Где работают психологи? 7 вариантов помимо школы
Умные люди ходят к психологу (потому что они уязвимы)
9–10 декабря Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ совместно с Центром лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ проводит психологический уикенд, на котором опытные психологи расскажут о правильном общении с работодателями, особенностях эффективной коммуникации и способах управления временем. Также в первый день уикенда пройдет тренинг на английском языке о том, как учиться и строить карьеру в мультикультурной среде — в нем смогут принять участие и иностранные студенты.
Декабрь — это, пожалуй, один из самых напряженных и эмоционально насыщенных месяцев в году. За окном темно и мрачно, студенты и преподаватели готовятся к сессии, все мы подводим итоги — и нередко они оказываются совсем не такими, на которые мы рассчитывали в начале года. Самое время обратиться к психологам и привести голову в порядок.
Психология
Психотерапия и психиатрия
Психология
услуга | цена ₽ |
Прием психолога, доктора психологических наук | 5000 |
Психологическая диагностика — это определение психологических особенностей человека в связи с тем или иным вопросом, ситуацией, заявленными клиентом.
Диагностика проводится с помощью специальных бесед, тестов, опросников и даже игр.
Психологическое просвещение и консультирование — это предоставление человеку необходимых психологических знаний, которые нужны ему для понимания той ситуации, с которой он обращается к психологу, и поиска вариантов поведения в ней, а также вариантов изменения ситуации. Это и предоставление рекомендаций. Как правило, просвещение и консультирование проходит в форме беседы с человеком или группой людей.
Сити Клиник консультации психолога в клинике
Клинический психолог также имеет не медицинское, а психологическое образование. Но он прошел специальную подготовку, позволяющую работать не только со здоровыми, но и с больными людьми. Он может проводить диагностику психических расстройств и при необходимости направлять пациентов к психиатрам или психотерапевтам. Кроме того, он имеет право проводить индивидуальные консультации и осуществлять семейное консультирование.
К клиническому психологу следует обращаться при:
- постоянной тревожности
- навязчивостях
- повышенной раздражительности
- апатии, вялости и упадке сил
- психосоматических заболеваниях
Если ваше состояние окажется слишком серьезным и потребует вмешательства врача и назначения медикаментозных препаратов, вас направят к другому специалисту — психотерапевту или психиатру.
Развивающая работа (еще иногда говорят — коррекционно-развивающая работа) — это деятельность психолога, направленная на развитие у человека тех или иных психологических функций, способностей, качеств через специально разработанную систему игр и упражнений. Например, развитие внимания, памяти, лидерских способностей, уверенности в себе и т.д. Развивающая работа бывает индивидуальная и групповая.
Групповая форма работы представляет собой или занятия, похожие на традиционные уроки, когда участники выполняют различные задания психолога, или многим известные групповые тренинги, в которых участники группы активно взаимодействуют друг с другом и с психологом в ходе игр, упражнений, дискуссий и других мероприятий.
Психологов часто привлекают для проведения тренингов, тестирования уровня интеллекта, выявления способностей. Его консультации помогают определиться с выбором профессии, найти общий язык с подрастающими детьми, устранить недопонимание в супружеских отношениях. В последнее время психологов активно используют для работы с родственниками пострадавших в авиакатастрофах, для психологической помощи пострадавшим от землетрясений, других стихийных бедствий, в экстремальных и кризисных ситуациях. Следует также подчеркнуть, что психологи очень различаются по виду своей деятельности, что зависит от их специализации. Бывают психологи спортивные, военные, медицинские, социальные и т.д. Вместе с тем, психологи, в частности медицинские, могут заниматься и с больными людьми в сфере своей компетенции: например с лицами, страдающими зависимостями; проводить клинико-психологические исследования для уточнения врачебного диагноза. В последние годы спектр работы психологов в России значительно расширился, и в приказе Министерства образования и науки РФ от 12.09.2016 №1181 по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» предусмотрена специализация по патопсихологической диагностике и психотерапии. Многие психологи стали заниматься психотерапевтической практикой, правда не используя при этом назначение медикаментов.
