Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обжаловать решение налогового органа по проверке?

Оспаривание решения налоговой: что предпринять для признания его недействительным

Результаты налоговой проверки далеко не всегда удовлетворительны для предпринимателя. Но иногда акты составляются и вовсе с нарушением прав налогоплательщика. Если есть основания предполагать такое, можно оспорить решение налогового органа и добиться, чтобы его признали недействительным. В статье подробно расскажем о том, как это сделать. Узнайте, какие существуют способы обжалования решения налоговой и в каких случаях они применимы.

Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки

Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:

  • обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
  • обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе (УФНС РФ);
  • обжалование в Арбитражном суде.

Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е. в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании. Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.

Не пренебрегайте подписанием акта и его получением для эффективного обжалования

В случае выявления нарушений нельзя отказываться от получения акта, ведь это лишит возможности узнать конкретные формулировки претензий налоговиков и нарушенные нормы, что в процессе дальнейшего обжалования осложнит построение стратегии защиты.

Необходимо обязательно подписать полученный акт с оговорками, если есть замечания по содержанию акта, или же указать в конце акта, «этой подписью подтверждаем факт получения копии акта, возражения будут представлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством». Но ни в коем случае не стоит оставлять место для подписи налогоплательщика пустым или своей подписью подтверждать согласие с выявленными нарушениями, если вы уверены в их отсутствии, ведь такими действиями вы сознательно подарите победу налоговой в случае налогового спора.

Блокировка активов до конца проверки: что ждет налогоплательщиков

Как устроено сейчас

Согласно действующему законодательству, ФНС России вправе блокировать имущество налогоплательщиков только по результатам проверки в виде наложения обеспечительных мер, таких, как запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ). Обеспечительные меры принимаются, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение налогоплательщиком решения ФНС и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Вводятся обеспечительные меры последовательно, то есть приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате на основании решения.

Запрет на отчуждение имущества налогоплательщика не носит абсолютного характера. Налогоплательщик сможет распоряжаться им, если ему удастся убедить налоговый орган предоставить на это согласие. Кроме того, п. 11 ст. 101 НК РФ предусмотрена возможность налогоплательщика обратиться в налоговый орган с просьбой заменить обеспечительные меры на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или имущества, поручительство третьего лица.

Что не устраивает налоговый орган и что планируется изменить

Как было указано выше, сейчас законодательно закреплено право ФНС блокировать имущество налогоплательщиков только по результатам проведенной проверки. При этом, по мнению налогового органа, действующие нормы предоставляют недобросовестным налогоплательщикам лазейку в законе, позволяющую выводить активы в период проведения налоговой проверки до ее завершения. Указанные доводы не лишены логики, так как с момента начала проверки до вступления в силу решения налоговиков может пройти время, достаточное для распродажи имущества, вывода активов и последующего банкротства. Согласно приведенным ФНС данным, за последние два года налогоплательщикам, по которым проводились налоговые проверки, удалось скрыть активы на десятки миллиардов рублей.

Читать еще:  ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КУРЬЕРА ПО КОНТРОЛЮ ДОКУМЕНТООБОРОТА

С этой точки зрения инициатива Минфина и ФНС о предоставлении последней права внесудебной блокировки имущества проверяемых налогоплательщиков позволит пресечь возможность вывода актива из проблемных компаний. В дополнение к вышеперечисленным обеспечительным мерам, принимаемым налоговым органом после проведения проверки, ФНС будет предоставлено право ограничивать проверяемых лиц в возможности отчуждать или закладывать третьим лицам свое имущество, по стоимости эквивалентное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов социальных фондов.

