Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговый учет дебиторской задолженности

Безнадежная дебиторская задолженность: списание, проводки, бухгалтерский и налоговый учет

Списать безнадежную задолженность не так просто, как кажется. Сначала нужно провести инвентаризацию и понять, какие долги безнадежны, а какие нет. Потом разобраться, что можно включить в резерв, а что нельзя. Для этого придется посчитать выручку и разбить долги на три группы. Что делать дальше, читайте в нашей статье.

  1. Что такое безнадежная дебиторская задолженность
  2. Какие долги считаются безнадежными
  3. Как списать дебиторскую задолженность
  4. Документы для списания дебиторской задолженности
  5. Списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете
  6. Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
  7. Проводки по списанию дебиторской задолженности

Как документально оформить списание безнадежной дебиторской задолженности

Итак, вы определили, что есть нереальные к получению по перечисленным выше причинам деньги. Для списания дебиторской и кредиторской задолженности нужно составить приказ об инвентаризации долга, а ее результаты занести в форму ИНВ-17. Затем руководитель издает приказ о ликвидации долга фирмы на основании акта инвентаризации и бухгалтерской справки, в которой следует привести размер задолженности, описание ситуации, почему задолженность стала безнадежной, ссылку на номер и дату акта инвентаризации.

ВАЖНО! Списанные долги налоговики проверяют особенно тщательно, поэтому необходимо приложить к акту инвентаризации задолженности историю ее возникновения и документы, подтверждающие реальность сделки: договоры, накладные, счета, акты оказанных услуг, акты сверок, а также основание для признания долга безнадежным (например, выписку из ЕГРЮЛ или постановление судебного пристава).

Вебинар «Дебиторская и кредиторская задолженность. Финансовое управление задолженностью. Бухгалтерский и налоговый учет задолженности»

29.06 с 14:00 до 16:00 Центр «Мой бизнес» проведет вебинар «Дебиторская и кредиторская задолженность. Финансовое управление задолженностью. Бухгалтерский и налоговый учет задолженности»

1. Дебиторская задолженность, понятие, структура, принципы и механизмы управления, оценка эффективности управления

2. Кредиторская задолженность, понятие, структура, принципы и механизмы управления, оценка стоимости привлечения средств, оценка эффективности управления кредиторской задолженностью

3. Дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском гражданском и налоговом законодательстве.

4. Инвентапизация задолженности

5. Порядок и основания списания дебиторской и кредиторской задолженности.

Читать еще:  В какой бюджет платится НДФЛ подоходный налог?

6. Налоговые последствия списания дебиторской и кредиторской задолженности.

Вебинар пройдет на платформе Zoom. Если будете подключаться с сотового телефона, то необходимо, предварительно, скачать данное приложение.

Время: 29.06 с 14:00 до 16:00, по местному времени.

Когда выгодно списать дебиторскую задолженность

Сумма списанной дебиторской задолженности уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы. Поэтому списать задолженность выгоднее в том периоде, в котором у фирмы есть прибыль и она больше суммы задолженности.

На начало I квартала отчетного года у ООО «Пассив» числится дебиторская задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам в сумме 60 000 руб. (без НДС). Срок исковой давности по ней в I квартале истекает.

Фирма платит налог на прибыль ежеквартально.

Предположим, что база по налогу на прибыль в I квартале отчетного года (без учета списанной задолженности) составила 80 000 руб.

Налогооблагаемая прибыль после списания задолженности равна 20 000 руб. (80 000 – 60 000), а сам налог – 4000 руб. (20 000 руб. × 20%).

Если бы «Пассив» продлил срок исковой давности и не списал дебиторскую задолженность, то налог на прибыль составил бы 16 000 руб. (80 000 руб. × 20%).

Таким образом, эта операция сэкономила фирме 12 000 руб. (16 000 – 4000) налога.

После проведения инвентаризации, письменного обоснования задолженности и решения руководства, дебиторская задолженность может быть определена как долг, по которому ожидаются платежи или долг не уплаченный своевременно. Если дебиторская задолженность не была уплачена вовремя, то она может быть двух видов:

  • сомнительная;
  • безнадежная.

Сомнительная дебиторская задолженность – задолженность, не погашенная в установленный договором срок без поручительства и обеспечения (п.70 «Положение по ведению бухгалтерской отчетности в РФ»).

Безнадежная дебиторская задолженность – долг, который невозможно востребовать от контрагента.Сомнительный долг становится безнадежной задолженностью в следующих ситуациях:

  • контрагент признан банкротам на основании судебного решения;
  • ликвидация контрагента и исключение его из ЕГРЮЛ (п.8 ст.63 ГК РФ);
  • истечение срока исковой давности (п. 7 ПБУ 9/99, п. 78 “Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности”);
Читать еще:  Как зарегистрировать индивидуального предпринимателя в ФСС в 2021 году

В бухгалтерском учете организация может создать резервный фонд для списания сомнительных задолженностей, если такого резерва нет, то убытки относят к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Безнадежная задолженность списывается из резервов сомнительных долгов, если резерв отсутствует, то убытки отражаются в прочих расходах (п. 11, 14.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Срок списания дебиторской задолженности

Если покупатель не в состоянии своевременно оплатить продукции, то дебиторская задолженность становится сомнительной, а если оплаты не поступило спустя три года после факта отгрузки, то такую задолженность можно признать безнадежной и списать в бухгалтерском и налоговом учете. Срок списания дебиторской задолженности составляет 3 года и устанавливается на основе ст. 196 ГК РФ. Срок заканчивается спустя три года в соответствующий месяц и день возникновения нарушения (ст. 192 ГК РФ).

Срок исковой давности прерывается, если заемщик признал себя должником: оплатил часть долга или процентов за просрочку, письменное подтверждение, соглашение реструктуризацию долга и т.д.

Резерв для списания безнадежной ДЗ в налоговом учете

Порядок формирования и использования «налогового» резерва по сомнительным долгам регламентирован ст. 266 НК РФ и существенно отличается от требований, предъявляемых к аналогичному резерву в бухучете. Основные отличия «налогового» резерва от «бухгалтерского» следующие:

  1. Его создание не является обязательным.
  2. Он формируется только по ДЗ покупателей.
  3. Создается только предприятиями, ведущими учет по методу начисления.
  4. Сумма резерва зависит от длительности просрочки.
  5. Ограничен максимальный размер резерва (до 10% от выручки).

Как происходит списание просроченной кредиторской задолженности

Первым шагом на пути к списанию КЗ является проведение инвентаризации (оформляется приказом руководителя).

По ее итогам составляется акт инвентаризации, в котором отражаются размеры КЗ применительно к каждому основанию в отдельности.

На основании такого акта, а также бухгалтерской справки формируется приказ руководителя организации о списании КЗ по конкретному основанию.

Как списывают долги по кредитам физ лицам, что предшествует процессу

До того как дело будет разбираться судом или в порядке мирного соглашения, в первую очередь должна бытьналичествовать просрочка. Именно ввиду нее и накапливаются штрафы, появляются проблемы с оплатой, увеличивается срок отношений и так далее. Несколько просрочек на практике часто увеличивают в итоге тело займа троекратно. Это не преувеличение, работает эффект снежного кома. Более того, он рос бы и дальше просто трехкратный размер установлен законом в качестве предельного.

Читать еще:  Когда индивидуальный предприниматель рискует своим имуществом?

Также еще одним предшествующим фактором считается визит и переговоры с заимодавцем. Но это уже зависит от того, как происходит списание долгов по кредитам. Если в порядке мирного урегулирования вопроса, то, конечно, с банком сначала нужно договориться. А вот если заемщик сам подает в суд, то можно к менеджерам и не ходить. Но лучше все же это сделать. Ведь при наличии реальных оснований для судопроизводства, доказательную базу можно продемонстрировать самим специалистам. И если они признают ее достаточной, то вполне могут отказаться от притязаний даже без разбирательства.

Приказ на списание кредиторской задолженности (образец)

Приказ оформляется на бланке организации с подписью руководителя и печатью организации (если она имеется). В нем должна быть ссылка на внутренние документы (акт инвентаризации и бухгалтерскую справку), которые подтверждают наличие и обосновывают правомерность списания кредиторской задолженности по конкретному основанию.

После оформления такого приказа КЗ можно списывать в бухгалтерском и налоговом учете.

Документальное оформление списания кредиторской задолженности

Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Пример списания кредиторской задолженности в проводках

Рассмотрим, как списать кредиторскую задолженность на примере:

имела задолженность перед поставщиком — 12 000 рублей за 2010 год. 05.09.2014 поставщик принял решение о ее списании.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]