Наказание за грубый дисциплинарный проступок военнослужащего
Самовольная отлучка
Самовольная отлучка (разговорное: «самоволка», «самоход») — оставление военнослужащим срочной службы без соответствующего разрешения территории расположения воинской части или места службы на срок свыше одних (но не более трёх) суток либо менее одних суток, но повторно в течение трёх месяцев службы.
Как самовольная отлучка квалифицируется также неявка военнослужащего (в те же сроки) без уважительных причин на службу при увольнении из расположения части, возвращении из командировки, отпуска, лечебного заведения и так далее. В соответствии с существующими законами, лица, совершившие самовольную отлучку, привлекаются к уголовной ответственности, но тем не менее, в мирное время за самовольную отлучку при смягчающих обстоятельствах, вместо уголовной ответственности, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия [1] .
Запреты на интернет и контакты со СМИ
Согласно тексту указа, военнослужащим запрещается передавать СМИ или распространять в интернете (в том числе и посредством соцсетей) сведения, анализ которых дает возможность определить принадлежность или предназначение военнослужащих к ВС России, а также другим войскам, воинским формированиям и органам. Запрет распространяется и на информацию о других военнослужащих, в том числе и тех, кто уволился с военной службы, а вместе с ними – и на сведения о членах их семей, включая родителей. В данном случае ограничения действуют и на информацию, позволяющую определить место нахождения этих людей в определенный период времени.
В дополнение к этому военнослужащим запрещается передавать СМИ и публиковать в интернете информацию о своей деятельности или деятельности других военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; информацию о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав ВС России или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
В данной статье проводится сравнительноправовая характеристика преступлений против военной службы и дисциплинарных проступков военнослужащих, которые выступают в качестве разновидности воинских правонарушений. На основе изучения теоретических положений, анализа законодательства и судебной практики автор приходит к выводу, что главными критериями разграничения преступлений и дисциплинарных проступков военнослужащих выступает общественная опасность деяния и характер противоправности.
Ключевые слова: воинские преступления, дисциплинарные проступки, квалификация.
Представляется необходимым разграничивать преступления от дисциплинарных проступков против военной службы, поскольку по своим внутренним и внешним признакам они достаточно схожи, это выясняется при сравнении перечня грубых дисциплинарных проступков, содержащихся в ст.28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»1с перечнем преступлений против военной службы, содержащихся в главе 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –УК РФ). Однако юридические санкции, то есть карательная мера в отношении правонарушителя, за совершенное воинское правонарушение, весомо отличаются друг от друга.
Главными критериями разграничения преступлений и дисциплинарных проступков военнослужащих выступает общественная опасность деяния и характер противоправности. О.Г.Зателепин отмечает: «если имеет место посягательство на ту или иную сторону военной безопасности государства в главе 33 УК РФ, то следует определить характеробщественной опасности совершенного воинского общественно опасного деяния путем анализа абсолютно определенных либо оценочных признаков содеянного, указанных в соответствующих статьях»3. «Преступления против военной службы характеризуются более высокой степенью общественной опасности, нежели дисциплинарные проступки, а правонарушитель не несет для общества такой опасности, которую представляет преступник»4. Однако по некоторым признакам они совпадают.
Так, самовольное оставление части разграничиваются сроком, если до 10 суток, то это дисциплинарный проступок, а свыше 10 квалифицируется как воинское преступление. «Общественная опасность воинского дисциплинарного проступка проявляется в создании либо причинении угрозы нанесения вредных последствий (нравственного, физического, имущественного вреда), в данном случае интересам военной службы, охраняемым законодательством, обеспеченным воинской дисциплиной»5. Рассмотрим воинское правонарушение, предусмотренное как в УК РФ, так и в ФЗ No76ФЗ «О статусе военнослужащих», а именно «нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Например, насилие одного военнослужащего над другим, совершенное вне воинской службы и по мотивам личностного характера, нельзя признать преступлением, предусмотренным ст.335 УК РФ.
