Периодический контроль соблюдения законодательства об охране труда
Как организовать трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда
Как организовать трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда
Чтобы организовать трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда:
- распределите ответственность на трех уровнях – работники, руководители подразделений, работодатель;
- создайте необходимую документацию;
- регулярно проводите контроль на каждой из трех ступеней.
В каких случаях организовать трехступенчатый контроль за охраной труда
Закон обязывает работодателя вводить ступенчатые формы контроля за состоянием охраны труда. Ступеней может быть любое количество, работодатель определяет его сам в зависимости от особенностей производства. Трехступенчатый контроль – один из способов выполнить требования законодательства по контролю за условиями труда на рабочих местах (ст. 212 ТК; п. 55 Положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Трехступенчатый контроль реализуется на трех уровнях:
I уровень – постоянный контроль на рабочих местах, проводят работники;
II уровень – оперативный контроль, проводят руководители на местах;
III уровень – периодический контроль, проводит работодатель.
Таким образом, трехступенчатый контроль актуален для крупных предприятий.
Если на предприятии небольшой штат сотрудников, можно ввести не трех-, а двухступенчатую систему контроля. В такой системе действия на I и II ступени проводит руководитель работ, а III ступень – расширенная проверка комитетом по охране труда совместно со специалистами и представителем профсоюза, которую проводят раз в месяц.
Для строительной отрасли работодатели обязательно организуют трехступенчатый контроль за охраной труда (п. 19 Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Минтруда от 01.06.2015 № 336н).
Основные задачи, которые решает трехступенчатый контроль, это:
- исполнение всего комплекса мероприятий по безопасности;
- назначение ответственных сотрудников;
- выявление и ликвидация недостатков и нарушений.
Трехступенчатый контроль даст результаты, если в его проведении будут участвовать все сотрудники – и высшее руководство, и рядовые работники.
Какие документы разработать для трехступенчатого контроля
Чтобы внедрить, организовать и провести трехступенчатый контроль на предприятии, оформите (п. 4, п. 56 Положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н):
- приказ о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии по ОТ;
- положение об осуществлении мониторинга за ОТ;
- журналы учета мероприятий, которые проводят в рамках трехступенчатого контроля;
- акт о результатах проверки комиссией на III ступени.
Журнал трехступенчатого контроля нужен, чтобы зафиксировать итоги проверки. Обязательной формы журнала нет, но есть рекомендованные образцы. Если в ходе контроля обнаружат нарушения, журнал поможет определить, кто виновен и на какой ступени допустили ошибку.
Положение о трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда разрабатывают, чтобы установить структуру, обязанности и ответственность на каждом уровне контроля. Положение нужно согласовывать с профсоюзом или иным органом, который представляет интересы работников, при наличии.
В приказе о трехступенчатом контроле по охране труда укажите:
- основание для приказа – статья 212 ТК; Положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н;
- ответственных за проведение проверок;
- уполномоченного на руководство и координацию сотрудника;
- состав комитета по охране труда.
Комитет по охране труда нужен, чтобы согласовать совместные действия работодателя и работников, организовать проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах; сообщить работникам о результатах этих проверок; собрать предложения к разделу коллективного договора об охране труда.
Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности работодателя и работников (ст. 218 ТК).
Для качественной организации трехступенчатого контроля подключите профсоюз, если он есть в организации. Председатель профсоюза организует и контролирует первый уровень системы и ведет переговоры с руководством от лица работников. Если на предприятии нет профсоюза, организовать контроль можно и без него.
Как проводить трехступенчатый контроль
Первая ступень контроля
Контроль на первой ступени проводят ежедневно перед началом работы руководители участков совместно с членом профсоюза. На этом этапе проверяют состояние условий труда на каждом рабочем месте, в том числе: наличие и состояние СИЗ и инструментов, наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.
Руководители участков контролируют, чтобы нарушения, которые заметили, немедленно устранили. Если силами участка это сделать невозможно, то руководитель участка докладывает об этом вышестоящему начальнику. Также обо всех несоответствиях руководитель работ информирует своих подчиненных.
Руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается представитель профсоюза или иного представительного органа работников.
Если на первой ступени контроля выявили грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.
Вторая ступень контроля
Контроль на второй ступени проводят не реже двух раз в месяц руководители цеха, отдела или объекта с представителем профсоюза, также могут участвовать специалист по охране труда и представители технических служб. На второй ступени проверяют результаты работы первой ступени; ведение Журнала трехступенчатого контроля; выполняют предписания службы охраны труда и органов государственного надзора; проверяют исправность оборудования и СИЗ.
Руководитель структурного подразделения фиксирует в Журнале трехступенчатого контроля нарушения, которые нельзя устранить на месте, и раз в месяц отчитывается перед комитетом по охране труда.
Третья ступень контроля
Контроль на третьей ступени проводит не реже одного раза в три месяца комиссия с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюза. На третьей ступени проверяют работу первой и второй ступени; выполнение мероприятий по коллективным договорам и разработанных по результатам расследования несчастных случаев; техническое состояние зданий и сооружений; организацию обучения и инструктажей по охране труда.
