Права и обязанности родителей и детей
Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
О лишении и ограничении родительских прав, см. статьи 69 и 73 данного документа.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Сергей Б., 13 лет
Цвет глаз: Серые
Цвет волос: Светло-русые
Возможности устройства в семью: усыновление российскими гражданами, опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
Михаил Г., 16 лет
Цвет глаз: Серые
Цвет волос: Темно-русые
Возможности устройства в семью: усыновление российскими гражданами, опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
Цвет глаз: Зеленые
Цвет волос: Русые
Возможности устройства в семью: опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
Цвет глаз: Голубые
Цвет волос: Светло-русые
Возможности устройства в семью: усыновление российскими гражданами, опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
Арсений Ш., 9 лет
Цвет глаз: Серый
Цвет волос: Темно-русые
Возможности устройства в семью: опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
Анатолий Н., 17 лет
Цвет глаз: Серые
Цвет волос: Светлые
Возможности устройства в семью: усыновление российскими гражданами, опека, попечительство
Характер: общительный, контактный, чувствителен, весёлый, добрый
2020. Интернет-портал Правительства Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области Управление социально-педагогической поддержки, реабилитации и семейных форм устройства детей
Презентация «Права и обязанности родителей и детей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ»
ПЛАН: ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ
Обязанности родителей в воспитании ребенка в рамках Закона В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, дети имеют право на особую защиту и помощь. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, является необходимым фактором воспитания ребенка.
На основании статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, то есть, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Данная конституционная норма конкретизируется семейным законодательством (главы 12,13,16 Семейного кодекса Российской Федерации). Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия зарегистрированного брака между родителями.
Ответственность За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»); гражданско – правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации); семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации); уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)
Обязанности родителей по защите прав и интересов детей Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители ребенка (лица, их заменяющие) обязаны ему содействовать в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.
Обязанности родителей по воспитанию детей Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка. Контролировать надлежащее посещение ребёнком образовательного учреждения. Знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости их несовершеннолетних детей. Предпринимать меры по ликвидации их несовершеннолетними детьми имеющихся у них академических задолженностей. Взаимодействовать с образовательным учреждением, в котором обучается их несовершеннолетний ребёнок, в порядке, установленным Уставом соответствующего образовательного учреждения.
Предпринимать иные меры по обеспечению получения их детьми основного общего образования. Не допускать пребывания детей в возрасте до 16 лет в ночное время в компьютерных салонах, дискотеках, а также в иных общественных местах и развлекательных учреждениях без сопровождения взрослых. Не допускать совершения детьми хулиганских действий, употребления ими пива или спиртосодержащих напитков, а также наркотических или психотропных веществ. Заботиться о здоровье детей, физическом, психическом и нравственном развитии, предпринимать меры по реализации потребностей детей в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе и лечении. Не допускать жестокого обращения с детьми, наносящее вред психическому или физическому здоровью, оскорбление личности, эксплуатацию, грубое обращение, унижающее человеческое достоинство.
Обязанности детей по отношению к родителям Один из самых важных жизненных принципов, который должны усвоить ваши дети, — то, что права и обязанности неразрывно связаны. А научить этому должны их вы. Да-да, это касается как раз ваших обязанностей. Рано или поздно дети станут взрослыми, и им также придется принять полную ответственность за себя и близких. Именно поэтому детей необходимо приучать к порядку и ответственности с самого раненого возраста. Дети приучаются к ответственности только там, где эту ответственность проявляют сами взрослые.
ЧТО ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК 1. Подниматься с улыбкой Ваш день должен начинаться позитивно, и это зависит не только от вас, но и от вашего чада. Объясните ему это, продемонстрируйте, что так действительно жить значительно лучше.
2. Уважать распорядок дня родителей Ребенок должен понимать, что распорядок дня родителей – это важно и правильно. Поэтому вставать, шуметь, играть, кушать, ложиться спать, тихо рисовать, не мешая родителям отдыхать после рабочего дня, идти в магазин, убирать в комнате – всё это имеет своё место в жизни и должно исполняться в срок. При этом и родители должны придерживаться удобного всем, но достаточно постоянного расписания, чтобы не сбивать ребенка, пока для него это не стало само собой разумеющимся.