«Зачем мне психолог? Я же не псих!»
При общей осведомленности населения, далеко не каждый человек ясно представляет себе, чем принципиально отличается психолог от психиатра. А если к этим двум словам добавлю ещё и слово «психотерапевт»?
Понятия «психология», «психотерапия» и «психиатрия» произошли вовсе не от слова «псих», а от древнегреческого слова «псюхе», что в переводе означает «душа, дух».
Слово «психология» происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. «Психиатрия» — от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». Можно сказать, что психиатр — это врачеватель души. «Психотерапия» происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». То есть, если дословно, то психотерапия — это лечение, оздоровление души.
К настоящему времени в переводе изменилось лишь то, что на языке современной науки «псюхе» означает «психика».
Действительно, специалисты, о которых идёт речь, похожи. И психологи, и психотерапевты, и психиатры — это специалисты в области психической жизни человека. И те, и другие изучают, как наша психика устроена, что и как влияет на нашу психическую жизнь, как помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными психологическими проблемными ситуациями. И те, и другие оказывают помощь людям, столкнувшимся с психологическими трудностями в своей жизни.
Психолог — это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям (исключение составляют клинические психологи, специализирующиеся на исследованиях психики и оказании психологической помощи людям, имеющим психические нарушения в связи с психическим или каким-то соматическим заболеванием).
Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами — психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д. Психолог — это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
Обучаясь профессии, психологи изучают накопленные человечеством знания о психике человека. Как она устроена, что и как влияет на нашу психическую жизнь. Каковы этапы развития психики в течение жизни человека, какие психологические задачи решает человек в разные периоды своей жизни. С чем связаны расстройства психики и различные психологические проблемы человека. Как помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными психологическими проблемами, сложностями в жизни. Отличие профессионального психолога от так называемого «психолога по-жизни» заключается в том, что в своей работе он опирается не только на свой жизненный опыт и человеческую интуицию, которые в той или иной степени есть у каждого. Профессиональный психолог также опирается на научные знания, на специальные умения и навыки, которым обучается не один год. И, оказывая психологическую помощь, помимо собственной личности использует специальные профессиональные научно-обоснованные методы.
Психологи работают в очень разных областях деятельности человека.
В каждой из этих разных областей есть своя специфика — они отличаются друг от друга и особенностями клиентов, с которыми работают специалисты, и особенностями психологических проблем и задач, в которых оказывается помощь, и даже особенностями условий работы. Вот лишь некоторые примеры таких областей. Психологи дошкольных учреждений, психологи в школах, психологи в специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, психологи в других образовательных детских организациях (например, система дополнительного образования). Психологи в пенитенциарной (тюремной) системе, психологи в спорте, психологи в социальных центрах, психологи в медицинских учреждениях (поликлиника, санаторий, психиатрические и наркологические диспансеры и стационары и т.д.). Психологи в армии, психологи в хосписах, психологи в МЧС, психологи в бизнес-организациях (управление персоналом, организационное консультирование, обучение персонала и т.д.), психологи в политике, частно-практикующие психологи-консультанты и т.д..
Как проходит прием детского психолога в клинике «СМ-Доктор»
Первая задача специалиста – наладить контакт с маленьким пациентом и его родителями. Консультация начинается с обстоятельной беседы, во время которой психолог выясняет основные жалобы, уточняет данные об обстановке в семье, школе или детском саду, фиксирует перенесенные заболевания и травмы.
Следующий этап – это психологические тесты, направленные на выявление явных и скрытых проблем. По итогам приема составляется план дальнейшей работы с малышом.
Направления специальности психология
Работу в сфере психологии условно делят на два обширных направления – теоретическое и практическое. Первое больше подойдет людям, которые нацелены на научную деятельность, собираются преподавать, писать статьи или научные труды. Эти профессионалы изучают науку в целом, разрабатывают новые техники и методики, доносят информацию до общественности. Практическая психология предназначена для тех, кто хочет работать непосредственно с людьми. Такой эксперт нацелен на решение проблем конкретных клиентов в ходе личного общения.
Чем конкретно занимается психология и ее представитель, зависит от специализации профессионала:
- базовый специалист – оценивает особенности поведения человека в зависимости от условий среды и специфики ситуации;
- клинический – для получения специальности необходимо иметь медицинское образование. Такой врач способен работать как со здоровыми клиентами, так и людьми с некоторыми отклонениями;
- дошкольный – профильный педагог, который помогает решать проблемы детей с психическими отклонениями и без;
- консультант – консультирует людей по самым разным вопросам личного характера с целью решения внутренних их проблем;
- конфликтолог – работа психолога с этим образованием направлена на изучение отношений между людьми и решение возникающих на этом фоне проблем.
Перечисленные направления тесно связаны между собой, но все же у каждого есть свои нюансы. Можно поступить на психолога общего профиля и в дальнейшем выбрать специализацию. Если же специфика направления изначально влияет на поступление в выбранный ВУЗ, профориентация поможет принять правильное решение.
Методы работы специалиста
Чтобы получить более детальное описание профессии, необходимо изучить практические техники специалистов. Список это длинный и его содержание зависит от специфики ситуации. Есть три основных метода работы, о которых должен знать каждый психолог. Тестирование направлено на диагностику особенностей личности человека, определение его эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Консультирование – возможность получить о человеке максимальную информацию во время прямого контакта, чтобы подсказать ему, что нужно делать с его проблемой. Тренинги предназначены для людей, которые не могут самостоятельно решить куда пойти учиться или работать, чем заняться в жизни, не знают, как избавиться от слабых сторон характера или навязчивы страхов.
Юридическое оформление деятельности психолога с частной практикой
Для того чтобы открыть кабинет практического психолога, вам нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сделать это можно четырьмя различными способами. В первом случае вы можете зарегистрировать ИП самостоятельно. Это самый дешевый вариант: все затраты составят 800 рублей за госпошлину. В принципе, регистрация ИП – дело довольно простое и не занимает много времени. Но вы можете обратиться за помощью в оформлении ИП к посреднику – юридической компании, которая специализируется на таких услугах. Регистрация с помощью посредника обойдется дороже, нежели самостоятельное оформление документов, но вы сэкономите немало времени на заполнении всех необходимых бумаг, а также получите гарантию того, что все документы будут оформлены без единой ошибки. Наконец, ИП можно оформить и по доверенности.
Мы рассмотрим вариант самостоятельной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для оформления нужно подготовить документы для регистрации ИП (заявление на регистрацию, заявление на упрощенку, квитанция для уплаты госпошлины); зарегистрировать свое ИП в ИФНС (регистрация в налоговой, отправка уведомления в надзорные органы: Роспотребнадзор и Госавтодорнадзор), а также в ПФР и ФСС (регистрация в ПФР, ФСС, Росстате, ФОМС); заказать печать для индивидуального предпринимателя; открыть расчетный счет в банке.
Документы необходимые для регистрации психологического кабинета
Рассмотрим более подробно документы, которые вам потребуются для регистрации в качестве индивидуального частного предпринимателя (ИП): заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001, квитанция на оплату госпошлины за регистрацию ИП, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (опционально), копия паспорта. Упрощенная система налогообложения (она же УСН, УСНО, упрощенка) позволяет платить меньше налогов и значительно упростить подаваемую вами отчетность, чем ОСНО (основная система налогообложения). УСН очень распространена среди малого и среднего бизнеса. Есть два варианта процентных ставок УСНО – 6% (с доходов) и 15% («доходы минус расходы»).
Процентную ставку можно выбрать самостоятельно. Если вы выбрали первый вариант, то будете платить 6% от любых поступлений, и в этом случае ваши расходы не будут интересовать налоговые органы (этот вариант предпочтителен в нашем случае, когда речь идет о предоставлении каких-либо услуг и когда расходы гораздо меньше доходов). Если вы отдаете предпочтение первому варианту, то из суммы доходов будет вычитаться сумма расходов, а ИП платит 15% налогов от полученной разницы (этот вариант удобен в случае торговли). При этом все расходы ИП должны быть обязательно задокументированы (то есть нужно сохранять чеки, счета, акты и т. д.).
