Особенности увольнения с госслужбы по собственному желанию
Государственная служба имеет массу особенностей и некоторые дополнительные обязательства со стороны работника. Поэтому у человека вполне закономерно может появиться вопрос, возможно ли увольнение с госслужбы по собственному желанию, и если да, то на каких условиях? Действительно, заставить сотрудника работать невозможно, пусть даже он и трудится на госслужбе. В этом случае действуют все те же правила, что применяются к обычным работникам. Они закреплены в ТК РФ.
Дополнительно, принимая решение уволиться по своей инициативе, работник должен ознакомиться с Законом о госслужбе, а именно:
- статья 36 – регулирует порядок увольнения госслужащих по их собственному желанию, здесь говорится о необходимости уведомления и отработки;
- статья 39 – описывает ситуации, когда работник освобождается от занимаемой должности по причинам, не зависящим от его желания (приведены отличия между увольнением и освобождением).
Если работник принял твердое решение уволиться, то ознакомиться с порядком необходимых действий он может, изучив Памятку госслужащему при увольнении. Она была разработана Правительством РФ в 2010 году (постановление № 700). Также там даны пояснения относительно того, что человек может и не должен делать в случае завершения службы. Например, предусмотрено, что сотрудник не может разглашать служебную или иную конфиденциальную информацию даже после собственного увольнения.
Увольнение госслужащего по собственному желанию — основные принципы
В Российской Федерации госслужащие являются отдельной категорией граждан — с точки зрения законодательства, их обязанности и права являются иными, чем в отношении простых трудящихся по обычному трудовому договору. Однако, большинство общих нормативов, гарантируемых в рамках трудового законодательства в полной мере, распространяются и на лиц, находящихся на государственной службе. Но чтобы лучше понимать все особенности увольнения госслужащих по собственному желанию, все же стоит ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей этот вопрос.
Так, в первую очередь необходимо понимать, что когда в отношении обычных работников увольнение по собственному желанию регламентируется статьей 80 Трудового кодекса, в отношении прекращения взаимоотношений с государственным гражданским служащим применяются следующие положения ФЗ №79 от 27.07.2004:
- Статья 33. Она регулирует общие принципы прекращения действия служебного контракта, по которому госслужащий проходит службу.
- Статья 36 посвящена непосредственно общим принципам прекращения взаимоотношений государственного служащего и его нанимателя, и содержит общий перечень ситуаций и порядок действий в данном случае.
КС разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия
Конституционный Суд вынес Постановление № 14-П от 6 апреля 2020 г., в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.
Повод для обращения в КС
31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.
В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена. Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.
Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.
Позиция Конституционного Суда
Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.
Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.
Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п. 15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.
Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.
КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.
Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения. Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст. 54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.
Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.
Комментарии экспертов «АГ»
В комментарии «АГ» адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии со ст. 16 Закона о госслужбе госслужащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
По мнению Ольги Рогачёвой, КС вполне справедливо признал оспариваемые положения как не противоречащие Конституции РФ. «Однако, поскольку на Котяша было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, а нарушение не было дисциплинарным проступком, то КС РФ постановил, что дело подлежит пересмотру», – пояснила она.
Управляющий партнер юридической фирмы Felicity Law Юлия Федонина отметила, что обязанность следить за соблюдением правил заключения контрактов госслужбы возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров соответствующего государственного органа.
«Гражданин, с которым в результате ошибки этого подразделения был заключен контракт, не может быть автоматически признан виновным в совершении правонарушения коррупционной направленности и привлечен к ответственности. Более того, поскольку гражданин до заключения служебного контракта не является государственным служащим, то в его действиях не может усматриваться состава правонарушения – непредставление сведений о доходах, расходах и имуществе самого государственного служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, за которое государственные служащие подлежат привлечению к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия», – заметила Юлия Федонина.
Просто по желанию
Государственный служащий имеет право расторгнуть служебные правоотношения с нанимателем по собственному желанию. При этом закон требует от него предварительного уведомления представителя нанимателя о принятом решении (статья 36 Закона №79-ФЗ).
Заявление служащего должно содержать следующую информацию:
- шапку с указанием Ф. И. О. и наименованием должностей представителя нанимателя и самого сотрудника;
- название документа – заявление;
- основную часть, содержащую просьбу о прекращении контракта по собственному желанию;
- в случае, если служащему необходимо расторгнуть контракт до истечения двухнедельного срока, в заявление следует указать дату увольнения, а также обоснование такого требования;
- дату написания заявления;
- подпись лица.
- Скачать бланк заявления на увольнение госслужащего по собственному желанию
- Скачать образец заявления на увольнение госслужащего по собственному желанию
Заявление можно передать представителю нанимателя несколькими способами:
- Лично. В этом случае заявление следует написать в 2 экземплярах, на одном из которых поставить входящий номер и подпись сотрудника, его принявшего.
- Направить по почте. Заявление об увольнении следует направлять заказной корреспонденцией с уведомлением о получении адресатом и описью вложения.
к содержанию ↑
В чём риск увольнения пенсионера
Главная опасность при увольнении пенсионера — получить обвинение в дискриминации. Нельзя увольнять сотрудников по возрастному признаку. Если человеку исполнилось 60 или 65, это не значит, что он плохой работник и не выполняет свою профессиональную роль. Он имеет право работать, пока не пожелает уволиться сам или не появится веская причина.
В случае несправедливого увольнения сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию и суд. Инспекция отменит приказ об увольнении, а суд согласится с требованием заплатить зарплату за время спора и компенсировать моральный вред.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Приказ об увольнении
Составление такой бумаги регулируется общими правилами. В тексте, помимо обязательных сведений о сторонах сотрудничества, необходимо указать дату и причину освобождения от занимаемой должности, а также данные о выплатах, причитающихся работнику. Ссылка в таком случае делается на статью специального закона.
Нормативными актами не оговорен срок ознакомления госслужащего с распоряжением. На практике это происходит в день подписания приказа руководителем организации. Отказ от прочтения должен быть зафиксирован путем составления акта.
Образцы заявлений на увольнение по собственному желанию в 2020 году
Для увольнения по собственному желанию бухгалтер должен предоставить работнику бланк специального заявления. Официальные образцы заявлений на увольнение для всех случаев в году скачайте по ссылкам ниже. Законодательно установленной формы данного заявления не существует. Работник имеет право написать его в свободной форме. Тем не менее есть наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении заявления на увольнение по собственному желанию:.
Каждый работник имеет право на отпуск. Но после отдыха работник может уже и не вернуться на работу, предварительно согласовав с работодателем отпуск с последующим увольнением. Каждое лицо, которое работает по трудовому договору, имеет право на отпуск ч. При этом на период очередного отпуска за работником в соответствии с трудовым законодательством сохраняется его место работы должность , а также средний заработок ст. Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику независимо от места его работы, сменности, формы оплаты труда, занимаемой должности, срока трудового договора, организационно-правовой формы работодателя и т.
Увольнение с госслужбы по собственному желанию
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. Заявление на увольнение пишется на имя первого руководителя организации или предприятия с обязательным указанием ФИО работника, его должности и даты увольнения, также в заявлении указывается причина увольнения по собственному желанию, по соглашению сторон. Существует несколько уважительных причин, которые позволяют работнику требовать увольнения, ранее оговоренного двухнедельного срока, такими причинами является невозможность продолжать работу переезд на новое место жительство, выход на пенсию, зачисление в учебное учреждение на дневную форму обучения и др. В этом случае работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок указанный работником в заявлении. Обязательным требованием к оформлению заявления на увольнение является наличие даты увольнения, в противном случае заявление признается недействительным и не может быть принято работодателем. До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право отозвать свое заявление.
Образец заявления на увольнение по собственному желанию
Если инициатором увольнения является работник, то он должен написать на имя работодателя заявление на увольнение по собственному желанию. Сделать это нужно за 2 недели до предполагаемой даты увольнения. Если стороны достигнут соглашения , то уволиться работник может и без отработки этого срока. Об этом говорится в ст. Унифицированной формы такого заявления не существует.
Ни в одном нормативном акте не дается четкая информация, как писать заявление об уходе. Но если бы кто-то составил бланк заявления на увольнение по собственному желанию, в нем обязательно были бы следующие моменты:. Работник вправе не отчитываться, с чем связано решение покинуть рабочее место должность. Поэтому текст заявления на увольнение по собственному желанию должен быть кратким и по существу, как в образце.
Увольнение с госслужбы — по собственному желанию, образец и текст заявления
Увольнение государственного гражданского служащего имеет ряд особенностей и отличий от обычной процедуры увольнения. Все нюансы отражены в специальном нормативном акте для госслужащих. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.