Исполнительное производство лайфхаки от практикующих юристов
Исполнительное производство: лайфхаки от практикующих юристов
Ежедневно клиенты нашей компании, коллеги и просто знакомые взаимодействуют с органами Федеральной службы судебных приставов и очень часто сталкиваются с определенными трудностями ввиду незнания тонкостей исполнительного производства. Это могут быть и медленный обмен данными между государственными ведомствами, и бездействие судебных приставов-исполнителей, и неправомерные действия должников, направленные на уклонение от исполнения своих обязательств и др.
Какие меры следует предпринимать взыскателю или должнику для скорейшего и эффективного достижения поставленных в рамках исполнительного производства задач? Об этом и не только поговорим в настоящей статье.
Взыскателю важно правильно выбрать, куда предъявить исполнительный лист
Предметом требований большинства исполнительных производств является взыскание денежных средств с должника. От грамотно спланированного порядка действий юриста зависит не только скорость взыскания денежных средств, но ещё и сама перспектива взыскания, поскольку уже на стадии рассмотрения спора недобросовестные должники предпринимают меры по сокрытию имущества (договариваются с контрагентами о получении оплаты на счета третьих лиц, продают имущество, заключают фиктивные сделки, направленные на выведение активов и пр.).
Взыскателю и приставу важно работать «в одной команде»
Он может искренне хотеть помочь взыскателю, но при этом столкнуться с «непреодолимыми» препятствиями в виде ограниченного финансирования для исполнения своих обязанностей (например, на почтовые расходы, топливо), жалобами, агрессивным поведением должников и т.д.
Если ваша цель — получение реального результата, не нужно, стуча кулаком по столу, просто что-то требовать, ссылаясь на нормы закона. Нужно разговаривать, искренне поинтересоваться на каком этапе исполнение застопорилось, что нужно для решения, каких ресурсов не хватает, чем вы, заинтересованная сторона, можете помочь.
Задачи в исполнительном производстве иногда возникают крайне нестандартные, и пристав-исполнитель может попросту не знать, как он должен поступить чтобы не нарушить закон. Эффективным в таком случае будет обращение к старшему судебному приставу, но не для того, чтобы пожаловаться, а чтобы изложить суть вопроса более компетентному и опытному специалисту, высказать свое видение решения вопроса. Как правило, в таких случаях начальник вызывает к себе пристава, и вы согласовываете порядок действий уже втроём, приходите к определенному консенсусу.
Последнее по списку, но не по значению — доброжелательность, обращение по имени и отчеству и демонстрация желания сотрудничать, а не требовать. Звучит, вероятно, как напутствия фанатки Д. Карнеги, но это действительно работает: люди охотнее идут навстречу, принимаются за решение ваших вопросов в приоритетном порядке, дают личный номер телефона, самостоятельно информируют о ходе исполнительного производства, экономя ваше время.
Из изложенного следует, что 50% успеха в разрешении спора зависит от поведения сторон исполнительного производства и грамотно спланированного порядка действий. Крайне важно иметь контакты опытных специалистов, способных оперативно привести спор к его логическому завершению.