Если вы планируете применять упрощенку, то вам необходимо подать уведомление об этом в двух экземплярах вместе с остальными документами при регистрации. Обратите внимание: перейти на упрощенку можно только раз в год, начиная с начала календарного года, так что если не успеете подать заявление сразу, вам придется платить намного больше налогов и вести намного более сложную бухгалтерию и отчетность вплоть до конца текущего года.
По закону вы можете подать заявление в течение тридцати дней со дня регистрации, но лучше не откладывать на потом и подавать заявление сразу. Заполнить заявление о переходе на упрощенку (УСН) автоматически и бесплатно можно с помощью специального сервиса или же вручную. В последнем случае нужно будет скачать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (КНД 1150001) (проверьте актуальность скачанной вами формы на настоящее время). Заявление подается в двух экземплярах, один экземпляр остается у вас (с пометкой о принятии). Ваш экземпляр необходимо сохранить. Помимо заявления, нужно будет также предоставить ксерокопию двух разворотов паспорта (основной и с пропиской) на одной странице формата A4 (также при подаче документов у вас могут попросить копии всех страниц, содержащих какую-либо информацию).
При регистрации ИП вам нужно будет также выбрать коды ОКВЭД. Для психологов, которые желают оформить частную практику или фирму, наиболее подойдет код 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки».
Необходимость специального образования у практикующего психолога
Отдельного внимания заслуживает вопрос наличия у практикующего психолога документа о высшем специальном образовании. С одной стороны, закон о психологической помощи населению пока еще не принят, соответственно, сейчас большое количество так называемых «психологов» ведут свою деятельность, не имея диплома о профессиональной подготовке. Тем не менее, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», где психологическая помощь относится к социальным услугам.
Таким образом, деятельность психолога предполагает оказание психодиагностической, психотерапевтической помощи, проведение психологического консультирования и психологической коррекции. Психологическое консультирование является видом деятельности, по которому выдается диплом государственного образца, следовательно, человек, заявивший о ведении такой деятельности, но не имеющий специального образования, может вести ее до первой же проверки, после которой он может быть обвинен в ведении незаконной предпринимательской деятельности. Проверка же будет проводиться после первой жалобы недовольного клиента в прокуратуру.
В данном случае важно понимать разницу между психологом и психотерапевтом. Психолог – это человек с высшим психологическим образованием. Таких специалистов выпускают многие ВУЗы в различных городах нашей страны. Среди психологов есть социальные, общие, медицинские, педагоги-психологи. Психологи имеют право заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги, помогать с выбором профессии, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать, выдавать рекомендации. Чаще всего всем этим занимаются социальные психологи.
Общие психологи, в основном, занимаются наукой, преподаванием и разработкой теории психологии. Клинические психологи имеют представление не только о психической норме, но и патологии. Они имеют право работать в медицинских учреждениях и консультировать здоровых людей. Они тестируют больных людей для того, чтобы врачи точнее могли поставить диагноз. Но официально психолог не имеет право заниматься психотерапией без специальной переподготовки.
Психотерапевт – это врач, который получил специальность «психиатр», а затем прошел дополнительную подготовку и стал психотерапевтом. Только в таком случае специалист официально может называться психотерапевтом и заниматься психотерапией. Он имеет широкое представление о психике человека и может лечить пациентов как медикаментозными, так и немедикаментозными средствами, вправе проводить длительную или краткосрочную, индивидуальную или групповую психотерапию. Существует множество направлений и методов современной психотерапии (арт-терапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия и др.), и разные психотерапевты специализируются в разных направлениях. Врач-психотерапевт имеет самые широкие полномочия, так как он может консультировать по всем случаям, лечить своих пациентов и выписывать при необходимости лекарственные препараты.
