Как проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов?
Как проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов?
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе. Для участия в аттестации необходимо подать заявление с указанием перечня учебных предметов, по которым планируется аттестация.
После прохождения государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) выпускники получают аттестат об основном общем образовании. Таким образом, если обучающийся не пройдет ГИА, соответствующий аттестат он не получит (ч. 4 ст. 59, п. 1 ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
ГИА организуется и проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее — ГЭК) в форме основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) и в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ).
ОГЭ проводится с использованием комплексов стандартизированных заданий — для допущенных в текущем году к ГИА обучающихся образовательных организаций (в том числе расположенных за пределами РФ) и экстернов (п. п. 3, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 (далее — Порядок № 189/1513)).
Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией в 2020 г. были установлены особенности выдачи аттестата об основном общем образовании и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования (п. 1 Особенностей, утв. постановлением Правительства РФ от 10.06.2020 № 842; п. 1.1 Приказа Минпросвещения России от 11.06.2020 № 295; п. п. 2, 4 Особенностей, утв. Приказом Минпросвещения России от 11.06.2020 № 295; п. 1 Рекомендаций, утв. Письмом Рособрнадзора от 05.06.2020 № 02-35).
ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов для обучающихся (п. п. 3, 6 Порядка № 189/1513):
• освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Органы субъектов РФ могут устанавливать формы ГИА для аттестации обучающихся, выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе (национальной литературе на родном языке) (пп. «в» п. 6 Порядка № 189/1513).
Учащиеся, для которых проводится ГВЭ по отдельным предметам, могут по их желанию сдать экзамены в форме ОГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ) (п. 10 Порядка № 189/1513).
Итоговая аттестация 9 класс
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) организуется и проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
В настоящий момент ГИА проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394.
ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Регистрация заявлений на участие в ГИА-9
С 09 января 2019 года на территории Архангельской области начинается прием заявлений на прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Заявление на участие в государственной итоговой аттестации подаются до 01 марта 2019 года включительно.
Заявление могут подать:
1) обучающиеся на основании документа, удостоверяющего их личность;
2) родители обучающихся (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность;
3) уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Места регистрации на ГИА-9
Категория выпускников
Место подачи заявления
Обучающиеся 9-х классов, осваивающие образовательные программы основного общего образования в общеобразовательных организациях, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Общеобразовательная организация, в которой обучающийся осваивает образовательные программы основного общего образования
Обучающиеся 9-х классов, осваивающие образовательные программы вне образовательной организации (экстерны)
Образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию по образовательным программам основного общего образования, в которой обучающийся будет проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию
Ознакомление с результатами ГИА производится в образовательной организации – месте подачи заявления.
Предварительное ознакомление с результатами ГИА возможно на информационном портале: https://results.aocoko.ru/
Демоверсии, спецификации, кодификаторы
Информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций участников государственной итоговой аттестации в 2019 году в Архангельской области
Участникам государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ) предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию Архангельской области по рассмотрению апелляций участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Апелляции не принимаются:
— по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по учебным предметам;
— по вопросам, связанным с нарушением участником ГИА установленного порядка проведения ГИА и неправильным оформлением экзаменационной работы.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету участник ГИА подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену (уполномоченному представителю) ГЭК, не покидая ППЭ.
В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА членом (уполномоченным представителем) ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой участник ГИА сдавал экзамен, технических специалистов и ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом (уполномоченным представителем) ГЭК в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней.
При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
— об отклонении апелляции;
— об удовлетворении апелляции.
В случае удовлетворения апелляции результат ГИА аннулируется, участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается:
— обучающимися ‒ руководителю образовательной организации, где они обучались;
— выпускниками прошлых лет ‒ руководителю образовательной организации, в которой они были зарегистрированы на сдачу ГИА, или секретарю конфликтной комиссии по адресу: г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 270.
