядом с ними.
Стоит сказать, что наша позиция по нештрафуемому порогу совпадает с предложениями ГИБДД. В ведомстве заявили о необходимости отложить вступление этой нормы как минимум на два года для проведения мониторинга скоростных режимов и приведения обстановки дорог в соответствие реальным условиям.
— В апреле Госавтоинспекция предложила увеличить в шесть раз штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч. Его хотят повысить с 500 до 3000 рублей. Здесь как, согласны?
— А штрафы почему должны повышаться? Я сделал официальный запрос в Правительство в рамках протокольного поручения, где попросил привести статистику увеличения количества ДТП при превышении скоростного режима от 20 до 40 км/ч. В ответ сообщили, что данных таких нет. Тогда о чем здесь говорить!
— Как вы оцениваете предложения руководителя ГИБДД Михаила Черникова о снижении на 20 км/ч предельно допустимой скорости при перевозке детей и введении обязательных спецнаклеек о том, что в автомобиле ребенок?
— По ПДД машина с прицепом на магистралях и загородных трассах должна двигаться со скоростью ниже на 20 км/ч от предельно разрешенной. Тут, видимо, по аналогии предлагают ввести норму для перевозки детей. Но возникает вопрос: а если я везу в машине бабушку любимую или, скажем, молодоженов, тогда как быть?
Водитель должен выбирать такой скоростной режим, при котором он обеспечивает свою безопасность и безопасность других участников движения. Научно доказано, что это режим, при котором автомобилист едет со скоростью потока. Потому что если ты двигаешься медленнее других, ты создаешь аварийную ситуацию.
То, что Госавтоинспекция выполняет крайне важную, необходимую функцию, обеспечивая безопасность на российских дорогах — это факт.
У нас в каждом втором автомобиле дети — дороги просто встанут. Если уж мы ставим во главу угла безопасность именно малышей, я еще понимаю введение запрета на движение ночью. Но это требует долгого обсуждения со специалистами. И самое главное: кто это будет контролировать?
— Как вы считаете, граждане сегодня доверяют ГАИ? Раньше доверия было больше или меньше?
— Все зависит не столько от Госавтоинспекции, сколько от самого человека, от его воспитания, культуры. Разница между современностью и советским прошлым слишком большая. Тогда были другие приоритеты у людей и общества, сейчас они более меркантильные, к сожалению. И сейчас, и раньше к инспектору на дороге относились по-разному. Во все времена в рядах Госавтоинспекции были как порядочные сотрудники, так и те, кто марал честь мундира. В то же время есть инспекторы, которые отдали жизнь, обеспечивая безопасность участников дорожного движения. Но то, что Госавтоинспекция выполняет крайне важную, необходимую функцию, обеспечивая безопасность на российских дорогах — это факт.
Видеосъемка
Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. «В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3».
В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом», – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.
Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Что делать, если инспектор ДПС вымогает деньги?
На дороге часто случается, что инспектор ГИБДД явно или неявно вымогает взятку. Например, он может нарочно затягивать заполнение протокола, рассказывая о тяжести всех последствий официальной регистрации правонарушения. В некоторых случаях сотрудники могут прямо назвать сумму откупа за нарушение правил дорожного движения. В таких случаях водителю рекомендуется следующее:
- Записать разговор на видео или хотя бы на диктофон. В отличие от сотрудников ГИБДД, водитель не обязан предупреждать инспектора о ведущейся съемке, поэтому при желании съемку можно производить скрытно;
- Позвонить в полицию по номеру 02 или в дежурную часть подразделения ГИБДД (номер дежурной части находится на патрульной машине);
- Записать (запомнить) данные сотрудника: его ФИО, номер служебного удостоверения и т.д. для последующего обращения в полицию.
Если взятка уже была передана, и этот момент был зафиксирован на камеру, водителю необходимо просто предоставить данную видеозапись в полицию. Однако при этом переданные деньги будут возвращены ему не сразу, так как они будут проходить по следствию в качестве доказательной базы. Чтобы просто избежать вымогательства взятки, водителю достаточно пригрозить инспектору обращением в полицию. Как правило, это отрезвляюще действует на сотрудников ДПС и они тут же прекращают всяческие намеки.
А если телефон окажется «с плохим прошлым»?