Если вы не претендуете на гордое звание психотерапевта, то, согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на оказание психологической помощи не требуется. Однако вы обязаны соблюдать этику и помнить о том, что от вашего профессионализма, корректности и порядочности зачастую может зависеть человеческая судьба.
Полтора миллиарда рублей направят не на охрану школ, а на проверку сочинений
Фото: Пермь 24/7 / vk.com
На расстрел в Пермском университете почти каждое ведомство отреагировало советами и рекомендациями. Запретить называть стрелков стрелками, пропагандировать спорт и здоровый образ жизни, ввести уроки самообороны, удалить кровь из компьютерных стрелялок… Но деньги выделить решили организации, которая будет проверять письменные работы школьников при помощи искусственного интеллекта.
20 сентября студент первого курса Пермского государственного университета устроил массовую бойню в университете, жертвой которой стали шесть человек, а 28 получили ранения и травмы. Менее чем полгода назад, в мае, в казанской гимназии № 175 бывший ученик открыл огонь из оружия. Жертвами того инцидента стали девять человек, 23 пострадали. А до того были расстрелы в Благовещенске, Керчи, Перми, Москве, Улан-Удэ. Трагедий так и не становится меньше. Но в качестве мер борьбы почему-то избирается преимущественно произнесение правильных слов.
ЗАЕВШАЯ ПЛАСТИНКА
Как всегда, очередная трагедия вызвала всплеск и решимости: “Надо что-то срочно делать”. Было множество предложений, которые мы слышали уже много раз:
— Во всем виноват интернет, давайте все ограничим.
— Во всем виновато телевидение, давайте ограничим там количество жестоких сцен.
— Во всем виноваты компьютерные игры, в них стреляют.
— Увеличить возраст для получения оружия с 18 до 21 года.
Не будем сильно вдаваться в содержательность этих предложений, сосредоточимся на результативности. Мы их слышим в обязательном порядке после каждого ЧП. А улучшений пока не увидели. Прозвучали в этот раз и новые предложения:
— Давайте создадим компьютерные игры, которые будут “воспевать позитивные аспекты жизни”.
— Давайте в компьютерных играх не будет крови после выстрелов.
— Пусть в школах и вузах постоянно работают профессиональные психологи.
— Надо распространять социальную рекламу, пропаганду здорового образа жизни и занятий спортом.
— Ввести уроки самообороны в школах (как можно обороняться от пули? — П.С.). Постоянно отрабатывать порядок действий при ЧП.
— Установить пуленепробиваемые парты.
Все это хорошие и правильные слова о том, что надо больше хорошего и правильного, а не плохого и агрессивного. Ну, кроме пуленепробиваемых парт — это вещь осязаемая.
“А”-СПРАВКА
В 2004 году в США были проанализированы случаи нападений в школах и опубликован итоговый доклад о безопасности в учебных заведениях. И среди тех черт, которые объединяют нападающих, отмечено, что это были в основном отличники, спортсмены, дети из хороших семей (лишь 5% имели проблемы с учебой). Многие из них подвергались издевательствам в школах, и планы нападения вынашивались месяцами.
По информации Министерства образования США
“ПОМЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ”
Также стало известно, что Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ к концу ноября подготовит для Владимира Путина доклад. В нем должны быть объяснены причины нападений в школах и вузах и предложены меры для решения проблемы. Часть доклада будет открытой, часть закрытой. Но уже примерно понятно, что там будет. Традиционное — про необходимость бороться с насилием в компьютерных играх и с популярностью стрелков.
“Если появляются у казанского убийцы фан-клубы — значит, надо заниматься фан-клубами, выявлять людей, беседовать с родителями, предупреждать их об уголовной ответственности. Надо людям объяснять, что хорошо, что плохо”, — заявил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Предполагается также называть стрелков террористами, а то “стрелки” — очень романтично: “Надо заканчивать называть их стрелками. Слово иногда порождает некий героизм, героизирует образ такого урода”, — высказался Кабанов. Правда, для этого надо поменять текст Уголовного кодекса.