3. Делать зарядку Пусть он войдёт в этот мир не сонным, а бодрым и здоровым. Это будет полезно для вас не меньше, чем для ребёнка. Для ребенка же станет традицией и, возможно, избавит от многих проблем в будущем.
4.Спрашивать разрешения Да-да. Можно ли взять конфету, можно ли открыть холодильник, можно ли порисовать новыми фломастерами, можно ли пойти на улицу, можно ли зайти к вам в комнату, когда дверь прикрыта. Вам кажется это ограничением свободы? А на мой взгляд – это естественное поведение человека, который ещё не в состоянии сам принимать такие важные решения. Вы не ограничиваете ребенка – вы помогаете ему научиться правильно принимать решения в нужное время. Со временем это перерастёт в просьбу разрешить переночевать у подружки, а не выльется в бессонную ночь в догадках – где же любимый подросток.
5. Убирать за собой Конечно, не замачивать в отбеливателе одежду, не готовить обед из первого, второго и третьего и не вставлять новое окно в проём детской, но вот убирать постель, мыть тарелку, складывать одежду, собирать игрушки, следить за порядком в детской, кормить кошку и попугая вполне может. Не только может – но и должен, ведь это его прямая обязанность, как ваша обязанность – гладить одежду или пылесосить в зале. Чем раньше он научится обслуживать свой быт, тем проще ему будет в дальнейшем.
6. Говорить только тогда, когда это уместно, не перебивать взрослых, уважительно говорить с другими людьми, обращаясь на Вы и по имени, имени-отчеству (в зависимости от того, как принято в семье). Нельзя позволять ребенку неприлично шутить, подтрунивать и дразниться, ибо это может перейти в привычку и уж тогда держитесь все взрослые, включая родителей!
В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях; правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий. Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Халилова Мальвина СибгатулловнаНаписать 6668 16.11.2017
Номер материала: ДБ-872315
- Другое
- Презентации
- 16.11.2017 416
- 16.11.2017 456
- 16.11.2017 649
- 16.11.2017 344
- 16.11.2017 754
- 16.11.2017 2624
- 16.11.2017 867
- 16.11.2017 1409
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
В России ввели День отца
Время чтения: 1 минута
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кризисный центр
помощи женщинам и детям
Права родителей
Права и обязанности родителей неразрывно связаны между собой, поэтому их часто называют родительскими правами.
Прекращение родительских прав (за исключением алиментных) происходит в момент, когда ребенку исполняется 18 лет, и он приобретает полную дееспособность. Полную дееспособность он приобретает также в случае вступления в брак или в порядке эмансипации.
Родители обязаны:
1. Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
2.Обеспечить детям основное общее образование. Они имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами, а также, с учетом мнения ребенка, право выбора образовательной организации и формы обучения.
3.Защищать права и интересы своих детей. Они являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий могут выступать в их защиту в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде.
4.Следить за тем, чтобы дети в ночное время находились под присмотром. Несовершеннолетним лицам запрещено находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых. Региональные власти вправе определять период ночного времени, в течение которого детям запрещено находиться в определенных общественных местах без сопровождения взрослых, а также устанавливать административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа.
Права и обязанности приемных родителей
Приемные родители обладают по отношению к ребенку всеми правами иобязанностями законного представителя.
Приемные родители обязаны:
— заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии;
— создавать ребенку необходимые условия для получения образования.
Приемные родители являются законными представителями ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде. Никаких специальных полномочий для совершения этого не требуется.
Приемные родители имеют право помещать ребенка в дошкольные образовательные организации на общих основаниях. Они самостоятельно решают все вопросы, связанные с воспитанием ребенка, но их действия не должны противоречить интересам подопечного.
