Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осуществляется регистрация сервитута на земельный участок?

Сервитут на земельный участок

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст.5 ЗК РФ, ст. 274 ГК РФ).

Виды сервитутов

Различают два вида сервитутов: публичный и частный.

  • Публичный сервитут устанавливается законом или нормативно-правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (ч.2 ст. 23 ЗК РФ).

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (ч.7 ст. 23 ЗК РФ).

Согласно ч.2 ст. 41 Земельного Кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

  • Понятие «частный сервитут» в законодательстве отсутствует. Под частным сервитутом, как правило, понимают сервитут, устанавливаемый на основании соглашения об установлении сервитута или судебного акта, содержащих условия ограниченного пользования чужим объектом недвижимости, в частности, земельным участком.

Общие принципы установления сервитутов

Общие принципы установления сервитутов изложены в Гражданском Кодексе РФ и Земельном Кодексе РФ.

Так, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случае невозможности достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Но, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Также собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитуты и публичный, и частный, могут быть срочными (установлен на определенный период времени) и постоянными.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч.9 ст.23 ЗК РФ).

Цели установления сервитута

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).

Особенности установления частного сервитута

Сторонами соглашения об установлении частного сервитута являются лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком, и лицо, являющееся правообладателем земельного участка, на котором устанавливается сервитут.

Согласно ч.2 ст. 41 Земельного Кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются договором.

Частный сервитут, как и публичный сервитут, может устанавливаться в отношении как всего земельного участка, так и части земельного участка.

Часть земельного участка подлежит постановке на государственный кадастровый учет. Для постановки такой части земельного участка на государственный кадастровый учет требуется подготовка межевого плана.

Межевой план по образованию части земельного участка в связи с установлением сервитута подготавливается в форме электронного документа исключительно кадастровым инженером.

Требования, предъявляемые к межевому плану, изложены в Приказе Минэкономразвития РФ от 08 декабря 2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Важно: Обязательным является включение в состав межевого плана по образованию части земельного участка документа, подтверждающего установление сервитута (соглашения; акта органа государственной власти или местного самоуправления; договоров, в том числе предварительных; вступивших в законную силу судебных актов) с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории (п.66 Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 №921).

Важно: Государственная регистрация сервитута и государственный кадастровый учет части земельного участка, для которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно (пп.4 ч.3 ст.14, ч.4 ст.44 Закона №218-ФЗ).

В компании «ЗЕМЛЕМЕРиЯ» помогут правильно установить сервитут с учетом особенностей земельного участка. Детальную консультацию по данному земельному вопросу всегда можно получить у опытных и квалифицированных сотрудников компании «ЗЕМЛЕМЕРиЯ».

Департамент имущественных и земельных отношений

Заключение (согласование заключения) соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности

Извлечения из нормативных правовых актов, содержащие нормы, регулирующие порядок предоставления государственной услуги

Закон Белгородской области от 07.06.2011 года № 44 «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Белгородской области»

Текст административного регламента с приложениями

В стадии разработки

Краткое описание порядка предоставления государственной услуги

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Результатом предоставления государственной услуги является:

— уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

— предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

Читать еще:  Как ФСС проводит выездные проверки — КонтурЭксперт

— подписанный проект соглашения об установлении сервитута (в случаях, если заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка или в случае заключения соглашении об установлении сервитута на срок до трёх лет без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута);

— государственная регистрация соглашения об установлении сервитута в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении всего земельного участка или его части на срок более трех лет;

— решение об отказе в установлении сервитута с указанием оснований такого отказа.

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня поступления в департамент заявления о предоставлении государственной услуги.

Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Блок-схема, наглядно отображающая алгоритм прохождения административных процедур

Приведена в приложении к административному регламенту (регламент в стадии разработки)

Требования к оформлению заявлений о предоставлении государственной услуги, рекомендуемые формы заявлений и образцы их заполнения

Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в департамент следующие документы:

1. Заявление о заключении соглашения об установлении сервитута (далее также – заявление о предоставлении государственной услуги) в письменной форме, оформленное по образцу согласно приложению к административному регламенту (в стадии разработки) и содержащее следующую информацию:

— фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

— наименование и местонахождение заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика;

— почтовый адрес заявителя;

— кадастровый номер земельного участка в отношении, которого предполагается установить сервитут (при наличии сведений о них в государственном кадастре недвижимости);

— учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, установления сервитута на срок до 3-х лет.