Ну и, конечно, повысить возраст, с которого разрешено покупать оружие. Потому что основная масса психических заболеваний выявляется в возрасте от 14 до 21 года. Но как увязать с этим призыв в армию, где тебе в те же 18 лет дают автомат в руки? Призывать с 21? Призвать в армию, но оружия не давать?
А кроме того, СПЧ завил, что нужны психологи, которые могли бы научить справляться со стрессом. Но где этих психологов взять в таком количестве?
НЕМНОГО ПРАКТИКИ
Удивительно, но самые практичные советы были предложены со стороны Совета Федерации, который обычно не балует нас подобным. Заместитель председателя СФ РФ по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова предложила в вузах и школах:
— ввести пропускной режим;
— запретить посещение социально значимых объектов посторонними людьми;
— установить автоблокиратор входных дверей;
— обеспечить пропускную систему искусственным интеллектом, который сможет распознать неадекватное поведение посетителя, а также наличие при нем оружия и других запрещенных веществ.
Собственно, вполне здравые предложения. Но приз, то есть госфинансирование, уходит новому игроку…
КОМУ ДЕНЬГИ
С неделю назад стало известно, что автономная организация “Центр изучения сетевого мониторинга молодежной среды” (ЦИСМ) должна получить из бюджета 1,6 млрд “для разработки системы мониторинга распространения информации, которая может склонить или побудить детей совершить действия, представляющие угрозу их жизни”. Об этом сообщили РБК и “Ведомости” со ссылкой на пояснительную записку к бюджету. В течение следующих трех лет ежегодно центр будет получать по 550 млн рублей. Выявлять будут на основе “письменных работ учащихся”, скорее всего — сочинений.
А что это за организация? Она была создана после керченского расстрела и “выявляет контент, связанный с суицидальными проявлениями, кибербуллингом, распространением криминальной субкультуры и другими деструктивными тенденциями в молодежной среде”. Организация эта мало кому известна и проявляет себя в основном заявлениями на официальных мероприятиях. Наподобие такого: “Мы мониторим ситуацию с кибербуллингом, но это сложно. Как правило, все происходит в личных сообщениях, приватных чатах, закрытых группах. Но мы фиксируем такие вещи. С начала года было заблокировано, по нашим данным, порядка 53 таких групп. С одной стороны, это маленькое число, но с другой — еще раз, такие группы очень сложно выявлять”.
В общем, выявляет незначительное количество случаев буллинга, но общается с правильными ведомствами и говорит “правильные” вещи. На вопрос, почему же этот центр не выявил пермского стрелка, руководитель ЦИСМ Денис Заварзин ответил: “Аккаунт не находился на постоянном мониторинге. Пользователь имел средний уровень сетевой активности, лайками отмечал публикации, связанные с международной военной повесткой. Характерных маркеров, указывающих на приготовление к совершению нападения, зафиксировано не было. К тому же страница была создана лишь за месяц до трагедии, 21 августа 2021 года. Аватар отсутствовал, сетевой профиль не проявлял аномальной активности”.
Ну вот, если бы оформил профиль как следует, активен был бы непрерывно, долго и подробно анонсировал бы свои планы — тогда, глядишь, и обратили бы на него внимание. Но неправильно себя повел, а то бы методика ЦИСМ оказалась эффективной.
А НЕ БУДУТ ЛИ ВРЕДНЫ?
Собственно, в этой истории поражает не только размер финансирования. Но и сама идея проверки письменных работ. Большинство стрелков уверенно преодолели осмотр психиатра для получения права на оружие. Вы создадите алгоритм умнее дипломированного врача? Вот вряд ли.
Письменные работы школьников обычно не предполагают личных излияний, а представляют собой рассуждения на строго заданную тему. При этом требуемое многие из школьников просто списывают из интернета. На что будет обращать внимание программа? На слово “топор” в сочинениях по Достоевскому?