Права детей
Права несовершеннолетних детей (до 18 лет) определяются в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), главой 11 Семейного кодекса РФ и Федеральным законом N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Ребенок наделяется следующими правами:
· на имя, на приобретение гражданства, правом знать своих родителей, на заботу родителей;
· на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи;
· не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию;
· свободно выражать свои взгляды. Это право признается за ребенком, способным сформулировать свои взгляды. Родители, работники образовательных организаций обязаны уделять этим взглядам должное внимание в соответствии с возрастом ребенка, его зрелостью;
· на свободу мысли, совести и религии;
· на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на честь и репутацию;
· на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка;
· на воспитание и развитие со стороны обоих родителей;
· на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения;
· на условия усыновления, максимально учитывающие интересы ребенка;
· на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни государства;
· на особую заботу государства по отношению к неполноценному ребенку;
· на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;
· на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий содержания ребенка, помещенного на попечение с целью ухода за ним;
· на пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование;
· на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка;
· на исповедание своей религии и исполнение ее обрядов, на пользование родным языком;
· на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлечениях соответственно возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и занятиях искусством;
· на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представить опасность для его здоровья и служить препятствием в получении им образования либо нанести ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
· на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
· на защиту от пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;
· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Права детей, которые находятся под опекой (попечительством):
· право на воспитание в семье, заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
· право на обеспечение условий для содержания, воспитания и образования, на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, на алименты, пенсии, пособия и другие причитающиеся выплаты;
· сохранение права собственности на жилое помещение или прав пользования жилым помещением, при отсутствии жилья — права на получение жилья по имеющимся нормам;
· право на защиту от злоупотребления со стороны опекуна (попечителя).
Все права ребенка являются обязанностями родителей, образовательных учреждений, государства
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в отдельных случаях– органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других случаях, установленных законом.
Осуществление родительских прав не должно противоречить интересам детей. Родители являются законными представителями прав и интересов детей в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в судах без специальных полномочий.
Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Если родитель живет далеко
Несмотря на то, что место жительства отца или матери не совпадает с местом жительства ребенка, он или она будет иметь точно такое же право общаться и участвовать в процессе воспитания и развития малыша, как и второй родитель. Именно поэтому законодательство предусматривает ответственность за препятствование встречам малыша с матерью или отцом (ответственности не будет лишь в том случае, если ранее подобные встречи причиняли вред развитию, либо уровню физического и психологического здоровья).
Даже если родители в разводе, они должны оба принимать участие в воспитании
К примеру, муж с женой развелись, а после родительских встреч малыш приходил домой с синяками и в слезах, мать официально может оспорить право отца на встречи с сыном в судебном порядке (для этого ей в первую очередь необходимо зафиксировать побои и собрать доказательства вины).
По желанию отца и матери, договор о времени и порядке исполнения прав и обязанностей родителя может быть заключен в письменной форме.
Совет: если стороны не могут прийти к соглашению, оформить договор можно в судебном порядке.
Если один из родителей не соблюдает обязательства, назначенные судебными органами, к нему будут применены специальные меры, указанные в законодательстве Российской Федерации. Если несоблюдение обязательств повторится, то ребенок может быть передан другому родителю (в этом случае будет учитываться мнение малыша и его интересы).
Выводы о разводе – что должны учесть родители
Несмотря на то, что взрослый обитает не рядом с детьми, он имеет возможность получения сведений о своих детях от всех видов государственных учреждений. Сведения могут не передаваться лишь в случае возможности угрозы здоровью детей. При этом любой отказ может оспариваться в судебной инстанции.
Права и обязанности детей
Согласно нормам законодательства, несовершеннолетние имеют право:
- проживать и воспитываться в семье;
- общаться с близкими родственниками — ребенок не должен изолироваться от бабушки или дедушки, брата или сестры;
- получать защиту и возможность представлять свои интересы в случае ненадлежащего отношения к ним родителей;
- иметь собственное мнение и свободно его выражать;
- получать бесплатное медицинское обслуживание при оформленной медицинской страховке;
- бесплатно получать дошкольное и школьное образование;
- получать и изменять фамилию, имя-отчество.
Несовершеннолетний имеет следующие имущественные права:
- получать денежное содержание от матери или отца и государственное обеспечение, при наличии соответствующего права начисления пособия;
- получать пособия, алименты и пенсии по присвоенной группе инвалидности;
- владеть личным доходом от аренды жилплощади, доли в бизнесе и прочей коммерческой деятельности, с распоряжением родителей указанными средствами до достижения малышом совершеннолетнего возраста;
- владеть личной собственностью, подаренной или полученной в наследство.
Наряду с правами, законодательство РФ предусматривает обязанности детей в отношении родителей:
- слушаться отца и мать;
- внимательно и уважительно относиться к родителям;
- получать образование, в обеспечение соответствующих прав родителей;
- соблюдать правила поведения в семье и общественных местах;
- зарегистрироваться в военкомате.
Закон не предусматривает правовых наказаний за нарушение перечисленных требований, возможные меры — предупреждение от матери или отца.
Перечень родительских прав
Семейный Кодекс Российской Федерации определил перечень прав родителей по отношению к их детям следующим образом:
- право на обучение и воспитание своих детей (у родителей это право является преимущественным по сравнению с другими людьми и является личным);
- право на образование своих детей (данное право находится в непосредственной взаимосвязи с обязанностью обеспечить ребёнка качественным образованием, а также означает возможность родителями выбора формы и методов обучения своего ребёнка, в том числе путём выбора соответствующей образовательной организации. Семейным Кодексом это право также относится к категории личных прав родителей);
- право на защиту интересов своего ребёнка возлагается законодателем также на родителей за исключением случаев, когда органы опеки и попечительства наложили ограничение на родителей в их правах или полностью лишили их родительских прав в отношении конкретного ребёнка;
- право осуществлять заботу о нравственном и физическом состоянии ребёнка, а также о его психическом и физическом здоровье;
- право истребовать своего ребёнка у сторонних лиц, нахождение ребёнка у которых не связано с вынесенным решением суда;
- для родителей, проживающих отдельно — право на общение с ребёнком в то время, когда он пожелает (за исключением случаев, когда такое общение может нанести вред психическому, физическому или эмоциональному состоянию ребёнка);
- право наследования за ребёнком может быть реализовано только в отношении тех родителей, к которым не были применены меры по ограничению или лишению родительских прав.
Если родители проживают раздельно, и ребёнок физически не может находиться постоянно с обоими, режим реализации своих прав может быть установлен с помощью специального соглашения.
Родители и дети, права и обязанности в семейном воспитании
Появление на свет малыша – событие, имеющее важность не только для каждой конкретной семьи, но и для всего государства. Ведь родился новый гражданин, имеющий такие же права и обязанности, как и другие члены общества.
Родители и дети связаны безусловным родством, поэтому с первого дня жизни ребенка взрослые несут ответственность за его жизнь и здоровье, развитие и воспитание. Более того, они обладают первоочередным правом воздействия на подрастающую личность и несут гражданскую, социальную и уголовную ответственность за невыполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют права и обязанности родителей по воспитанию детей. Рассмотрим их основные положения, а также механизмы, которые регулируют их соблюдение.
Воспитание
Права и обязанности родителей или других взрослых, которые на законодательном уровне наделены таким статусом, вступают в силу с момента рождения дитя и заканчиваются в день наступления совершеннолетия (18 лет).
И мать, и отец обладают одинаковыми правами и обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, независимо от того, зарегистрированы ли их отношения официально.
Взрослые члены семьи обязаны обеспечить правильное воспитание своих детей, которое заключается в привитии нравственных, духовных, гражданственных и трудовых ценностей. Родители готовят ребёнка к социально активной жизни, прививают стремление участвовать в политической жизни своей страны.
Обязанность родителей по воспитанию и содержанию детей является первостепенной задачей государственного характера.
Обязанности взрослого состоят в постоянном надзоре за детьми с целью предотвращения противоправных действий и ситуаций, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья.
Воспитание предусматривает привитие правильных навыков поведения в обществе, развитие интеллектуального и физического здоровья. К тому же важно развивать определенные черты характера, которые помогут ребенку ориентироваться в сложных общественных отношениях.
Неотъемлемым правом ребенка является его нравственное и физическое развитие, благодаря которому он становится полноправным членом социума.
Образование
Права и обязанности родителей по воспитанию детей распространяются и на обязательное получение образования. Согласно 67 статьи Семейного кодекса взрослые члены семьи должны обеспечить условия, при которых несовершеннолетний получит общее среднее образование.
Родители имеют ряд прав в сфере обеспечения образования своим детям:
- Выбирать ту форму обучения, которая подходит индивидуальным, возрастным и физическим возможностям малыша;
- Выбирать учреждение образования в соответствии с личными предпочтениями;
- В том случае, если выявлены нарушения прав и интересов несовершеннолетнего, защищать их;
- Участвовать в общественной жизни учреждения образования, а также в управлении его содержанием.
В период обучения родители не только обладают правами: должно продолжаться семейное воспитание дитя, ведь взрослые ответственны за правонарушения, совершенные несовершеннолетними. К ним относится и нарушение устава учреждения образования.
Государство обеспечило на законодательном уровне обязательное бесплатное получение начального и общего среднего образования. При этом администрация образовательных учреждений обязана предоставлять законным представителям сведения об успеваемости, поведении и содержательном ходе учебного процесса. Она также должна следить за тем, чтобы дисциплина поддерживалась с помощью педагогических средств, основанных на уважении и сохранении достоинства личности.
Законодательство предусматривает возможность несовершеннолетнему, которому исполнилось 15 лет, прекратить обучение в учреждениях образования. Однако сделать это он может только с согласия родителей или лиц, выполняющих их обязанности. К тому же соответствующие органы обязаны совместно с родителями в течение месяца обеспечить трудоустройство ребенка и продолжение им обучения, но уже по другой форме.
Ненадлежащее исполнение обязанностей
Большинство родителей по-своему воспринимают свои обязанности по содержанию, образованию и воспитанию детей. Именно поэтому часто можно наблюдать нарушение законных прав несовершеннолетних.
Считается, что обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей не выполнены или исполняются не в полном объеме в следующих случаях:
- Ребенок систематически не посещает учреждение образования или делает это нерегулярно;
- Нецензурно выражается, вызывающе ведет себя в общественных местах, нарушая общественный порядок;
- Совершает противоправные действия, бродяжничает;
- Пристрастился к алкоголю, табаку, наркотикам.
Неисполнение родителями своих обязанностей приводит к таким наказаниям:
- Те родители, которые впервые подвергаются наказанию за ненадлежащее воспитание ребенка, получают предупреждение или штраф.
- Если пренебрежение обязанностью родителей сопряжено с особой жестокостью, то законодательство предусматривает уголовное наказание. Оно зависит от тяжести нарушения и определяется в виде штрафа или принудительных работ.
- В том случае, если нарушение родительских обязанностей неоднократное и доказаны факты опасности для жизни и здоровья ребенка в период проживания в семье, взрослые лишаются родительских прав.
- 4. Судебными органами может быть вынесено решение о том, чтобы ограничить права взрослых на дитя в том случае, если доказано негативное влияние, исходящее от взрослых.
Ошибки родительского воспитания и попустительское отношение взрослых выявляют в первую очередь работники учреждений образований, которые сигнализируют в органы опеки о пропусках занятий, возможном физическом насилии и других злостных фактах нарушений прав детей.
К тому же общественное окружение, которое наблюдает за жизнью соседей, родителей одноклассников своих детей, всегда выявляет скрытое и явное неблагополучие таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем или принимают наркотические средства. Особого внимания требует физическое насилие над несовершеннолетними. Если ребенок систематически появляется на улице или в школе с явными признаками избиения, нужно срочно сообщить об этом в специальные органы.
Правоохранительные органы выявляют неблагополучные семьи, где воспитываются несовершеннолетние и направляют данные в органы опеки. Именно эти государственные организации занимаются вопросами наказания родителей за невыполнения ими своих обязанностей перед детьми.
На сотрудниках опеки лежит сложная и ответственная государственная функция, ведь они обладают рядом полномочий по отношению к несознательным родителям:
- Во время вынесения судебных решений отстаивают права и интересы ребенка;
- Обладают решающим правом голоса при решении вопроса о лишении родительских прав и определении места жительства несовершеннолетнего;
- Выносят решение об изъятии малыша из неблагополучной семьи и помещении его в специальное учреждение.