По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка. Руководитель организации совместно с руководителями структурных подразделений, главными специалистами и председателем профсоюза разрабатывают мероприятия для устранения недостатков и нарушений, назначают исполнителей и сроки выполнения.
Для достижения лучших результатов руководитель может издать приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, которые допустили нарушения по охране труда. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.
ТК РФ Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Периодический контроль соблюдения законодательства об охране труда
Re: Оргаизация трехступенчатого контроля
Сообщение admin » 29 ноя 2017 16:01
32. Наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля.
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 N 159 «Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации»
Re: Оргаизация трехступенчатого контроля
Сообщение galina22 » 24 янв 2018 12:36
Re: Оргаизация трехступенчатого контроля
Сообщение admin » 24 янв 2018 13:36
Re: Оргаизация трехступенчатого контроля
Сообщение BMP » 29 янв 2018 13:35
Добрый день. Разрабатываю локальную инструкцию о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране руда в организации на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 N 159 «Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации», (далее — Инструкция). и спотыкаюсь на самом простом, как говорится.
Мне хочется разобраться в следующих вопросах:
1. Периодический ежемесячный контроль осуществляется с участием представителей службы охраны труда (согласно п.21 Инструкции) По итогам таких проверок делаются записи в журнале ежемесячного контроля.
Вопрос: составляет ли служба охраны труда предписание или акт по нарушениям, выявленным в ходе ежемесячного контроля? Либо результаты проведенных ежемесячных проверок службой охраны труда отображаются в виде подписи под записями в журнале ежемесячного контроля?
2. Согласно п.28 Инструкции в ежеквартальном контроле представители службы охраны труда не участвует. Я правильно поняла, я ничего не пропустила? Кто составляет акты ежеквартального контроля?
3. Согласно п.6 Инструкции служба охраны труда осуществляет контроль в соответствии с Типовым положением о службе ОТ, где сказано, что специалисты службы ОТ имеют право выдавать предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Вопрос: где можно увидеть форму такого предписания? Какие документы, кроме предписаний, свидетельствуют о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда службой охраны труда?
Прошу, пожалуйста, поделитесь опытом, как организован контроль соблюдения законодательства об охране труда службой охраны труда в вашей организации? Если можно, поделитесь формами документов по результатам такого вида контроля. Составляется ли отдельный график проверок службой охраны труда и с какой периодичностью осуществляются такие проверки в каждом структурном подразделении? Совмещается ли несколько видов контроля за соблюдением законодательства по ОТ в рамках проверки одного структурного подразделения (контроль службой ОТ, периодический контроль, общественный контроль и т.п.)
Что включить в план финансового обеспечения предупредительных мер в 2021 году
Работодатели могут рассчитывать на возмещения только по тем направлениям расходов, которые обозначены в согласованном с ФСС плане финансового обеспечения. По каким направлениям можно компенсировать затраты:
- оплата спецоценки условий труда (СОУТ);
- принятие мер по снижению уровня воздействия негативных факторов на рабочих местах;
- платное обучение по охране труда, по безопасному проведению отдельных работ (для определенных категорий работников);
- приобретение СИЗ для работников, занятых на вредных, опасных работах, на работах с особым температурным режимом и т.п.;
- финансирование санаторно-курортного оздоровления работников, которые реализуют свою трудовую функцию во вредных или опасных условиях, в том числе лечение сотрудников предпенсионного возраста (за исключением размещения в номерах высшей категории);
- проведение обязательных периодических медосмотров (обследований);
- закупка лечебно-профилактического питания, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов), аптечек первой помощи;
- покупка оборудования и устройств для обеспечения безопасности проведения отдельных работ или осуществляющих мониторинг состояния здоровья работников;
- расходы на реализацию комплекса мероприятий по предупреждению распространения коронавируса (приобретение масок, перчаток, термометров и т.п.).
Период, на который составляется план финансового обеспечения предупредительных мер – год. Если страхователь не внес суммы финансирования по какому-либо направлению в согласованный план, он не сможет получить возмещение за это. Но в план можно вносить корректировки, правда, все изменения надо будет документально обосновать. В 2021 году сделать это можно до 20 ноября (п. 14 Правил, утв. Приказом № 467н).
Для получения возмещения в соответствии с планом финобеспечения работодателю необходимо подать в ФСС следующие документы:
- заявление;
- план финансового обеспечения;
- копия из перечня мероприятий, направленных на улучшение условий и безопасности труда, разработанного на основе результатов спецоценки;
- может потребоваться копия или выписки из колдоговора;
- документы, подтверждающие необходимость финансирования конкретных мероприятий (перечень необходимых документов приведен в п. 6, 6.1 Правил).
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА» (Утв. ВС РФ 06.08.93 N 5600-I)
Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Положение о статусе государственного инспектора по охране труда утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.
Решение органов государственного надзора и контроля о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН