Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исполнение контракта по 44ФЗ 2021 г

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Добросовестный поставщик: кто он

Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.

В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Читать еще:  Что предусмотреть в предварительном договоре купли-продажи квартиры?

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Шаг 2. Откройте специальный счёт

Для электронных торгов обычный счёт ИП или ООО не подойдёт — нужен специальный счёт для госзакупок. Чтобы открыть спецсчёт, необходимо обратиться в любой банк из перечня, утверждённого правительством . Процедура открытия спецсчёта ничем не отличается от открытия обычного расчётного счета и занимает от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от банка. Обычно банки открывают спецсчёт бесплатно.

Спецсчёт нужен для обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. На этот спецсчёт участник перечисляет деньги для государственного предприятия, для которого будет выполнять тендер. Эти деньги — своеобразная страховка для заказчика, которая показывает серьёзность ваших намерений и доказывает вашу финансовую состоятельность. А ещё со спецсчёта списывается комиссионное вознаграждение электронных площадок.

Спецсчёт отличается от обычного счёта только назначением. Других отличий нет, поэтому вы можете оплачивать со спецсчёта счета поставщиков, держать на нём деньги и получать проценты на остаток, если ваш банк предлагает такую услугу.

Антон Горохов, тендерный брокер Некоторые думают, что спецсчёт для участия в торгах нельзя арестовать, поэтому переводят на него крупные суммы в случае проблем в бизнесе. Но это не так. И налоговая, и Федеральная служба судебных приставов могут арестовать спецсчёт, как любой другой.

Исполнение контракта по 44ФЗ 2021 г

Опубликован закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ, вносящий масштабные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ направлен на улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота.

Сокращается количество конкурентных способов закупок

Заказчики будут применять только следующие конкурентные способы проведения закупок: открытые и закрытые электронные конкурсы; открытые и закрытые электронные аукционы; электронный запрос котировок. Из прежнего перечня исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. Добавлены положения, определяющие:

  • случаи, в которых заказчик обязан или имеет право определять поставщика путем проведения аукциона;
  • правила определения победителей конкурсов, аукционов, запросов котировок;
  • случаи, в которых можно выбрать поставщика с помощью запроса котировок;
  • порядок применения закрытых конкурентных способов;

Расширен список случаев закупки у единственного поставщика.

Вводится универсальная предварительная квалификация по конкурентным процедурам закупки

Участники должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта за последние 3 года, если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) составит 20 млн. руб. и более. Цена исполненной сделки должна будет составлять не менее 20% НМЦК, можно представлять договоры с учетом правопреемства.

Изменились требования к участникам закупки

Не может быть участником закупок офшорная компания (это требование существует в настоящее время), а так же компании, в составе учредителей или членов корпоративного юрлица которых есть офшорные компании. Из числа участников исключаются акционерные общества, в которых офшорным компаниям принадлежат более 10% голосующих акций.

Заказчик устанавливает к участникам единые и дополнительные требования. Единые требования прописываются в обязательном порядке, дополнительные – только когда объект закупки входит в правительственное постановление. Требования относятся ко всем участникам без исключения.

Внесены изменения в статью «Общественное обсуждение закупок»

Необходимо будет проводить обсуждение всех закупок с НМЦК от 2 млрд. руб. и выше за исключением осуществляемых с применением закрытых способов и в рамках гособоронзаказа. Участвовать в обсуждении имеют право любые юридические или физические лица. Они могут размещать в ЕИС (после регистрации) предложения и замечания, на которые заказчик должен предоставить мотивированные ответы в течение 2 рабочих дней.

Устанавливаются единые требования к содержанию извещения, прилагаемой документации, срокам размещения

В состав извещения должны входить следующие электронные документы: описание объекта закупки; обоснование НМЦК; требования к содержанию и составу заявки; порядок рассмотрения и оценки заявок; проект контракта; перечень дополнительных требований при осуществлении отдельных видов закупок.

Изменены положения об обеспечении заявок.

Термин «банковская гарантия» заменен на «независимая гарантия». В соответствии со ст. 45 федерального закона № 44-ФЗ (в новой редакции):

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:

  1. банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
  2. государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;
  3. фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
  4. Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Читать еще:  Уведомление службы занятости о сокращении штата образец

Также, если обеспечение предоставляется в виде денежных средств, необходимая сумма на специальном счете поставщика будет блокироваться оператором электронной площадки сразу после подачи заявки, а не после окончания приема, как было ранее. Устанавливается порядок взаимодействия операторов электронных площадок с банками, в которых открывают счета участники закупок.

Вводится электронный документооборот на всём жизненном цикле закупки.

Правительство РФ утвердит единые формы документов, размещаемых в ЕИС, и порядок их публикации. Соглашение об изменении и расторжении контракта нужно будет составлять в электронном виде в ЕИС. Вводятся новые механизмы защиты участников закупок от применения санкционных мер — в ЕИС будет осуществляться обмен электронными документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Информация, размещенная в ЕИС, должна храниться не менее 6 лет.

Федеральным законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (18,3 МБ)

В январе 2021 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумызаконопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

Предлагаемые изменения ориентированы на несколько направлений совершенствования контрактной системы.

1. Пересмотр порядка осуществления закупок:

  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

2. Введение независимых гарантий: поставщики получат возможность брать гарантии не только в банках, но и, например, в региональных гарантийных организациях.

3. Введение «универсальной стоимостной предквалификации» — заказы от 20 млн рублей получат только участники, имеющие положительный опыт по контрактам, цена которых равна 20% от НМЦК.

4. Упростят закупки по проектированию и строительству.

5. Расширятся возможности сторон контракта при его исполнении, например, в части внесения изменений в его условия.

6. Оптимизируют процесс обжалования действий, бездействий и решений сторон, в том числе благодаря расширению функционала ЕИС.

Увеличение стоимости контракта на 10 % в соответствии с Законом № 44-ФЗ

Эксперт-юрист «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов. Подробнее об этом рассказала в статье наш эксперт Оксана Шафигулина.

По общему правилу, предусмотренному статьёй 34 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов.

Основание для увеличения цены контракта

Рассмотрим ситуацию, когда у заказчика появилась необходимость в увеличении объёма контракта, по сравнению с тем, которое предусматривалось документацией о закупке и условиями контракта. При этом возможность изменения цены контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке, а если по предложению заказчика изменяется цена контракта, заключённого с единственным поставщиком, то такое условие должно содержаться в самом контракте.

В этом случае, в силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») , стороны вправе изменить условия контракта и увеличить объём и стоимость контракта не более чем на 10 процентов, пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объёму работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги.

Читать еще:  Можно ли сдавать в аренду муниципальную квартиру

Основанием для увеличения объёма товара, объёма товара или услуги, соответственно, и цены контракта является предложение заказчика, согласованное исполнителем, которое впоследствии оформляется путём заключения сторонами дополнительного соглашения к контракту.

Вопрос

Можно ли в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ приобрести дополнительно товары, работы, услуги, не предусмотренные документацией о закупке и условиями контракта, но они технологически связаны с предметом контракта?

Ответ

Такое изменение условий контракта не допускается. В случае возникновения необходимости в дополнительном приобретении товаров, работ, услуг, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика либо осуществить её у единственного поставщика в соответствии с требованиями, установленными Законом № 44-ФЗ (письма Минфина России от 07.05.2020 № 24-03-08/36964, от 30.04.2020 № 24-03-08/35530)

Исключения из указанного правила

Тем не менее следует учесть, что существует исключение. Так, если закупка осуществлялась путём проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключённого контракта по любым из оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ ( ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») .

Данный запрет связан с тем, что при проведении запроса котировок документация о закупке не разрабатывается, размещается лишь извещение (ч. 1 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, заказчик не может воспользоваться правом на увеличение объёма и цены контракта в пределах допустимых 10 процентов, даже если он предусмотрел в контракте возможность такого изменения.

Согласно разъяснениям регулятора контрактной системы в случае, если контракт заключён по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены (Письмо Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668).

Минфин России также обращает особое внимание заказчиков на то, что возможность увеличения цены контракта без изменения количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-03-08/80062).

Увеличение количества товара по контракту, заключённому на поставку нескольких видов (позиций) товара

Стоит принять во внимание, подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ прямо не указывает на то, что если контракт предусматривает поставку нескольких видов товаров, то изменение количества товаров возможно только по всем этим видам товаров. Стороны вправе увеличивать количество любых отдельных, предусмотренных контрактом, видов товаров (позиции), если при этом цена контракта не увеличивается более чем на 10 процентов ( Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2874) .

В случае если контракт заключён на поставку нескольких позиций товара, то увеличение количества товара в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ возможно в том числе по отдельной позиции товара, при этом цена контракта не может увеличиться более чем на 10 процентов ( письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 № Д28и-2759) .

Если же у заказчика возникла необходимость в увеличении количества товара, объёма работы или услуги, стоимость которых превысит допустимые 10 процентов, то он должен осуществить дополнительную закупку, способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ.

Ответственность заказчика за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг

В заключение поговорим об ответственности. Если стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, а такая возможность не была предусмотрена документацией о закупке и условиями контракта, если увеличена цена контракта, заключённого по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, то должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности.

Такая ответственность установлена частью 4 статьи 7.32 КоАП (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021)) в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Оксана Шафигулина, ведущий эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»

На нашем семинаре вы узнаете о практике закупок с учетом последний изменений в контрактной системе и о новых правилах в 2022 году.

Как внести изменения в контракт, который принят к исполнению

Любые изменения в действующем контракте прописывают в дополнительном соглашении. Оно имеет равную основному документу юридическую силу. Любые изменения в контракте публикуются в ЕИС.

Если согласиться с невыгодными условиями и не составить протокол разногласий, можно работать без прибыли или в минус.

Возникли затруднения? Обращайтесь в ГК «Ценный Контракт»: мы поможем обосновать необходимость заключения дополнительного соглашения, а в случае возникновения спорных ситуаций – представим ваши интересы в суде. Переходите на сайт или звоните по телефону 8 (495) 651-06-21.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector