Что такое профессиональная компетенция и навыки руководителя
Важные навыки успешного руководителя
Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, которые возглавляли отделы в его компании, и внезапно отправил их в морской круиз по Карибскому морю на две недели. Когда отпуск закончился, и руководствующие лица прибыли на рабочие места, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые – уволены. По какой причине?
Генри Форд не зря прослыл умелым бизнесменом и гением. Внезапный отпуск своим сотрудникам он устроил по разработанному плану, чтобы посмотреть, как будут трудиться их команды самостоятельно. Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил: это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании. Какими же качествами должен обладать успешный управленец, чтобы не оказаться в числе «тех, кого после круиза уволил Генри Форд»?
Рассмотрим ТОП-5 компетенций современного «босса», грамотного руководителя и организатора.
1. Лидерство
Истинный «капитан бизнеса» – уверенный человек, лидер, способный оперативно принимать решения в вопросах любой сложности.
Управленческие компетенции руководитель-лидер постоянно развивает и совершенствует, день ото дня черпает новую информацию и оттачивает полученные навыки на практике. Умелый «босс» знает, как эффективно влиять на команду. При внедрении новых методик ведет сотрудников за собой, направляет их. Ставит перед собой конкретные цели и упорно достигает их.
Возможно, в какой-то сфере необходима форма лидерства в виде проявления уважения, завоевания доверия. Управленцу нужно чувствовать, лидерство какого именно рода будет иметь наибольшую эффективность в управлении его компанией.
2. Стратегическое мышление
Эта компетенция руководителя ценится сегодня, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач, склонности к декомпозиции, прогнозированию. Руководитель способен быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.
Такой руководитель тщательно формирует свою картину мира, находит в ней изъяны и неточности, признает их, и даже больше – использует как «трамплин» для роста управленческих компетенций. Он умело применяет и дозирует контроль, опирается на выстроенную систему контроля и координирования. Способен мыслить глобально, быть дальновидным и видеть перспективы – именно это помогает ему планировать ключевые задачи и направлять деятельность компании в нужном русле.
3. Технологические и технические компетенции
Профессионализм управленца, полная осведомленность в нюансах работы, знание технологических особенностей конкретной отрасли – ключевые навыки руководителя. Он не только знает тонкости и характеристики производственных процессов, но и может продемонстрировать эффективные способы их выполнения. В работе нацелен на оптимизацию рабочих процессов, использует действенные методики, позволяющие достичь поставленных целей.
Опытный управленец профессионально владеет техниками коммуникаций, использует современные технологии, позволяющие упростить рабочие процессы. Эффективно управляет всеми ресурсами, рационально распоряжается собственным временем. Создает в коллективе стандарты ответственности, что помогает ему правильно распределять обязанности, а также делегировать полномочия.
4. Организаторские способности, работа в команде
Способность руководителя сформировать единую, слаженную команду позволяет ему создать крепкий каркас компании. Основополагающая компетенция руководителя – умение и желание работать в команде, применяя эффективные механизмы мотивации, систему поощрений и внутреннего контроля. Грамотный управленец является авторитетом, примером для подражания сотрудников. Формирует правила, устанавливает режим и сам беспристрастно следует ему. Он создает благоприятную атмосферу в команде, а также комфортные условия для работы и умеет влиять на социально-психологический климат в коллективе.
Эффективный управленец знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, анализирует их способности и учитывает при расстановке кадров в выполнении приоритетных и второстепенных задач. Хороший руководитель понимает важность квалификационного роста для персонала, поэтому своевременно внедряет систему обучения кадров с учетом приоритетных зон развития.
5. Собственная эффективность
Умение общаться, способность правильно «подать» себя, присутствующий дар убеждения и точность выражения мыслей – ключевые компетенции руководителя в любой сфере бизнеса. Для того чтобы убеждать «массы», эффективно вести переговоры внутри компании и вне ее, необходима немалая гибкость ума. Чтобы грамотно проводить собрания, удерживать внимание аудитории и уверенно вести группу в нужном направлении, необходимо вырабатывать умение преподнести информацию, а также практиковать навыки управления эмоциями и быстро анализировать ситуацию.
В то же время для того, чтобы развитие управленческих компетенций росло и расширялось, необходимо работать над собственной эффективностью, обучаться, заниматься саморазвитием, осваивать новые технологии и передовые методики. Онлайн-школа предлагает авторские программы, которые помогут людям с определенным опытом и без, повысить свою квалификацию и управленческие навыки.
Действуй, работай, не останавливайся!
