Методы и формы профориентации подростков
Методы профориентации
Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил как свой характер, так и свои цели. Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть очень высоким.
И поэтому особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание данной работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч.
В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников.
Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь.
В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков .
ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет сит.
Факторы, влияющие на выбор профессии ↑
Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.
Социально–экономические
- весь спектр профессий;
- перспективное развитие той или иной профессии;
- социальная необходимость в определенной профессии;
- престиж профессии, статус, который она дает;
- материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.
Социальные
Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.
На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:
- материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
- социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
- моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
- мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
- профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
- утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
- творческие, дающие волю фантазии и креативности;
- эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.
Психологические
Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.
Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.
Психофизиологические особенности
- особенности темперамента;
- специфика нервной системы;
- общее состояние здоровья школьника.
Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.
Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.
Как стать женственной и уверенной в себе? Читай статью.
Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.
Профориентация подростков в центре К.О.Т.
Мы занимаемся профориентацией с 2008 года и знаем, что для каждого подростка эффективный метод выбора – свой. В нашем арсенале все возможные методы.
Выбирая любую нашу программу, вы получите качественный результат — определите направление развития, сможете выбрать будущую профессию для подростка.
Если вам сложно определиться, какой способ лучше подойдет для вашего ребёнка, просто оставьте заявку на сайте. Мы свяжемся с вами и подберем оптимальный вариант профориентации.
Ранняя профориентация школьников в условиях семьи
Не нужно забывать, как сильно влияет взгляд родителя на представления о выборе профессии сына или дочери. Дети принимают их точку зрения. Поэтому родителям так важно быть объективными.
Авторитет мамы или папы безоговорочно высок в большинстве случаев. Жаль, что родители не испытывают особого желания помогать детям в профессиональном самоопределении, отдавая этот важный вопрос на откуп школе. Их доводы вызваны:
Нелюбовью к собственной работе и представлению о ней, как тяжкой каторге. Собственный опыт становится препятствием для создания объективного взгляда на раннюю профориентацию, ту или иную профессию.
Отсутствием времени или ленью.
Элементарным равнодушием к родительским обязанностям.
Нежеланием торопиться. Многие из них живут еще по реалиям прошлого времени, когда ученик входил в профессиональную сферу, лишь получив диплом. Сейчас молодежь может пойти учиться в вуз и одновременно уже работать по выбранной специальности, что экономически выгодно и повышает их самостоятельность.
Поэтому необходимо всеми возможными способами доводить до сведения родителей, что ранняя профориентация школьников – это залог успеха в будущем.
В идеале родители должны помогать учителю, мастеру, классному руководителю и беседами проводить раннюю профориентацию в условиях семьи. Родители презентуют детям профессии, понятные и подходящие им самим, не делая скидку на особенности и таланты собственного чада. Совет: учитель должен правильно скорректировать это общение, следить, чтобы родители не выбирали за ребенка профессию, а лишь помогали и направляли его исследования в области будущей профессиональной деятельности.
Свободный год (GAP year)
В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.
Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений. Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:
- 20 недель изучения испанского;
- 8 недель – работа с детьми;
- 4 недели – работа с морскими черепахами;
- 4 недели – преподавание английского;
- 4 недели – забота о животных;
- 1 неделя – обучение сёрфингу;
- 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
- 2 недели – каникулы с проживанием
- Global Routes
- CIEE
- Индивидуальные консультации про gap year: от оценки способностей до помощи в заполнении заявок на различные программы
- Подборка gap year программ от проекта TeenLife
Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.
В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.
Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина
В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.