Функции кадровой службы в организации 2021
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется руководителю организации (заместителю руководителя).
1.2. В своей деятельности кадровая служба руководствуется законодательством о труде, актами Президента и Правительства, приказами и распоряжениями руководителя организации, а также настоящим положением.
1.3. Кадровая служба работает в тесном взаимодействии с другими подразделениями организации.
2. ФУНКЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Основными функциями кадровой службы являются:
2.1. Организация и оформление приема и увольнения кадров, движения кадров.
2.2. Текущее и перспективное планирование потребностей организации в кадрах.
2.3. Систематический анализ профессионального и возрастного состава кадров, выработка практических рекомендаций, анализ кадров по уровню образования.
2.4. Индивидуальное изучение профессиональных, деловых качеств работников организации.
2.5. Организация системы учета кадров, их движения внутри организации, анализ их текучести.
2.6. Организация планирования и проведения аттестации кадров.
2.7. Разработка мероприятий по повышению квалификации кадров.
2.8. Создание кадрового резерва и работа с ним.
2.9. Обобщение передового опыта работы с кадрами и его внедрение.
2.10. Организация обучения руководителей структурных подразделений прогрессивным формам и методам подбора и расстановки кадров.
2.11. Участие в разработке и осуществлении мероприятий плана социально-экономического развития коллектива.
2.12. Осуществление выдачи справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.
2.13. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам организации.
2.14. Осуществление табельного учета, составление и выполнение графиков отпусков.
2.15. Организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работниками организации.
2.16. Ведение и хранение трудовых книжек, выдача справок о трудовом стаже.
3. РУКОВОДСТВО КАДРОВОЙ СЛУЖБОЙ
3.1. Кадровую службу возглавляет начальник, который назначается и освобождается руководителем организации.
3.2. Начальник кадровой службы:
— руководит деятельностью кадровой службы;
— несет ответственность за ее результаты, состояние трудовой и исполнительной дисциплины;
— утверждает план работы кадровой службы, контролирует его выполнение;
— обеспечивает исполнение приказов, распоряжений и поручений администрации организации;
— вносит администрации организации предложения об изменении структуры и штатной численности кадровой службы, о назначении и освобождении работников, их аттестации, выдвижении, поощрении и дисциплинарной ответственности;
— определяет содержание и объем функциональных прав и обязанностей сотрудников кадровой службы, организует работу по повышению их квалификации;
— в пределах своей компетенции подписывает документы и дает указания по вопросам работы кадровой службы.
4. ПРАВА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
4.1. Кадровая служба организации имеет право:
— принимать непосредственное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расстановкой, перемещением и увольнением работников организации;
— проводить проверки в структурных подразделениях организации по состоянию работы с кадрами;
— получать от структурных подразделений организации необходимую информацию об условиях труда работников, их быта, текучести кадров, трудовой дисциплины и т.д.;
— вносить администрации организации рекомендации, направленные на сокращение и предупреждение текучести кадров, укрепление трудовой дисциплины, создание стабильных трудовых коллективов и повышение ответственности руководителей за состояние этой работы.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Работники кадровой службы должны строго хранить коммерческую тайну, полученную в результате выполнения ими своих обязанностей.
5.2. Права и социальные гарантии работников кадровой службы обеспечиваются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
Описание курса
Данный курс одобрен и рекомендован Ассоциацией консультантов по персоналу!
Курс соответствует требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда РФ от «06» октября 2015 г. № 691н
На занятиях курса «Кадровая работа в современной организации. Уровень 1. Процедуры оформления трудовых отношений» Вы познакомитесь с требованиями к работе по всем направлениям кадровой службы в 2021 году, приобретёте знания и практические навыки по работе с документами, регулирующими трудовые отношения.
За время учёбы вы выполните сквозной учебный проект и создадите портфолио из своих работ.
Вы будете иметь на руках весь необходимый материл на бумажном носителе и в электронном виде.
Во время обучения вы познакомитесь с уникальными специалистами и экспертами, новые полезные знакомства и связи, получите индивидуальную обратную связь по своим кейсам от преподавателя, который поможет проанализировать каждую задачу и найти выход из сложившейся ситуации.
Между занятиями вы самостоятельно выполните практикумы и решите учебные кейсы. У вас будет возможность обменяться мнениями с другими слушателями, поделиться впечатлениями и получить подробную консультацию.
И конечно, по окончании курса Вы получите весомый документ, уважаемый работодателями.
Кроме того, вам предоставят доступ к закрытому HR-клубу слушателей и выпускников, где и после окончания обучения вы сможете обсудить интересующие вас темы, задать вопросы и получить на них профессиональные ответы.
Специалисты, обладающие знаниями и навыками, которые формирует курс «Кадровая работа в современной организации. Уровень 1. Процедуры оформления трудовых отношений», в настоящее время крайне востребованы и пользуются уважением работодателей. Реальные истории наших выпускников подтверждают это.
Пройдя обучение, Вы углубите свои знания, получите новые навыки и поднимитесь на новую профессиональную ступень!
Правительство Саратовской области
Саратовская область выбирает вектор лидерства
- Саратовская область
- О регионе
- Устав Саратовской области
- Официальная символика
- Административно-территориальное устройство
- Экономика и инвестиции
- Промышленность, наука и инновации
- История
- Экология и право
- Отдых и туризм
- Антитеррористическая комиссия
- Антинаркотическая комиссия
- Губернатор
- Новости
- Выступления и интервью
- Биография
- Предвыборная программа «Только вперед!»
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Власть
- Губернатор
- Саратовская областная Дума
- Состав Правительства
- Главный федеральный инспектор
- Заседания Правительства
- Органы судебной власти
- Органы исполнительной власти
- Органы прокуратуры
- Аппарат Губернатора
- Территориальные органы
- Иные государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Пресс-центр
- Контакты пресс-службы Губернатора
- Анонсы мероприятий
- План работы Правительства со СМИ
- Печатные СМИ
- Электронные СМИ
- Интернет-сайты
- Официальные СМИ
- Пресс-службы ведомств
- Аккредитация
- Цифровое телевидение в Саратовской области
- Официальный комментарий
- Законодательство
- Официальный интернет-портал правовой информации
- Официальный источник опубликования нормативных правовых актов Саратовской области
- Основные нормативно-правовые акты
- Информационно правовой блок (Консультант)
- Информационно правовой блок (Гарант)
- Постановления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов
- Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертиза нормативных правовых актов
- Прокурор разъясняет
Управление кадровой политики и государственной службы Правительства области
Общая информация
Пролеткин Антон Олегович
Первый заместитель руководителя аппарата Губернатора области — начальник управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области
Сведения о руководителях
Первый заместитель руководителя аппарата Губернатора области — начальник управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области
Заместитель начальника управления — начальник отдела организации государственной гражданской службы
Первый заместитель начальника управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области — начальник отдела кадров
Начальник отдела отбора и оценки кадров
Начальник отдела наград
Функции и задачи
Функции и задачи
Задачами Управления являются:
обеспечение деятельности Губернатора области и Правительства области по реализации основных направлений и механизмов проводимой ими кадровой политики, решению кадровых вопросов, формированию и развитию государственной гражданской службы области и муниципальной службы;
обеспечение функционирования системы профессионального развития государственных гражданских служащих области;
обеспечение права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе;
определение порядка и регулирования процесса подбора, перемещения и оценки государственных гражданских служащих области, формирование действенного кадрового резерва;
обеспечение выполнения федерального законодательства и законодательства области по вопросам наград и почетных званий;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства по вопросам кадровой политики, государственной гражданской службы области и муниципальной службы;
подготовка предложений Губернатору области и Правительству области по вопросам государственной гражданской службы области и муниципальной службы;
разработка предложений Губернатору области и Правительству области по реализации государственной кадровой политики в органах исполнительной власти области, взаимодействие с органами местного самоуправления в этой сфере;
анализ эффективности государственной гражданской службы области, разработка предложений по совершенствованию структуры, положений, оптимизации штатной численности органов исполнительной власти области;
координация работы, методическое и организационное управление государственной гражданской службой области; координация подготовки кадров для государственной гражданской службы области;
анализ кадрового состава органов исполнительной власти области, содействие ведению реестра государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти области;
осуществление мониторинга кадровой ситуации в органах исполнительной власти области;
участие в подготовке информационно-аналитических материалов для Губернатора области по вопросам кадровой политики и государственной гражданской службы;
утверждение примерной формы должностного регламента;
обеспечение деятельности конкурсных и аттестационных комиссий государственных гражданских служащих области, представителем нанимателя которых является Губернатор области и министр области — руководитель аппарата Губернатора области, организация работы по отбору кадров для государственной гражданской службы области;
обеспечение должностного роста государственных гражданских служащих области;
своевременное внесение предложений в отношении Сводного перечня государственных должностей области и Реестра должностей государственной гражданской службы области;
организация системы кадрового обеспечения государственной гражданской службы области и подготовка решений по вопросам ее прохождения;
подготовка документов о назначении и освобождении, ведение личных дел и трудовых книжек работников органов государственной власти области и иных работников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором области и министром области — руководителем аппарата Губернатора области, в соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области от 26 февраля 2006 г. № 41 «О порядке назначения на должность и освобождения от должности работников в органах исполнительной власти Саратовской области, государственных органах Саратовской области» и частью 5 статьи 38 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», осуществление иной деятельности по обработке персональных данных и учету указанных лиц;
обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам, находящимся в ведении Управления;