Руководитель, который в условиях меняющегося рынка и нестабильных условий социальной среды находит правильные решения и продвигает свои компанию вперед, обязательно завоюет авторитет и получит лучшую награду. Эффективный лидер, который будет вести свою команду к успеху, вырабатывает результативные управленческие приемы и навыки, помогающие ему в работе и в жизни.
Он знает все о мире бизнеса, сможет подстроиться под его изменчивый ход и внезапные катаклизмы рынка. Он непрерывно учится и направляет других. Но самое главное – такой руководитель настроен на позитивное управление, вселяет уверенность в людей и заряжает энергией тех, кто помогает ему, поддерживает его миссию и идет с ним рука об руку на протяжении всего пути.
Что такое профессиональные компетенции
Профессиональные компетенции – это способность выполнять профессиональные обязанности или конкретную профессиональную задачу. Подразумевается, что вы способны качественно выполнить работу и достичь необходимый результат.
Компетенция деятельности показывает, что вы обладаете всем набором знаний и у вас есть опыт, который способствует выполнению должностных обязанностей.
При этом, в одной компетенции может быть целый набор навыков. Это свидетельствует о том, что понятие профессиональной компетенции намного шире, чем навык или hard skill.
Методы оценки компетенций, или Как определить нужного человека
Остановимся подробнее на методах оценки компетенций персонала, которые дают наиболее объективное представление о личных и профессиональных качествах сотрудников:
- Тестирование – самый простой метод оценивания сотрудников и соискателей. На практике используют психологические и профессиональные тесты. Первые позволяют определить личные качества – soft skills, вторые – профессиональные, hard skills. Главный плюс метода – возможность проводить тестирование дистанционно.
- Интервью – устное собеседование в форме вопросов и ответов. Может быть неструктурированным: проводится в свободной форме, позволяет определить эмоциональную реакцию на вопросы. Структурированное интервью предполагает использование модели STAR: S (situation) – ситуация, Т (task) – задача, А (action) – действия опрашиваемого, R (result) – результат. Предлагается вспомнить случай из прошлой профессиональной практики, и дается оценка действиям соискателя по 10-балльной шкале.
- Анкетирование – заполняется стандартная форма с набором вопросов, после чего анализируется отсутствие или наличие у анкетируемого конкретных черт. Плюс методики – экономичность с точки зрения временных затрат и бюджета, минусы – низкая информативность и субъективность.
- Аттестация – определение уровня соответствия квалификации работника занимаемой должности или месту, на которое он претендует. Порядок проведения аттестации должен быть описан в утвержденных руководством компании документах. Как правило, она проводится в форме экзаменационного испытания и собеседования. По итогам аттестации может быть принято решение о повышении сотрудника, увеличении или уменьшении заработной платы, увольнении (ст. 81 Трудового кодекса РФ).
- Оценка экспертами – предполагает привлечение экспертов, которые, полагаясь на собственный опыт, анализируют характеристики сотрудников и выдают заключение. Возможна внутренняя оценка с привлечением непосредственного руководителя и коллег, которые хорошо знают сотрудника, и внешняя – с участием кадровых экспертов со стороны.
- Ассессмент-центр – проведение деловой игры с моделированием спорных рабочих ситуаций для оценки поведения сотрудников в нестандартных условиях. Оценки выставляет экспертная комиссия. Кроме того, ассессмент-центр может включать интервью и тестирование. Комплексный подход исключает субъективность и позволяет получить достоверный результат.
- Методы «180, 360, 540 градусов» – оценка поведения в реальных ситуациях:
- Оценка «180 градусов» – опрос сотрудника и руководителя.
- Оценка «360 градусов» – опрос сотрудника и его делового окружения: руководителя, подчиненных, коллег.
- Оценка «540 градусов» – «360 градусов» + опрос клиентов и поставщиков.
Один из вариантов оценки компетенций в Mirapolis HCM
Уровни компетентности
Компетентность отличается не только по видам, но и по уровням. Уровень компетентности — это то, насколько хорошо человек знает свое дело. Ниже приведены примеры соответствия тех или иных признаков и качеств разным уровням компетентности.
— Всегда может аргументировать свое мнение, показать выгоды собственного предложения или идеи
— Всегда может доступно и просто объяснить даже самую сложную идею
— Всегда может договориться о сотрудничестве
— Всегда может конструктивно в положительном ключе высказать свое мнение и при этом не испортить отношения с другими людьми
— Всегда добивается того, чтобы слова не расходились с делом (как собственные, так и других)
— Часто может аргументировать свое мнение, показать выгоды собственного предложения или идеи, если это касается личных интересов
— Старается доступно и просто объяснить сложные идеи, часто это хорошо получается
— Часто может договориться о сотрудничестве
— Часто может конструктивно в положительном ключе высказать свое мнение и при этом не испортить отношения с другими людьми
— Старается, чтобы собственные слова не расходились с делом, часто это получается
— Иногда может аргументировать свое мнение, если это касается личных интересов
— Часто объяснение сложных идей вызывает затруднение
— Иногда может договориться о сотрудничестве, но с большими трудностями
— Не всегда может конструктивно в положительном ключе высказать свое мнение и при этом не испортить отношения с другими людьми
— Часто собственные слова расходятся с делом
— Не может аргументировать свое мнение
— Не может объяснить сложные идеи доступным языком
— Очень редко может договориться о сотрудничестве
— Не может конструктивно в положительном ключе высказать свое мнение и при этом не испортить отношения с другими людьми
— Собственные слова расходятся с делом
Ключевые компетенции HR по направлениям деятельности
Критерии, по которым происходит оценка профессиональных навыков HR напрямую связана с теми функциями, которые ему предстоит выполнять в организации. У L&D Manager, ресечера, People Partner, HR-консультанта несмотря на наличие общих компетенций, будут и другие, присущие только конкретной специализации. Большую роль играет и то, где будет работать HR-менеджер: на производстве или в it-стартапе, в бюджетной организации или в найме у индивидуального предпринимателя.
HR директор компетенции | Лидерство, аналитические способности, ориентация на результат, умение убеждать и объяснять, гибкость, стратегическое мышление, эмоциональный интеллект, эмпатия, умение брать персональную ответственность за свои действия и действия подразделения |
HR бизнес партнер компетенции | Понимание бизнес-процессов, новаторство, инициативность, эффективная коммуникация, гибкость, консультирование и коучинг |
HR generalist компетенции | Проактивность, умение работать в команде, реализация стратегии, глобальное мышление, управление проектами, маркетинг |
Компетенции рекрутера | Тайм-менеджмент, клиентоориентированность, коммуникативные навыки, умение работать с большими объемами данных, поиск информации, знание инструментов подбора персонала |
Компетенции HR-ассистента | Грамотная устная и письменная речь, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному развитию, консультирование, умение работать в режиме многозадачности |
Любая модель компетенций является своего рода перечнем стандартов, набором требований, которые предъявляет работодатель к кандидату с учетом стратегических задач бизнеса. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, HR-специалист должен определять индикаторы по каждой компетенции в отдельности и уровень их значимости для той роли, которую менеджер выполняет в компании.
Компетенции профессионала. Профессиональные знания, умения, навыки. Классификация ключевых компетенций
Доброго вам дня, дорогой друг!
Типичная ошибка многих кандидатов на позицию руководителя: их резюме практически не отличается от резюме специалиста. Как по стилю, так и по форме. Давайте обсудим, как отразить профессиональный опыт в резюме пример руководителя.
К подбору руководителей относятся более тщательно. Даже щепетильно. Немудрено, цена вопроса и цена ошибки может исчисляться вполне кругленькими суммами.
Выбранная нами семья получила подарки общей стоимостью 5000 человек. . Если вы студент, опишите свое высшее образование. Не входите в среднюю школу или в предыдущие школы. Если вы не учитесь, войдите в школу, которую вы закончили в последний раз. Познанский университет экономики, финансов и бухгалтерского учета, капиталовложения и корпоративные финансы, магистерские программы.
Сопоставьте их с ключевыми словами объявления. Не забудьте разместить их в видимом месте! Управление проектами Управление командой Управление бюджетом Знание методов продаж Возможность работать с современными инструментами и приложениями. Благодаря этому вы повысите свой авторитет!
Полагаю, излишне объяснять, чем отличается руководитель от специалиста.
Тогда почему резюме мы часто пишем так, как специалист? Вы руководитель или где? Почему в резюме не присутствуют ключевые “руководящие”слова? Такие как, управление, организация. руководство, контроль. Компетенции руководителя.
В работе руководителя присутствует гораздо более широкий спектр вопросов, чем в работе специалиста. Соответственно и резюме должно выглядеть более “объемно”. В нем должен читаться управленец.
Попросите вашего профессора написать вам рекомендацию. Такие ссылки должны включать ответы на следующие вопросы: как вы работали с вами? Добавить в этот раздел приводит к людям, которые могут дать вам ссылку. Подумайте об увлечении, которое отличает вас от других. Попробуйте ввести интересы, непосредственно связанные с отраслью, на которую вы претендуете.
Пример: Хотите работать финансистом? В разделе интересов вы можете ввести: Торговля валютой на валютном рынке. Является ли порядок разделов важным? . Однако, если у вас есть первый опыт в форме стажировки или проекта, информация должна появиться первой.
Для этого есть резон сделать акцент на профессиональных компетенциях.
Итак: Что есть профессиональный опыт руководителя?
На мой взгляд, это опыт работы + профессиональные компетенции
Теперь по порядку. Начнем с компетенций.
Профессиональные компетенции
Профессиональные компетенции руководителя — способность решать задачи широкого спектра как в функционально, так и в управленческой сфере.
Прежде всего, вы покажете работодателям, что у вас есть не только книжные знания, но и практический опыт. Во-вторых, у вербовщика будет впечатление, что вы амбициозны, так как вы искали опыт работы во время учебы. Оба аргумента увеличивают ваши шансы получить звонок!
Итак, как вы убеждаете своего потенциального работодателя пригласить вас на собеседование? Относитесь к своему документу как к визитной карточке. Попробуйте использовать приведенные выше советы, чтобы. Приглашенный докладчик для Адзуны — Александра Бончевска.
Меня зовут Александра Боньчевска. В конкретной компании определенная работа требует наличия необходимых навыков. Ожидания, что сотрудник должен встретиться, будут результатом предложения о работе. Некоторые требования универсальны и имеют особое значение на рынке труда.
- Руководство коллективом — управленческая компетенция
- Интернет-маркетинг — функциональная компетенция
- Подбор персонала в ритейле — отраслевая функциональная компетенция
Компетенция — организация процесса от начала до результата. Например от набора персонала отдела до получения нужных результатов работы.
Прежде чем мы начнем вычислять все полученные навыки, давайте сосредоточимся на тех, которые наиболее важны для работодателя. Тот факт, что мы их имеем, может быть обеспечен надежным описанием нашего профессионального опыта, включая обязанности, которые мы выполняли в прошлом. Давайте подготовим его внимательно, соблюдая правила: «минимальные слова, максимальное содержание».
Другие, более универсальные навыки сотрудников. Квалификация, необходимая для выполнения определенной профессии. Если вы хотите выполнять некоторые задания, у вас должны быть определенные права. Трудно представить, например, водителя без водительских прав. Профессиональное образование также учитывается во многих профессиях. Врач должен иметь диплом о высшем образовании в медицинской школе — как учитель истории, преподаватель по польскому языку или учитель физического воспитания или строительный рабочий.
В этом отличие компетенции от навыка.
Думаю, мысль понятна. Я бы предложил сделать в резюме отдельный раздел профессиональных компетенций руководителя.
Где писать о компетенциях?
На работных сайтах раздел компетенции отсутствует. На основных порталах типа HH есть раздел ключевые навыки.
В случае других профессий, таких как программист или журналист, диплом является дополнительным активом. Прохождение последующих этапов обучения и сдачи экзаменов может указывать на то, что кандидат обладает необходимыми навыками в данной профессии. Знание английского или немецкого языков в настоящее время является одним из основных условий, с которыми должен встретиться сотрудник. Способность говорить на чешском, норвежском, голландском или корейском языках — дополнительный актив. Благодаря этому мы можем не только переводить или преподавать, но и заботиться о важных иностранных клиентах и т.д. зная иностранные языки, мы можем отлично справляться с работой на рынке труда.
На нет и суда нет, значит пишем компетенции в раздел ключевые навыки.
Когда мы составляем резюме в текстовом редакторе, — можем расположить блоки резюме так, как считаем правильным. А именно:
- Персональные данные
- Образование
- Профессиональные компетенции
- Развитие карьеры (Опыт работы)
- Различная дополнительная информация, также
Блок компетенций лучше расположить перед опытом работы. Ибо, этот раздел в резюме руководителя не менее, а то и более важен, чем опыт.
Поддержка компьютеров и оргтехники. Должностное лицо, секретарь, телемаркетинг и т.д. — каждый служащий должен иметь возможность управлять компьютером. Это требование распространяется также на кассиров, военнослужащих, полицейских и представителей многих других профессий. Также очень важно использовать периферийные устройства, подключенные к компьютеру. Речь идет о принтерах, копировальных машинах и т.д.
Командный менеджмент, навыки общения, пунктуальность, навыки совместной работы и т.д. Работодатели также обращают внимание на мягкие навыки, то есть на навыки и предрасположенности, которые заставляют нас работать добросовестно и своевременно, и мы можем общаться с коллегами и клиентами. Знания, даже если они очень обширны, не могут заменить мягкие навыки или компенсировать их недостаток.
Как структурировать компетенции?
В качестве примера структура профессиональных компетенций руководителя может выглядеть так:
- Управленческие компетенции . Обобщаем все лучшее, что у накопилось в багаже руководителя, в том числе стаж.
