Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если выплата по ОСАГО меньше реальной стоимости ремонта

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Правовые консультации

Я попал в дорожно-транспортное происшествие. Как получить выплаты по страховке?

Порядок возмещения ущерба определен Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон), а также Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-п (далее — Правила). С 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в порядок возмещения ущерба пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии (далее — ДТП) владельцу транспортного средства (далее — автовладелец).

Основное изменение — замена денежной выплаты компенсацией в натуральном виде. То есть автовладельцы не имеют права на денежное покрытие ремонта транспортных средств, за исключением обозначенных в Законе случаев. До внесения указанных изменений автовладелец, признанный потерпевшим, имел право выбирать между денежной компенсацией нанесенного ущерба и ремонтом на станции технического обслуживания (далее — СТО).

Стоимость ремонта поврежденных запчастей транспортного средства рассчитывалась с учетом коэффициента износа, поэтому сумма возмещения была меньше, чем необходимая для ремонта. Разницу между начисленным размером компенсации и реальной ценой потерпевший возмещал самостоятельно. В этой ситуации водители чаще предпочитали денежную выплату. После 28 апреля 2017 года в соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 Закона возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации (далее — легковой автомобиль), путем выдачи (перечисления) потерпевшему страховой выплаты осуществляется только в случаях: 1) полной гибели автомобиля; 2) смерти потерпевшего; 3) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (в случае выбора заявителем такой формы страхового возмещения); 4) если потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство по медицинским показаниям (в случае выбора заявителем такой формы страхового возмещения); 5) если стоимость восстановительного ремонта превышает установленную Законом страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения (400 тысяч рублей) или если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО; 6) отсутствия согласия потерпевшего на выдачу страховой компанией направления на восстановительный ремонт на СТО, не соответствующую установленным правилами обязательного страхования требованиям, или в случае отсутствия у страховой компании возможности организовать восстановительный ремонт на выбранной потерпевшим при заключении договора страхования СТО; 7) наличия соответствующего соглашения в письменной форме между страховой компанией и потерпевшим. В остальных случаях возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, осуществляется путем организации и оплаты страховой компанией восстановительного ремонта поврежденного автомобиля на соответствующей установленным требованиям СТО, с которой у страховой компании заключен договор на организацию восстановительного ремонта, либо, при наличии письменного согласия страховой компании, на выбранной потерпевшим СТО. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона и пунктом 3.9. Правил потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение, обязан уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.

При этом согласно пункту 3.2 Правил водитель транспортного средства, являющийся участником ДТП, обязан сообщить другим участникам ДТП, намеревающимся предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор страхования), в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховой компании. На основании пункта 1 статьи 14.1 Закона потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховой компании, которая застраховала его гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков),при одновременном соблюдении следующих условий: — в результате ДТП вред причинен только имуществу (отсутствует вред жизни или здоровью); — ДТП произошло с участием двух автомобилей и более, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Кроме того, пунктом 3 статьи 14.1 Закона и пунктом 3.17 Правил установлено, что реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.

На основании пункта 3.10 Правил во всех случаях заявитель представляет в страховую компанию следующие документы: — заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков; — заверенная в установленном порядке копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потерпевшего; — документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке; — согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего, не достигшего возраста 18 лет; — извещение о ДТП; — копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного ущерба (причинение вреда здоровью, причинение вреда имуществу, возмещение утраченного заработка (дохода), расходов на погребение, дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья) заявителем представляются дополнительные документы, перечень которых определен Правилами.

Все вышеперечисленные документы необходимо представить в страховую компанию или направить их любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, например по почте с уведомлением о вручении, не позднее пяти рабочих дней после ДТП. Прием документов регистрируется в страховой компании. Если документы подаются лично потерпевшему, необходимо попросить сотрудника страховой компании выдать вам опись принятых документов, заверенную подписью этого сотрудника и печатью компании. В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов страховая компания проводит его осмотр и (или) организует независимую экспертизу (оценку), если иной срок не согласован с потерпевшим.

Согласно пунктам 12,13 статьи 12 Закона независимая экспертиза организуется страховщиком только в случае, если потерпевший и представитель страховой компании не договорились о размере страхового возмещения. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (за исключением случаев, когда потерпевшим не было представлено поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы) потерпевший вправе обратиться за экспертизой самостоятельно. В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой экспертизы принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения, а стоимость независимой экспертизы, на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

Осуществить страховую выплату, выдать направление на ремонт или направить потерпевшему мотивированный отказ страховая компания обязана в течение 20 календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня принятия заявления и необходимых документов от потерпевшего, а в случае организации в предусмотренных Законом случаях восстановительного ремонта на выбранной потерпевшим СТО в течение 30 календарных дней. Страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в пределах определенной договором суммы.

