Производственные травмы виды причины профилактика
Под термином «травматизм» понимают распространенность травм среди определенной группы людей, находится в одинаковых условиях труда, быта или жизни. Для предупреждения травматизма изучают причины и обстоятельства возникновения травм, их частоту и характер повреждений, психологические особенности людей и факторы, которые обусловливают несчастные случаи. Важность вопроса травматизма обусловлена тем, что около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.
Различают следующие виды травматизма:
- производственный (промышленный и сельскохозяйственный);
- травматизм по дороге на работу и с работы, а также при выполнении общественных поручений или общественных обязанностей;
- непроизводственный травматизм – дорожно-транспортный, уличный, спортивный, детский, бытовой;
- уголовный (преднамеренный).
Травматизм по дороге на работу и с работы
Этот вид травматизма, а также несчастные случаи, которые встречаются при выполнении служебных поручений или общественных обязанностей (на пожарах, землетрясениях, защиты людей и т.д.), выделяют в отдельную группу потому, что за все дни нетрудоспособности вследствие такой травмы пострадавшему платят 100% основного заработка. Все эти случаи расследуют страховые агенты по поручению профсоюзного комитета предприятия, составляют акт. Медицинские работники ведут учет данных больных и следят, чтобы не было переноса в эту группу производственных травм
Непроизводственный травматизм
На непроизводственный травматизм приходится более половины всех травм. Наибольшего внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм, характеризующийся большим количеством тяжелых повреждений и значительной смертностью, а также детский, который грозит увечьем от самого детства.
Дорожно-транспортный и уличный травматизм
Несчастные случаи возникают при наезде автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, столкновение встречного транспорта или удара о препятствие, переворачивания машин, мотоциклов и т.п. Механогенез травм разнообразен и время определить его трудно, но в большинстве случаев он типичен.
Тяжесть повреждений зависит от конструкции транспорта и скорости движения, площади удара тела, возраста, общего состояния пострадавшего и т.д. При наезде на пешехода или велосипедиста в результате прямого столкновения возникают ушибы и переломы костей, а при падении – травма черепа и головного мозга. При ударе бампером часто возникают «бамперные» – двойные – переломы костей голени или бедра. Если машина переедет через человека, тяжесть травмы обусловлена переломом костей таза или ребер и повреждением внутренних органов.
Уличные травмы пешеходов возникают на неосвещенных неупорядоченных улицах, чаще всего во время гололеда. В зависимости от механогенез падения возникают забои, растяжения связок, вывихи и переломы костей. Как правило, травмируется участок голеностопного сустава – растяжение связок и переломы лодыжек. Несколько реже возникают переломы лучевой кости в типичном месте или обеих костей предплечья, редко – копчика, седалищных костей и т.п.. Очень часто причиной дорожно-транспортных травм является состояние алкогольного опьянения потерпевших.
Термин «несчастный случай на дороге» не совсем точен, поскольку этот вид травматизма можно предупредить.
Будьте осторожны и внимательны .Берегите свое здоровье.
Врач-травматолог ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» -Тяжлов А.Н.
Травмы
Травмы (например, растяжения) можно получить на работе, дома или во время занятий спортом. Травмы бывают легкими или наоборот, очень серьезными. Рассмотрим основные виды травм и способы их лечения.
Травмы
В зависимости от вида травмы, возникающие симптомы могут быть слабыми или сильными, проходить быстро или длиться долго.
Острые травмы случаются внезапно. Обычно они сопровождаются резкой и сильной болью, отеком и ограничением подвижности в поврежденной области.
В результате травм могут возникать растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц. Эти явления сопровождаются болью, отеком, синяками, мышечными спазмами и ограничением подвижности поврежденного сустава.
Как на нас влияют травмы?
При растяжениях требуется медицинская помощь; они значительно влияют на нашу повседневную жизнь. Серьезные травмы (разрывы связок, переломы, вывихи) сопровождаются сильной болью, требуют медицинской помощи и состояния покоя до выздоровления.
Не превозмогайте боль, которая возникла в результате травмы. Если во время занятий спортом вы почувствовали боль, лучше закончить тренировку. Занимаясь через боль, можно усугубить повреждение
36% опрошенных людей выбирают сон и отдых, чтобы справиться с болью*
*Согласно данным исследования “Глобальный индекс боли 2018” 36% среди 24 000 опрошенных выбирают сон и отдых, чтобы справиться с болью
Причины и типы травм
Получить травму можно на работе, дома, во время занятий спортом или в результате автомобильной аварии. Производственные травмы обычно случаются в результате падений и поднятия тяжестей. При занятиях спортом нередки растяжения связок и сухожилий, травмы колена, Ахиллова сухожилия и плечевого пояса.
Производственные травмы
Производственные травмы обычно случаются в результате падений и поднятия тяжестей. Наиболее частые производственные травмы: растяжения, травмы спины, головы и шеи, а также травмы, связанные с повторяющимися однотипными движениями.
Спортивные травмы
В результате спортивных травм могут пострадать любые части тела, в том числе мышцы, кости, суставы и соединительные ткани (сухожилия и связки). Чаще всего возникают растяжения связок и сухожилий. Травмы колена случаются из-за слишком сильных нагрузок, при повреждении хряща и разрывах связок. Травмы Ахиллова сухожилия возникают при повреждении сухожилия, которое прикрепляет икроножную мышцу к пятке. Основные причины спортивных травм: неправильная организация тренировочного процесса, неудачный выбор спортивной обуви или одежды, плохая физическая форма, пренебрежение разминкой и растяжкой перед тренировкой.
Лечение
Лечение травмы зависит от ее вида и тяжести. Правильный диагноз и степень его тяжести в каждом конкретном случае может определить врач и назначить соответствующее ему лечение. Для уменьшения воспаления и боли можно использовать безрецептурные нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). Если травма сопровождается сильной болью, кровотечением, онемением, вы не можете наступить на ногу, отек нарастает, вы чувствуете нестабильность сустава, вам может понадобиться дополнительное обследование и уточнение лечения, а также комплекс упражнений для восстановления после травмы.
Виды и категории производственного травматизма
Травмирования подразделяются на:
- связанные с выполнением производственных задач;
- не связанные с выполнением трудовых обязанностей, но произошедшие на территории предприятия.
По количеству травмированных:
- одиночные, если пострадал один работник;
- групповые, если два и более человека оказались в опасной зоне и был причинен ущерб их здоровью.
Правильно оценить степень тяжести может медицинский специалист.
По внешним воздействиям (либо причинам) классифицируются на:
- электрические;
- химические;
- механические;
- термические.
По характерным признакам:
- резаные раны, вызванные случайным соприкосновением с острыми предметами, например с ножом, металлической стружкой или стеклом;
- колотые раны, вызванные пронизывающим воздействием твердых острых предметов, в их числе глубокие порезы вплоть до внутренних органов;
- рваные раны, вызванные воздействием осколков;
- раны, полученные от ушиба, например от удара твердым предметом или при падении с высоты;
- ампутация – удаление части тела, вызванного внешними усилиями;
- открытые и закрытые переломы;
- растяжения и вывихи;
- обморожения;
- удушье и отравления;
- термические и электрические ожоги.
Производственный травматизм на предприятии характеризуется количеством несчастных случаев в совокупности.
Его причины подразделяются на:
- технические – несовершенство техпроцесса, неисправность станочного оборудования или его устаревшее оснащение, низкий уровень автоматизации;
- санитарные – несоблюдение требований санитарных норм, к примеру, повышенные или пониженные показатели влажности или температуры;
- организационно-технологические – нарушение регламентов труда и отдыха, недостаточный уровень организации трудового процесса, непроведение или низкое качество инструктажей;
- психофизиологические – нахождение работника на рабочем месте в состоянии алкогольного или токсического опьянения, переутомления, плохого самочувствия и иных неадекватных состояний.
По степени тяжести различаются следующие категории:
- легкие – небольшие порезы, царапины;
- тяжелые – переломы, черепно-мозговые травмы;
- смертельные.
Производственные травмы виды причины профилактика
MINISTRY OF HEALTH OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Ministry of Health
(017) 222-70-80 Department of Health:
А.Г. Цаприлов, главный внештатный травматолог УЗО Могилевского облисполкома
Травматизм является серьезной проблемой для разных стан мира, в том числе и для Республики Беларусь. Ежегодно в мире от различных травм погибает 5 млн. человек – это почти 9% от общего числа смертей. Травмы являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте от 1 до 40 лет.
Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 000 человек. Травматизм является важной социально-экономической проблемой в связи с высокими показателями распространенности и тяжестью его медико-социальных последствий (инвалидность и смертность).
В структуре травматизма преобладают бытовые травмы – 76,7%, второе место занимают уличные травмы – 14,7%, спортивная травма – 1,1%, дорожно-транспортная травма – 1,3%, производственная травма – 1,0%, прочие травмы – 6,2%.
Травмы у детей составляют – 16,5% от общего числа травм в республике. Структура детского травматизма несколько отличается от структуры взрослого: бытовые травмы составляют 59,3%, уличные – 21,0%, школьные – 7,9%, спортивные – 6,4%, транспортные – 0,6%, прочие – 4,8%.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма
Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях в условиях интенсивной автомобилизации страны наносит существенный экономический и социальный ущерб всему обществу.
По данным ВОЗ, в мире в дорожных авариях погибает ежегодно около 1,2 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. 85% летальных исходов по причине ДТП приходится на страны с низким и средним доходом. Прогнозы экспертов ВОЗ показывают, что эти цифры могут увеличиться на 65% в течение ближайших 20 лет, а в странах с низким и средним доходом – на 80%, если не будут приняты решительные профилактические действия.
Экономические издержки, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, оцениваются в 1% валового национального продукта в странах с низким доходом, 1,5% ВВП в странах со средним доходом и в 2% ВВП в странах с высоким доходом. Непосредственные издержки от ДТП в мире оцениваются более чем в 500 млрд. долларов США в год. Достаточно сказать, что при дорожно-транспортных происшествиях в Европейском регионе ежегодно погибает порядка 127 тысяч человек, что эквивалентно таким городам, как Гренобль (Франция), Перуджа (Италия), Норильск (Россия).
Возраст примерно 30% жертв автомобильных аварий составляет 15 – 29 лет. К такому недопустимо высокому числу потерянных жизней ежегодно прибавляется еще 2,4 миллиона человек, получающих травмы в автомобильных авариях. В результате, экономические потери для европейского региона огромны, в некоторых странах они составляют около 2% ВВП.
Самые высокие показатели травматизма при ДТП наблюдаются в Латвии, Литве, Российской Федерации, Греции (19 – 23 на 100 000 населения ), и они в 4 – 5 раз выше, чем в Великобритании, Швеции, Швейцарии ( 5,5 – 6,5 на 100 000 населения ). Средние коэффициенты смертности в странах СНГ в 3 раза выше, чем в северных странах Европы, в Республике Беларусь он составляет 14,75 на 100 000 населения.
Предполагается рост числа аварий в странах с низким и средним уровнем доходов, к которым относится Республика Беларусь, по мере увеличения числа автомобилей на дорогах.
Скорость движения автомобиля – это один из наиболее важных факторов, определяющих исход ДТП. Она определяет, насколько велик риск того, что авария произойдет: чем выше скорость, тем меньше времени для предупреждения ДТП. Кроме того, если авария произошла, чем выше скорость, тем тяжелее последствия.
По данным ВОЗ, среднее повышение скорости на 1 км/час повышает риск ДТП, сопровождающихся травматизмом, на 3%. При тяжелых авариях риск тяжелых и смертельных травм увеличивается на 5%. Пешеходы имеют шанс остаться в живых в 90% случаях, если столкновение произошло при скорости 30 км/час, этот шанс уменьшается до 50%, если скорость возрастает до 45 км/час. Вероятность погибнуть возрастает в 8 раз, если скорость автомобиля при столкновении возрастает с 30 км/час до 50 км/час.
Большое влияние на дорожно-транспортный травматизм оказывает наличие алкогольного опьянения у водителя. Для общей популяции водителей, у которых уровень алкоголя в крови выше нуля, риск попасть в аварию значимо возрастает при уровне алкоголя 0,04%о.
У мужчин 18-24 лет, у которых уровень алкоголя в крови составляет 0,05%о, риск попасть в аварию почти в 2 раза выше, чем у мужчин 25 лет и старше с тем же уровнем алкоголя в крови.
При исследовании группы водителей, погибших во время ДТП, обнаружено, что у водителей-подростков риск попасть в аварию со смертельным исходом в пять раз выше, а у водителей 20-29 лет и в три раза выше, чем у водителей 30 лет и старше при любом уровне алкоголя в крови.
У водителей-подростков с уровнем алкоголя в крови 0,03%о, везущих двух и более пассажиров, риск попасть в аварию возрастает в 34 раза по сравнению с водителями 30 лет и старше с нулевым уровнем алкоголя в крови, везущим одного пассажира.
Уровень алкоголя в крови 0,1%о увеличивает риск попадания в аварию в три раза по сравнению с уровнем алкоголя в крови 0,05%о ( допустимым ).
В Евросоюзе число смертей в ДТП, которые можно было бы предотвратить, если бы уровень алкоголя в крови у водителей не превышал 0,05%о, оценивается в 5-40%.
Самые частые виды ДТП – наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и их опрокидывание. От 60% до 70% их происходят по вине водителей, 30-40% — по вине пешеходов.
Для снижения риска ДТП и тяжести получаемых повреждений применяются различные мероприятия, эффективность которых доказана.
Так, выделение специальных дорожек для велосипедистов вдоль городских дорог позволило снизить число смертей среди велосипедистов в таких странах, как Дания на 35%. Использование гибких канатных разделителей, отсутствие пешеходов и велосипедистов на дорогах с двухсторонним движением (Дания, Швеция, Швейцария, Великобритания) позволило снизить число смертей и тяжелых травм на 45-50%. Использование противоударных подушек по сторонам дороги (Великобритания) снизило смертельные и тяжелые травмы на 67%. Езда с зажженными фарами в дневное время снизила количество ДТП на 10-15%. Усиление противоаварийной устойчивости транспортных средств в Великобритании снизило смертельные и тяжелые травмы на 15,4%. Использование ремней безопасности водителями и пассажирами, сидящими на переднем сидении снизило число всех видов травм на 40-50%. Сочетание ремней и подушек безопасности снизило число смертей среди водителей и пассажиров на 68%. Использование детских кресел, если ребенок сидит по ходу машины, снижает число всех травм на 34% и тяжелых на 60%, а если ребенок сидит против хода машины, число всех травм снижается на 76%, а тяжелых травм — на 92%. Использование шлемов для мотоциклистов и велосипедистов позволяет снизить количество лиц, получивших травмы на 20 – 30%.
Большое значение имеют также контроль ГАИ за наличием алкогольного опьянения у водителей транспортных средств, контроль ГАИ за соблюдением скоростного режима водителями на дорогах, а также за строгим соблюдением ими правил дорожного движения.
Знание водителями транспортных средств правил дорожного движения и неукоснительное соблюдение их, хороший навык вождения транспортного средства, надежно гарантируют от аварий на дорогах. Вместе с тем, существуют и другие причины, приводящие к автоавариям. Это и техническая исправность транспортных средств (исправность тормозной системы автомобиля, системы его управления, освещения, наличие ремней безопасности и подушек безопасности, медицинской аптечки), за которой следят органы ГАИ при техосмотрах автомобилей.
Это и хорошее состояние автомобильных дорог — отсутствие ям и выбоин на дорогах, качественное дорожное покрытие, разметка дорог, наличие специальных разделительных ограждений, обозначение сложных и опасных участков дорог дорожными знаками, хороший обзор дороги, строительство автодорог с односторонним движением, путепроводы с пересечением на разных уровнях, строительство подземных переходов для пешеходов — эта работа выполняется службой дорожного строительства.
Это и хорошая работа коммунальных служб – отсутствие на дорогах открытых люков от канализационных и водопроводных систем, отсутствие мусора на дорогах, снега, своевременная подсыпка песка на проезжую часть при гололеде и т.д.
Водители регулярно проходят медицинскую комиссию, которая оценивает физическое и психическое состояние их здоровья (анализируется состояние зрения, слуха, наличие двигательных нарушений, заболеваний сердечно-сосудистой системы и т.д.). Функции здравоохранения – избежать не являющихся неизбежными смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой, обеспечить оптимальной восстановление здоровья выживших в аварии и их возврат к общественно полезному труду.
Профилактика производственного травматизма
Для профилактики производственного травматизма на производствах разработан целый ряд эффективных мер.
При приеме на работу с работником проводится вводный инструктаж по технике безопасности. При ознакомлении с работой непосредственный руководитель проводит первичный инструктаж на рабочем месте с записью в журнал инструктажа. Периодически (1 раз в 3 — 6 месяцев, а при необходимости и чаще) руководителями структурных подразделений проводятся повторные инструктажи. При обнаружении нарушений инструкций по ТБ, изменениях в технологии производства, авариях и несчастных случаях в обязательном порядке проводится внеочередной повторный инструктаж по технике безопасности. Разработка и непосредственный контроль за выполнением инструкций по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на руководителя структурного подразделения.
При инструктаже на рабочем месте работник знакомится со своими обязанностями, правилами санитарии, требованиями правильной организации и содержания рабочего места, устройством и правилами обслуживания оборудования, установки, механизма, их опасными зонами. Знакомится с технологическими процессами, инструментами и правилами обращения с ними, правилами электробезопасности, с защитными приспособлениями, необходимой спецодеждой, специальной обувью и санитарной одеждой. Изучает правила поведения в условиях аварийных ситуаций и пожара, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.
На участки повышенной опасности не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, не прошедшие предварительный медицинский осмотр, курсовое обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию. Прошедший курсовое обучение работник определяется на стажировку конкретно к определенному лицу. После стажировки проводится его аттестация. Периодическая проверка знаний указанного персонала проводится комиссией не реже 1 раза в 12 месяцев. Повторный инструктаж лиц, обслуживающих объекты повышенной опасности, проводится один раз в 3 месяца. Лица, допустившие нарушения правил обслуживания объектов повышенной опасности подвергаются внеочередной проверке знаний.
Случаи производственных травм расследуются на производствах специальными комиссиями в составе руководителя структурного подразделения, инженера по технике безопасности и представителя профсоюзного комитета в трехдневный срок с составлением акта Ф Н-1. Причины производственных травм можно условно разделить на организационные, технические, санитарно-гигиенические.
Среди организационных причин можно выделить:
1. Отсутствие надзора за соблюдением правил ТБ и личной профилактики.
2. Недостаточное обучение рабочих безопасным методам работы.
3. Неправильная организация труда.
4. Нарушение правил трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, привлечение к работе несовершеннолетних, нарушение правил трудового внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, в том числе работа в нетрезвом состоянии.
Среди технических причин:
1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, станков.
2. Неисправность ручных инструментов.
3. Отсутствие, неисправность или несоответствие предохранительных устройств, приспособлений, ограждений на машинах и механизмах, в том числе средств сигнализации и блокировки.
4. Неисправность машин, механизмов, станков.
5. Отсутствие или плохое качество индивидуальных средств защиты.
Санитарно-гигиенические причины:
1. Захламленность рабочих мест и помещений.
2. Недостаточное освещение рабочих мест и помещений.
3. Плохие вентиляционные установки и отсутствие их, недостаточная кубатура рабочих помещений.
4. Воздействие неблагоприятных физических факторов ( шум, сотрясение, пыль, газы).
Проблема травматизма, связанная с употреблением алкоголя
Доказано, что ответная реакция на зрительное либо слуховое раздражение у взрослого здорового мужчины запаздывает на 50% после употребления 100 граммов водки. У выпивших людей нарушается цветоощущение. Отсюда становится понятной причина многих аварий на транспорте и производстве.
По данным травматологического отделения Могилевской областной больницы, от 15 до 20 % пострадавших с острой травмой госпитализировалось в отделение с наличием признаков алкогольного опьянения. Лечение таких больных сопряжено с известными трудностями в силу неадекватности их поведения и недооценки своего состояния на момент оказания им помощи. Через несколько дней после травмы у некоторых из них нередко развиваются острые психические расстройства в виде алкогольного делирия, что резко усложняет лечение этих больных, приводит к ухудшению их состояния, увеличению смещения отломков при переломах, появлению вторичных повреждений сосудов и нервов, дополнительным травмам. Для лечения развившихся острых психотических расстройств у больных часто возникает необходимость перевода их в реанимационные отделения либо в психиатрические стационары. Страдают и семьи, получивших травму в состоянии алкогольного опьянения, так как им производится только 50% оплата больничного листка на весь период лечения.
Чувство горечи вызывает каждое сообщение о трагическом случае на улице. Вдвойне тяжелее, когда погибает или оказывается раненым ребенок. Задача водителей и пешеходов строго соблюдать правила уличного движения, быть уважительными друг к другу, тогда и вероятность трагедий будет значительно меньше. Правильная организация движения на дорогах, своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим позволят избежать не являющихся неизбежными смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой и обеспечить оптимальной восстановление здоровья выживших в авариях и их реинтеграцию в сообщество.
Профилактика производственного травматизма
Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике необходимы, потому что даже самые квалифицированные сотрудники не всегда понимают, какой опасности могут подвергаться, если не соблюдать правила безопасности. Чтобы исключить возможность получение заболевания, стоит понимать, что травматизм — это не случайность, а чаще всего неорганизованность рабочего процесса или халатность сотрудников.
Если человек не соблюдает рекомендации сотрудников службы безопасности или не относится серьезно к инструктажу, это может привести к травме. Именно поэтому профилактические процедуры играют большую роль. Чем больше человек подвергается профилактике, тем более подготовленным он будет во время чрезвычайной ситуации и избежит травматизма. Организация мероприятий для борьбы с несчастными случаями контролируется администрацией, и именно она назначает людей, которые контролируют профилактический процесс.
Обратите внимание! Основные мероприятия — это подробный инструктаж. Если человек нарушил правила безопасности, то ему выносится предупреждение. Если нарушения возникают повторно, сотрудник может лишиться рабочего места.
Предупреждение травм на производстве
Как проводится на предприятии
Сотрудники службы безопасности должны отвечать за организацию мероприятий профилактики. Список последовательных этапов:
- Анализ и выявление опасных ситуаций.
- Регулярная фиксация нарушений.
- Проведение инструктажа с работниками производства.
- Устранение причин возможного травматизма.
- Проведение разъяснительных работ.
- Проверка условий труда.
- Применение мер административного и материального воздействия.
- Обучение работников.
- Повышение квалификации сотрудников.
- Обучение работников распознавать признаки опасных ситуаций.
Не всегда профилактика помогает избежать несчастные случаи на производстве. Если трагедия произошла, то сотрудники службы безопасности обязаны расследовать все обстоятельства дела. После того как расследование подойдет к концу, происходит внедрение в производство передовых методов профилактики травматизма и профзаболеваний.
Основные мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве
Ниже представлен перечень мероприятий, связанных с профилактикой опасных ситуаций:
- проведение инструктажа. Подобных мероприятий может быть несколько: вводная процедура, разъяснения периодического характера, внеплановый инструктаж и повторный, если в этом есть необходимость;
- предварительные беседы, перед тем как новый работник приступит к рабочему процессу и предоставление дополнительной инструкции непосредственно на рабочем месте;
- специализированное обучение по технике безопасности.
В некоторых организациях предусмотрены специальные уголки по изучению техники безопасности, которые наглядным образом или с помощью теоретического материала позволяют дополнить знания сотрудников. Если речь идет о предприятии, деятельность которого специфическая, особые моменты работы прописываются в должностной инструкции, и новый сотрудник подписывает соглашение о том, что им учтены все риски.
Список основных мероприятий
Причины и виды несчастных случаев
Каждое расследование начинается с выяснения, что стало причиной. Для удобства проведения следственных действий основные причины несчастных случаев на производстве разбиты на 4 группы.
- Организационные причины несчастных случаев. Связаны с неправильной организацией труда, низкой квалификацией, неумением применять безопасные приемы работы, плохим контролем со стороны руководства, необеспечением средствами индивидуальной защиты и др.
- Технические причины несчастных случаев. К ним относят работу с неисправным инструментом, нарушение сроков поверки и ремонта оборудования, неправильный выбор режима работа инструмента.
- Санитарно-гигиенические. Наступление чрезвычайных метеоусловий, ухудшение параметров окружающего воздуха (газ, пыль), недостаточная освещенность на рабочем месте, тепловое излучение и т. п.
- Психофизиологические. Работа связана с большим напряжением, требует повышенного внимания, приводит к быстрой утомляемости.
Неправильные действия людей, так называемый человеческий фактор, чаще всего приводят к несчастным случаям на производстве.
Наименований видов (типов) несчастных случаев выделено законодателем более десяти. Полный перечень приводится в Приказе Роструда от 21.02.2005 г. №21 (Приложение 5) .
Данный реестр служит обеспечению надлежащего взаимодействия Роструда и его региональных подразделений при организации расследований причин наступления несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Законодатель выделил следующие виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
- транспортные, полученные на любом виде транспорта, на работе или в пути на работу, с работы, в командировке и т.д. (о производственных травмах по дороге на работу читайте тут);
- падение с высоты;
- обрушение, стен, скал, земли, снега и т.п.;
- удар движущихся частей машин;
- попадание инородных тел в естественные отверстия организма;
- физические перегрузки и перенапряжения при подъеме тяжестей, переноске деталей и предметов;
- поражение электрическим током;
- термические ожоги;
- отравление, вдыхание ядовитых паров, неправильное обращение с опасными веществами;
- контакт с ядовитыми и опасными животными, насекомыми, растениями;
- на воде, утопление при падении в воду;
- вызванные противоправными действиями иных лиц, а также наступлением техногенных катастроф, взрывов, землетрясений, стихийных бедствий;
- иные.
Работодатель обязан о каждом несчастном случае с тяжелыми последствиями сообщить в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде или дежурную часть Роструда, если событие произошло не в рабочий день.
Заполняя установленную Приказом форму документа, работодатель указывает причину и вид несчастного случая, перечень которых приводится в приложении.
Вопросы, посвященные причинам и профилактике несчастных случаев на производстве, рассмотрены в данном видеоролике
Как получить компенсацию?
Если человек получил травму на производстве, ему положена денежная компенсация. Её выплачивает ФСС (Фонд социального страхования). Алгоритм действий при получении производственной травмы выглядит примерно так:
- после того, как произошёл несчастный случая работник немедленно обращается за медпомощью. Это нужно для того чтобы зафиксировать факт нанесения вреда здоровью и установить степень его тяжести. В дальнейшем это повлияет на то, в каком составе будет созвана комиссия, задача которой — расследовать обстоятельства и характер ЧП. Обращаясь за медпомощью в травмпункт, поликлинику или иное медучреждение, сотрудник должен указать, что получил травму именно на работе;
- работодатель обязан организовать комиссию, расследующую причины ЧП. При этом пострадавший не должен писать никаких заявлений. Достаточно устного сообщения о травме тому, кто отвечает за производственную безопасность. Ясно, что если речь идёт о тяжёлых травмах, никаких сообщений точно не потребуется, так как на место происшествия будет вызвана бригада «Скорой»;
- когда комиссия приступит к работе, сотрудник посещает врачей либо принимает лечение в условиях стационара, накапливая документы о том, в каком состоянии находится его здоровье;
- по окончании работы комиссии, она выдаёт работнику на руки акт о том, что на производстве произошёл несчастный случай;
- из медицинской документации обязательно потребуются: история болезни либо амбулаторная карта или справка, полученная в травматологическом пункте;
- если утрата здоровья сотрудника серьёзная, он будет направлен лечащим врачом в бюро соцмедэкспертизы. Там он получит информацию от экспертов, какая документация им требуется для того чтобы подготовить заключение.
На основании работы медкомиссии пострадавший получает справку о том, насколько тяжела у него степень утраты трудоспособности. Этот показатель принято измерять в процентах (10-100%). Наконец, сотрудник получает денежную компенсацию, размеры которой зависят от тяжести полученной травмы.