- Функциональные компетенции . Компетенции в конкретной функциональной области, где вы специализируетесь. Производство, финансы, HR и т.п.
- Отраслевые компетенции . В компаниях каких отраслей вы работали? Какие специализированные компетенции вы преобрели? Например, в энергетике. Или в ритейле. Пример чуть ниже.
Компетенции несложно сформировать на базе своих управленческих и функциональных навыков.
Как выбрать навыки?
Последовательность выбора навыков мы с вами обсуждали
1. Составляем длинный список навыков
2. Создаем короткий список
Из длинного списка выбираем по критериям:
- Что у вас получается лучше всего
- Что получается лучше других
- Что вам нравится делать, но мало опыта. Вы хотите улучшить эти компетенции.
Получили “рыночный портфель”. Портфель компетенций, с которым мы выходим на рынок.
3. “Перетряхиваем портфель” под конкретную должность
Когда создаем резюме под конкретную вакансию, исключаем компетенции, не имеющие отношения к это работе.
Ключевые слова
В описание компетенций и опыта включаем слова из описания вакансии. Это для рекрутеров, применяющих автоматизированные способы отбора резюме по ключевым словам.
Что получилось?
Например: Должность: Начальник департамента подбора персонала. Компания: Интернет-ритейлер
Блок компетенций выглядит так:
Руководство (управленческая компетенция)
- Опыт работы в должности руководителя 26 лет.
- Управление коллективом 5-15 человек — 13 лет.
- Организация работы отдела на базе технологии Performance Management
Управление персоналом (функциональная)
- Полное понимание всех направлений HR. Опыт работы 2-5 лет в каждой области: рекрутинг, мотивация, организационные изменения, управление эффективностью.
- Успешный подбор персонала на ТОП- позиции: директор по финансам, директор по сбыту, директор по закупкам, начальник департамента логистики, главный инженер.
- Персонифицированные (под конкретного специалиста) проекты НеаdHuntingа.
Ритейл (отраслевая)
- Привлечение и адаптация персонала рабочих профессий: водители, складские рабочие. 1000 работников в течение квартала.
- Опыт передачи складских функций на аутсорсинг со снижением затрат на 20%. Опыт проведения тендеров на рынке аутсорсинга персонала.
Лучше оформлять в табличной форме:
Ваш «товарный портфель» профессиональных компетенций, пригодится не только в текущей . Но и в последующих. Вы просто будте его дополнять.
Опыт работы
Как правильно заполнять раздел развития карьеры или опыта работы, мы обсуждали
- Выбираем места работы (компании), которые включим в наше резюме.
- Включаем в резюме как функции так и достижения
- Для конкретной вакансии: оттачиваем формулировки в соответствии с требованиями вакансии.
Получается как-то так:
Как зацепить внимание рекрутера?
Поскольку рекрутер вначале резюме не читает, а просматривает, важно использовать специальные приемы для привлечения его внимания:
- Ключевые слова. Эффект мелькания ключевых фраз и брендов мы обсуждали в .
- Якоря внимания. Побольше цифр. Это язык бизнеса. В разумном количестве используйте также аббревиатуры и символы. Подробнее
- Что о вас подумают в первые секунды? Люди ценят удобство, предусмотрительность. Сделайте резюме для просмотра. Первое впечатление действует безотказно.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного вам дня и хорошего настроения!
Профессиональная подготовка и повышение профессионального мастерства включают приобретение знаний, умений и навыков. Одновременно развиваются склонности личности, мотивы труда, уровень притязаний, самооценка.
Профессиональные знания — это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Во время обучения в ПТУ или учебном комбинате будущие рабочие получают большой объем информации, но, как правило, они еще не могут эффективно использовать эти знания на практике. Одна из причин заключается в том, что методика преподавания рассчитана не столько на практическое применение знаний, сколько на пассивное запоминание и повторение пройденного на экзамене. Это, в основном, знания-знакомства и знания-копии. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы молодые рабочие, продолжая обучение уже непосредственно на рабочем месте, усвоили важнейшие правила, которые позволили бы им по некоторым основным признакам определять, какой именно прием должен быть использован в данной ситуации.
Умение — это готовность и способность выполнить действие для решения поставленной задачи, использовать необходимые приемы, ориентироваться в рабочей обстановке. Умения развиваются на основе знаний. В процессе выработки умения обучаемый переходит к самостоятельной и организованной работе.
Навык — это закрепленное умение, автоматизированное в результате многократного повторения; выполнение приемов без видимого участия сознания. Навыки разгружают сознание от необходимости регулировать элементарные действия, освобождая его для решения более сложных задач.
Навык вырабатывается многократными упражнениями с постепенным усложнением условий выполнения и повышением требований к точности и быстроте. Успешной выработке навыков способствуют:
полнота и определенность инструкции (она должна содержать все необходимые сведения и не допускать различного толкования понятий);
понимание обучающимися цели упражнения;
реальное достижение в результате упражнения поставленной цели; своевременные объективные оценки результатов упражнений, возможность самоконтроля и самооценки для сознательного регулирования и усовершенствования заучиваемых действий (обратная связь);
заинтересованность обучающихся в преодолении ошибок, закреплении полученного успеха;
внесение разнообразия в упражнения для поддержания интереса и активности учащихся;
постепенное усложнение упражнений (повышение скорости и точности, введение факторов, требующих распределения внимания);
правильное распределение упражнений во времени; необходимы перерывы, во время которых человек может оценить свои действия, чтобы внести в них коррективы (однако слишком большие перерывы отрицательно сказываются на приобретении навыка).
Серьезные проблемы возникают в том случае, когда в результате технических нововведений или каких-либо других причин возникает необходимость в смене навыков (например, когда на новом станке кнопка „Пуск» расположена там, где у старого находилась кнопка „Стоп»). Поэтому при конструировании новой техники и организации рабочих мест следует учитывать уже существующие навыки и без крайней необходимости не делать кардинальных изменений.
Топ-13 навыков, которые будут востребованы в 2021 году
Эти навыки необходимо освоить менеджерам в условиях новой реальности, чтобы преуспеть.
Удаленная работа из разряда экзотики и временного явления становится естественным условием работы. В течение 2020 года топ-менеджеры смогли отработать ряд новых навыков. Но достаточно ли этой практики или необходимо сосредоточиться на развитии новых компетенций?
Одним из самых обсуждаемых навыков 2020 года стало управление дистанционными командами, где существует особая система постановки задач, контроля исполнения и поддержания рабочей атмосферы. С этими задачами руководители разобрались достаточно быстро, и на первый план стали выходить новые проблемы, которые потребовали развития или усиления следующих навыков.
Вот 13 основных навыков, которые следует развивать менеджерам, чтобы преуспеть в 2021 году.
1. Технические навыки по работе в онлайн-пространстве. Навыки модерации
Многие управленцы, уйдя на дистанционку, столкнулись с тем, что не знали, как организовывать онлайн-встречи, планерки, конференции. Если количество участников встречи превышает 2-3 человека, требуется навык модерации, умение переходить из конференции в конференцию, в сессионные залы, выкладывать ссылки на Google Документы, формировать понятные и визуально приятные материалы, чтобы транслировать их на экране.
«Большинству понадобились курсы по владению Power Point и другими программами по созданию презентаций, – комментирует старший агент департамента привлечения клиентов «Я-Эксперт» Анастасия Гончарова. – Технически тоже есть компетенции, которые надо развивать. Для этого существует множество курсов. Если компания небольшая, можно найти бесплатные лекции на YouTube и на других источниках, которые помогут справиться с выросшей нагрузкой».
2. Коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект
Сейчас очень важно развивать такие составляющие эмоционального интеллекта, как способность понять настроение и эмоции коллеги или подчиненного через дистанционные каналы общения (Skype, почта, телефон и др.), суметь выявить эмоциональную напряженность или апатию, признаки выгорания или потенциально конфликтную ситуацию и суметь обсудить сложности в работе сотрудника. Тут очень полезны навыки коучинга. При этом в дистанционном формате они требуют большей внимательности к деталям в словах коллеги.
Важно развивать умение наладить коммуникации в онлайн-пространстве и при устном общении. Одно дело общаться очно, другое – в чатах, в Zoom или в Skype. Онлайн-общение требует более профессионального владения интонациями, смысловыми выражениями, навыками аргументирования, эмпатии, понимания того, что сейчас хочет собеседник.
В чатах при письменной коммуникации очень сложно читаются эмоции – зачастую возникают паузы, замешательства: интонации могут быть неправильно восприняты. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что в чатах происходят конфликты.
Поэтому эксперты рекомендуют пользоваться не только чатами, но и созваниваться как минимум по телефону или делать видеоконференции в WhatsApp. Как только вы почувствуете, что с оппонентом возникает напряжение или по просьбе руководителя не удается связаться с подчиненными или подрядчиками, то лучше переходить в формат звонка или видеозвонка.
3. Умение управлять персоналом дистанционно: мотивировать, контролировать, держать связь
На удаленке все больше внимание уделяется реперным точкам, срокам: когда должен быть прислан материал, подготовлена презентация, когда пройдет встреча и т.д. Это все сейчас позволяют делать электронные календари, различные напоминалки, и этим надо пользоваться.