Далее. Если программа по непонятным и непрозрачным критериям признает школьника агрессивным, то что дальше? Его накажут за “мыслепреступление”? Нельзя. Приставят слежку? Нет. Отправят на освидетельствование к психиатру? Нет, без разрешения родителей этого сделать нельзя. Поставят на учет в полиции? Нет оснований. А есть ли смысл тогда вообще заниматься мероприятием, у которого не будет результата? Все снова сводится к правильным словам.
Некоторые психологи считают, что от таких действий не только пользы не будет, а еще и вред будет нанесен. Александр Асмолов, профессор факультета психологии МГУ и член СПЧ при президенте РФ, выразил в СМИ сомнение, что данные меры могут привести к какому-либо результату: “Можно ли анализировать те или иные склонности к агрессии по анализу мочи? Думаю, что вы с удивлением посмотрите на меня. Но точно так же, не обладая современными процедурами психолингвистической экспертизы, которыми владеют единицы, которые не распространены и неприменимы к тому, что предлагается в тех вариантах, которые вы сейчас описали, мы говорим, что мы поймем агрессию. Это нонсенс”.
По мнению психолога, между установками, убеждениями и реальными действиями — пропасть. И, пытаясь отловить “неправильные мысли” или иным способом усилить давление на учащихся, можно лишь увеличить количество трагедий: “Тем самым предложенные меры контроля приведут только к росту агрессии со стороны подростков, приведут к потере понимания с подрастающим поколением. И приведут к тому, что подростки потеряют доверие и к учителям, и к родителям. Когда вы начинаете заниматься гиперконтролем, вы отталкиваете от себя детей. И через жестокость вы можете породить только новую жестокость”, — говорит Асмолов.
НЕНАВИСТЬ К ШКОЛЕ
При этом основная движущая сила у большинства стрелков — ненависть. К школе, к одноклассникам/однокурсникам, к педагогам, к себе, ко всему миру. Убийства — не единственный способ выразить ненависть к школе. В селе Покровка (Новосибирская обл.) подросток так не хотел выходить на учебу после новогодних каникул, что просто сжег школу. И получил за это 10 месяцев ограничения свободы условно. Пермский же стрелок, между прочим, планировал пощадить тех однокурсников, которые вызывали его симпатию.
Так может, попытаться снизить градус ненависти к школам? Или — для начала — к учителям? На сегодня система оплаты труда и его условия таковы, что в школу работать не идут. На нехватку кадров жалуется множество регионов. Чаще всего не хватает учителей начальных классов, преподавателей русского и английского языков, математики. Имеющиеся учителя в итоге вынужденно ведут несколько предметов. А много ли человеческого внимания ученику может уделить преподаватель, работающий на две-три ставки?
Качество кадров при такой оплате труда тоже оставляет желать лучшего. Например, выяснилось, что замдиректора одной из белгородских школ в соцсетях называет полицейских “чертями мусорскими” и призвал разобраться “без формы раз на раз”. Но такая лихая жизненная позиция не вызвала обеспокоенности руководства школы.
А в Копейске (Челябинская обл.) женщина просто купила диплом и устроилась в сельскую школу учителем русского языка и литературы. Чтобы получить миллион рублей по программе “Земский учитель”. И ведь получила! После этого ушла на больничный, а потом и вовсе на работу не вышла. Теперь ей придется и деньги вернуть, и перед законом ответить. А если бы она не стала прогуливать? Разоблачили бы ее?
Кроме того, из-за того, что молодежь не идет работать в школу, средний возраст учителей уже приближается к пенсионному. А ведь с множеством вопросов и проблем (например, с буллингом в соцсетях) дети с большей вероятностью обратились бы к молодому учителю. Но таковых нет.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Еще не лишне было бы сделать что-то с безопасностью в школах. Что-то реальное, а не формальное.
“После Казани. У сына в школе традиционно закрыли все боковые выходы в школьный двор, вход-выход только через главные ворота. Теперь — до очередного пожара, прости господи, когда выяснится, что эвакуационных выходов нет, и все откроют. И так по кругу”, — констатируют в Сети формальность принимаемых “мер безопасности”.
