Учетная политика 2021 Какие изменения нужно учесть
Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.
Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.
Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.
Обязательные элементы учетной политики
Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:
Варианты:
1. Условная оценка: один объект, один рубль
1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией
1. В текстовой части Учетной политики
1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации
1. В текстовой части Учетной политики
1. В текстовой части Учетной политики
Нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС при проверках
Организациям стоит обратить внимание на другой важный момент, который необходимо учесть: нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС при различных проверках. Инспекторы вправе потребовать учетную политику при выездных проверках по форме требования, приложенной к приказу ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015. Для них важно выяснить каких норм придерживается компания при ведении учета хозяйственных операций. Иначе инспекторы просто не смогут проконтролировать насколько правильно и точно посчитаны налоги и учтены расходы. Если инспекторы получат неверно составленную учетную политику или не получат ее вообще, компанию ожидают штрафы:
за грубое нарушение установленных правил ведения бухучета по ст.15.11 КоАП — от 2 до 3 тыс. руб.;
за непредоставление документов по ст.126 НК РФ — 200 руб. за каждый документ;
на директора по ч.1 ст.15.6 КоАП от 300 до 500 руб.
Что касается обычных камеральных проверок, организуемых налоговыми органами после сдачи деклараций текущих налоговых и отчетных периодов, согласно п.7 ст.88 НК РФ налоговые органы при их проведении не имеют права требовать дополнительные сведения и документы, если их сдача вместе с декларациями прямо не предусмотрена. Среди документов, которые компания обязана представить при подобных проверках, учетная политика не значится.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
Учетная политика является важным доказательством, которое судьи учитывают при вынесении решений по налоговым спорам. Грамотно составленная политика помогает компаниям отбиваться от налоговых доначислений и санкций и экономить существенные суммы.
Компании удалось сохранить 11 241 089 руб., оспорив в суде решение налогового органа о доначислении НДС, штрафа, пеней и отказе в налоговых вычетах. Налоговики ставили в вину налогоплательщику отсутствие раздельного ведения регистров по учету затрат на объекты, подлежащие реализации.
Помогла выиграть дело в т. ч. учетная политика: проведенная компанией финансово-экономическая экспертиза установила, что фактическое ведение раздельного учета соответствует учетной политике и требованиям НК РФ (Постановление АС Центрального округа от 13.02.2020 N Ф10-6907/2019 по делу N А09-7687/2018).
Если же компания формально подходит к формированию учетной политики и не утруждает себя разработкой ее положений с учетом специфики своей деятельности, вредит она только себе, да еще и теряет при этом деньги.
Неграмотная учетная политика поспособствовала проигрышу в суде и потере 3 752 332 руб.: суды признали, что при составлении перечня прямых расходов налогоплательщик не учел специфику производственной деятельности (Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2019 N Ф07-4475/2019 по делу N А05-6819/2018).
А что же в итоге? Формулировать учетную политику с каждым годом становится все сложнее из-за сближения отечественного учета с МСФО и повышенных требований к качеству отчетности. Шаблоны конструкторов учетной политики, хоть и экономят время, но не всегда помогают сформулировать по-настоящему эффективный документ, учитывающий все нюансы вашего уникального бизнеса. В итоге — проигрыши налоговых споров, оптимизационные пробелы и, как следствие, потеря денег компании.
Как же превратить собственную учетную политику из обычной бумажки в помощника? Подсказка — в следующем разделе.
Упрощенный способ ведения учета
Пояснения также предусмотрены и для организаций, применяющих УСН и сдающих упрощенную отчетность. К таковым относятся некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства (независимо от выбранной ими системы налогообложения) и участники проекта «Сколково». Вышеперечисленные организации обязаны применять установленные федеральными стандартами способы учета и в случае, если таких несколько – выбрать один из существующих. Опять же, как говорилось выше, если подходящего способа нет – можно разработать свой, более подходящий и более рациональный.
Хочется дополнительно упомянуть, что само по себе понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения! Ранее данный термин означал, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Сейчас же разработано дополнение, уточняющее, что требование рациональности помимо этого — еще и соотношение затрат на формирование информации и ее полезности (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).
Особенности организации местного самоуправления [ править | править код ]
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. Виды внутригородских муниципальных образований: в Москве муниципальные округа, городские округа, поселения; в Санкт-Петербурге муниципальные округа, города и посёлки; в Севастополе муниципальные округа и город. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Изменения
С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные – правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.
При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.
Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.