Навыки контроля – в офисе руководитель видит своих коллег, быстро подключается к обсуждению, если возникают сложности. В дистанционном формате руководители часто ориентируются на конечный результат, что может привести к нарушению сроков и ошибкам. Важно пересмотреть систему постановки контрольных точек и промежуточного контроля, чтобы вовремя выявить и локализовать проблему.
4. Умение работать над командообразованием и корпоративной культурой
Когда команда удаленная, вопрос командообразования становится гораздо более острым, чем тогда, когда сотрудники сидят в офисе.
«Потому что, когда видишь человека в глаза, то «любовь сама собой случается», – говорит управляющий партнер консалтингового агентства Recruiting Evolution Виктория Медведева. – А когда мы все сидим удаленно, то нужно внедрять определенные механики, которые будут влиять на командообразование, управление динамикой. Я сейчас не про цели-задачи, а вообще про атмосферу». У HR-ов это называется «управление коллективом», «управление внутренним настроением команды», корпоративная культура.
Корпоративная культура сейчас будет иметь большее значение. Общий книжный или кино-клуб – когда сотрудники вместе смотрят фильмы или обсуждают книги. Объединяет коллектив определенный регламент, в котором прописаны правила общения.
5. Навык автоматизации процессов
Сейчас важно автоматизировать процессы отчетности и рабочего графика, согласованного заранее, и перенести всю документацию из печатного образца в электронные документы. Систему отчетности следует сделать более прозрачной.
Есть примеры программ, которые полностью перекладывают текст. Надо себя постоянно прокачивать и смотреть, что нового появилось на рынке. Например, сканер, который закачан в телефон, и иные системы, которые помогают работать. IT-прокачка и автоматизация всех процессов сейчас очень нужна.
6. Самодисциплина, ответственность, самомотивация
К этому пункту можно отнести и концентрацию внимания. Самомотивация лежит внутри нас – каждый может работать над ней. Раньше считалось, что личность человека состоит из двух половинок: генетической, то есть передающейся нам от родителей (характер, темперамент, физические способности), и социальной, на формирование которой влияет наша окружающая социальная среда, люди, общество. Но недавно эксперты открыли, что есть 20% прослойки личности, в которые входит самомотивация, дисциплина и волевые усилия.
«Если у человека есть желание менять эти свои качества – дорога ему открыта, – говорит бизнес-тренер, специалист по управлению персоналом Нелли Шумилова. – Есть множество тренингов, курсов на эту тему». Важно понять, что самомотивация, самодисциплина лежат внутри нас – для успеха в профессиональной сфере ее надо вытащить наружу.
7. Навыки личного тайм-менежмента и грамотного планирования
Необходимо понимать золотую середину и следить не только за тем, чтобы все успеть и сделать вовремя, но и грамотно отдыхать. Зачастую, работая дома, у человека сливается рабочее и личное пространство, рабочее и личное время. Надо научиться отделять эти понятия.
«И тут снова на первый план выходят способность к самоконтролю и самоорганизации, – говорит директор по персоналу компании «ИК ВЕЛЕС Капитал» Марина Миронова. – Офисное пространство изначально организовано под работу: выделенные зоны для работы на ПК, для проведения переговоров, для отдыха. Дома редко удается соблюсти зонирование, и даже при наличии отдельного кабинет очень сложно не отвлекаться на домашние вопросы».
Сильный руководитель должен уметь настроится на работу в любых условиях, пересмотреть подход к планированию задач с учетом ожиданий семьи, держать фокус на рабочих задачах.
Да, выстраивать рабочий график можно, ориентируясь на личные предпочтения – в частности, на самое эффективное время работы, но при этом нельзя забывать про время, которое следует использовать для отдыха.
8. Гибкость и оперативность
Сейчас очень важна способность к быстрому принятию решению в ситуации неопределенности, когда риски нельзя не только полноценно взвесить, но даже точно назвать.
«Высокая гибкость – важная составляющая принятия решений, – говорит Марина Миронова. – Уметь подстроиться под ситуацию, отказаться от проверенных форматов, которые выручали в ситуации большей стабильности, но не подходят под актуальные обстоятельства. Один из примеров, когда старые форматы не работают – это столь привычное множественное согласование решения, когда ответственность делится между многими руководителями, что достаточно комфортно, но очень долго».
Одна из составляющих способности быстро принимать решения – внимание к сигналам из окружающего поля. Наблюдение за динамикой процессов в отрасли, в регионе и за тем, как это может сказаться на бизнесе компании.