Особый возраст
Сухие статистические данные свидетельствуют о том, что под термин «неблагополучные» все больше попадает детей из вполне обеспеченных и порядочных семей. Причем происходит это чаще всего в подростковом возрасте.
С чем это связано? Почему дети, родители которых прилаживали максимум усилий к их воспитанию и развитию, вдруг становятся неуправляемыми, начинаю нецензурно выражаться, хамить, вызывающе вести себя в общественных местах? Нередки случаи, когда вполне обеспеченное дитя начинает бродяжничать, постоянно сбегая из дома.
Всем известно о физических изменениях, которые происходят в подростковом возрасте, и об их влиянии на формирование личности и ее поведение. То, как будет переживать подросток это непростое время, является отражением отношений ребенка и родителей в раннем детстве.
Данная взаимосвязь не случайна. Ведь степень доверия и уважения ко всем членам семьи является индикатором мироощущения подростка. Оно, в свою очередь, зависит от стиля воспитания, который был выбран родителями с самого рождения малыша. При авторитарном или попустительском отношении воспитывать свободную, мыслящую личность, которая живет в гармонии с собой и окружением, невозможно.
Стили воспитания и их влияние на развитие личности в подростковом возрасте играют важную роль. Даже если родителями были выбраны жесткие рамки контроля или, наоборот, они были слишком заняты собой или своим карьерными достижениями, воспитание подростка требует коренных изменений тактики. В обратном случае взрослым грозит обвинение в неисполнении своих родительских обязанностей.
Исправляем ошибки
Типичные ошибки при воспитании подростков родители допускают часто. И это вовсе не значит, что взрослые не любят своих подрастающих сыновей или дочерей или уклоняются от обязанностей по их воспитанию. В данном случае речь идет о том, что, столкнувшись с резким изменением в поведении подростков, взрослые просто не знают, как правильно себя вести с ними.
Психологи и педагоги, опираясь на опыт предшествующих поколений, а также современные реалии, составили ряд советов родителям, которые столкнулись с трудностями в воспитании подростков.
- Помните о том, что ваш вчерашний малыш, еще не став взрослым человеком, стремится получить самостоятельность. Дайте ему возможность проявить себя.
- Когда подросток грубит и не подчиняется вашим указаниям, покажите, что вы любите его несмотря ни на что. Вы удивитесь, как быстро у него пропадет желание вступать в конфликт.
- Время указаний и диктата прошло. Только конструктивный диалог и взаимное уважение помогут наладить отношений с сыном или дочерью.
- Такой взрослый юноша и не терпящая возражений дочь очень хотят, чтобы их обнимали, целовали и постоянно говорили о том, что их любят, гордятся и нуждаются.
- Относитесь с уважением к интересам, увлечениям и друзьям своих наследников. Ведь вы вложили все силы на развитие ребенка в детстве. Сейчас пришло время довериться его выбору. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку.
- Помните о том, что лучшее воспитание – это личный пример.
Показывая свою искреннюю заинтересованность, любовь и заботу к подрастающему родному человеку, вы можете быть уверены, что с честью выполняете свои родительские обязанности.
Бастрыкин Александр Иванович
Биография
Биография
Бастрыкин Александр Иванович родился 27 августа 1953 г. в Пскове в семье рабочих, участников Великой Отечественной войны.
Отец, Иван Ильич, военно-морской офицер, воевал в составе боевых частей Северного флота, награжден боевыми наградами. Мать – Евгения Антоновна – зенитчица, воевала в составе боевых частей Краснознаменного Балтийского флота, награждена боевыми наградами.
Образование:
В 1970 году окончил 27 среднюю школу Василеостровского района Ленинграда с углубленным изучением русского языка, истории и литературы.
В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова, в 1980 г. — аспирантуру ЛГУ.
Доктор юридических наук (1987), тема докторской диссертации – «Проблемы взаимодействия норм внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства».
Профессор (1991 г.).
Служба в органах внутренних дел Ленинграда:
- 1975-1978 – служба в органах внутренних дел Ленинграда в должности инспектора уголовного розыска, следователя. Здесь, в 1977 году, вступил в ряды КПСС.