Читать еще:  Как оформить командировочные расходы

Срок осуществления восстановительного ремонта СТО не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию СТО или передачи его страховой компании для организации транспортировки к месту восстановительного ремонта.

За несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения вреда в натуре, а также за несоблюдение срока направления мотивированного отказа страховщик уплачивает потерпевшему неустойку. Кроме того, согласно статье 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда сумма страхового возмещения недостаточна для того, чтобы полностью возместить причиненный вред потерпевшему, разницу между фактическим размером ущерба и суммой страховой выплаты возмещает лицо, причинившее вред.

Главный специалист организационно-правового отдела департамента транспорта Татьяна Бородина

Как считать выплаты на ремонт по новой методике?

С 11 октября в России действуют повышенные на 23-30% тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для всех типов транспортных средств. Например, базовый тариф на частную легковушку вырос с 1980 до 2440 рублей. Однако теперь установлен еще и «тарифный коридор», в рамках которого страховые компании могут менять цену полисов, и верхняя граница «легкового» коридора — это уже 2574 рубля.

Как и прежде, базовые ставки на деле почти не применяются, а реальная цена полиса формируется с учетом сис­темы коэффициентов, которые могут сделать страховку дешевле или дороже — в зависимости от мощности и места регистрации автомобиля, водительского стажа и «аварийности». Пересмотра самих коэффициентов, вопреки проекту Минфина, не произошло, и формула вычисления, по сути, остается прежней. А средняя цена полиса, которая в середине лета составляла 3309 рублей, теперь вырастет примерно до 4000-4300 рублей.

И, конечно, девять компаний из десятки крупнейших страховщиков (включая Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Согласие, Альфастрахование и ВСК) почти на всей территории страны установили для частных легковушек максимальные базовые тарифы — 2574 рубля. Исключением стал лишь Ингосстрах со ставкой 2440 рублей.

Объяснение у всех одно: даже рост тарифов не покрывает расходов. Ведь со 2 августа лимит выплат по ОСАГО вырос до 400 тысяч рублей на каждый из поврежденных автомобилей. А средняя выплата с января по июль нынешнего года выросла на 23% — до 33043 рублей.

Но даже 33 тысяч рублей редко хватает на ремонт поврежденной машины, потому и идут автовладельцы в суды. Однако теперь вводится единая методика расчета расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО, которую утвердил Центробанк.

Это сокращенный и немного скорректированный вариант проекта, который РСА обнародовал в начале нынешнего года. Методикой обязаны пользоваться не только эксперты страховых компаний, но и независимые оценщики — и даже судебные эксперты, которые сейчас в тяжбах нередко встают на сторону автовладельцев и предприимчивых юристов, заставляя страховые компании раскошеливаться на крупные выплаты.

Оценщик теперь обязан еще и восстановить картину произошедшей аварии: чтобы выявить те повреждения, которые к ней не относятся. При расчете затрат разрешено использовать цены неоригинальных (но сертифицированных) и даже подержанных запчастей! Для негарантийных машин прямо рекомендуется применение восстановленных компонентов — если это не повредит безопасности. Поврежденные пластиковые детали теперь будут не заменять, а ремонтировать, если это предусматривает «родная» восстановительная технология.

Интересно, что все затраты на ремонт определяются по ценам того региона, где произошла авария, а не того, где живет и эксплуатирует машину автовладелец.

Как и прежде, покупку запчастей страховая будет возмещать за вычетом износа поврежденных компонентов. Исключение прежнее — 102 детали и узла из тех, что влияют на безопасность (ремни, подушки, элементы тормозной системы, рулевого управления и т.д.): их замену на новые должны возместить полностью. А новшество в том, что предельный износ снижен с 80 до 50%, хотя на деле это облегчит лишь ремонт наиболее дряхлых автомобилей. Снижены и величины «дополнительного износа», который эксперт может «накинуть», исходя из состояния автомобиля, — максимум 45%.