Также важно развивать способность строить различные краткосрочные сценарии развития, чтобы в случае быстрого изменения ситуации суметь реализовать тот или иной заранее просчитанный сценарий. Это элемент такого навыка, как «оппортунистическое видение» – противоположного стратегическому видению, которое оперирует горизонтом событий в 3-5 лет. В нынешних условиях важнее быстро принять решение и воспользоваться возможностью, чем опираться на стратегию, принятую в условиях большей стабильности и предсказуемости.
К гибкости относится и способность расставить приоритеты и отказаться от незначимого. В условиях, когда ресурсы ограничены, и нет возможности одновременно расти во всех направлениях, очень важно правильно расставить приоритеты.
9. Отказ от эмоционального управления. Навыки IT—проектов
«Мы теперь не можем жить как раньше с эмоциональным управлением: увидел голубые Машины глаза и поплыл – разрешил сдать проект на 3 дня позже, – говорит Виктория Медведева. –Есть план-факт, который надо сегодня сделать. Каждая компания и каждый управленец должны подобрать под себя систему управления по задачам. И даже те профессии, которым, как раньше казалось, нельзя поставить цели, выйдут в цели, и задачи станут более прозрачными и управляемыми».
Когда у директора есть табличка целей или другой инструмент – они будут сведены, и по ним будут вестись работы.
У управленцев будут востребованы те технологии, которые раньше использовали IT-компании. Имея список задач, они их формируют, расписывают по командам, решают, в каком направлении они движутся. И эти технологии все больше будут применимы к обычным компаниям, которые не имеют никакого отношения к IT.
10. SMM, маркетинг и личный бренд
Топы должны понимать, как работать с соцсетями, как писать тексты, которые будут хорошо восприниматься нужной публикой, как вообще работают соцсети. Вопрос личного бренда руководителя становится все более актуальным. Активность на профессиональных мероприятиях, раскрутка собственной страницы в соцсети – сейчас это становится необходимостью.
Причем аудитории интересно читать не только материалы на профессиональные темы, а видеть интересные, яркие, искренние, глубокие заметки о самом человеке и его жизни. Для контента соцсетей надо нанимать либо специального человека, либо изучать эту науку с помощью курсов и вебинаров.
11. Способность постоянно обучаться
Важное умение – способность организовать собственное обучение и обучение подчиненных. При этом надо не только уметь пользоваться различными инструментами обучения, но прежде всего суметь организовать процесс с опорой на знания особенностей обучения взрослых (практичность знаний, опора на уже имеющийся опыт, критическое мышление и т.д.).
Важно уметь использовать различные инструменты (онлайн, формализованные курсы, анализ кейсов, дискуссии).
«При этом важны не только системность и последовательность в наращивании навыков, но и знание особенностей обучения взрослых, чтобы применить эти знания к собственному обучению и обучению подчиненных, – комментирует Марина Миронова. – Вырабатывать привычку к самообучению – такую же, как привычку заниматься спортом».
12. Усиление лидерских навыков
Еще один важный навык – способность вовлечь сотрудников в работе. В очном формате хорошо работает эмоциональное заражение, когда энтузиазм и уверенность в результате передается подчиненным. На удаленке эмоциональное заражение практически не работает, и надо учиться использовать другие инструменты: проговаривать ожидания исполнителей, их мотивы и мнения.
13. Навык внедрения изменений
Руководитель должен знать, что любые изменения требуют не только приказа, но и работы с коллективом, организации информационной поддержки, отработки сопротивления, разрешения потенциально конфликтных ситуаций. В условиях нестабильности чрезвычайно важный навык – способность реализовывать изменения, внедрять изменения и делать так, чтобы люди были готовы эти изменения внедрять.
Потому что чем менее стабильна окружающая действительность (макроэкономика, отрасль, в которой работает компания), тем больше нужно внедрять изменений в единицу времени. И важна способность определять приоритеты, чтобы наименьшими ресурсами достигать наибольших результатов.
«Сейчас, в момент падения рынка, ресурсов становится меньше, а покупательская способность отдельных клиентов и бизнеса падает, – комментирует Василий Бочкарев, член совета директоров сети «Сударь». – Значит, нам нужно прикладывать усилия таким образом, чтобы тратить меньше ресурсов, но при этом получать больше результатов. Правило Парето «80/20» становится очень актуальным, потому что на растущем рынке легко экспериментировать и проводить изменения, которые могут не дать достаточного эффекта: растущий рынок прощает такие ошибки. Но когда рынок падает, чрезвычайно важно быть операционно эффективным и уметь внедрять изменения».
Для управленца важно четко выделять, какие минимальные действия дадут максимальный эффект.