Пенсии в Салехарде и ЯмалоНенецком автономном округе
Прожиточный минимум пенсионера в Ямало-Ненецком автономном округе
Прожиточный минимум пенсионера за предыдущие годы
Год | Размер, руб./месяц |
---|---|
2020 | 13 510 ₽ |
2019 | 13 425 ₽ |
2018 | 13 425 ₽ |
2017 | 13 425 ₽ |
2016 | 13 425 ₽ |
2015 | 11 224 ₽ |
2014 | 9 634 ₽ |
2013 | 8 737 ₽ |
2012 | 8 452 ₽ |
2011 | 7 650 ₽ |
2010 | 7 321 ₽ |
Зелёный цвет — размер вырос относительно предыдущего периода, Красный цвет — размер уменьшился относительно предыдущего периода, Жёлтый цвет — размер не изменился относительно предыдущего периода
Данный прожиточный минимум пенсионера устанавливается ЕЖЕГОДНО и используется для расчёта социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с законом размер пенсионных выплат не может быть ниже прожиточного минимума, недостающие средства добавляются из бюджета, после подсчета стажа и определения положенного уровня пенсии. Под пенсионной доплатой понимают такие выплаты, которые необходимы для выравнивания назначенной пенсионеру пенсии к установленному минимальному порогу.
В зависимости от того, какого типа пенсия оформляется, пакет дополнительных документов может меняться. С собой стоит принести:
- Паспорт;
- СНИЛС;
- Трудовую книжку.
Начисление пенсии происходит только по месту постоянного жительства. Процедура оформления проста и стандартна во всех регионах, для этого потребуется обратиться в свой ПФ с заявлением о начислении пенсии.
Если выплаты планируется получать по потере кормильца тогда справку о смерти и родстве с умершим. Пенсия по инвалидности возможно оформить после предоставления соответствующего медицинского заключения. Если документы оформляются не на пенсию по старости с достаточным количеством стажа, сотрудник имеет право потребовать дополнительные справки.
В Салехарде состоялось заседание окружной антитеррористической комиссии
4 декабря в Салехарде состоялось заседание окружной антитеррористической комиссии под председательством губернатора Ямала Дмитрия Артюхова. В нём приняли участие руководители правоохранительных органов, члены правительства округа, представители муниципалитетов. На заседании обсудили вопросы профилактических мероприятий в среде мигрантов, безопасность объектов топливно-энергетического комплекса.
Ненцы
Традиционная культура
Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера, они занимают обширную территорию от Белого моря на западе до низовьев реки Енисей на востоке и являются коренным населением трёх автономных округов: Ненецкий автономный округ Архангельской области (центр — Нырьян-Мар), Таймырский (Долгано — Ненецкий) автономный округ красноярского края (центр — Дудинка), Ямало — Ненецкий автономный округ Тюменской области (центр — г. Салехард).
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающих хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная, а так же общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определённому уровню развития народа.
В Ямало-Ненецком автономном округе проживают следующие коренные национальности: ханты, ненцы, селькупы, коми — зыряне. Численность ненцев в округе 17000 человек, в Надымском районе — 2755 человек.
Общие предки ненцев проживали на юге Западной Сибири между Обью и Енисеем. Они пришли на эти земли около трёх тысячелетий назад и встретились с культурой морских охотников.
В языковом отношении ненцы принадлежат к самодийской группе народов, куда входят селькупы, энцы, нганасаны. Вместе с финно-угорскими языками самодийские языки составляют семью уральских языков. В ненецком языке различают два диалекта: тундровый и лесной. Они различаются по лексике и фонетике, и значительно, так что взаимное понимание затруднено.
Сами ненцы зовут себя неней неннэче, что значит « настоящие люди ». До октября 1917 года ненцы были известны под называнием самоеды (самодины, самоди, самоядь, самоедцы и т.д.) Откуда произошло это название, объяснить невозможно, есть только многочисленные версии и сплошные догадки.
Хозяйство ненцев издавна было комплексным: оленеводство, рыболовство и охота. Ведущей отраслью было и остается оленеводство. У современных ненцев оленеводство крупнотабунное , санное, с применением пастушеской собаки (лайки). Основным орудием труда оленевода является аркан (тынзян). Знание оленеводства очень велико: помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получают от оленей пищу (мясо, сало, кровь, костный мозг), одежду и жилище, для которого используется шкуры оленей. Олени круглый год содержатся на подножном корму. Пищей им служит зимой мох-ягель, который они выкапывают из-под снега; поздней весной, летом и осенью добавляется трава, листья кустарников и грибы.
Охота также является важной частью хозяйства. Объектами охоты издавна являлись дикий олень, песец, лисица, волк, заяц, белый медведь, различные виды морских животных, птицы (куропатки, гуси), белка, горностай.
Рыболовство всегда являлось важным источником питания ненцев, хотя ведущей отраслью хозяйства оно не было.
Наиболее распространенным типом жилища народов Сибири является чум. Для тундры коническая его форма является наиболее приемлемой, так как с довольно крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь. Благодаря этому при перекочёвках чум без очистки и разгребания снега легко может быть разобран. Он является устойчивым при метелях и ветрах. Чум – переносное жилище, и его появление связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Ненецкий чум состоит из 25-40 березовых шестов. От числа шестов, их длины, а также от материальных возможностей хозяйства и численности семьи, зависят размеры чума. Установленный каркас чума покрывают покрышками (нюки): зимние – из шкур взрослого оленя (примерно 60 шкур), летние сшиваются из полос вываренной бересты (в современное время часто стали использовать брезент). Сборка чума не занимает много времени: около часа зимой и полчаса летом. Внутри чума в центре расположен очаг, небольшой столик, стулья. Хотя сегодня маленький, аккуратный чум с громадными постройками современной индустрии видится совсем крошечным, в веках он высоко оценен жителями тундры за его несомненные достоинства.
Основным способом передвижения ненцев в зоне тундры во все времена года является езда на оленях, запряженных в сани (нарты). Езда на оленях не практикуется. Не используется олень также и под вьюк – все грузы перевозят на нартах. Конструкция нарт предельно надежная и экологичная. Ее «взяло на вооружение» почти все оленное население Севера от Скандинавии до Якутии, не внося принципиальных изменений. Конструкция нарт реагирует на всевозможные статистические и динамические нагрузки, равномерно распределяя их. Кочевой образ жизни требует особого строгого порядка размещения всех вещей. Поэтому ненцы при переездах части чума, домашние вещи и прочее размещают на специально предназначенных для тех или иных вещей нартах. Ненецкие нарты по устройству и назначению делятся на легковые, грузовые, мужские и женские. Чтобы перевести весь свой скарб ненцам необходимо не одна нарта, а 5-6 нарт. Такой поезд из нарт называют аргиш. Средний вес груженой нарты не должен превышать 180-200 кг. В нарты запрягают нечетное количество оленей (3-5). На упряжных оленях можно делать в сутки до 250 км. Средняя скорость оленьего бега достигает 15 км в час. Управление оленями в упряжке осуществляется с помощью вожжи и длинного шеста – хорея.
В целях сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера и популяризации национальных видов спорта в Надымском районе ежегодно проводятся традиционные соревнования оленеводов. Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий Севера. Занимается шитьем женщина. Чтобы стать искусной мастерицей, девочку с пяти лет приучали к рукоделию.
Мужская одежда – малица – глухая, без разреза, одежда, сшитая из телячьих шкур мехом внутрь. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. По подолу малицы идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Малицу носят с поясом – ни. Он делается из сыромятной кожи (коровьей) и украшают медными бляхами различной формы или пуговицами. К поясу крепятся нож в ножнах, точильный камень, клык медведя – оберег от злых духов. Обувь состоит из меховых чулок – чижи (шьются мехом внутрь) и кисов. Женская верхняя одежда называется ягушка. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Полы заходят одна за другую. Застежками служат завязки из ровдуги. По талии ее перехватывают тканым из цветной шерсти поясом. Рукавицы также пришиваются к рукавам. Женская меховая одежда ненцев декоративна. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера. Естественным дополнением к шубам у народов Севера являются меховые головные уборы. У ненцев они капорообразной формы, сшитые из оленьего меха в два слоя; мехом наружу и внутрь. Капор очень нарядный, отделан белым песцом, цветным сукном, ровдугой и всевозможными металлическими побрякушками. Обувь ненок подобна мужской, но с большим орнаментом.
Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.
Основные занятия мужчин в тундре – рыбный промысел, охота, оленеводство, изготовление нарт и лодок .Только в исключительных случаях он может взяться за работу, которую испокон веков выполняет женщина (поставить чум, сварить пищу).
Своими руками отец делает для своего новорожденного малыша люльку из лиственницы. На ней обязательно висят колокольчики, которые охраняют младенца от злых духов. Пеленками для ребенка служит оленья шкура, мягкая и гидроскопичная. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. Их первое оружие – лук, созданный по образцу древнего лука со стрелой.
Женщина является хранителем семейного очага и создателем всего доброго и теплого. О ней судят по обшивке чума, одежде ее детей, мужа. Женщине приходится иногда заменять в ведении хозяйства мужчину. Объем работы, за которую она может взяться, бывает значительно больше, чем за нее делает мужчина. Женщина может быть проводником в пути, охранять оленей, ставить и проверять капканы, сети, расставлять нарты для создания аргиша, запрягать оленей и др. Женщина в чуме – труженица и, прежде всего, мать. Растить детей в кочевых условиях – нелегкое дело. Своими руками она делает игрушки для своих детей, шьет детскую одежду, по покрою точно такую, какую дети будут носить, когда вырастут. Ненецкие женщины – прекрасные мастерицы. У каждой мастерицы есть сумка для рукоделия – туца. Эта сумка полна изящества и затейлива как игрушка. Женщины всегда берегут эти сумочки, есть даже ненецкая пословица: если ты женщина – знай свою сумку.
У ненецких женщин очень обострено чувство цвета. И это понятно: праздник цвета в тундре очень короток. 8 – 9 месяцев однообразна ее белая поверхность, и лишь на миг, летом, зацветает тундра. И все эти цвета тундры в долгие зимние ночи мастерица переносит на свои изделия.
Как известно, у ненцев нет традиционных праздников, но есть дни большой радости. Это – день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба.
День рождение человека отмечают всего один раз в жизни после того как отпадает пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения и не будет знать, как проходили его именины.
Долгожданный или редкий гость – вестник новостей, приятный собеседник и советчик. Об уважительном отношении к гостю свидетельствует то, что в честь его приезда забивают оленя. Если гость остается с ночевкой, то обязательно вечером варится суп из отборных кусков мяса.
Замечательным, радостным днем является создание новой семьи – свадьба. При создании новой семьи молодые должны жить в чуме семьи мужа или поставить свой, поэтому проживание супружеской пары в чуме родителей жены считается недостойным для мужчины.
Любая религия, в данном случае язычество – это часть культуры. Языческие традиции тесно связаны с вечными законами природы. Вся окружающая природа – небо, земля, вода и т.д. – имеет своих духов, хозяев. К ним ненцы обращаются за помощью, приносят им жертвы, кормят их и т.д. Христианизация ненецкого населения в 19 веке не внесла особого изменения в традиционные представления о мире, о человеке, о жизни в целом.
Культ неба – ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение Нуму совершалось с участием шамана. Шаман – это и философ, и мыслитель, и врачеватель. Его задача – бороться с духами или откупаться жертвоприношением. Его главным ритуальным предметом считается пензер – бубен с колотушкой. Он символизирует достоинство шамана, его силу, связывает с миром духов.
Культ земли, воды, промысловых угодий – в прошлом с этими духами расплачивались человеческими жертвами. Позже от этого отказались. Ежегодно весной, перед началом лова рыбы, в воду опускались немного жира или другой еды.
Культ деревьев. Священным деревом для ненцев считается лиственница – «светлое дерево». Ее обвешивали цветными лоскутами, шкурками зверей.
Обряды, связанные с животным миром. Почитают оленя, собаку, медведя, волка; из рыб – осетра, налима; из птиц — гагара.
Своеобразен у ненцев обряд, связанный с похоронами: умершего одевают во все зимнее, теплое, лучшее, что было у него при жизни. Кроме того, в гроб кладут его остальные вещи. У ненцев существовало 2 способа захоронения: в деревянном ящике на поверхности земли и просто в земле (летом). Могила и гроб делались очень тесными, чтобы больше никто поместиться не мог.
У ненцев обычный календарный год состоит из двух частей: зимы и лета. Жизнь человека – из дня и ночи. Днем человек действует, днем господствуют духи жизни, ночью – духи смерти. Нарты и чум живых людей обращены на восток, умерших – на запад. Болезни проникают к человеку ночью. Смерть наступает из-за ухода души, человек живет, пока душа владеет телом. Конец жизни и ее возрождение неотвратимо, как восход солнца и закат солнца, как день и ночь. Ненцы не сооружают грандиозных храмов, не усложняют религиозные обряды пышными и торжественными службами. Их верование исходит из представлений человека о самом себе, в их легендах люди становятся богами, а боги — людьми.
Жизнь в условиях Севера выработала и воспитала в ненцах такие качества, как осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение. Забота об олене закрепила у ненцев многие привычки бережного отношения к природе. Мы никогда не увидим в тундре человека, который бы нарвал яркий, разноцветный букет полевых цветов или же собрал неспелую ягоду. Это вовсе не значит, что у ненцев не развито чувство прекрасного. Все это говорит только о чутком отношении северянина к природе и боязни разрушить ее красоту.
Информация предоставлена филиалом МУК «Музей истории и археологии г. Надыма» — «Дом природы