Руководитель образовательной организации незамедлительно передает апелляцию в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с вставленными баллами в течение четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает одно из решений:
— об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
— об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ, предметной комиссии распечатанные изображения экзаменационной работы, копии протоколов проверки экзаменационной работы, КИМ, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГИА, подавшим апелляцию, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа. Указанные материалы предъявляются участнику ГИА (в случае его присутствия при рассмотрении апелляции). Участник ГИА письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им работы, файлы с цифровой записью его устного ответа.
При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает правильность ее оценивания. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
При рассмотрении апелляций могут присутствовать участник ГИА и (или) его родители (законные представители), а также члены (уполномоченные представители) ГЭК, общественные наблюдатели, аккредитованные министерством образования и науки Архангельской области, должностные лица Рособрнадзора, министерства образования и науки Архангельской области.
Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Конфликтная комиссия работает на базе государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр оценки качества образования» по адресу: г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 270.
Телефон/факс секретаря конфликтной комиссии: (8182) 24-28-93 (в досрочный этап, основные и дополнительные сроки ГИА).
Как проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов?
О НАШЕМ ТЕХНИКУМЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
И ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
НАСТАВНИКИ И ВЫПУСКНИКИ
Приглашаем участвовать в Большом этнографическом диктанте
с 03.11.2020 — 08.11 2020 г. студентов, родителей и педагогов!
Место проведения: наш Техникум
Адрес: пр. Космонавтов, д.79
Дата проведения: 1 ноября 2019
Регистрация — 10:30
Начало — 11:00
Приглашаются все желающие!
ИНФОРМАЦИЯ О СРОКАХ И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ
Алые паруса
27 июня 2020
Формирование комфортной городской среды
Сайт / Объекты на карте СПб
75 лет Победе
Государственная Итоговая Аттестация
С целью определения проверки уровня знаний у выпускников 9 классов, в виде экзаменов проводится ГИА во всех образовательных учреждениях нашей страны.
Данный вид аттестации учащихся окончивших 9-й класс имеет свои специфические особенности, а именно — то, что для проверки уровня подготовленности ребятам предлагается пройти стандартизированные тесты.
Используя данную форму проверки уровня знаний учащихся, можно наиболее объективно оценить успешность обучения, потому что в этой программе расширенная градация оценок и нет предвзятости, как и иных субъективных причин, а также отсутствует фактор вмешательства, что наиболее полно отражает оценку качества основного общего образования.
«4. ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике (далее — обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).» (из ПРИКАЗа Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 15.05.2014 N 528, от 30.07.2014 N 863, от 16.01.2015 N 10)).
с 2017/18 уч.г. сдаются 4 обязательных предмета, из которых 2 идут по выбору, и результаты экзаменов по всем четырем предметам влияют на получение аттестата.
С 2018/19 уч.г., учащиеся будут проходить итоговое собеседование по русскому языку, результатом которого будет допуск к основному этапу ОГЭ.
Сегодня в системе образования появились новые аббревиатуры, в которых можно запутаться. Все они связаны с экзаменами. Давайте разберемся, что они обозначают.
ГИА — государственная итоговая аттестация, форма государственной оценки освоения выпускниками основных общеобразовательных учебных программ.
ОГЭ — основной государственный; экзамен, максимально приближенный к ЕГЭ, сдают учащиеся 9-х классов.
ЕГЭ — Единый государственный экзамен, сдают выпускники 11-х классов.
ГВЭ — государственный выпускной экзамен для учащихся как 9-х, так и 11-х классов, обучавшихся в спецшколах закрытого типа системы УФСИН, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ответственный за организацию и проведение ГИА-9:
Пырякова Александра Сергеевна (зав.направлением ООО)
тел: 8 (906) 252-89-49
часы приема: с ПН по ПТ с 9:30 до 14:30
Телефоны «горячей линии»:
В образовательном учреждении — 727-18-18
В вышестоящей организации — 717-52-82
В городе Санкт-Петербурге — 576-18-76
—>
2019 — Итоговое собеседование по русскому языку для участников ГИА-9
Основным новшеством итоговой аттестации девятиклассников в этом году стала процедура итогового собеседования по русскому языку, успешное прохождение которой является условием допуска к ГИА-9.
Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях (школах, учреждениях СПО).
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования. Заявления подаются не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Проводиться итоговое собеседование будет во вторую среду февраля — 13 февраля 2019 года и оцениваться по системе «зачет»-«незачет».
Для участников, получивших «незачет», либо пропустивших собеседование по уважительной причине предусмотрены дополнительные сроки сдачи — вторая рабочая среда марта — 13 марта 2019 года, и первый рабочий понедельник мая — 6 мая 2019 года.
Что включает в себя испытание:
1. Чтение – ученику предложат озвучить текст, напечатанный в билете. Сделать это надо с выражением и интонацией (делать паузы, выделять в речи запятые, двоеточия, тире, знаки вопроса и восклицания; также необходимо держать темп речи), чтобы получить 2 максимальных балла.
2. Пересказ – в этом случае текст нужно не просто прочесть, но и постараться как можно лучше запомнить, так как приведенный публицистический отрывок придется пересказать комиссии. Более того – перечислить главные мысли, заложенные автором в повествование, будет недостаточно. Для получения еще 2 баллов их нужно дополнить собственной аргументацией, которая не выходит за рамки озвученной темы (нести «отсебятину» нельзя – за это баллы будут вычитать);
3. Монологическое высказывание – в третьем задании можно будет выбрать тему из нескольких предложенных тем. Сформулированные темы ФИПИ предлагает дополнить подходящими картинками, чтобы визуализировать информацию, а также вопросами, наводящими на размышления. Отвечая на вопрос, учащийся должен раскрыть выбранную тему, дать ответы на все вопросы и связать их в цельный текст, продемонстрировав логику и заработав на этом еще 2 балла.
4. Диалог – последнее испытание проводится в формате диалога с экзаменатором. Эта часть билета считается самой сложной, так как односложного ответа недостаточно. В целом за нее можно получить 3 балла.
Максимум баллов за собеседование получат те школьники, которые продемонстрируют красивую речь без неправильных ударений, слов-паразитов и просторечий. За литературное изложение мыслей начисляется 2 балла. Нелишним будет показать, что вы можете составлять сложные предложения, умеете грамотно вести диалог или монолог с грамотными выводами и аргументами – за такие навыки комиссия начисляет еще 3 балла. Максимум баллов за собеседование равен 14, а весь процесс укладывается в четверть часа.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт — Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Важно: итоговая отметка на аттестат не влияет!
Главное — получить хотя бы 8 баллов, обеспечивающих заветный «зачет» и допуск к ОГЭ по русскому языку.
Как подготовиться к итоговому собеседованию?
Читайте вслух ежедневно и с удовольствием — это поможет вам подготовиться к собеседованию!
Чтобы облегчить участь будущих выпускников средней школы, мы предложим несколько «лайфхаков» для подготовки к собеседованию:
• большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет-источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
• отточите навык монологов – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;
• ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы, следите за логикой мысли.
• читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.
Успехов вам, дорогие наши 9-классники!