Однако, вопреки нашим предостережениям, РСА и Центробанк все-таки выбрали упрощенную формулу расчета износа, учитывающую только возраст автомобиля, его пробег и марку, а точнее — «национальность» бренда. В итоге, скажем, кроссовер Nissan Terrano будет «стареть» на 17% быстрее, чем его близнец Renault Duster, а Шеви Нива у страховщиков стареет на 20% «медленнее» Лады 4х4 — наравне с «американцами» марок Jeep, Cadillac, Chrysler, к которым, кстати, отнесены и Lexus, Infiniti и Acura.

Приятных сюрпризов немного. Если раньше оценщики вычеркивали из калькуляции покраску тех деталей, на которых обнаруживались следы прежних повреждений (например, старые царапины в правой части бампера, который теперь потерт и слева), то отныне необходимо сначала оценить масштаб первоначальных дефектов. И если они занимают меньше 25% от площади детали, то страховая обязана оплатить покраску полностью.

Но чтобы назначить ремонт, требующий исправления геометрии кузова, эксперту теперь помимо внешнего осмотра необходимы результаты инструментальных замеров: то есть владельцу сперва за свой счет придется отвезти битую машину в мастерскую, где есть необходимое оборудование для замера степени перекоса. То же самое и с «диагнозом» для агрегатов: например, назначить замену коробки передач с повреждениями картера и протечками масла «на глаз» нельзя — для этого потребуется заключение по результатам ее диагностики или дефектовки: все за счет владельца.

Можно ли надеяться, что при таком подходе страховщики прекратят «зажимать» выплаты и мы, наконец, получим адекватный ремонт по ОСАГО? Окончательный ответ дадут только ценовые справочники, которые еще не утверждены. В них по каждому региону будут собраны средние цены на запчасти, материалы и стоимости нормочасов ремонтных работ — обязательные для использования всеми российскими экспертами и оценщиками.

Вывод? Новая система возмещения по ОСАГО направлена на то, чтобы автовладельцы не прибегали к альтернативной экспертизе. По-хорошему в этой ситуации страховщикам следовало бы подталкивать автомобилистов к выбору возмещения не деньгами, а ремонтом: ведь так легче было бы отсечь от потока страховых выплат и ушлых автоюристов. Но на деле страховые компании побаиваются давать направления на ремонт: во-первых, особой экономии не выходит, а во-вторых, по закону об ОСАГО в этом случае нужно еще и нести ответственность за качество работ.

Тем автомобилистам, которые все же решат выбрать направление на ремонт, напомним: все равно придется из своего кармана доплатить автосервису сумму вычета за износ.

Ну а тем, кто будет получать возмещение деньгами, необходимо знать: по новым правилам ОСАГО­ за возмещением нужно обращаться в свою страховую компанию. И нельзя приступать к ремонту до осмотра машины страховщиками или независимыми оценщиками. А в случае недовольства суммой выплаты, прежде чем подавать иск в суд, автовладелец сперва обязан направить претензию страховой компании — на ответ у нее есть пять календарных дней, не считая праздников.

Категория транспортного средстваБазовые тарифы до 10 октября 2014 годаБазовые тарифы с 11 октября 2014 года
Минимальный (+23,2%)Максимальный (+30%)
Мотоциклы и мопеды (категории «A» и «M»)121514971579
Легковые автомобили (категории «B» и «BE»):
— для юридических лиц237529263087
— для физических лиц, индивидуальных предпринимателей198024402574
— используемые в качестве такси296536543854
Грузовые автомобили (категории «C» и «CE»):
— с разрешенной максимальной массой не более 16 тонн202524952632
— с разрешенной максимальной массой более 16 тонн324039934212
Автобусы (категории «D» и «DE»):
— с числом пассажирских мест не более 20162019962106
— с числом пассажирских мест более 20202524952632
— используемые для регулярных перевозок пассажиров296536543854
Троллейбусы (категория «Tb»)162019962106
Трамваи (категория «Tm»)101012451313
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с колесными движителями121514971579
Читать еще:  Приказ в связи с производственной необходимостью образец

Перекос

Чтобы оценить разницу в калькуляциях по старой и новой методикам, мы попросили экспертов-техников из Группы Дельта пересчитать затраты на ремонт по нескольким недавним страховым случаям. Вот результаты.