— личную подпись заявителя (уполномоченного представителя заявителя) и дату подписания заявления.

2. Оформленную в соответствии с действующим законодательством доверенность (в случае подачи заявления представителем заявителя).

3. Схема границ сервитута на кадастровом плане территории. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка или его части на срок более 3-х лет, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

4. Копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр, в случае обращения за установлением сервитута для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Верность копии документа, представляемой для предоставления услуги, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче расписки в получении документов.

Сведения о местонахождении, графике работы департамента, контактных телефонах (телефонах для справок) структурных подразделений департамента, обеспечивающих предоставление государственной услуги, адресе официального сайта департамента, адресе электронной почты департамента

Понедельник — пятница: 9:00 — 18:00.

Перерыв: 13:00 — 14:00.

Выходные: суббота, воскресенье

(4722) 32-44-49 (приемная департамента);

(4722) 32-96-98, 35-39-71, 35-39-81 (отдел управления государственными землями);

(4722) 32-32-08, 32-33-60, 26-18-86 (отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения);

(4722) 32-40-23, 32-53-78, 32-31-66 (отдел управления государственным имуществом предприятий и организаций)

Схема размещения должностных лиц (с указанием номеров кабинетов) и режим приема ими получателей государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги:

Основания для приостановления предоставления услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) заявление об установлении сервитута направлено в органы, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Решение об отказе в заключение соглашения об установлении сервитута должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Отказ в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению заявителя о предоставлении такой услуги после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

Порядок получения консультаций

Информацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить:

— в сети Интернет на официальном сайте департамента и на Портале государственных и муниципальных услуг, а также на информационных стендах в помещениях структурных подразделений департамента, обеспечивающих предоставление государственной услуги;

— при устном обращении в департамент с использованием средств телефонной связи в форме индивидуального устного консультирования;

— при письменном обращении в департамент с использованием средств почтовой, факсимильной связи, электронной почты в форме индивидуального письменного консультирования;

— при личном обращении заинтересованного лица в департамент в часы приема в форме индивидуального устного консультирования.

Читать еще:  Внеоборотные операционные активы

Устное консультирование заинтересованного лица по телефону осуществляется сотрудником департамента в пределах 10 минут.

При поступлении от заинтересованного лица письменного обращения по вопросам предоставления государственной услуги письменный ответ на обращение направляется заинтересованному лицу в течение 20 рабочих дней со дня поступления письменного обращения почтовым отправлением, электронной почтой или факсом в зависимости от способа доставки, указанного в письменном обращении заинтересованного лица.
При личном обращении заинтересованного лица в департамент в часы приема индивидуальное устное консультирование осуществляется в пределах 30 минут. Время ожидания в очереди для получения консультации не должно превышать 15 минут.

Порядок обжалования решений, действия или бездействия департамента, должностных лиц департамента при предоставлении государственной услуги

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) департамента и (или) его должностных лиц, государственных служащих при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба). Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде в департамент на имя начальника департамента. Жалоба на решения, принятые начальником департамента, подается в Правительство Белгородской области. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Губернатора и Правительства области (www.belregion.ru), официального сайта департамента, портала государственных и муниципальных услуг (http://gosuslugi.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба также может быть направлена через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии соглашения между департаментом и соответствующим многофункциональным центром. Информация о местонахождении и графике работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, через которые может быть подана жалоба, размещается на официальном сайте департамента. Жалоба должна содержать: наименование департамента, наименование должности и фамилию должностного лица департамента либо государственного служащего департамента, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего департамента; доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего департамента. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа департамента, должностного лица департамента в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента, а также должностных лиц департамента определен разделом 5 административного регламента.

Наименование, адрес и телефон вышестоящего органа исполнительной власти:

Правительство Белгородской области, г.Белгород, Соборная площадь, 4, тел.: (4722) 32-42-47, (4722) 32-42-47, факс: (4722) 33-67-05

Стороны соглашения

Заключают договор сервитута собственники разных, как правило смежных, земельных участков.