По аналогии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ внесудебный запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества будет вводиться последовательно: для начала ограничения накладываются на недвижимость, затем на автотранспорт, ценные бумаги и предметы дизайна служебных помещений, далее — на прочие активы, за исключением готовой продукции, сырья и материалов. Для выявления признаков вывода активов налогоплательщиком ФНС будет использоваться уже хорошо известный всем риск-ориентированный подход, принципы которого изложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В указанной концепции налоговая служба ввела показатели, на основании которых выделяется три группы налогоплательщиков: с высоким риском, средним и низким. Показатели периодически пересматриваются и обновляются, а сама система управления рисками ФНС России недоступна для вмешательства территориальных налоговых инспекций, что снижает коррупционные риски.

Учитывая, что ФНС России разработала общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, представляется, что бизнес должен активнее вести работу по снижению рисков наступления неблагоприятных последствий от повышенного внимания со стороны налогового органа.

Обратная сторона инициативы

Инициатива Минфина и ФНС вызвала бурную реакцию в деловых кругах. У бизнеса есть опасения, что блокировка имущества налогоплательщиков до окончания проверки будет губительно для компаний. К тому же «Опора России» отмечает, что «полномочий ФНС хватает и так, а проблема службы с выводом активов неплательщиками требует решения в виде укрепления судебной системы, улучшения работы силовых структур и более активной криминализации правонарушений в налоговой сфере».

Реакция бизнес-сообщества понятна. В России от любого ужесточения налогового контроля традиционно ждут в первую очередь новых проблем, а не путей решения старых. Тем не менее инициатива не должна добавить сложностей честным налогоплательщикам. Так, для минимизации очевидных коррупционных рисков введено правило, что решение о внесудебной блокировке принимается только руководителем инспекции ФНС с согласия руководителя или замглавы налоговой службы. Кроме того, налогоплательщик не лишен права обжалования решений налогового органа. Следовательно, по своей сути инициатива направлена на борьбу только с самыми сложными налогоплательщиками, для противодействия недобросовестным действиям которых и требуется расширение арсенала налоговиков.

Предоставляемый ФНС России инструмент позволит, во-первых, избежать губительной для бизнеса блокировки счетов в банке (фактически парализующей компанию), а во-вторых, не позволит использовать недобросовестным лицам вывод активов (например, самый популярный — залоговый вывод активов).

Рубрика «Полезные советы»

В заключение приведем несколько практических советов для бизнеса в свете возможного принятия обсуждаемых инициатив. Первое — наладить контроль за самостоятельной оценкой рисков для налогоплательщиков согласно утвержденным ФНС критериям. Второе — внедрить риск-ориентированный подход бизнеса и удерживать риск-метрики на минимальных показателях. Третье — не провоцировать своими действиями налоговый орган, отвечать на письма и требования, а при необходимости — обжаловать их и отстаивать свои права. Четвертое — аккумулировать необходимое количество денежных средств на одном счете, чтобы превысить размер потенциальной обеспечительной меры. Это позволит иметь средства для оперативного управления бизнесом. И, наконец, пятое — в случае возникновения споров с налоговым органом незамедлительно обращаться за профессиональной юридической помощью.

Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?

Решение налоговой о доначислении налогов по итогам выездной проверки сложно, но вполне возможно обжаловать. Главное – не бояться идти до конца.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, выездные налоговые проверки стали проводиться реже, зато результативность их возросла в разы. Иными словами, если налоговики приходят в организацию с проверкой, это значит, что на компанию практически гарантированно есть «компромат».

В каком порядке можно обжаловать итоги налоговой проверки?

  1. В течение месяца со дня получения налогоплательщиком акта по итогам проверки, он может предоставить свои возражения, подкрепленные доказательствами.
  2. Если возражения не были приняты во внимание, компания вправе в течение 1 месяца со дня получения итогового решения налоговой оспорить его в вышестоящем налоговом органе путем предъявления апелляционной жалобы.
  3. Если вышестоящий орган также принял отрицательное решение, необходимо обращаться в арбитражный суд. На то, чтобы сделать этого, компании дается 3 месяца.
Читать еще:  Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. образец заполнения и бланк 2021 года

Обжалование возможно самостоятельно или при помощи адвоката по уголовным делам.

Обратите внимание: судебная защита бизнеса от претензий налоговой возможна только после того, как компания обратится с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган и получит отказ.

Возможные основания для оспаривания

ФНС редко допускает грубые и очевидные ошибки, а вот «незаметные» для обывателя – достаточно часто. Их и следует использовать для того, чтобы оспорить результаты налоговых проверок.

Приведем наиболее распространенные:

  1. ФНС не дало налогоплательщику возможности ознакомиться с материалами дела.
  2. Сумма начисленного в акте налога больше суммы, указанной в итоговом решении.
  3. Допущенные в акте проверки ошибки в вычислениях.
  4. Наличие в итоговом акте новых претензий и эпизодов, которые ранее не были упомянуты в акте.
  5. Основанием доначисления налогов стали документы, полученные налоговиками с нарушением законодательства.

Разумеется, наличие подобных оснований нужно еще доказать. С этой задачей лучше справится не штатный юрист, а налоговый адвокат со стажем работы, который подготовит возражения, апелляционную жалобу или жалобу в суд, а также примет участие в их рассмотрении. Главное – не затянуть с обращением к специалисту, иначе можно упустить установленные законом сроки.

Комментарии

Новости по теме:

  • 25.03.2014 ФАС Московского округа рассказал, как относится к истребованию документов вне налоговой проверки
  • 17.03.2014 Требование о представлении документов направлено за день до составления справки ВНП: правы ли в инспекции?
  • 28.02.2014 Проверка, охватывающая совсем иные года, не может считаться повторной

  • 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
  • 02.09.2019 К вам пришла налоговая проверка? Пустить или не пустить проверяющих…
  • 17.06.2019 Как правильно подать уведомление о невозможности представить вовремя документы в ИФНС?

  • 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
  • 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
  • 26.03.2014 Проверка правомерности возмещения НДС в любом случае завершается решением инспекции

  • 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
  • 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
  • 17.08.2020 Информация о росте количества налоговых проверок не соответствуют действительности

Cтатьи по теме:

  • 08.11.2004 Рассылка «Эффективная защита налогоплательщиков» № 81 от 01.11.2004

  • 21.11.2019 Работа комиссий по легализации налоговой базы
  • 10.10.2019 Налоговая выслала требование о представлении документов после приостановления проверки
  • 24.05.2017 Пояснения по камеральной проверке: как обосновать убытки?

  • 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
  • 13.07.2009 Наказание без доказательства
  • 11.06.2008 Суд отменит решение налоговиков, если они не уведомили о рассмотрении материалов проверки

  • 16.08.2021 Особенности камеральной проверки декларации по НДС
  • 27.07.2021 Порядок обжалования акта камеральной проверки для ООО
  • 04.05.2021 Федеральная налоговая служба активно взялась за проверку юридических лиц

Судебные дела:

    06.06.2018

В удовлетворении заявленных требований компании отказано. Установленный статьей 88 НК РФ, срок камеральной налоговой проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер к принудительному взысканию.

Расчет процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в данном случае должен производиться с момента окончания камеральной проверки, то есть с 12.07.2012 г., в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования. Продление камеральной проверки НК РФ не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Исходя из буквального толкования указанной нормы, судами обоснованно указано, что право налогового органа истребовать у налогоплательщика документы не является абсолютным, должно соотноситься с целями и задачами налогового контроля и может быть реализовано только в ходе мероприятий налог

    15.02.2021

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа за непредставление в установленный срок запрошенных налоговым органом документов в полном объеме.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установлено, что требование налогового органа о представлении документов соответствует установленной форме, содержит всю необходимую информацию, необходимость истребования документов до
04.07.2018

Читать еще:  Улучшение жилищных условий в СанктПетербурге Рынок жилья

Суды пришли к выводам, что обращение в налоговый орган с заявлением о продлении срока предоставления документов на 35 рабочих дней, нахождения организации в процедурах банкротства, отсутствие вины налогоплательщика, смягчающими обстоятельствами не являются, поскольку не могут быть отнесены к категории обстоятельств, указанных в статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в налоговый орган с уведомле
07.02.2018

При привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ налоговым органом не учтено то обстоятельство, что наличие вины налогоплательщика в непредставлении документов для проверки находится в прямой зависимости от фактического наличия затребованных документов в его распоряжении. Если документы отсутствуют на законных основаниях или помимо его воли, если документы были им представлены ранее, то привлечение к ответствен

    04.02.2019

Компания обратилась в суд с заявлением к ИФНС о признании недействительным постановления о производстве выемки, изъятии документов и предметов, о признании незаконными действий сотрудников инспекции по изъятию подлинников документов в нарушение требований п. 7 ст. 94, ст. 99 НК РФ в отсутствие перечисления изъятых документов и описи с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков изымаемых документов,
10.09.2018

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Судебное обжалование решений налогового органа

Подавать жалобу в суд можно только после того, как плательщик попытался защитить свои права с помощью жалобы или апелляционной жалобы. Кроме того, в суд необходимо обращаться, если инспекция нарушила сроки рассмотрения документа или сроки уведомления о решении плательщика.

При подаче жалобы в суд заявитель обязан уплатить государственную пошлину.

При составлении иска в нем указывается следующая информация:

  • Название арбитражного суда, куда подается жалоба, а также его реквизиты;
  • Реквизиты заявителя, то есть ФИО предпринимателя или регистрационные данные компании и ее представителя;
  • Название и реквизиты налоговой инспекции, которая по мнению заявителя приняла незаконное решение или решение по его жалобе;
  • Реквизиты документа, который обжалуется в суде;
  • Цена иска — указывается в случае, если решением налоговой инспекции доначислены платежи или взыскиваются штрафные санкции;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты и статьи, которые регулируют эти правоотношения и которые нарушены по мнению плательщика;
  • Требования, которые заявитель просит удовлетворить. Например, отменить незаконное решение или признать его незаконным.

К иску прилагаются копии регистрационных документов компании и обжалуемое решение, копии первичных документов, которые подтверждают правоту истца. Кроме того, обязательно прилагаются документы, подтверждающие прохождение процедуры подачи жалобы или апелляционной жалобы.

Суд обязан рассмотреть заявление в течение 3 месяцев, но этот срок может быть продлен до полугода. Если заявителем является физическое лицо, иск рассматривает суд общей юрисдикции. ИП и юридические лица подают жалобу в арбитражный суд.

Если суд первой инстанции принял незаконное решение (по мнению заявителя), есть возможность обжаловать его в апелляционном и кассационном порядке.

Заявление в суд

В случае когда налогоплательщик не удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, он может оспорить решение налогового органа в арбитражном суде. Сделать это можно в течение трех месяцев с даты получения решения по апелляционной жалобе (ст. 198 АПК РФ).

Исковое заявление и приложения к нему подаются в канцелярию суда, также возможно направление заявления в электронном виде.

Рассмотрение дела по налоговым спорам осуществляется судом в течение трех месяцев. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен до шести месяцев (ст. 200 АПК РФ).

Если арбитражный суд не удовлетворил заявление налогоплательщика, его решение можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Как видим, у налогоплательщика есть несколько инструментов для обжалования результатов камеральных проверок. Для того чтобы эти инструменты работали успешно, стоит продумать тактику общения с налоговиками, подготовить аргументацию. Уверенное поведение налогоплательщика, подкрепленное вескими доводами, поможет отстоять свою позицию в спорах с налоговиками.

Именно поэтому имеет смысл как можно раньше подключить к ведению споров налоговых юристов, имеющих практический опыт общения с налоговыми органами и судами. Специалисты White Rock проконсультируют вас при камеральной проверке, помогут с обжалованием решений налоговых органов и подачей исковых заявлений. Закажите звонок или напишите нам в Телеграм: @whiterock_pro

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]