Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?
Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций
5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.
О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 19 декабря 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2013 года N 599-105 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 03.12.2013);
Законом Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года N 690-120 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 12.12.2013);
Законом Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года N 315-55 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 11.06.2015);
Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 03.07.2015);
Законом Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 384-64 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 22.06.2016);
Законом Санкт-Петербурга от 8 февраля 2018 года N 31-9 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 09.02.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
Законом Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года N 82-17 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 02.03.2018);
Законом Санкт-Петербурга от 26 сентября 2018 года N 455-97 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.09.2018);
Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 785-171 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года).
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
23 марта 2011 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон) и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга (далее — социально ориентированные некоммерческие организации).
Статья 1
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
социально ориентированные некоммерческие организации — некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, и виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом и статьей 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций — совокупность мер, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, планами и программами, утверждаемыми Правительством Санкт-Петербурга, и реализуемых в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.
Иные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
Статья 2
1. Целью поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций и их участия в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга.
2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется на основе следующих принципов:
приоритетность поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
признание и соблюдение прав социально ориентированных некоммерческих организаций;
равенство прав социально ориентированных некоммерческих организаций;
гласность принятия решений в сфере оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
добровольность во взаимодействии органов государственной власти Санкт-Петербурга и социально ориентированных некоммерческих организаций;
сотрудничество органов государственной власти Санкт-Петербурга и социально ориентированных некоммерческих организаций;
открытость содержания мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и доступность информации об их оказании;
контроль со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга за целевым и рациональным использованием средств бюджета Санкт-Петербурга и государственного имущества, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям;
ответственность органов государственной власти Санкт-Петербурга и социально ориентированных некоммерческих организаций за выполнение взятых на себя обязательств.
Статья 3
В Санкт-Петербурге оказывается поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с их учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
7_1) деятельность в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесенной к таковой Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Под такой деятельностью в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается поиск распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, информирование о наличии такой информации органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Санкт-Петербурга, информирование детей и их законных представителей о вреде указанной информации и формирование в обществе нетерпимости к ней;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности, содействие в профориентации и трудовой занятости подростков и молодежи;
9_1) деятельность в сфере развития промышленности в Санкт-Петербурге;
10) деятельность общественных объединений пожарной охраны;
11) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
12) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12_1) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) оказание информационной, консультационной, методической, образовательной и иной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
14) деятельность, направленная на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (осуществление функций регионального оператора (специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге);
(Подпункт дополнительно включен с 23 декабря 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года N 690-120)
15) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78)
16) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78)
17) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78)
18) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78)
19) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2015 года N 409-78)
20) увековечение памяти жертв политических репрессий.
В случае если социально ориентированная некоммерческая организация отвечает указанным выше требованиям и осуществляет деятельность в сферах, в которых законами Санкт-Петербурга или принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга определены приоритетные направления поддержки, указанная поддержка осуществляется в соответствии с указанными направлениями.
Статья 4
Социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим в соответствии с учредительными документами виды деятельности, указанные в статье 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, поддержка оказывается в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная, организационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) иные формы, предусмотренные Федеральным законом.
Статья 5
Настоящая статья вступила в силу с 1 января 2014 года — см. статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2013 года N 373-66.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путем предоставления субсидий на основании планов и программ, содержащих мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, принимаемых Правительством Санкт-Петербурга.
Предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям допускается в случаях, установленных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.
Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с осуществлением ими на территории Санкт-Петербурга деятельности, виды которой указаны в статье 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2018 года Законом Санкт-Петербурга от 8 февраля 2018 года N 31-9, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. — См. предыдущую редакцию)
Порядок предоставления указанных в настоящей статье субсидий из бюджета Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Оказание финансовой поддержки некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона.
Статья 6
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Оказание имущественной поддержки осуществляется в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
Статья 7
Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в соответствии с Федеральным законом путем создания государственных информационных систем Санкт-Петербурга и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им редакциями государственных периодических печатных изданий Санкт-Петербурга бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информационная поддержка направлена на создание условий для свободного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к информации о деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и информационного обмена между органами государственной власти Санкт-Петербурга и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Условия, необходимые для регистрации в реестре социально ориентированных НКО
Отвечая на вопрос, как стать социально ориентированной некоммерческой организацией, следует отметить, что существует всего два условия: наличие специфического организационного статуса, а также – реализация деятельности в определенном направлении, установленном законодательством.
Так, в соответствии с первым условием, организация должна создаваться в виде общественного или религиозного формирования, общины коренных немногочисленных народностей РФ, казачьих сообществ, различных фондов благотворительного характера, а также в иных вариантах, предусмотренных положениями ФЗ № 7. Исключением из организационно-правовых форм, актуальных для социально ориентированных НКО, являются государственные корпорации, бюджетные учреждения, общественные образования, считающиеся политическими партиями.
Вторым условием признается ведение деятельности организации по одному из следующих направлений:
- поддержка населения и протекция социальных интересов граждан;
- коммуникация с населением относительно ликвидации определенных последствий техногенных или природных катастроф, катаклизм, несчастных случаев, а также поддержка тех лиц, которые стали жертвами приведенных обстоятельств;
- помощь любым нуждающимся категориям. Например, переселенцам, беженцам, участникам религиозных конфликтов и проч.;
- деятельность в сфере охраны окружающей среды, а также животных;
- обеспечение защиты построек, обладающих специфическим историческим и культурным значением, а также мест захоронения людей;
- предоставление услуг в сфере юридической поддержки граждан, что призвано поддерживать правовые интересы населения;
- ведение спонсорской деятельности, а также меценатство;
- помощь людям в преодолении асоциального поведения, психических отклонений и т.п.;
- содействие детским домам;
- деятельность, нацеленная на сохранение разнообразных социальных благ относительно образования, спорта, окружающей среды и проч. Также к данному разделу уместно отнести помощь по совершенствованию духовного уровня населения.
При этом те социально ориентированные НКО, которые наиболее пострадали от коронавируса, также смогут претендовать на дополнительную поддержку от государства. Конкретные меры помощи определяются на местных уровнях локальными органами власти. Детальную информацию можно получить на сайте местной администрации.
Права и обязанности объединений
Организации, не ориентированные на извлечение финансовой выгоды, официально получают свой статус после регистрации в соответствии с правилами проведения процедуры в определенном законом порядке. В своей собственности (или в управлении) они имеют какие-то ценности или объекты и, согласно имеющимся обязательствам, несут ответственность за него, могут осуществлять имущественные права, подавать иски в суд и быть на процессе ответчиком. Им присваивается наименование, в составе которого указывается организационно-правовая форма общества и вид его деятельности. В обязательном порядке такая структура должна иметь баланс (смету). Как правило, некоммерческая организация создается на неограниченный срок. Исключение возможно в том случае, когда в учредительных документах указан конкретный период деятельности. Такие сообщества вправе открывать счета в учреждениях банков на территории РФ и за ее пределами, а лишается такой возможности только в случаях, противоречащим законодательству страны.
Управление компании заводит печать, на которой значится название общества (полностью) на родном (русском) языке. По желанию правления общество может выдавать бланки со своим названием и пользоваться фирменным штампом. В случае необходимости возможно создание собственной эмблемы.
4. Участие СОНКО в госзакупках
Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:
- открытых конкурсов;
- конкурсов с ограниченным участием;
- двухэтапных конкурсов;
- электронных аукционов;
- запросов котировок;
- запросов предложений.
В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.
Образец декларации отношения участника закупки к СОНКО (скачать образец) (docx, 13 Кб).
Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).
Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.
В Министерстве экономического развития России сформировали рейтинг регионов по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг за 2020 год. Ямал занял третье место среди 85 субъектов, сообщает пресс-служба правительства ЯНАО.
Высокая оценка в рейтинге стала возможна благодаря последовательной политике округа в направлении развития инфраструктуры социально ориентированных предприятий, внедрению мер государственной поддержки для социального бизнеса, отмечают в ямальском правительстве. Так, в апреле 2021 года запущена уникальная для всей страны мера финансовой поддержки – гранты от губернатора Ямала для начинающих социальных предпринимателей. Округ стал первым из субъектов РФ, где поддерживают соцпредпринимателей на этапе создания бизнес-проекта. Благодаря этой мере жители Ноябрьска и Салехарда получили доступ к спортивно-оздоровительным и услугам, стимулирующим творческое развитие детей, подростков и людей с ограничениями по здоровью.
В июле стартовала заявочная кампания на гранты в сфере социального бизнеса. Сегодня определены 15 социальных предприятий, которые получат денежные средства в сумме до 1 млн рублей на каждого. Заявки на поддержку принимаются на сайте РазвивайБизнес89.рф.
Помимо прямых финансовых мер поддержки для социально ориентированных предпринимателей, в округе регулярно проходят образовательные мероприятия на базе окружного центра «Мой бизнес». Предпринимателям помогают разработать фирменный стиль и презентовать услуги на интернет-площадках, в формате «одного окна» подбирают актуальные инструменты для развития предприятия.
«Губернатор Ямала в приоритет своей работы ставит улучшение качества жизни ямальцев. В работе социальных предпринимателей эта цель является миссией предприятия. Со своей стороны, при разработке программ поддержки, стараемся учесть особенности ведения данного бизнеса, предложить предпринимателям те инструменты, которые будут эффективны для развития их бизнес-проектов», – рассказал исполняющий обязанности директора окружного департамента экономики Валерий Миронов.
Салехард, Елена Васильева
Примеры НКО
Разберем подробнее несколько форм некоммерческих организаций, примеры которых вы найдете далее в статье.
Фонд создается физическими лицами или организациями для достижения различных публично значимых целей (ст. 123.17 ГК). Лица, желающие поддержать деятельность данной НКО, передают ей денежные средства или иное имущество. Однако при этом они не становятся членами фонда, поскольку такое понятие, как членство в фонде, отсутствует.
Примерами фондов в РФ являются:
- благотворительный фонд «Система»;
- Российский фонд помощи (Русфонд);
- фонд «Подари жизнь» и др.
Важно! Фонды могут создаваться также по инициативе РФ. Например, Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства утвержден согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2016 № 1310.
Хотите узнать, как создать благотворительный фонд? Читайте ответ в системе КонсультантПлюс. Рекомендуем зайти в систему с помощью нашей ссылки на бесплатный пробный доступ — ваш временный аккаунт будет действовать 2 дня.
Общественная организация
Порядок создания и деятельности общественной организации (далее — ОО) описывается в законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. В зависимости от территориального принципа ОО подразделяются:
- на общероссийские;
- межрегиональные;
- региональные;
- местные.
Важно! Создать ОО могут минимум 3 учредителя. В ОО предусмотрено членство ее участников, которые при этом обязаны осуществлять определенные периодические финансовые вложения и могут быть задействованы в управлении ОО.
Отдельным видом ОО выступают политические партии, правила создания и деятельности которых регламентируются законом «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
Примерами ОО являются:
- Союз архитекторов России;
- Лига здоровья нации;
- Союз пенсионеров России и др.
Таким образом, деление на виды некоммерческих организаций осуществляется по принципу наличия или отсутствия членства ее основателей и их возможности оказывать влияние на управление НКО. Так, в некоммерческой корпоративной организации учредители становятся ее членами и заседают в высшем органе НКО, а основатели некоммерческих унитарных организаций не имеют данного статуса.