Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностная инструкция педагогапсихолога школы профстандарт

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

Знаете ли вы? Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности.

Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.

План по организации применения профессиональных стандартов Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.

Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.

Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.

Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.

Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Требования профстандарта педагога

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.

Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.

Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.

Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы? Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Читать еще:  Как составить акт о количестве граждан, временно проживающих в жилом помещении?

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование. Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа. В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения. Развитие личностных качеств.

Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Наименование профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Область применения профстандарта

Должность педагога-психолога включена в номенклатуру иных должностей педагогических работников сферы образования (постановление Правительства РФ № 678).

Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и ст. 46 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (далее — закон № 273) дают возможность занимать педагогические должности людям с необходимым уровнем образования, а также отвечающим требованиям о квалификации и (или) профстандартам. К последним можно отнести профстандарт педагога-психолога-2021, утвержденный Правительством РФ.

Важно! Суды в настоящее время руководствуются Единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н (далее — ЕКС). Пример решения суда: с учетом требований ЕКС осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ не может быть возложено на работника, принятого на должность педагога-психолога (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда № 08АП-10203/19).

Читать еще:  Специалист по закупкам должностные обязанности

Профстандарт педагога-психолога в образовании является характеристикой квалификации, необходимой для осуществления деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Обратите внимание! В своих рекомендациях «Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности в образовательных организациях общего образования» Совет Федерации советует Министерству просвещения РФ продолжить внедрение профстандарта и провести мониторинг обеспечения введения в штатное расписание каждой образовательной организации педагога-психолога.

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)

Профессиональный стандарт «Инструктор-методист» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. N 630н)

Профессиональный стандарт «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года N 49н)

Должностная инструкция педагогапсихолога школы профстандарт

Информационно-методический центр в рамках аналитического сопровождения и поддержки образовательных организаций Московского района Санкт-Петербурга, проводит сбор и анализ информации по внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога . Работники системы образования Московского района могут направлять свои обращения по данному вопросу на электронный адрес [email protected]

18.04.2019 АППО провела семинар для руководителей ОУ о применении профессиональных стандартов образования. Благодарим руководителей, которые в процессе подготовки семинара приняли участие в анкетировании, часть лучших анкет были представлены для анализа в АППО.

В презентации представлены результаты анализа анкетирования руководителей ОУ СПб по применению профессиональных стандартов в системе образования.

Вниманию руководителей, для выстраивания кадровой политики в Вашем учреждении обратите внимание на то, что Минпросвещения дало разъяснения о применениии пофстандарта «Педагог» от 28.03.2019 ТС №817/08

Код ПС 01

Профессиональные стандарты Образование

На сегодняшний день применяются профстандарты:

  • Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
  • Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года;
  • Профстандарт педагога – на 1 января 2019 года;
  • Профстандарт педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.

Почему перенесли начало применение Профстандартов?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на его сайте.

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России. Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года. Работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования в сопровождении ИМЦ Московского района.

Материалы в помощь ОУ

  • Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 10, Октябрь 2016 «План внедрения профстандартов» >>>
  • Методические рекомендации «Применение профстандарта педагога в деятельности ОО» Н.В. Степанова ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016 >>>
  • «Самоучитель по профессиональному стандарту педагога» >>> (источник http://edu-frn.spb.ru/mindmap/ )
  • Шаблон плана >>> (скачать word >>> )
  • Шаблон приказа о создании рабочей группы >>> (скачать word >>> )
  • Дорожная карта внедрения профессионального стандарта (примерная форма для ОУ) >>> (скачать word >>> )
  • Примерная должностная инструкция учителя >>> ( источник http://edu03.ru/kadry/professionalnyy-standart.html)
  • Примерная должностная инструкция методиста >>>

Повышение квалификации

Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта >>>

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8 >>>

Читать еще:  Предрейсовый медицинский осмотр и послерейсовый медицинский осмотр

Компетенции педагога-психолога

Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:

  • устойчивость и адекватность самооценки;
  • самоуважение;
  • уверенность себе;
  • положительное отношение к миру;
  • ответственность;
  • наличие устойчивой мотивации;
  • наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.

Основа компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:

  • специальная подготовка;
  • функциональная грамотность;
  • личностная компетентность;
  • навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
  • способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.

Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте, положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.

Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.

Круг обязанностей педагога-психолога

Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные – это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы – инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.

Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.

Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.

Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.

Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).

Должностная инструкция педагога-психолога

В настоящий момент перед образовательной системой в Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет стоит очень востребованная задача, по переходу на новый образовательный уровень.

Он должен будет задавать четкие специальные жесткие требования к педагогам, преподающим в школах, колледжах или же детских садиках. К данному перечню относится и педагог психолог.

В данной статье будет отражена информация о том нужна ли должностная инструкция, а также что именно в ней следует указывать.

Чем занимается педагог-психолог?

Педагог-психолог имеет, как правило либо полное высшее педагогическое образование, либо же психологическое с дополненной специальность педагога. К нему предъявляются требования владения всеми современными психологическими процессами и техниками. Кроме того, такой специалист должен постоянно изучать новые веяния и стараться внедрять его в своем образовательном учреждении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]