осуществление мониторинга реформирования и развития государственной гражданской службы области;
организация проверки обстоятельств, препятствующих поступлению и прохождению государственной гражданской службы области, представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу области, проверка соблюдения ограничений, предусмотренных законодательством для замещения государственных должностей области, а также содействие в оформлении допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
обеспечение в пределах компетенции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области, и лицами, замещающими государственные должности области, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности области, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Саратовской области;
организация проведения служебных проверок;
осуществление в установленном порядке проверки (в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы области, и государственными гражданскими служащими области, замещающими должности государственной гражданской службы области, включенные в перечень, определенный Губернатором области, или в определяемый в соответствии с ним перечень, утвержденный министром области — руководителем аппарата Губернатора области, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Саратовской области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими Саратовской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Саратовской области;
организация работы по проведению аттестаций и квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих области;
обеспечение деятельности Комиссии по государственным наградам при Губернаторе области;
подготовка и проведение мероприятий по вручению государственных и областных наград Губернатором области или иными лицами в соответствии с законодательством;
подготовка предложений по учреждению областных наград;
формирование и ведение банка данных о награжденных государственными и областными наградами, ведение карточек учета награжденных государственными и областными наградами, организация справочной работы по ним;
организация и координация осуществления мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих области, в том числе в рамках международного сотрудничества, подготовка предложений о развитии системы обучения кадров государственной гражданской и муниципальной службы в учебных заведениях области;
согласование размещения государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих области с учетом финансирования мероприятий по профессиональному развитию государственных органов области, функций государственных органов области и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах;
ведение реестра исполнителей государственной услуги по реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих на основании образовательных сертификатов в части, касающейся образовательных организаций, которые могут участвовать в обучении государственных гражданских служащих области;
организация методического обеспечения мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих области;
оказание государственным органам области консультативной и методической помощи по вопросам профессионального развития государственных гражданских служащих области;
осуществление контроля за реализацией мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих области;
ведение учета государственных гражданских служащих области, получивших дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации, получивших дополнительное профессиональное образование на основании образовательных сертификатов, принявших участие в иных мероприятиях по профессиональному развитию с использованием единого специализированного информационного ресурса;
представление ежегодно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, сведений о реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих области;
организация заключения договоров с гражданами на время их обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с последующим прохождением гражданской службы;
организационно-техническое обеспечение реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории области;
формирование кадрового резерва области;
консультирование государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам, связанным с организацией и прохождением государственной гражданской службы области и муниципальной службы;
организация и проведение в установленном порядке работы по оформлению и выдаче служебных удостоверений (пропусков) государственным гражданским служащим области, работникам технического обеспечения деятельности органов исполнительной власти области и иным категориям граждан;
организация хранения в установленном порядке нагрудного знака «Правительство Саратовской области»;
рассмотрение в соответствии с законодательством предложений, обращении и жалоб граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
оказание консультативного содействия органам исполнительной власти области по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих области;
применение в кадровой работе в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации».
Структурные подразделения
Структура управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области
Организация работы кадрового отдела
Количество специалистов для КС обосновано рациональным разграничением и стабилизацией трудового процесса каждого отдельного предприятия. Для этого используют «Квалификационный справочник», в котором обозначены должности:
- управленческий состав;
- специалисты;
- технические исполнители.
По каждой есть характеристика, включающая предписания:
- круг обязанностей;
- специальные знания;
- квалификационные требования.
Организация работы отдела кадров происходит в соответствии с уровнем сложности и объемом поставленных задач. Каждый сотрудник должен обладать знаниями и навыками:
- Полное владение информацией о специфике предприятия.
- Управленческие и лидерские качества.
- Обучаемость.
- Владение основами финансового формирования.
- Дипломатические навыки.
КС организаций предоставляют следующие вакансии:
- Руководитель службы управления персоналом.
- Менеджер:
- по кадровой работе;
- социальным льготам;
- компенсациям;
- Специалист:
- по работе с соискателями;
- обучению;
- трудоустройству;
- кадрового делопроизводства.
Наличие должностей определяется спецификой предприятия и функциональными задачами службы персонала.
Другие нюансы деятельности кадровой службы в организации
Как можно понять из основных принципов работы кадрового сегмента, данная структура не может обходиться без постоянной взаимосвязи с иными структурными подразделениями предприятия. При этом взаимодействует отдел кадров как с админстративно-управленческим персоналом предприятия, так и с простым производственным персоналом в той или иной мере. С точки зрения взаимодействия со структурными подразделениями, наиболее часто контакты осуществляются с:
Фактическими руководителями других структурных подразделений. Именно на основании их докладных записок и служебных документов обеспечивается поиск и оформление приема на работу новых сотрудников, равно как и расторжение действующих трудовых договоров. Кроме этого, именно на основании решений отдельных руководителей, специалисты по кадрам оформляют дисциплинарные взыскания и поощрения.
Особое внимание следует обратить работодателям на численность сотрудников отдела кадров. В среднем, практика демонстрирует, что в большинстве случаев для реализации основных кадровых функций достаточно одного сотрудника на приблизительно 100 человек работников. Однако, если предприятие реализует и HR-методы эффективного и постоянного управления персоналом, занимается инновационными и внутренними социальными вопросами в организации, то целесообразным может оказаться и привлечение одного специалиста на 20-50 работников организации в зависимости от конкретных задач, которые устанавливаются перед кадровой службой.
На небольших же предприятиях наличие полноценного кадрового отдела не является обязательным в принципе. Так, распространена практика, когда все функции кадровиков выполняет сам индивидуальный предприниматель или директор. Либо же – они передаются юристам или бухгалтерам, имеющим должные навыки, образование или опыт работы. Еще одним способом организации работы предприятия без кадрового отдела может быть привлечение сторонних специалистов или кадровых агентств, в том числе и в формате аутсорсинга – особенно этот подход будет актуальным в случае необходимости исполнения именно сугубо процессуальной функции кадровой службы.
Упразднение Россвязи
В ноябре 2020 г. Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Россвязи и Федерального агентства по печати (Роспечать). Их функции в феврале 2021 г. передались Минцифры. В министерстве тогда заявили, что процесс вливания «позволит более эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы без ущерба количеству и качеству реализуемых задач».
В марте 2021 г. CNews узнал, о планах создания трех новых департаментов в министерстве из-за упразднения Роспечати и Россвязи. Среди них и оказался департамент развития новых телекоммуникационных сервисов, под контроль которого и передались все подведомственные организации Россвязи. Среди них — «Космическая связь», «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО, занимается проводным радиовещанием), «Марка», «Научно-исследовательский институт радио» (НИИР), Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС, отвечает за реестр перенесенных сотовых номеров), Центральный музей связи им. А.С.Попова и различные отраслевые вузы, включая Петербургский государственный университет связи им. М.А.Бонч-Бруевича и Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).
Россвязь занималась распределением номерной емкости, отвечала за оказание универсальных услуг связи, декларирование соответствия абонентских устройств связи и выпуск почтовых марок. Также Россвязь отвечала за аккредитацию сертификационных центров в области связи. Затем эти полномочия были переданы в Росаккредитацию, которая сотрудничала с Россвязью.
Минтруд представил обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
23 декабря Минтруд России опубликовал на своем сайте очередной Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов, подготовленный по итогам применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБР, иных организациях, на работников которых распространяются положения Закона о противодействии коррупции.
Содержание обзора
Обзор конкретизирует круг субъектов, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения ими доходов в виде денег, иного имущества (в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей. Ими могут быть само должностное лицо, на которое антикоррупционным законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; его близкие родственники или свойственники; иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов предписано не только выявлять и фиксировать наличие у должностного лица соответствующих полномочий, но и анализировать возможность влияния личной заинтересованности такого лица на надлежащее, объективное и беспристрастное их осуществление. Факт наличия конфликта интересов фиксируется при выявлении того, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.
Обзор также перечисляет обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности при решении вопроса о привлечении к ответственности виновного должностного лица. Среди них, в частности, величина нанесенного ущерба при его наличии, факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности и др.
Некоторые случаи из практики
В документе раскрывается содержание организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, приведены отдельные конкретные практические ситуации по анализу их коррупционной составляющей.
В одном из приведенных примеров супруга руководителя учреждения на протяжении нескольких лет замещала должность инженера в учреждении, подведомственном федеральному государственному органу. В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности, определяет конкретный размер зарплаты и премий работников организации, принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий. Таким образом, осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияло на получение ею дохода.
В ходе проверки было установлено, что супруга руководителя учреждения систематически уклонялась от исполнения своих трудовых обязанностей. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов также выявила неоднократные факты ее отсутствия на рабочем месте без уважительных причин. При этом за периоды необоснованного отсутствия женщина получала зарплату в полном объеме и избегала дисциплинарных взысканий. Кроме того, руководитель учреждения оказывал давление на работников кадрового подразделения в целях сокрытия ими фактов допущенных нарушений.