Автомобиль и поврежденияСтоимость восстановления по старой методике, руб.*Стоимость восстановления по новой методике, руб.*Комментарий
Audi A4 2012 года, пробег 50676 км, степень износа 16,6%**, удар слева покасательной и вылет с дороги601225128719Из калькуляции исключена замена вариатора со сколами на картере (566 тыс. рублей без учета износа). По новой методике необходима дополнительная диагностика
BMW 118i 2012 года, пробег 54030км, степень износа 17,4%**, попутное столкновение4822958453Добавлены окраска капота и бампера, которые имели старые царапины и сколы. Новая методика допускает их покраску, так как площадь старых повреждений меньше 25%
Toyota RAV4 2012 года, пробег 5069км, степень износа 0,81%**, попутное столкновение сзади170002163502Из калькуляции исключены работы на стапеле по устранению перекоса заднего проема кузова. По новой методике необходимо предварительное измерение перекоса
* С учетом износа. ** За исключением износа шин и аккумуляторной батареи

Европротокол по-нашему?

Тонкости самостоятельного оформления ДТП

С 1 октября в России для всех новых полисов ОСАГО действует обновленный «европротокол» — то есть порядок оформления дорожных аварий, позволяющий водителям без вызова ГИБДД самостоятельно заполнить документы о страховом случае и передать их в страховую компанию для возмещения по ОСАГО. Лимит ущерба теперь увеличен до 50 тысяч рублей, а в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — до 400 тысяч рублей. Условий немного: в аварии без пострадавших должно быть всего два участника, у которых не будет разногласий по поводу виновника ДТП. Сперва нужно правильно заполнить бланк извещения, а в московском и питерском регионах к документам необходимо прикладывать фотоматериалы и данные спутниковой навигации. То есть под рукой нужно иметь не просто фотоаппарат, а смартфон или камеру с чипом GPS/ГЛОНАСС, чтобы вместе со снимком был создан Exif-файл, нечто вроде «электронного паспорта» фотографии, в котором зафиксированы место и время события. Но даже если вы технически вооружены и знаете, как грамотно сделать съемку, то ночь или плохая погода могут свести на нет все ваши усилия: без света или в снегопад качественных снимков не выйдет.

Как приложить электронный файл к бумажке? Раз точного ответа до сих пор не появилось ни в законе об ОСАГО­, ни в правилах страхования, значит, автовладелец может сделать это любым удобным способом: например, передать фотографии на компакт-диске или карте памяти. Вот только многие страховые компании весь октябрь всеми правдами и неправдами избегали приема таких документов. Так что, если вы все же отважились не вызывать ГИБДД, а подать в страховую извещение с фотофайлами и требовать возмещения, — настаивайте на том, чтобы вам дали расписку в получении всех документов.

Но, скорее всего, расписку потребуют и от вас — в том, что вы не редактировали изображения. А еще наверняка попросят копию оборотной стороны того экземпляра извещения, которое забрал себе виновник ДТП. Официальными инструкциями этой копии не предусмотрено: оба участника заверяют подписями только лицевые стороны извещений друг друга, где указаны данные машин и водителей, а на обороте каждый волен изложить свою версию событий. Но ведь разногласий в причинах аварии быть не должно! Поэтому заранее, еще на месте ДТП, сфотографируйте заполненный «тыльник» анкеты виновника.

Кстати, по новым правилам ОСАГО­ виновнику, в свою очередь, необходимо не только передать извещение собственному страховщику (на это отводится пять дней), но и в течение 15 дней не приступать к ремонту машины: ее могут затребовать на экспертизу, и, если повреждения уже устранены, страховая компания выставит регрессное требование и обяжет автовладельца возместить ей выплату, которую получил потерпевший.

Сложно? Вот потому-то «европротокол» и буксует. И это не говоря о том, что оформление документов без участия полиции может открыть опасный простор для трактовки обстоятельств ДТП: ведь наверняка найдутся те, кто попытается, договорившись на месте и подкорректировав картину аварии, сокрыть «европротоколом» нарушения, грозящие крупным штрафом или лишением прав.

Так что пока надежнее по старинке: первым делом звонить в полицию. Однако для раскрутки «европротокола» с октября в России заработал бесплатный круглосуточный колл-центр ВОСЭП (Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при ДТП), которую организовал Союз спасателей России при поддержке коммерческих служб аварийных комиссаров и некоторых страховщиков. По задумке, при звонке на номер 8-800-700-97-22 водителю дадут развернутую правовую консультацию по оформлению ДТП, а затем предложат вызвать на помощь аварийного комиссара — уже за деньги: примерно за 2000 рублей.

Что фотографировать к «европротоколу»?

— Общий вид места аварии с характерными ориентирами: вывесками, адресными табличками, дорожными указателями; — Положение машин с привязкой к дорожной разметке, а также к тем знакам, которые действуют в зоне ДТП; — Следы от шин, обломки на месте столкновения; — Общий вид автомобилей с госномерами; — Общий план поврежденных элементов автомобиля и поврежденные детали крупным планом.