Начнем с банального: сами школы или дороги к ним частенько представляют опасность. Например, в селе Верхняя Чернавка (Саратовская обл.) дети ходили в школу по дырявому мосту. Причем глава поселения заявила, что мост разбили специально: “Дети там долбили постоянно. Ну и как бы доски там немножко ветхие были…” Как только делом заинтересовался Следственный комитет, мост волшебным образом починился. Другой случай — в одной из школ Армавира рухнул потолок, и трое детей оказались в больнице. А в кубанском поселке Южный потолок упал удачно — детей не задело. При этом школа построена всего пару лет назад.
“Кадровый вопрос” в охране школ стоит еще острее, чем в педагогическом составе. Причина, по которой в школах в качестве охраны сидят бабушки-“одуванчики”, не в том, что директорам не хочется нормальных охранников. От директоров требуют экономить, а вахтер дешевле ЧОПа.
Нанятые охранники не всегда блещут профессионализмом и умом, да и не всегда им свойственна порядочность. Охранник московской школы, например, недавно притащил в школу муляж гранаты. Хотел получить награду за обнаружение взрывного устройства. Но не сообразил, что в школе есть еще и камеры, на которых его подвиг был запечатлен во всей красе.
А в городе Энгельсе (Саратовская обл.) запустили систему безопасности “Кибер-Карта”, которая ограничивает вход посторонних в школу. И родители учеников пожаловались: с их детей без карты-пропуска охрана требовала по 100 рублей за вход. Разразился скандал, ситуацией заинтересовался губернатор. Мэрия ответила, что-де “просто сотрудники “Кибер-Карты” не имеют опыта общения со школьниками. Дети и родители их неправильно поняли”.
ЭПИЛОГ
За две недели произнесения правильных слов:
— один школьник в Москве напал на другого с ножом;
— рядом с другой московской школой устроил стрельбу отец ученицы, решивший разобраться с ее обидчиками;
— в Новосибирске 8-летнему мальчику сломали позвоночник в драке на перемене;
— в Новомичуринске (Рязанская обл.) школьник расклеил записки с угрозами расстрела в школе. Но возраста уголовной ответственности он не достиг, так что “ограничились мерами профилактического характера”.
И очень хочется, чтобы те самые “лишние” полтора миллиарда потратили, наконец, на какое-то реальное дело. На зарплаты учителей и привлечение молодых и талантливых педагогов. На профессиональную охрану. На реформу службы психиатрии. На то, чтобы полиция реагировала на сообщения о том, что кто-то в Сети только что написал, что идет стрелять. Или на сообщения о том, что по улице идет человек с оружием. На бронированные двери с автоблокираторами. На металлодетекторы. Да хоть на то, чтобы потолки не обрушивались! Чтобы школа хотя бы на полпроцента стала безопаснее.
Из-за чего россияне все чаще забирают своих детей из государственных школ
Эффект от появления советников по воспитанию в школах во многом будет зависеть от личностных качеств тех, кто займет эти должности, полагает многодетный отец, музыкант и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев: «Скорее всего, этим людям будет вменяться в обязанности политическая пропаганда и подготовка учеников. Но когда я был октябренком и пионером, у меня в школе были председатель совета дружины и комсомола. Они занимались именно этим. Обе женщины были совершенно очаровательными, никогда не навязывали нам своего мнения, очень дружелюбно объясняли, как себя вести в каких-то конфликтных ситуациях, и вообще всячески помогали жить.
Я за то, чтобы в школе был человек, который бы следил за психологической обстановкой, в случае надобности вмешивался, давал какие-то советы».
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов также поднимал тему воспитания школьников в конце января во время выступления в Совете Федерации, через несколько дней после митингов в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Правда, тогда спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко призвала министра смотреть на проблему стратегически и упрекнула докладчика: «Вот сейчас мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, и у нас все будет хорошо с воспитанием? Это очень поверхностный и неправильный подход».