Преподавательская деятельность в Ленинградском государственном университете:
- 1978-1980 – аспирантура юридического факультета ЛГУ под руководством заслуженного деятеля науки профессора И.Ф. Крылова по кафедре уголовного процесса и криминалистики, которую возглавлял заслуженный деятель науки профессор Н.С. Алексеев;
- 1980-1988 – преподавательская деятельность на кафедре уголовного процесса и криминалистики Ленинградского государственного университета.
Общественно-политическая деятельность:
- 1980-1982 – секретарь комитета ВЛКСМ ЛГУ;
- 1982-1983 – секретарь Ленинградского горкома ВЛКСМ;
- 1983-1985 – секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ;
- 1986-1988 – заместитель секретаря парткома ЛГУ.
Административная и научно-педагогическая деятельность в вузах Ленинграда:
- 1988-1991 – директор Института усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, заведующий кафедрой следственной тактики (г. Ленинград);
- 1992-1995 – ректор и профессор Санкт-Петербургского юридического института;
- 1995-1996 – заведующий кафедрой транспортного права и профессор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций;
- 1998-2001 – директор Северо-Западного филиала (Санкт-Петербургского юридического института) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (г. Санкт-Петербург).
Служба во внутренних войсках МВД РФ:
- 1996-1998 – помощник командующего войсками Северо-Западного округа внутренних войск МВД РФ по правовой работе – начальник правового управления округа.
Служба в Министерстве юстиции РФ и МВД РФ:
- 2001-2006 – руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу (г. Санкт-Петербург);
- с июня 2006 г. – начальник Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу.
Служба в органах Прокуратуры РФ:
- с октября 2006 г. – заместитель Генерального прокурора РФ; член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.);
- 22 июня 2007 года – Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Служба в Следственном комитете России:
- с 4 октября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1204 назначен исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
- Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 назначен Председателем Следственного комитета Российской Федерации.
Чины, звания, должности:
Государственный советник юстиции 1 класса.
Генерал юстиции Российской Федерации.
Член Национального антитеррористического комитета (Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 579).
Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 1060).
Член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 352-рп).
Почетные звания и награды:
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Имеет государственные награды, в том числе:
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Орден Александра Невского.
Орден Дружбы (Республика Армения).
Награжден медалями, наградным оружием.
Имеет награды ряда зарубежных государств.
Является Почетным работником юстиции Российской Федерации, Почетным работником прокуратуры Российской Федерации, Почетным работником Следственного комитета Российской Федерации.
Научная и педагогическая деятельность:
Автор более 150 научных трудов по актуальным проблемам теории государства и права, уголовного и международного права, уголовного процесса и криминалистики.
Профессор кафедры теории государства и права Всероссийского государственного университета юстиции Минюста России; профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;
Член Ученого совета Института Государства и права Российской Академии Наук;
Член Диссертационного совета по специальности Д 212.232.66 при Санкт-Петербургском государственном университете;
Действительный член Петровской академии наук и искусств, Российской академии социальных наук, Балтийской педагогической академии.
Творческая деятельность:
Член Союза писателей России.
Общественная деятельность:
Первый вице-президент Всероссийской общественной организации «Выдающиеся полководцы-флотоводцы»;
Почетный Председатель Национальной Ассоциации «Союз ветеранов следствия»;
Член Попечительского Совета Дипломатической Академии МИД России;
Член Попечительского Совета Фонда содействия возрождению и развитию культурного и духовного наследия «Малый театр»;
Председатель консультативного совета Следственного комитета Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Сопредседатель Общественного координационного Совета при Следственном комитете Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины.
Цитаты
«Интереснейшее было время, юрфак был очень живой и с точки зрения преподавателей — колоссов во всех отношениях, — и с точки зрения аудитории, тех студентов, кто учился в то время»
О годах учебы на юрфаке ЛГУ
«У меня была соседка по ленинградской коммуналке, старушка «из бывших», как тогда говорили, — дворянка. Она сказала мне: «Саша, профессия юриста — это очень благородная профессия. Это очень хороший выбор». До сих пор помню эту фразу»
О выборе профессии
«Наш принцип — перед законом все должны быть равны»