Один из них владеет участком, которую планируется обременить сервитутом (его иногда называют землепользователем). Другой обладает участком, в пользу которого сервитут будет установлен (могут именовать пользователем или обладателем сервитута).

Заключив договор сервитута, нужно зарегистрировать возникшее право в Росреестре.

Сам он ничего от появления сервитута не теряет. Земля по-прежнему остается в его собственности, он может в любой момент сдать ее в аренду, продать, подарить и так далее.

Единственная разница состоит в том, что покупатель вместе с участком получит и сервитут.

Иными словами, при перемене владельца участка соседи, получившие сервитут, это право не потеряют. Просто будут платить другому человеку.

Сам сервитут в гражданском обороте не участвует. То есть его невозможно продать, отдать, заложить или выполнить другое действие.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Читать еще:  Пишу отзывы сам шаблоны положительных отзывов

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Оформление соглашения о сервитуте

Договор – это обоюдное соглашение на использование участка не самим владельцем, а третьей стороной. Образец договора сервитута на земельный участок, можно скачать ниже.

Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при составлении документа.

  • Обязательно описание того, какое именно обременение накладывается на тот или иной участок. Надо при этом указывать и на границы земли, для которой это необходимо.
  • Отдельно определяются условия, на которых используется земля. Это необходимо для полной защиты прав владельца.
  • Должен присутствовать пункт, посвящённый оплате участка, сроком перечисления денежных средств. Иначе не получится компенсировать неудобства, связанные с обременением.
  • Права и обязанности обеих сторон сделки так же должны быть установлены. Это касается и мер ответственности на случай, если соглашение по сервитуту нарушается.
  • На плане местности указывается, где именно располагается участок.
  • Сама земля требует подробного описания места расположения, указания информации по площади.
  • Без номера по кадастровому учёту соглашение вообще невозможно будет заключить.
  • Сделка может быть бессрочной, либо срочной.
  • Наконец, обязательно присутствие реквизитов каждой из сторон.

Все о спорах по земельным сервитутам, рассматривается в этом видео:

Как быть со сроками

Их устанавливают в зависимости от того, с какой целью накладывается сам сервитут. Если он срочный, то вводится определённый временной промежуток.

О прекращении действия

В статьях Гражданского Кодекса содержатся основания, по которым данное право может прекращаться. В большинстве ситуаций инициаторами для расторжения договора выступают собственники.

Когда-то вы захватили землю, а теперь хотите продать участок, а для этого вам нужно и как узаконить ваши права на землю, читайте здесь.

Например, договор расторгается, если отпали основания для его заключения. Или, когда участок используется не с теми целями, что оговариваются первоначальным договором.

Публичные сервитуты прекращают своё действие только после того, как местные власти выпустили соответствующее постановление. Обычно это происходит, когда отпадает необходимость в использовании участка. Прекратить можно даже действие так называемых бессрочных сервитутов.

На что обратить внимание

Оформляя договор сервитута земельного участка, сторонам необходимо знать о различных нюансах этих сделок. Тогда у них не возникнет недопонимания и конфликтов. К тому же, собственник участка в этой ситуации является более слабой стороной соглашения, поэтому в его интересах тщательно проверять все пункты договора. Итак, следует учитывать следующее:

  1. Сервитут – это обременение, поэтому в договоре должны быть сведения, прямо указывающие на это.
  2. В документе обязательно нужно указать условия сделки, причем очень подробно. Иначе заинтересованное лицо может использовать недвижимость в других целях.
  3. Обязательно должны быть прописаны условия оплаты за использование земли.
  4. Нелишним будет подробно описать права и обязанности обеих сторон. Например, лицо, получившее сервитут, должно сохранять целостность имущества, не причинять вред окружающей среде и т. д.
  5. В договоре должно быть указано, где расположен земельный надел. Это касается и всех остальных сведений, включая площадь участка или целевое назначение.

Если условия сделки не выполняются, стороны могут обратиться в суд или прекратить действие договора.

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]