Иногда, инспектор может сказать, что телефон ему нужен для проверки его на предмет кражи. На всех телефонах есть специальный набор команд, после которого на экране появляется IMEI. Он то и помогает определить настоящего владельца смартфона. Но даже в этом случае, водитель может законно отказать полицейскому.
Запомните, для проверки телефона у сотрудника ДПС должна быть ориентировка, а также распоряжение или приказ от вышестоящего руководства. И только после того, как водитель ознакомится с этими документами, он может предоставить свой телефон. Однако не стоит торопиться, не всё так просто.
Первое, что должен сделать инспектор – это пригласить двух понятых и назвать причину досмотра мобильного телефона. Затем происходит необходимая процедура проверки IMEI-кода. Ну и в конце, сотрудник ГИБДД составляет протокол досмотра, который подписывают все участники происходящего. И да, не забудьте взять копию документа. Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых отдают водителю.
Еще не менее важно следить за действиями сотрудника ДПС. Ему запрещено открывать сообщения, социальные сети, журнал звонков и так далее. Все это относится к конфиденциальной информации, которая охраняется законом. Поэтому только код, и ничего больше. Просмотреть фотографии или прочитать переписки правоохранительные органы могут лишь после решения суда. И то, только для ознакомления в рамках расследования уголовного дела.
Как общаться с инспектором в момент остановки
При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.
- Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
- Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
- Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
- Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
- Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.
Какие ошибки совершают водители, если их остановил сотрудник ГИБДД
Часто водители не знают свои права, поэтому совершают ошибки, которыми порой пользуются инспектора ГИБДД в своих не очень «чистых» намерениях.
Выход из автотранспортного средства. Каждый водитель просто обязан знать, что инспектор не имеет права заставить вас выйти из своего авто — это просто незаконно. Сотрудник может всего лишь рекомендовать выйти из транспортного средства, в некоторых ситуациях.
- Часто водители считают, что им не разрешено пользоваться техническими средствами для записи аудио или видео материалов при общении с инспектором ГИБДД. Это не так. Пользоваться диктофоном или камерой не только можно, но и нужно. Инспектор находится на службе, поэтому запись никак не может затронуть его частную жизнь.
- Водители не спрашивают причину остановки автотранспортного средства. Вы имеете полное право убедиться, что остановка была правомерной, поэтому всегда уточняйте основания задержания вашего транспортного средства.
- Практически все водители не требуют у инспектора предъявить удостоверение. Инспектор ГИБДД обязан его предъявить при остановке автотранспортного средства. Если это не сделано, смело уезжайте. При чём предъявлять удостоверение он должен в развёрнутом виде.
- По требованию инспектора открывают багажник почти все автомобилисты. На такое требование у инспектора должны быть веские основания, при этом должны быть соблюдены некоторые обязательные требования, например, наличие понятых. Если же инспектор ссылается на то, что это просьба — то водитель и вовсе не должен на неё откликаться.
- Хамство со стороны водителя. Ведите на дороге себя вежливо, хамство и грубость всегда порождает взаимное отношение, а сотрудники ГИБДД такие же люди.
- Не обращаете внимание на то, что инспектор просто не представился. По закону сотрудники ГИБДД должны в первую очередь представиться водителю.
- Отвечаете на все заданные вам вопросы сотрудников ГИБДД. По закону сотрудники ГИБДД не имеют никакого отношения к вашей личной жизни и их не должно волновать куда и откуда вы держите путь, знаете ли вы правила дорожного движения или ваше место работы. Отвечать на вопросы вы можете только на темы, которые касаются данной ситуации, а рассказывать о своих планах, знаниях и жизни не обязательно.
В 2021 году поменялись многие права и обязанности сотрудников ГИБДД. Водители обязаны их знать, ведь попасть под жезл сотрудника ГИБДД может любой. При этом каждый из автолюбителей должен чётко знать и понимать, как себя необходимо вести, что может проверить инспектор, а что нет, основания для остановки и проверки документов, а также и свои права. Все эти знания помогут уберечь водителя от нелепых неприятностей на автодороге, ведь часто под видим сотрудников правоохранительных органов орудуют мошенники, а также не исключены случаи встречи с недобросовестными сотрудниками ГАИ, которые просто хотят нажиться на водителях, которые и понятия не имеют о новых законах и правилах.
Следите за изменениями законов и правил, будьте внимательны и осторожны на дорогах!