Дисквалификация руководителя как административное наказание
Порядок дисквалификации руководителя
В установленных законом случаях руководитель организации может быть дисквалифицирован. В настоящем материале рассматриваются основания для дисквалификации, порядок и иные вопросы, связанные с дисквалификацией.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по сопровождении деятельности предприятия поможет не только с вопросом настоящей статьи, но и ответит по иной ситуации. Звоните нам в АБ «Кацайлиди и партнеры» в Екатеринбург уже сегодня.
Дисквалификация как вид административного наказания
Суть дисквалификации заключается в ограничении права физлица на занятие предпринимательской или иной деятельностью, разрешенной законом, в т. ч.:
- права замещать некоторые гражданские должности;
- руководить организацией (в т.ч. занимать должности в исполнительном органе управления);
- участвовать в предоставлении государственных и муниципальных услуг и т. д. (п. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП).
О том, чем опасна дисквалификация участника ООО читайте в статье Чем грозит дисквалификация участника ООО?
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, влекущие применение дисквалификации лица, составляет 1 год с момента совершения такого нарушения (при длящемся нарушении — с момента обнаружения) (п. 3 ст. 4.5 КоАП).
Перечень лиц, к которым может быть применена дисквалификация, содержится в п. 3 ст. 3.11 КоАП.
Дисквалификация в качестве наказания предусматривается КоАП РФ за нарушения в различных сферах законодательства, например:
- нарушение трудового законодательства — ст. 5.27 КоАП (постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2020 № 16-2290/2020);
- нарушение порядка ценообразования — ст. 14.6 КоАП (постановление Ленинского райсуда Тульской области от 24.09.2015 по делу № 5-135/15);
- невыполнение в срок законного предписания — ст. 19.5 КоАП (постановление Ахтубинского райсуда Астраханской области от 10.09.2015 по делу № 5-193/2015) и другие.
Важно! Дисквалификация может быть применена к лицу только судом (п. 1 ст. 3.11 КоАП).
За что может быть дисквалифицирован руководитель организации, рассказывает КонсультантПлюс в готовом решении. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Все о дисквалификации руководителей
Что такое дисквалификация?
О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.
Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).
В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).
Постановление о дисквалификации
После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).
В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.
В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.
Прием на работу
При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).
В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).
Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).
Реестр дисквалифицированных лиц
Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).
Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется бесплатно (п. 4 Инструкции).
В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):
- выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
- направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.
К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).
В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации;
- наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
- сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
- основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
- дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).
Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).
Кем устанавливается
Дисквалификация — это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.
Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье 5.27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок — такое решение будет считаться противозаконным.
Иные нарушения из практики органов ГЖН
Указанные примеры не исчерпывают список нарушений, за которые могут дисквалифицировать должностное лицо ТСЖ или управляющей организации. Вот несколько примеров с сайтов органов Госжилнадзора и прокуратуры:
- Председателя ТСЖ дисквалифицировали на год за неисполнение предписания ГЖИ об устранении нарушений при заполнении ГИС ЖКХ.
- Директор УО получил дисквалификацию на полгода за воспрепятствование законной деятельности инспекции.
- Председатель ТСЖ дисквалифицирован на полгода за попытку организовать парковку без согласия ОСС.
- Директора УО наказали дисквалификацией на год за непредоставление по требованию прокуратуры документов для проверки расчётов платы за ЖКУ.
Дисквалификация как вид административного наказания: консультация Управления Росреестра по Алтайскому краю
Административное наказание
Одним из видов административного наказания, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ[1], является дисквалификация. Данная мера административной ответственности установлена для защиты законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения административных правонарушений.
Подробнее об этом расскажет главный специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю Марина Аксёнова.
Что такое дисквалификация, к кому и в каких случаях она применяется?
— В соответствии со статьей 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Дисквалификация может быть применена к лицам, исполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, к членам совета директоров, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Кто назначает административное наказание в виде дисквалификации и на какой срок?
— Рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.13 КоАП РФ (в том числе и дисквалификация), отнесено к компетенции арбитражных судов.
Установлена административная ответственность арбитражного управляющего при неисполнении или ненадлежащим исполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»[2].
Так, санкция части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает применение в отношении арбитражного управляющего наказания в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 25 до 50 тысяч рублей.
Однако с декабря 2015 года статья 14.13 КоАП РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому повторное совершение арбитражным управляющим административного правонарушения влечет уже дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Когда арбитражным судом назначают административное наказание в виде дисквалификации?
— Вероятность выбора арбитражным судом в качестве вида наказания дисквалификацию для арбитражных управляющих зависит от ряда фактов, среди которых:
— неправомерные действия арбитражных управляющих при осуществлении ими процедур банкротства,
— неоднократное совершение однородного правонарушения и привлечение в течение года к административной ответственности.
Сколько арбитражных управляющих привлечено судом по заявлениям Управления Росреестра к административной ответственности в виде дисквалификации в 2017 году?
— Практика привлечения арбитражных управляющих в настоящее время еще не сформирована. Вместе с тем, в 2017 году по заявлениям Управления Росреестра арбитражным судом к административной ответственности в виде дисквалификации на срок шесть месяцев привлечено 6 арбитражных управляющих (3 решения суда вступили в законную силу, 3 — в стадии рассмотрения).
Стоит отметить, что данные решения абсолютно всеми арбитражными управляющими обжалуются как в апелляционной, так и в кассационной инстанциях.
Какие нарушения допускают арбитражные управляющие при проведении процедур банкротства?
— Среди типичных нарушений требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), совершенных арбитражными управляющими на территории Алтайского края, можно выделить следующие:
– нарушение очередности погашения требований текущих платежей;
– нарушение периодичности проведения собраний кредиторов;
– предоставление неполных, недостоверных сведений в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности;
– несвоевременное включение в единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о проведении собрания кредиторов;
– затягивание сроков проведения инвентаризации имущества должника и др.
Об Управлении Росреестра по Алтайскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на территории Алтайского края. Подведомственным учреждением Управления Росреестра по Алтайскому краю является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю. Руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю, главный регистратор Алтайского края — Юрий Викторович Калашников.
[2] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее – Закон о банкротстве
Как суды оценили проблемы участников споров во время пандемии
В деле с розничной продажей алкоголя без лицензии фактор пандемии опять же сработал в пользу правонарушителя, «хотя в обычное время по такой статье компания вряд ли могла бы рассчитывать на наказание в виде предупреждения», говорит Антон Алексеев. По его мнению, здесь «суду удалось найти разумный баланс между интересами ответчика и законом, учитывая то, что вся алкогольная продукция у правонарушителя была изъята для уничтожения».
При этом юристов удивила позиция суда по делу «Союзпродукта», где за продажу аналога снюса при отсутствии сертификатов на продукцию был назначен штраф ниже низшего, учитывая, что нарушитель — микропредприятие. Между тем суд сам отметил, что это нарушение создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не является малозначительным. «Очевидно, сам факт того, что компания относится к малому бизнесу, нельзя ставить выше созданной угрозы жизни и здоровью и соответственно на основании этого снижать штраф ниже минимально установленного нормой»,— считает господин Алексеев.
Наибольшее недоумение у юристов вызвало решение по делу ОАО РЖД, где суд решил, что даже наложение минимального штрафа в размере 500 тыс. руб. может ухудшить материальное положение юрлица.
«Представляется, что ОАО РЖД как государственный монополист не является лучшим примером с точки зрения необходимости освобождения даже от минимальной ответственности»,— считает госпожа Изотова.
Станислав Матюшов тоже считает «небесспорным вывод суда о необходимости освобождения ОАО РЖД от ответственности». Юрист обращает внимание, что строительство объекта велось с 2019 года, «когда пандемия коронавируса еще не парализовала государственные и бизнес-процессы, а административная функция по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство осуществлялась в штатном режиме».
«Отсутствие разрешения на строительство означает, что государство не проконтролировало соблюдение всех необходимых требований безопасности на объекте, в связи с чем есть угроза причинения вреда жизни и здоровью работников и третьих лиц, а также окружающей среде,— поясняет господин Матюшов.— Сам факт того, что объект строительства требует скорейшего ввода в эксплуатацию, не умаляет обязанности по соблюдению градостроительного законодательства». С этим согласен и господин Алексеев: «Социальная значимость работ позволила увязать правонарушение с социально-экономической ситуацией в стране, однако оно обладает всеми признаками наличия угрозы для государства и общественных отношений. Соответственно, в данном деле видится, что суд излишне лояльно отнесся к нарушителю».
По мнению Станислава Матюшова, в случае с ОАО РЖД суд мог ограничиться половиной минимального штрафа. Тем более, подчеркивает юрист, что в случаях, когда уполномоченные органы (например, прокуратура) освобождают компанию от ответственности за нарушение строительных норм со ссылками на малозначительность, суды часто относятся к таким решениям негативно и отменяют их.