Комиссия признала, что руководитель не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и сочла необходимым уволить его в связи с утратой доверия. В отношении него впоследствии было возбуждено уголовное дело. Супруга главы учреждения была также уволена за систематические грубые нарушения трудовой дисциплины. При этом работникам кадровой службы было указано на недопустимость исполнения неправомерных решений руководителя учреждения, необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В связи с этим кадровикам было вынесено замечание.
Также в обзоре уделено внимание проблемам коррупции в сфере осуществления контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченного ресурса и государственных закупок. Так, приведен пример, когда бывшая супруга начальника отдела органа исполнительной власти являлась гендиректором и учредителем организации, которая выполняла работы по договорам субподряда с организациями – победителями закупочных процедур этого органа власти.
В ходе проверки было установлено, что, несмотря на расторжение брака, между бывшими супругами сохранились близкие отношения: они продолжали проживать в одном жилом помещении, вели совместное хозяйство и воспитывали несовершеннолетних детей. В связи с этим комиссия сочла, что получение материальных выгод компанией связано с возможностью осуществления заказчиком приемки у исполнителя работ, не соответствующих требованиям госконтракта, непредъявлением штрафных санкций за несвоевременное и некачественное выполнение работ.
«Таким образом, согласование начальником отдела документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных организацией работ, напрямую влияет на получение дохода его бывшей супругой (в виде дивидендов и заработной платы, выплачиваемых организацией), которая связана с ним близкими отношениями. Возможность получения указанного дохода бывшей супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих должностных полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица», – отмечено в обзоре.
Такая личная заинтересованность могла повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, поэтому она свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов. Поскольку начальник отдела не уведомил о наличии личной заинтересованности, он был уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, а материалы проверки были направлены в правоохранительные органы.
Эксперты «АГ» прокомментировали содержание обзора
Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва назвала наиболее интересной ситуацию конфликта интересов, возникшего при осуществлении госслужащим организационно-распорядительных функций. «Впервые в обзоре отмечено решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов указать работникам кадрового подразделения на необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В свою очередь, такое указание комиссии повлекло применение к ответственным работникам кадрового подразделения меры ответственности в виде замечания», – отметила она.
Эксперт добавила, что ни в более ранних обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1 и 2, ни в Письме Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 и в Памятке Управления делами Президента РФ не содержится подобных указаний и примеров. «При этом кадровые службы административно-государственных органов и организаций муниципальных образований обязаны участвовать в работе по недопущению и ликвидации конфликтов интересов в пределах своей компетенции. Так, в функции кадровых служб входят организация проведения служебных проверок и участие в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Важно, что Минтруд привлек внимание к необходимости работников кадровых служб государственных органов оперативно реагировать на правонарушения со стороны руководителя и сообщать о фактах, свидетельствующих о наступлении конфликта интересов», – подытожила Виктория Соловьёва.
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что обзор содержит выводы, которые могут оказать существенное влияние на практику, причем не только в сфере конфликта интересов в государственных и муниципальных органах. «В нем обобщена правоприменительная практика, по сути, определено, что входит в предмет доказывания по спорам, связанным с конфликтом интересов, приведены примеры того, что именно образует личную заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения им своих обязанностей. Указанный документ позволит унифицировать соответствующую правоприменительную практику», – пояснила эксперт. Она особо выделила дело о конфликте интересов при осуществлении государственных закупок.
Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или самого государства. «Предотвращение или урегулирование конфликта интересов является обязанностью нанимателя, и невыполнение гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, необходимых мер является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения Закона о противодействии коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе РФ)», – пояснила эксперт.
По словам адвоката, примером подобного правонарушения может быть создание ответственным госслужащим своим бездействием и отсутствием должного контроля при выполнении хозяйственных операций условий при заключении госконтрактов для систематического получения государственными служащими, находящимися в его подчинении, взяток от предпринимателей, заключивших государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственного органа.
«Ситуации, когда необходим контроль со стороны государства, ежедневно возникают на практике, что требует для их рассмотрения единого подхода. В Обзоре приведены примеры наиболее часто встречающихся ситуаций личной заинтересованности, и, как в нем указано, он направлен “на унификацию представления информации при формулировании рассматриваемых на заседаниях комиссий вопросов о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов”. Следовательно, такой документ имеет важное значение в рассматриваемой сфере правоотношений», – заключила Валерия Аршинова.