Зав.отделением ООО
Александра Сергеевна Пырякова
Федеральные нормативные документы
Приказ Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора от 07.2018 №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе»
Приказ Министерства посвящения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 ноября 2019 года № 610/1560 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году»
Методические рекомендации по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Письмо Рособрнадзора от 13 февраля 2020 № 02-21 «Рекомендации по определению минимального количества первичных баллов ОГЭ, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС в 2020 году
Письмо Министерства просвещения РФ от 26 декабря 2019 № 04-1549 «О прохождении ГИА при повторном обучении
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 февраля 2020 № ВБ-334/04 «О заполнении аттестата об основном общем образовании в 2019-2020 учебном году
Постановление Правительства РФ от 26.02.2021 №256 «Об особенностях проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году
Письмо Рособрнадзора от 25.03.2021 №04-17 «О проведении контрольных работ в 9 классах а 2021 году»
Приказ Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора от 12.04.2021 №162/441 «Об утверждении единого расписания и продолжительности ОГЭ по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»
В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29 октября 2015 года № 531 – Д «О сроках и местах подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, местах регистрации на сдачу единого государственного экзамена на территории Свердловской области», ОМС Управление образованием ПГО информирует о том, что для подачи заявления на участие в ЕГЭ – 2020 выпускников прошлых лет и обучающихся СПО необходимо обратиться в пункт регистрации ЕГЭ -2020 с 20 декабря 2019 года по 01 февраля 2020 года по адресу: Свердловская область, г. Полевской ул. Коммунистическая, д. 23а, кабинет № 16 ОМС Управление образованием ПГО.
Время регистрации: вторник с 10.00 до 12.00 часов и четверг с 15.00 до 17.00 часов.
Для регистрации необходимо иметь при себе:
1. паспорт гражданина РФ (оригинал + копия страниц с фото и пропиской);
2. документ, подтверждающий получение среднего общего образования – оригинал + копия аттестата о среднем общем образовании (11 классов) или диплома;
3. для обучающихся СПО – справка из образовательного учреждения, подтверждающая освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году;
4. черная гелевая ручка.
При подаче заявления необходимо определиться с периодом сдачи экзаменов:
– досрочный период с 20 марта по 6 апреля 2020 года
• Для СПО – с 25 мая по 16 июня 2020 года;
• Для выпускников прошлых лет – с 19 июня по 29 июня 2020 года.
О проведении государственной (итоговой) аттестации
В рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования, который проходил в десяти субъектах Российской Федерации в 2003/04 и 2004/05 учебных годах, была апробирована и в целом одобрена новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по русскому языку. В связи с этим Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России, учитывая запросы, поступающие из субъектов Российской Федерации, о возможности перехода на новую систему проведения государственной (итоговой) аттестации, предлагает следующее.
С целью дальнейшего совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений, а также с учетом предложений, поступивших из регионов, руководителям органов управления образованием и общеобразовательных учреждений рекомендуется начать постепенный переход к использованию в образовательной практике новой формы проведения письменного экзамена по русскому языку в 9-х классах начиная с 2005/06 учебного года. (Выделено ред.)
Основной целью новой системы государственной (итоговой) аттестации является введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования.
В связи с тем, что новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией, новые экзаменационные материалы по русскому языку могут использоваться во всех 9-х классах общеобразовательных учреждений, включая классы с углубленным изучением русского языка.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит и з трех частей, которые последовательно выполняются выпускниками:
1-я часть – подробное изложение текста;
2-я часть – чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестов;
3-я часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.
Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся независимо от выбранного профиля.
Содержание экзаменационной работы позволяет оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.
В 2005/06 году в первой части экзаменационной работы будут использованы тексты из традиционного «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс» (авторы-составители – Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова). Задания для второй и третьей частей экзаменационной работы будут закрытыми. В дальнейшем тексты для проведения первой части экзамена будут полностью обновлены, оставаясь при этом открытыми.
Содержание экзаменационных работ по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236), а также с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Технология проведения экзамена предполагает наличие у каждого учащегося индивидуального бланка с текстом экзаменационной работы, при этом ответы на задания фиксируются обучающимися непосредственно на бланке.
Обращаем внимание на то, что материалы по новой системе государственной (итоговой) аттестации, варианты работ, технология проведения письменного экзамена по русскому языку, а также критерии, по которым должны оцениваться работы выпускников 9-х классов, размещены на официальном сайте Минобрнауки России http:/www.mon.gov.ru/ и будут опубликованы в журнале «Вестник образования».