Стоимость ремонта оказалась выше лимита выплат СК: порядок действий

В первой части статьи 1064 Гражданского Кодекса прописано, что компенсацию ущерба производит тот, кто его причинил. Если страховая компания выполнила обязательства в полной мере, взыскать недостающую разницу за ремонт необходимо с виновника ДТП. Действовать в этом случае нужно по аналогии с предыдущим:

  • убедиться, что назначенная выплата не компенсирует весь ущерб;
  • предпринять попытку уладить спор мирно, путем отправки досудебной претензии виновнику аварии;
  • составить обращение в суд, если иной способ не сработал.

Как и в случае со страховой компанией, для взыскания разницы с виновника необходимы результаты независимой автоэкспертизы. Срок реагирования виновника на досудебную претензию также составляет 10 дней. По прошествии этого периода остается лишь обратиться в суд. По факту вынесения постановления исполнительный лист передается в Службу судебных приставов.

НА СЕРВИС!

Возникает логичный вопрос: так, может, мне и не нужна денежная компенсация, если я могу без проблем починиться в предложенной СТО? Возвращаемся к проблеме некачественного ремонта. Рассчитывать на восстановление авто у официального дилера могут лишь те, у кого машина еще на гарантии. Остальных любезно приглашают в гаражи со всеми вытекающими последствиями — то есть, с неоригинальными, а порой даже «бэушным» запчастями или «забытыми» работами.

«Ну и что? Если плохо отремонтируют, я же всегда могу пожаловаться!». Как бы не так.

Дело в том, что закон не обязывает СТО после ремонта по ОСАГО выдавать клиенту закрывающие документы. Вы, скорее всего, не получите ни заказ-наряд, ни счет, ни даже бесполезный в данном случае акт приема-передачи — ничего. А как идти жаловаться, если на руках нет ни одной бумаги, в которой были бы прописаны все работы и перечень запчастей, использованных во время ремонта? Как доказать, что с автомобилем вообще что-то делалось?

Читать еще:  Обязанности правила формирования и функции кадровой службы

ТАК ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ

Учитывая все выше сказанное, лучше отказываться от ремонта, добиваясь денежной выплаты. Однако для начала следует обратиться к независимому эксперту, чтобы тот провел расчет реальной стоимости ремонта. Так вы поймете, на какую сумму можно рассчитывать, бодаясь со страховщиками. Конечно, это не гарантирует, что последние сжалятся и увеличат размер выплаты, нет. Но, быть может, именно в вашем случае будет выгоднее согласиться на натуральную форму.

Далее — если окажетесь с поврежденным в ДТП авто на СТО, заранее поинтересуйтесь, можно ли по итогу ремонта получить на руки закрывающие документы. Документы не выдали, а работы должным образом не провели? Пишите жалобы в Администрацию Президента и Центробанк. Но прежде, опять же, позвоните независимому эксперту. Во-первых, он подтвердит некачественный ремонт соответствующим заключением, а во-вторых, подскажет, как правильно поступать дальше.

В каких случаях отказ в выплатах по ОСАГО законен

Полис ОСАГО страхует вашу гражданскую ответственность. То есть в случае аварии, страховая компания возмещает ущерб пострадавшему вместо вас. Но по закону страховщик имеет право отказать в следующих случаях:

  • Если у вас был неполный пакет документов по ДТП. В статье » Как получить выплаты по ОСАГО» мы подробно рассказывали, какие документы нужны для обращения в страховую. Если вы вовремя не собрали все необходимые документы, то страховщик вправе вам отказать.
  • В случае, когда вы не предоставили автомобиль на осмотр страховой. Этот момент важно учесть при оформлении европротокола. Водитель не должен осуществлять ремонт автомобиля в течение 15 дней с момента аварии и по требованию страховщика предоставить машину на осмотр. Если не соблюсти данное правило, то последует законный отказ в выплатах.
  • Если полис ОСАГО был поддельный. Когда полис у виновника аварии поддельный, страховщик не должен выплачивать компенсацию.
  • При обращении не в ту страховую компанию. Закон об ОСАГО регулирует, когда и в каких случаях вы должны обращаться в свою компанию, а когда в страховую виновника ДТП. В свою компанию нужно обращаться, когда вред причинен только транспортному средству. И когда у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО.
  • В случае когда данный вред не возмещается полисом ОСАГО. Есть некоторые исключения, которые не возмещает страховщик:

— Компенсацию морального ущерба от аварии;

— Упущенную выгоду в рабочее время;

— Вред окружающей среде, объектам, уничтожение денег и драгоценностей.

