Оборачиваемость товара Коэффициенты оборачиваемости
Оборачиваемость товара. Как и зачем ее считать
Понятие оборачиваемость товара определяет, как быстро вложенные в товары средства вернутся к вам обратно, да еще и с прибылью. Это одна из основных формул успеха компании. В этой статье разберем, как ее рассчитать.
Понятия, которые нам понадобятся для определения оборачиваемости товаров:
Товар — продукт, произведенный для обмена. То есть, если говорить проще, то товаром может быть пакет молока, а может быть модельная стрижка или услуги адвоката. В общем, все, что можно купить за деньги или обменять на что-то. Мы будем говорить о физических товарах, а не об услугах.
Товарно-материальные запасы — это активы компании, отличающиеся от материально-производственных запасов тем, что ТМЗ предназначены для продажи, то есть они уже есть в наличие в физическом виде на складе или в магазине компании.
При этом Товарный запас — это немного другое понятие: товарный запас включает в себя, например, уже проданный, но еще не отгруженный товар или наоборот — товар, который вы уже оплатили, но который еще не доставлен к вам на склад. Нас же интересует только то, что сейчас физически находится на складе.
Товарооборот — это сумма стоимостей всех проданных товаров /услуг за определенный период. Проще говоря, на какую сумму вы продали товаров, например, за месяц или за год. Товарооборот рассчитывают в ценах закупки или в ценах себестоимости. Мы будем опираться в расчетах на закупочные цены.
Последнее понятие, с которым мы будем иметь дело при расчете оборачиваемости товара — это средний товарный запас. Его рассчитывают по простой формуле: остатки на начало периода+остатки на конец периода/2.
Есть и другой, более сложный, вариант той же формулы (примем, что весь период расчета мы делим на равные отрезки времени — месяцы): делим пополам товарный запас по цене закупки на начало расчетного периода (T1:2), последовательно прибавляем суммы запасов каждого месяца, запас последнего месяца также делим пополам. Таким образом получается следующее: Т1:2+Т2+Т3+Т4+. Т12:2. Эту сумму делим на количество отрезков времени (месяцев) за вычетом единицы. То есть: Т1:2+Т2+Т3+Т4+Т5+Т6+Т7+Т8+Т9+Т10+Т11+Т12:2/12-1
Не удивляйтесь, если результаты, полученные в итоге вычислений по упрощенному методу и по более сложному, будут отличаться.
Какой из двух результатов вы примете за истину зависит от того, что вы хотите получить, вычисляя оборачиваемость товара по формуле.
Что такое оборачиваемость товарных запасов и зачем её считать
Товарно-материальные запасы — это активы компании, которые предназначены для продажи, то есть они уже есть в наличии в физическом виде на складе или в магазине компании, а не, например, едут от поставщика.
Оборачиваемость запасов показывает, как быстро вложенные в товар деньги возвращаются с прибылью.
Оборачиваемость отражает качество запасов, позволяет увидеть остатки неиспользуемых или некондиционных запасов, то есть лучше планировать закупки и ассортимент. И в итоге более эффективно вкладывать деньги в товар. Зная оборачиваемость товара, вы можете принимать более грамотные решения, которые касаются деятельности бизнеса, например:
какие позиции нужно заказать — если оборачиваемость слишком высокая, то это может указывать на необходимость дозаказа;
на какие позиции стоит сделать распродажу — если оборачиваемость низкая, то стоит устроить распродажу до того, как товар повиснет мертвым грузом на складе;
что стоит заказывать заранее — зная оборачиваемость за год, можно планировать наперед и быть уверенным, что товары не закончатся в неподходящий момент.
Кроме того, оборачиваемость — один из KPI для обеспечения роста вашего бизнеса. Этот показатель также говорит банкам о ликвидности ваших активов. Так как запасы могут являться обеспечением кредита, банки хотят убедиться, что ваши запасы легко продать, и что они быстро превратятся в деньги.
Учитывать дефицит и неликвид
При анализе продаж выделяйте товары с повышенным спросом и невостребованные.
От залежей нужно избавляться.
К примеру, если вам понадобится оформить кредит, банк может принять товарные остатки в качестве залога. Это ваш актив, но только если товар ликвидный и быстро оборачивается. А неликвид — вечный балласт.
Всегда планируйте поставки ходового товара наперёд. К примеру, у вас интернет-магазин с бонусной системой для постоянных клиентов, но половина позиций со статусом «нет в наличии»: от покупок у вас откажутся даже самые лояльные клиенты.
Дефицит — это когда спрос есть, но товара на всех не хватает. Сегодня «дефицит» — больше про маркетинг и управление покупательским поведением. Но если вы продаёте товары, количество которых ограниченно, вам надо правильно управлять спросом, не забывая о финансовых показателях.
К примеру, в своём интернет-магазине вы продаёте одежду украинских дизайнеров. Когда кто-то из них анонсирует выпуск лимитированной коллекции и у вас будет представлено всего несколько единиц, вы можете смело собирать оплаты на предзаказ и отправлять заказ поставщику на отшив.
Такой подход не работает с недорогими товарами повседневного пользования, в этом случае нужно обеспечить непрерывный поток и нужный запас на складе.
Ситуативный скачок спроса и нехватка некоторых товаров во время карантина — это не про дефицит, пандемия закончится, и спрос снова упадёт до нормального уровня.
Точка зрения Lokad
Как и большинство простых (на первый взгляд) показателей в цепях поставок, коэффициенты оборачиваемости запасов _однобоки_, и они не учитывают надлежащим образом противоборствующие экономические силы внутри компании и ее цепей поставок. Коэффициенты оборачиваемости, также как и резервный запас, представляют собой компромисс между различными рисками, в первую очередь затратами на поддержание запасов и убытками из-за дефицита товаров. Кроме того, коэффициенты оборачиваемости могут давать важную информацию о цепях поставок, однако для этого необходимо приложить немало усилий, и многие компании этого не понимают. В большинстве коммерческих программ присутствуют готовые KPI для складского оборота, но они всегда упрощают специфику деятельности компании. В результате для таких KPI требуются уникальные программы, возможности которых выходят за рамки систем бизнес-аналитики (BI), которые не предназначены для сложной финансовой инженерии.