С целью обеспечения подготовки к экзамену по русскому языку будет издано методическое пособие «Сборник для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе», в котором будут представлены варианты экзаменационных работ, включающих тексты для изложений, тексты для чтения, тестовые задания и темы сочинений на основе услышанного и прочитанного текстов. В ближайшей перспективе планируется издание нового сборника, в который войдут тексты для изложения (первая часть экзаменационной работы), а также рекомендации по технологии составления работ для письменного экзамена по русскому языку.
Экзаменационные материалы в 2005/06 учебном году разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации 1 .
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(9-й класс)
Демонстрационный вариант 2005 года
Инструкция для учащихся
Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.
Часть 1 – подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуется отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.
Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями. Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты.
Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуется отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.
Часть 3 состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу на основе прослушанного и прочитанного текстов (сочинение-рассуждение). Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны.
Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха.
Часть 1
Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–4.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня. (3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев не уступает и лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия. (По В.Солоухину)
Задания 1–4
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
2. В каком предложении текста В.Солоухина употреблен фразеологизм?
3. Какое значение имеет слово экзотический в прочитанном тексте (предложение № 17)?
1) искусственный;
2) расположенный на экваторе;
3) необычный, диковинный;
4) никем не изученный.
4. Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?
1) олицетворение;
2) антонимы;
3) синонимы;
4) эпитеты, анафора.
Часть 3
Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЦЕЛОМ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1.1. Текст изложения.
. Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, – ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце. (К.Паустовский)
1.2. Выполнение первой части работы – написание подробного изложения – позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов. (Таблица 1)
Таблица 1
Часть 2
За верное выполнение заданий 1–4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, – 4 балла.
Ответы: 1–3; 2–4; 3–3; 4–2.
Часть 3
Третья часть экзаменационной работы – написание небольшого по объему сочинения (не менее 70 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, – оценивается по следующим критериям: (Таблица 2)
Таблица 2
При оценке грамотности (Г1–Г4) следует учитывать объем сочинения.
Если объем сочинения составляет 70–150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице 3.
Таблица 3
Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1–Г4.
При оценке сочинения объемом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1, Г2, Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 – не более 1.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 32 балла.
Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями:
Таблица 4
* Письмо Министерства образования и науки от 27.10.2005 № 03–1903, направленное в органы управления образованием субъектов РФ. (Прим. ред.: Актуальность письмо приобретает именно сейчас, хотя подготовлено оно в прошлом году. Эксперимент по введению ЕГЭ должен продолжаться до 2009 г., но уже в 2006/07 учебном году большинство школ (во всяком случае – в Москве) согласилось на введение ЕГЭ.)
1 Заказы на экзаменационные материалы для выпускников 9-х классов для государственной (итоговой) аттестации по новой форме поступили из 43 субъектов РФ на 157 241 ученика.
Конспект урок – зачет по истории: Славянские государства и Византия в XIV-XVI веках. 6 класс
Повторительно-обобщающий урок – зачет «Вертушка» по истории для 6 класса с презентацией.
Аннотация: Урок с различными коллективными формами деятельности, с участием выпускников школы в качестве экзаменаторов. Роль учителя на уроке – роль координатора, прослеживающий за выполнением функций экзаменаторов без нарушений и регламентирующий время выполнения работ учащихся на каждом этапе. На уроке предусмотрено свободное перемещение учащихся, предоставляется выбор задания на некоторых столах, учитывая индивидуальные особенности детей. Учитель оказывает помощь экзаменаторам в оценивании учащихся. Учащимся нужно пройти 5 столов (А, Б, В, Г, Д), за каждым столом принимающий зачет учитель (выпускники). На каждый стол дается время выполнения до 7 мин (5 мин на подготовку и 2 мин на проверку). Учащиеся строго следуют по путевым листам, чтобы не создавать столкновения, а экзаменаторы строго выдерживают время выполнения. (Приложение 1)