Для начала нужно понять с чем связана такая сумма. Нужно написать письменное заявление в страховую, с просьбой ознакомить вас с результатами осмотра. Также потребуйте копию акта о страховом случае.

Из полученных сведений можно сделать вывод, права ли страховая компания в своем решении. В некоторых случаях решение страховщика может быть оправдано разницей в цене запчастей в справочнике РСА и реальной стоимостью в магазинах.

Если в акте осмотра указаны не все повреждения, либо какую-то деталь нужно заменить, но страховщик назначает ее ремонт, то в таком случае имеет место именно недоплата компании.

ОСАГО больше не защищает виновника ДТП от выплат в полном объеме, как это было раньше

ОСАГО больше не спасет

Теперь, если вы попали в ДТП, а страховая компания выплатила слишком маленькую сумму, остальное можно взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд еще в марте 2017 года. Теперь износ считается только для ОСАГО. С виновника аварии разрешено требовать полную сумму ущерба. Если вы пострадавшая сторона, у вас есть такое право. Если вы виноваты в ДТП, то придется доплачивать за ремонт пострадавшему за минусом той суммы, что уже выплатила страховая компания по ОСАГО.

Страховые компании считают размер выплаты по единой методике Центробанка, ремонт и замена деталей берется с учетом износа в рамках ОСАГО. В большинстве случаев ОСАГО не покрывает всю стоимость ремонта.

Например, у шестилетнего автомобиля в ДТП повредили фару и бампер. Их нельзя отремонтировать и приходится менять на новые детали. Страховая компания выплатит только часть денег, а остальное доплатит автовладелец. Бампер и фара стоят как новые, но страховая компания почему-то считает, что они шестилетние.

Как рассчитывают ущерб по ОСАГО

По общим правилам взыскать ущерб с виновника ДТП можно, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если ремонт стоит 120 000 рублей, страховая выплатила с учетом износа составляет 70 000 рублей, то с виновника можно еще получить 50 000 рублей.

Но по факту суды отказывали автовладельцам в таких исках, ссылаясь на методику Центробанка, и Верховный суд поддерживал эту позицию. Но тут четыре автовладельца обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить недостающую сумму на ремонт. Конституционный суд решил, что методику ЦБ нужно применять только в рамках ОСАГО. Разницу между реальной стоимостью ремонта и выплатой страховой компании можно получить с виновника ДТП.

У такой ситуации есть несколько сторон.

Это хорошая новость для пострадавших в ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника ДТП в полном объеме без учета износа.

Плохая новость для виновников ДТП. Теперь, если ответственность застрахована по ОСАГО, это не гарантирует полной финансовой защищенности. Тем более если автомобиль пострадавшего в ДТП имеет дорогие детали и ремонт.

А как же новые поправки в Закон об ОСАГО о том, что страховая компания обязана отремонтировать автомобиль пострадавшему в ДТП? Это не выгодно для дорожных аферистов. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Если внимательно прочитать эти поправки, то станет понятно, что выбор между ремонтом и выплатой остается за страховой компанией. Наши реалии таковы, что страховой компании не выгодно ремонтировать автомобили с большим износом (все по той же причине, что детали они обязаны поставить новые/аналоги/восстановленные). Даже если страховая компания предлагает выплату, многие из них заставляют подписать мировое соглашение, по которому вы не сможете требовать с них больше (даже по ОСАГО страховые считают мало). В том случае если вы не подписали соглашение , можно пересчитать размер выплаты по ОСАГО и получить дополнительные средства со страховой компании. В компании «ЮРЭКС» услуги по работе со страховыми компаниями в рамках ОСАГО бесплатны.

Что делать, если вы попали в ДТП?

Если вы пострадавшая сторона, можно получить часть денег на ремонт со страховой компании по ОСАГО, остальное — с виновника ДТП по реальным затратам или предоставив отчет о среднерыночной стоимости восстановительного ремонта . В первом случае ремонт вы делаете за свои деньги и предоставляете все чеки, во втором — обращаетесь в независимую экспертизу и предоставляете отчет, который является существенным доказательством в суде.

Если виновник откажется доплачивать деньги добровольно, обратившись в суд, вы также взыщете расходы на юриста и госпошлину сверх суммы ремонта.

Если вы виновная сторона и считаете, что сумма ущерба завышена, можете обратиться за помощью юриста и эксперта , чтобы избежать оплаты необоснованных расходов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector