Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологический налог кого и когда обяжут платить

По замыслу авторов законопроекта, экологический налог должен заменить все действующие платежи за ущерб окружающей среде. Но если раньше ими облагались только предприятия, то теперь налог коснется и граждан. Для каждого вредного вещества будут установлены определенные налоговые ставки. К примеру, тонна соединений ртути обойдется в 18 тысяч 244 рубля, то же количество аммиака — в 139 рублей.

Если говорить о курильщиках, то все они вместе взятые за год выбрасывают в атмосферу 500 тысяч тонн оксида углерода, 720 тысяч тонн синильной кислоты, 108 тысяч тонн никотина, 384 тысячи тонн аммиака. А всего в табачном дыму содержится боле 4660 элементов, включая легендарный полоний и фенолы. Разделим это на 1,1 млрд курильщиков и получим средний вклад каждого — 1,55 тонны. В общем, прикинуть налог на курящего, исходя из выбросов, не очень сложно: 35 рублей за аммиак, плюс за синильную кислоту и так далее… Но вернемся к курильщикам чуть ниже.

Действующие платежи за вредное воздействие на окружающую среду давали бюджету за последние четыре года в среднем по 11 млрд рублей. Это лишь одна седьмая часть расходов того же бюджета на экологию. Минфин надеется, что новый экологический налог позволит поднять сборы многократно. Но каков шанс, что это удастся на практике? С таким вопросом «РГ» обратилась к председателю Комитета Госдумы по экологии Владимиру Бурматову.

«Законопроект будет проходить через наш комитет, поэтому предстоит уточнить много вопросов, — сказал он. — Поставить счетчики выбросов на любые группы вредных веществ — технически несложно. Но вопрос в том, каков будет толк от этого оборудования? Как будут использоваться средства, взимаемые за негативное воздействие на окружающую среду? Я согласен с минфином в том, что сейчас эти средства не позволяют компенсировать экологический вред. Но где доказательства, что новый механизм станет более эффективным? Некоторое время назад Госдуме был предложен другой финансовый инструмент: экологический сбор за упаковку. Расчеты показывали, что будет собираться 6,5 млрд рублей в год. В итоге собирают миллиард. То есть ошиблись «всего» в 6,5 раза. Мне интересно, а во сколько раз ошибутся с экологическим налогом? Второй вопрос — как будут распределяться средства, которые получится собрать? До сих пор экологический сбор можно было тратить, например, на строительство новых мусорных полигонов. Но это же неправильно, когда средства, собранные на защиту окружающей среды, вкладываются в то, чтобы ее погубить».

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что признается объектом налогообложения?

Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.
Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.
Читать еще:  Куда жаловаться на налоговую инспекцию?

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

Синтетическое жидкое топливо в Германии: прошлый опыт и новые технологии

На территории Германии имеются нефтяные месторождения, однако их объем весьма ограничен. Вследствие этого страна серьезно зависит от поставок импортной нефти и нефтепродуктов, что может угрожать национальной безопасности. В отдаленном прошлом проблема зависимости решалась при помощи производства синтетических жидких топлив из доступного сырья. Теперь же технологии схожего назначения предлагаются для улучшения экологии.

Старые технологии

Поиски альтернативных способов получения жидкого топлива для замены нефтепродуктов начались в десятых годах XX в. Первую технологию, пригодную для массового использования, в 1913 г. предложил будущий нобелевский лауреат Фридрих Бергиус. Двумя годами позже он построил и запустил первый завод, использующий новый процесс. Впоследствии права на использование метода «бергинизации» приобрели более крупные предприятия.

Процесс Бергиуса предусматривал использование в качестве сырья угля или лигнита. Измельченное сырье перемешивалось с набором специальных добавок и катализаторов, и из него делали суспензию. Последняя перемешивалась с водородом, так же получаемым с использованием угля, а затем подавалась в химические реакторы, где поддерживались температуры до 450-485°C и давление до 500-700 атм.

На выходе образовывалась синтетическая сырая нефть – смесь газойля, дизельного топлива, нескольких газов и других компонентов. Такой промежуточный продукт затем перерабатывали, выделяя средние и тяжелые масла, бензин и газы.

В 1926 г. химики Франц Фишер и Ханс Тропш предложили альтернативную технологию, имевшую свои преимущества. Так, она позволяла использовать в качестве сырья как каменный, так и бурый уголь, имевшийся у Германии в больших количествах. К концу двадцатых т.н. процесс Фишера–Тропша был освоен разными предприятиями и давал стране необходимое топливо. При этом предлагались разные способы совершенствования технологии.

Процесс Фишера–Тропша начинался с выработки т.н. синтез-газа или водяного газа – смеси угарного газа и водорода. Его получали путем обработки измельченного угля перегретым водяным паром. Синтез-газ можно было получать и другими способами. Он мог сразу использоваться в двигателях внутреннего сгорания. Также путем смешения с другими веществами синтез-газ превращали в жидкое топливо. Технология позволяла получать разные виды горючего, но экономически оправданным был только синтетический бензин.

Процессы на практике

Процесс Бергиуса использовался в промышленности с середины десятых годов, а через 10-12 лет началось внедрение метода Фишера–Тропша. Обе технологии в исходном и доработанном виде неплохо показывали себя и вносили определенный вклад в обеспечение народного хозяйства и армии жидким горючим. Однако доля синтетических бензинов и масел в общем потреблении Германии до определенного времени оставалась незначительной. В тот период страна полагалась на закупки иностранной нефти и нефтепродуктов.

Ситуация стала меняться с приходом к власти нацистов. В 1936 г. была принята программа развития производств синтетического топлива. Планировалось построить несколько новых заводов, работающих по двум основным процессам. Они должны были увеличить общий выпуск горючего, снизив потребности в импорте. К работам привлекли все крупные организации из состава конгломерата IG Farben.

Первые заводы новой постройки заработали в 1938 г., они использовали «бергинизацию». В 1939-м запустили несколько заводов на методе Фишера–Тропша. Уже в 1940 г. выпуск нового топлива вышел на уровень 70-80 тыс. баррелей в день. Этого хватало для покрытия трети потребностей страны на тот момент. В дальнейшем показатели отрасли увеличивались. Их пик пришелся на 1944 г., когда 25 заводов вместе выработали 5,7 млн т топлива. При этом производство не отличалось экономичностью. Рекордный годовой выпуск горючего потребовал израсходовать порядка 60 млн т угля.

Читать еще:  Как узнать код налоговой инспекции по инн

Вместе с производством росла потребность в рабочих руках. С 1941 г. эту проблему решали за счет рабского труда. Рабочими заводов становились военнопленные и узники концлагерей. Нацисты даже не думали улучшать условия труда или соблюдать технику безопасности. В результате значительная часть подневольных работников погибла от отравлений и травм, а прочие подорвали здоровье.

В мае 1944 г. британская авиация начала регулярные удары по заводам и хранилищам синтетического топлива в Германии и на оккупированных территорий. Бомбардировки в течение нескольких месяцев нанесли непоправимый ущерб отрасли, а также внесли свой вклад в ухудшение положения нацистов. Весной 1945 г. остававшиеся предприятия по выпуску синтетических топлив прекратили работу. Страны-победители запретили восстанавливать это производство.

Экологические цели

В послевоенный период обе Германии получили доступ к зарубежной нефти и могли получать ее в необходимых количествах. Также были разведаны и освоены собственные месторождения. Все это в целом закрыло нужды ФРГ и ГДР в жидком топливе, а также позволило в течение многих лет даже не вспоминать о производстве синтетических горючих.

Впрочем, технологии синтеза вновь привлекли внимание, но не по экономическим причинам. Теперь они должны поспособствовать улучшению экологической ситуации. Немецкая некоммерческая группа Atmosfair при содействии федерального министерства окружающей среды, компании Siemens и ряда других организаций разработала и реализовала проект «зеленого» завода по выпуску авиационного керосина. Предприятие построено в коммуне Верльте (Нижняя Саксония) и на днях начало работу.

Завод должен использовать усовершенствованный процесс Фишера-Тропша. В качестве сырья для производства синтетической нефти применяется углекислый газ из атмосферы и из биогазовой установки. Водород будут добывать путем электролиза из воды местных водоемов. Электроэнергию предприятие получает от ближайшей ветроэлектростанции. Полученную сырую нефть перегонят в авиационный керосин.

К началу 2022 г. завод Atmosfair должен выйти на проектную мощность – порядка 8 баррелей керосина в сутки. Такое топливо будет стоить ок. 5 евро за литр, значительно больше «простого» керосина. Однако авторы проекта напирают на его экологические преимущества. Они указывают, что сырье и энергия для производства топлива берутся из окружающей среды. Благодаря этому при сгорании керосина в атмосферу выбрасывается столько же углерода, сколько было использовано на стадии производства. Баланс веществ не изменяется, что полезно для природы.

В Atmostar считают, что в дальнейшем новое синтетическое топливо станет экономически выгодным. Однако для этого необходимо ввести дополнительные налоги на ископаемое горючее, чтобы оно подорожало до необходимого уровня. В таких условиях синтетический керосин станет конкурентоспособным и привлечет инвесторов. Также будет возможным расширение производства, в т.ч. с выпуском новых видов продукции.

Нужды и выгоды

Таким образом, за прошедший век с небольшим Германия накопила большой научный и технологический опыт в сфере производства синтетического жидкого топлива и замены традиционных нефтепродуктов. В отдаленном прошлом необходимость в таких технологиях фактически пропала, но теперь их предлагается возродить, причем на новой базе и с иным идеологическим обоснованием.

Последние новости об экологически чистом заводе представляют определенный интерес, но вряд ли привлекут внимание покупателей топлива или инвесторов. Несмотря на все оригинальные идеи, керосин от Atmosfair экономически невыгоден и не способен конкурировать с топливом из ископаемой нефти.

Читать еще:  Прямые и косвенные налоги РФ

Ситуация может измениться в его пользу только при введении новых несправедливых ограничений, способных ударить по уже существующим предприятиям и их клиентам. Станет ли Германия жертвовать сложившейся промышленностью и инфраструктурой ради актуальных экологических идей – покажет время.

Переработать все: Минприроды обяжет производителей утилизировать 100% упаковки

Со следующего года производители и импортеры всех видов упаковки, масла и батареек должны будут утилизировать 100% реализованной продукции.

Минприроды подготовило последнюю версию реформы института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Предполагается, что с 2021 года производители и импортеры всех видов упаковки, масла и батареек должны будут утилизировать 100% реализованной продукции. Норматив утилизации других видов товаров тоже постепенно увеличат до 100%. Сейчас тара, бумага, шины, одежда, электроника и другие товары утилизируются на 5-35%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Сначала создать работающую систему

Компании смогут собирать и утилизировать мусор на собственных мощностях, через специальные ассоциации либо платить экологический сбор. Для тех, кто не будет утилизировать отходы, предусмотрены повышенные штрафы. Но чтобы компании могли выполнять нормативы Минприроды, нужно сначала создать в стране «эффективную систему раздельного сбора мусора в России», потому что существующая не позволяет добиться таких показателей, цитирует «Коммерсантъ» представителя ассоциации «РусПЭК» (Coca-Cola HBC, Pepsico Holdings, Procter & Gamble, Tetra Pak) Любовь Меланевскую.

По ее словам, сейчас только 1% российских компаний утилизирует отходы от своих товаров: кто-то не хочет тратиться, а кто-то просто не знает своих обязанностей. В любом случае, полагает Меланевская, «экологический сбор, который будут платить компании, приведет к повышению стоимости товаров».

Откладывать подорожание максимально долго

По мнению вице-президента по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирины Бахтиной, затраты на исполнение расширенной ответственности возрастут для их компании в 5-6 раз, но Unilever старается не допускать подорожания продукции «настолько долго, насколько это возможно».

«РОП мы исполняем, сотрудничая с проверенными многоступенчатой системой контроля переработчиками. Материалы нашей упаковки — полимеры, стекло, металл, бумага, картон. Небольшую часть полимерной упаковки охватываем через фандоматы (автоматизированные аппараты по сбору пластика) наших брендов Domestos и «Чистая линия». В упаковке 52 наименований наших косметических брендов используется переработанное полимерное сырье. Это позволит нам применить понижающий коэффициент на вторсырье при отчетной кампании по итогам 2019 года», — рассказала Агентству социальной информации Бахтина.

Вторичное сырье — в производство

Чтобы окончательно не демотивировать добросовестных производителей, которые уже вложили значительные средства в исполнение РОП, лучше всего на законодательном уровне закрепить такие условия, чтобы производителям было выгодно использовать вторсырье в производственном цикле. Еще один стимулирующий вариант — зачет инвестиций производителей в организацию высокотехнологичной инфраструктуры по раздельному сбору и сортировке упаковки.

В целом производители полагают, что 100% — недосягаемый норматив в нынешних условиях. Например, собрать и переработать 100% батареек невозможно, даже в Европе норматив утилизации составляет около 45%, и его все равно достигают не все страны, говорит представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (Apple, Samsung, Sony) Антон Гуськов.

«Все компании будут вынуждены платить экологический сбор, однако проблема никуда не денется, и батарейки окажутся на полигонах», — уверен он.

В Минприроды введение полной утилизации для упаковки объясняют тем, что она востребована перерабатывающими предприятиями. В ведомстве уверены, что новые правила не приведут к росту цен. Проект, по данным «Коммерсанта», должны утвердить до 31 марта 2020 года.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]