Что такое профессиональный стандарт социального работника?
Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования
На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.
Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.
В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.
К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
- Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.
Профессиональный стандарт (профстандарт) специалиста по социальной работе
Профстандарт специалиста по социальной работе утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 № 571н. Основным видом деятельности в профстандарте названа деятельность по планированию, организации, контролю и реализации соцуслуг и мер соцподдержки населения.
Трудовых функций в профстандарте две:
- Работа по реализации соцуслуг и мер соцподдержки населения (необходим 6 уровень квалификации).
- Планирование, организация и контроль реализации соцуслуг и мер соцподдержки (выполняется специалистом 7 уровня квалификации).
В соответствии с приказом Минтруда РФ № 148н, приведенные в профстандарте уровни квалификации требуют либо высшего образования (бакалавриат или специалитет), либо среднего профобразования, либо переподготовки в соответствии с профилем деятельности.
- 6 уровень — не требуется;
- 7 уровень — минимум 3 года.
Особым условием допуска к работе является отсутствие медицинских противопоказаний.
Данный профстандарт, как и вышеописанный, носит рекомендательный характер и не может служить основанием для увольнения не соответствующего его критериям сотрудника.
Результаты обучения
По завершению программы обучения по профстандарту «Социальный работник» слушатели могут выполнять следующие виды работ:
- Предоставление социальных услуг клиентам организации социального обслуживания.
Слушателям, освоившим программу профессиональной переподготовки по профстандарту «Социальный работник», выдается диплом о профессиональной переподготовке Московской академии народного хозяйства и государственной службы с присвоением квалификации «Социальный работник».
Слушателям, завершившим обучение по программе повышения квалификации по профстандарту «Социальный работник», выдается удостоверение о повышении квалификации Московской академии народного хозяйства и государственной службы.
Трудовые обязанности в рамках указанного стандарта
Как уже говорилось, проф. стандарт социального работника утвержден в рамках Приказа Минтруда от 18.11.2013 г. №677н. В качестве основного вида деятельности в этом документе прописано оказание определенных социальных услуг уязвимым категориям граждан. Заниматься их обеспечением вправе сотрудник, достигший 4-го квалификационного уровня. В соответствии с Приказом №148н от 12 апреля 2013 г., данный уровень подразумевает присутствие соответствующего образования и опыта.
Немаловажную роль играет:
- прохождение специальных обучающих курсов, связанных с оказанием первой помощи;
- отсутствие какой-либо судимости;
- периодическое прохождение плановых медосмотров.
В качестве отдельного документа стоит выделить профессиональный стандарт специалиста, занятого в социальной области (Приказ Минтруда №571н от 22.10.2013 г.). В качестве базового вида деятельности признается:
- организация;
- планирование;
- контроль;
- реализация услуг социального характера;
- обеспечение своевременных мер соц. поддержки граждан.
Стандарт подразумевает две обобщенные трудовые функции:
- работа, связанная с реализацией социальных услуг (шестой квалификационный уровень без требований к опыту и выше);
- мероприятия, предполагающие составление планов, организацию и контроль соц. услуг, а также мер поддержки (7 уровень с опытом от 3-х лет).
Приказ Минтруда РФ №148н гласит, что уровни квалификации, оговоренные в документе, предполагают наличие высшего образования или среднего, а также прохождение спецподготовки в соответствии с профилем работы организации. Социальный работник, в соответствии с нормами и требованиями проф. стандарта, обязан оказывать помощь людям, которые не имеют возможности самостоятельного обслуживания, или попали в сложную жизненную ситуацию. Она заключается в следующих направлениях:
- услуги социального и бытового характера;
- медицинская помощь;
- поддержка в правовой сфере;
- социально-экономический сервис.
Если описывать перечень функций специалиста более подробно, можно отметить следующие обязательства:
- выявление субъектов, нуждающихся в помощи и поддержке (в связи с особо тяжелыми жизненными обстоятельствами, инвалидностью и отсутствием попечителей);
- приобретение за бюджетные средства продуктов питания с личной доставкой на дом;
- оказание всесторонней помощи в процессе приготовления еды из продуктов, которые есть у клиента;
- предоставление вещественной помощи в виде товаров непродовольственного назначения, которые могут быть приобретены за средства подопечного или государства;
- доставка водопроводной воды, разжигание печного отопления, если подопечный проживает в доме без коммуникаций;
- сдача личных вещей человека в прачечную службу, химическую чистку, мастерскую по ремонту.
Профессиональный стандарт социального педагога
Описание презентации по отдельным слайдам:
Профессиональный стандарт социального педагога
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)
Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Основная задача социального педагога (специалиста в области воспитания) — организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост учащихся. Процесс социализации личности – это формирование из родившегося ребенка человека, полноценного и полноправного члена общества. Источник: https://womanadvice.ru/socializaciya-lichnosti
Социализация личности — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.
Обобщенная трудовая функция Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации
Трудовая функция Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации
Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся
Необходимые умения Осуществлять отбор и применение социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся Определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования Определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования Разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности Разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации
Планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем Планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся Разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения Разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся Согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся Оказывать обучающимся первую помощь
Трудовая функция Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска Обеспечение досуговой занятости обучающихся Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся
Необходимые умения Проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования Реализовывать меры по социально-педагогической поддержке обучающихся в освоении образовательных программ Проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности Оказывать консультативную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях самоопределения
Применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся Проводить мероприятия по адресной социально-педагогической поддержке обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем Организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска Применять педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения Организовывать досуговую деятельность обучающихся
Трудовая функция Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся
Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям Осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся
Необходимые умения Осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ Осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки обучающихся Разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников — педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
Формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся Оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям Реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
Осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся Осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся Проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды Осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся
Дари себя детям, дари без остатка!
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Курбатова Алла АнатольевнаНаписать 5767 23.08.2018
Номер материала: ДБ-050706
- Социальному педагогу
- Презентации
- 23.08.2018 1360
- 23.08.2018 165
- 23.08.2018 279
- 23.08.2018 644
- 23.08.2018 599
- 23.08.2018 19527
- 22.08.2018 147
- 22.08.2018 4741
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях
Время чтения: 2 минуты
В России ввели День отца
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.