Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисциплинарная ответственность государственных служащих основания для привлечения

Какие основания для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности

Главное управление ГНС в г. Киеве напомнило об основаниях для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Юридический бэкграунд

Согласно ст. 65 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (с изменениями) (далее – Закон), основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка, то есть противоправного виновного действия или бездействия или принятие решения, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении государственным служащим своих должностных обязанностей и других требований, установленных данным Законом и другими нормативно-правовыми актами, за что к нему может быть применено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарные проступки

Дисциплинарными проступками являются:

1) нарушение Присяги государственного служащего;

2) нарушение правил этического поведения государственных служащих;

3) проявление неуважения к государству, государственным символам Украины, украинскому народу;

4) действия, которые вредят авторитету государственной службы;

5) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, актов органов государственной власти, приказов (распоряжений) и поручений руководителей, принятых в пределах их полномочий;

6) несоблюдение правил внутреннего служебного распорядка;

7) превышение служебных полномочий, если оно не содержит состава уголовного или административного правонарушения;

8) невыполнение требований относительно политической беспристрастности государственного служащего;

9) использование полномочий в личных (частных) интересах или в неправомерных личных интересах других лиц;

10) предоставление при поступлении на государственную службу недостоверной информации об обстоятельствах, препятствующих реализации права на государственную службу, а также непредставление необходимой информации о таких обстоятельствах, возникших во время прохождения службы;

11) несообщение руководителю государственной службы о возникновении отношений прямой подчиненности между государственным служащим и близкими лицами в 15-дневный срок со дня их возникновения;

12) прогул государственного служащего (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

13) появление государственного служащего на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

14) принятие государственным служащим необоснованного решения, повлекшего нарушение целостности государственного или коммунального имущества, незаконное их использование или иное нанесение ущерба государственному или коммунальному имуществу, если такие действия не содержат состава уголовного или административного правонарушения;

15) принятие государственным служащим решения, противоречащего закону или выводам относительно применения соответствующей нормы права, изложенным в постановлениях Верховного Суда, относительно которого судом вынесено отдельное решение.

Некоторые нюансы

Государственный служащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если прошло шесть месяцев со дня, когда руководитель государственной службы узнал или должен был узнать о совершении дисциплинарного проступка, не считая времени временной нетрудоспособности государственного служащего или его пребывания в отпуске, или если прошел один год после его совершения или вынесения соответствующего отдельного решения суда.

Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности

Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.

Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.

Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.

Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.

Читать еще:  Правила возврата ЖД билетов в 2021 году

Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

В соответствии со ст. 26 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т.е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности (ст. 27 УВС ВС РФ).

В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ) воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
К нарушениям воинской дисциплины можно отнести и нарушение Общих принципов служебного поведения государственных служащих, и ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы (требований к служебному поведению), установленных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. ст. 17, 18, 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 8, 9, 11, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок (ст. 81 ДУ ВС РФ).
Как показывает практика, разбирательство лучше проводить с оформлением письменных материалов, так как это облегчает доказывание события дисциплинарного проступка в случае обращения военнослужащего с жалобой в военную прокуратуру или с заявлением в военный суд. Материалы о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.
Разбирательство может назначаться в отношении конкретного военнослужащего (военнослужащих) либо по факту совершения дисциплинарного проступка.

В соответствии с п. 3 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Разбирательство можно считать оконченным с даты утверждения командиром (начальником) заключения по итогам разбирательства либо с даты принятия им решения на основе собранных в процессе такого разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что к установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ срокам следует относиться очень скрупулезно, так как их нарушение приводит к юридической ничтожности всех полученных в дальнейшем результатов разбирательств.

По нашему мнению, поводами для проведения разбирательства могут являться:
— непосредственное обнаружение командиром (начальником) признаков дисциплинарного проступка;
— поступившие сведения о совершении дисциплинарных проступков подчиненными военнослужащими (рапорты военнослужащих, письма, жалобы и заявления граждан, сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, сообщения средств массовой информации).
В ходе разбирательства устанавливаются (ст. 81 ДУ ВС РФ):
— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
— вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины (умысел или неосторожность) и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
— данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
— характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Читать еще:  Основной государственный регистрационный номер что это?

По нашему мнению, грубейшим нарушением, которое допускается в ходе проведения разбирательства, является то, что лицом, проводящим разбирательство, не устанавливается, какие именно положения нормативных правовых актов не соблюдены военнослужащим. При тщательном исследовании с первого взгляда очевидного дисциплинарного проступка может выясниться, что конкретно ничего не нарушено.
В нарушение названных выше положений ДУ ВС РФ не исследуются причины и условия, способствовавшие совершению проступка. Это создает предпосылки для совершения аналогичных нарушений воинской дисциплины в дальнейшем, не позволяет командирам (начальникам) принять действенные меры к их профилактике.

Вопреки требованиям ДУ ВС РФ от военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, не берутся объяснения. Тем самым должным образом не документируется содеянное и не исследуются мотивы противоправного поведения военнослужащего.
Объяснение у лица, совершившего проступок, должно истребоваться во всех случаях разбирательства. Как показывает опыт, желательно, чтобы это объяснение давалось в письменной форме. Если лицо, совершившее проступок, отказывается дать такое объяснение, то по данному факту может составляться акт, подписываемый 2 — 3 очевидцами такого отказа.
Отказ дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Аналогичное правило, например, применяется и в отношении работников (ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.

Объяснения оформляются на имя лица, назначенного для проведения разбирательства, или лица, назначившего проведение разбирательства.
При оформлении разбирательства в письменном виде по результатам разбирательства составляется и представляется на утверждение командиру (начальнику) письменное заключение, а командиру воинской части — протокол о грубом дисциплинарном проступке в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 8 к ст. 81 ДУ ВС РФ).
Заключение по результатам разбирательства должно иметь вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Лицам, проводящим разбирательства, важно представлять суть разбирательства, чтобы не смешивать разбирательства по поводу дисциплинарных проступков с производством по административным делам, административными расследованиями, связанными с привлечением военнослужащих к материальной ответственности, установлением обстоятельств получения травм военнослужащими и т.п.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с ДУ ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.
В процессе разбирательства обязательно следует изучить служебную характеристику лица, в отношении которого проводится разбирательство, и его служебную карточку для определения степени тяжести применяемого дисциплинарного взыскания с учетом прежнего поведения виновного.

При формулировке грубых дисциплинарных проступков следует руководствоваться перечнем, указанным в приложении N 7 к ДУ ВС РФ.
Лица, в отношении которых проводилось разбирательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с его результатами (с подтверждением факта ознакомления подписью с указанием даты ознакомления). Отказ от ознакомления с результатами разбирательства также может оформляться актом. При этом отказавшемуся от подписи лицу должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в акт.
Статья 83 ДУ ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленного ст. 49 ДУ ВС РФ (один год со дня совершения дисциплинарного проступка).

Читать еще:  Очередь в детский сад Узнать номер очереди

Началом течения срока применения дисциплинарного взыскания является дата утверждения командиром (начальником) заключения по результатам разбирательства или дата принятия им решения на основе собранных в процессе разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге. По нашему мнению, привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является крайней мерой укрепления воинской дисциплины и должно применяться только в том случае, если другие меры дисциплинарного воздействия (указание, напоминание, замечание, порицание, критика поведения) не приносят требуемого результата.
В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Как показывает опыт, наиболее характерными недостатками при проведении разбирательств в соответствии с ДУ ВС РФ являются:
— применение нескольких дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок;
— внесение предложений об одновременном привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и лишении военнослужащего дополнительных выплат в составе денежного довольствия. Внесение предложений о лишении военнослужащего дополнительных выплат не входит в компетенцию лиц, назначенных для проведения разбирательств. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к военнослужащим, содержится в гл. 4 ДУ ВС РФ. Другие виды взысканий по итогам разбирательства недопустимы;
— применение дисциплинарных взысканий производится без проведения разбирательства либо до вынесения вышестоящим командиром (начальником) окончательного решения по итогам разбирательства;
— с нарушителей воинской дисциплины и очевидцев дисциплинарных проступков не всегда берутся объяснения, а используются при проведении разбирательств только рапорты должностных лиц;
— при проведении разбирательства не проводится медицинское освидетельствование, что в случае последующего отрицания военнослужащим факта нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не даст возможности подтвердить данное обстоятельство;
— разбирательства проводятся лицами, заинтересованными в их результатах;
— заключения по результатам разбирательств представляются на согласование различным должностным лицам, хотя заключение разбирательства должно подписываться только лицом, назначенным для проведения разбирательства, а утверждаться лицом, назначившим разбирательство;
— при наличии нескольких дисциплинарных проступков проводится только одно разбирательство и применяется только одно дисциплинарное взыскание, хотя, по нашему мнению, необходимо рассматривать каждый из дисциплинарных проступков в отдельности;
— при описании совершенного дисциплинарного проступка не указываются положения конкретных нормативных правовых актов, которые были нарушены;
— лица, в отношении которых проводятся разбирательства, не знакомятся под роспись с их результатами. Это очень важно при определении пропуска военнослужащим срока на обращение в суд в случае оспаривания привлечения к дисциплинарной ответственности;
— в заключениях разбирательств не указывается дата утверждения разбирательства командиром (начальником). Это также важно при исчислении срока применения дисциплинарного взыскания;
— проступки, не являющиеся таковыми, признаются грубыми, формулировки грубых дисциплинарных проступков не соответствуют установленному перечню, а протоколы о грубых дисциплинарных проступках не составляются;
— не устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению проступков (что создает возможность их повторения), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— в резолютивной части заключений по результатам разбирательств встречаются некорректные формулировки, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, хотя на самом деле проступок военнослужащего не содержит таких признаков.
В заключение необходимо отметить, что огромное значение имеет контроль за исполнением дисциплинарного взыскания и принятых организационных решений по результатам разбирательства. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Бордин С.Н., кандидат юридических наук

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 18 Июнь 2020 в 0:21 и находится в рубриках Новости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]