Насилие, хоть и совершенное в расположении воинской части, но вред причиненвоеннослужащему по мотивам мести, ревности в помещении для хранения личных вещей, также не будет считаться воинским преступлением. Следовательно, «если нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими не имело связи с действиями, описаннымив диспозиции ч.1 ст.335 УК РФ, было содеяно не на почве военнослужебных отношений, а также не повлекло за собой последствий, по которым данное деяние можно было бы квалифицировать как общеуголовное преступление, то, совершенное правонарушение может быть признано грубым дисциплинарным проступком».
Воинское правонарушение, формально содержащее признаки какого бы то, ни было деяния, предусмотренного главой 33 УК РФ, но в силу своей малозначительности подпадающее под действие ч.2 ст.14 УК РФ не образует преступления, а значит, может представлять собой дисциплинарный проступок. Это еще не означает, что в равной мере понятие малозначительности применимо к деяниям, подпадающим под признаки какоголибо преступления. В подтверждение своих слов приведу пример из судебной практики: «рядовой Ф., назначенный для уборки в умывальном и туалетном помещениях, отказался выполнять обязанности по наведению порядка в указанных местах. Оценив приведенные фактические данные в совокупности, судья пришел к выводу, что Ф. 12 декабря 2015 года уклонился от исполнения обязанностей военной службы, следовательно, совершил грубый дисциплинарный проступок, который предусмотрен абз.6 ч.2 ст.28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При назначении наказания судья учел, чтоФ. раскаялся в содеянном, и назначил ему дисциплинарный арест сроком
на 8 суток, с содержанием на гауптвахте Новосибирского гарнизона»6.Еще одним «фильтром для разграничения» выступают вина, мотив и цель, которые могут как снижать, так и повышать общественную опасность, что в свою очередь ведет к разграничению преступлений от дисциплинарных проступков против военной службы. Субъективная сторона сыграет значительную роль только тогда, когда она имеет решающее значение для перевода деяния в проступок (ст.333 УК, 336 УК).
На данный момент, существует правовой пробел, а именно «цель, закрепленная в ст.338 и ч.2 ст.339 УК РФ, не полностью отвечает «потребностям практики,затрудняя использование норм о преступлениях против прохождения военной службы, особенно в разграничении дезертирства от других воинских преступлений и правонарушений»7.Анализ нормы не объясняет, как оценивать действия военнослужащего, цель которого уклониться от военной службы на неопределенный промежуток времени «пока не задержат»8.В результате сравнительноправового анализа сформулированы следующие выводы:–представляется целесообразным поставить вопрос при разграничение указанных институтов «о допустимости применения теоретических положений военноправовой науки, которые дают трактовку признакам преступлений против военной службы»;–разумным будет законодательно закрепить норму в «Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации», которая устанавливает запрет одновременного привлечения военнослужащих к дисциплинарной и уголовной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку в данный момент «фактически легально допускается возможность идеальной совокупности воинских преступлений и дисциплинарных проступков. Хотя, на наш взгляд одно и то же деяние не может одновременно обладать признаками воинского преступления и дисциплинарного проступка, поэтому их идеальная совокупность невозможна.
Это же относится к уголовному наказанию и дисциплинарным санкциям»;–дополнить главу 33 УК РФ нормами, где установлена специальная ответственность за воинские должностные преступления, даже «когда деяния совершены начальниками (командирами) по отношению к подчиненным, тем самым совершенствовать действующее законодательство о преступлениях против военной службы»12;–в целях сокращения преступности представляется ввести в Уголовный кодекс РФ квалифицирующий признак как «нахождение лица на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в составы некоторых воинских преступлений».
Другие новости и статьи
Запись создана: Понедельник, 5 Август 2019 в 18:54 и находится в рубриках Новости.
Смягчающие обстоятельства
Если командир сочтет дисциплинарный проступок военнослужащего малозначительным, он может сделать лишь устное замечание, не прибегая к более строгим мерам. Кроме того, командир может принять во внимание ряд условий, смягчающих наказание нарушителя дисциплины. К ним можно отнести:
- раскаяние лица, совершившего дисциплинарный проступок;
- по собственной воле информирование военнослужащим своего командира о факте нарушения им дисциплины;
- принятие нарушителем дисциплины мер, целью которых является предупреждение негативных последствий совершенного им проступка;
- компенсация причиненного вреда или его устранение в добровольном порядке;
- совершение проступка под влиянием травмирующих переживаний.
Если у военнослужащего или его родственников возникло подозрение, что командир превысил свои полномочия или не учел всех обстоятельств при вынесении дисциплинарного взыскания, наилучшим решением будет консультация квалифицированного юриста.
Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам
Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины. Специальные дисциплины. Особенности специальных дисциплин. Последствия нарушения дисциплины. Военная дисциплина. Отличается наибольшей строгостью, чётким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей. Трудовая дисциплина. Своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда. Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом. Технологическая дисциплина.
Слайд 16из презентации«Дисциплина». Размер архива с презентацией 4690 КБ.
Какова процедура наложения и снятия взыскания?
Любой дисциплинарный проступок должен быть зафиксирован документально: докладной запиской непосредственного начальника нарушителя на имя руководителя работодателя или актом о дисциплинарном проступке, который обычно составляется работниками отдела кадров, а также иными документами, подтверждающими наличие нарушения, или показаниями свидетелей.
Прежде чем применять меры воздействия, работодателю нужно затребовать у работника объяснения, которые тот должен в течение 2 дней дать в произвольной форме (письменно). Но работник может отказаться от дачи таких пояснений, и в этом случае в присутствии свидетелей необходимо составить акт об этом.
Если факт дисциплинарного проступка бесспорен (установлена вина работника в нарушении трудовых обязанностей) и отсутствуют обстоятельства, оправдывающие его (например, нетрудоспособность, непредвиденные обстоятельства, вызов в правоохранительные органы), то становится возможным применение взыскания. При этом даже при грубом нарушении необязательно прибегать к увольнению.
ВАЖНО! За один дисциплинарный проступок наказание может быть только одно (ст. 193 ТК РФ). Оно отражается в приказе, который не позднее 3 рабочих дней с момента оформления предоставляется для ознакомления работнику под расписку. Отказ последнего подписать приказ также оформляют актом.
Применить взыскание можно в течение 1 месяца со дня выявления дисциплинарного проступка и не позже полугода (а для финансовых нарушений — 2 лет) со дня его совершения с учетом допускаемых законодательством периодов отсутствия на работе (ст. 193 ТК РФ).
Несоблюдение процедуры наложения взыскания (документирования, последовательности шагов, сроков), особенно в случае увольнения, может привести к признанию его незаконным.
Дисциплинарное взыскание по прошествии года при отсутствии нового дисциплинарного проступка снимается автоматически (ст. 194 ТК РФ). Но допускается и досрочное снятие по инициативе:
- руководства работодателя;
- непосредственного начальника работника;
- трудового коллектива;
- самого работника.
В отношении снятия наказания также издается приказ, служащий основанием для соответствующей записи в кадровых документах работника.
О том, какие кадровые документы нужно оформлять в отношении каждого принятого на работу сотрудника, читайте в статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации».
Почему правительство предложило запретить военнослужащим публиковать о себе информацию в интернете
Поддержала позицию суда первой инстанции и судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда, куда обратился с жалобой представитель Георгия Варламова. «Доводы автора жалобы судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства»,— говорится в апелляционном определении.
Там же отмечается, что в вину истцу поставлено «не наличие у него телефонного аппарата сотовой связи, а электронного изделия, в котором могут храниться аудио-, фото-, видеоматериалы».
Напомним, что совсем недавно в аналогичную историю попал и офицер контрразведки ФСБ Михаил Самохин, застигнутый, вопреки приказу директора ФСБ Александра Бортникова, в спецпомещении сразу с несколькими смартфонами (см. “Ъ” от 11 октября). Подполковнику сначала также объявили строгий выговор, а затем отказались продлевать с ним контракт. Попытка офицера опротестовать наложенное на него дисциплинарное взыскание успехом тоже не увенчалась.