Порядок действий после дтп
В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий. А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.
Каждый день в России происходит около 450 ДТП
Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.
Зачем покидать место ДТП
Многие попавшие в ДТП автомобилисты до сих пор тратят время на ожидание инспекторов ГИБДД для оформления и получения документов для страховых компаний. Нередко из-за стоящих на дороге автомобилей возникают заторы, но водители не рискуют разъезжаться. Они опасаются, что допустят ошибки при оформлении аварии и останутся без страховых выплат.
При этом свободных сотрудников ГИБДД на дорогах осталось совсем мало и в их ожидании можно провести целый день — между тем, нахождение на проезжей части чревато опасностью попасть в новую аварию. В ГИБДД назвали несколько ситуаций, когда водители имеют право совершенно безнаказанно уехать с места происшествия, а также случаи — когда такие меры просто необходимы.
Оформляем по «евро»: так ли страшен европротокол, как говорят?
Любое ДТП — это всегда стресс для водителя. Зная, как действовать в такой ситуации, можно свести к минимуму затраты времени, нервов и сил. Но если раньше не оставалось иного выхода, кроме как вызывать ГИБДД и оставаться на месте аварии, то сегодня, с введением оформления по европротоколу, процедура стала проще.
Однако практика показывает, что не все водители пользуются предоставленной государством возможностью сэкономить время. Кем-то движут опасения допустить ошибки при оценке ущерба, кто-то не доверяет системе, третьи продолжают вызывать сотрудников госавтоинспекции по привычке. В этой статье мы расскажем о том, как происходит составление европротокола, в каких случаях допустимо упрощенное оформление, а также что делать после заполнения извещения.
Содержание
Что такое европротокол, как он выглядит?
Документ представляет собой печатный бланк, который заполняют участники аварии без инспектора ГИБДД. Благодаря такой схеме оформления обе стороны дорожного конфликта могут разрешить ситуацию самостоятельно.
Бланк выдает страховая компания вместе с ОСАГО или каско. Если же водитель оформил электронный полис, получить бланк можно двумя способами: скачав онлайн либо обратившись к своему страховщику.
Оригинальная форма европротокола представляет собой три скрепленных листа бумаги формата А4. Первая страница формы является копирующей, благодаря чему заполнение сведений о происшествии ведется сразу на двух листах. Соответственно, второй лист будет копировать первый.
Образец бланка извещения о ДТП
На лицевой стороне первого листа один из водителей заполняет следующие 18 пунктов для обоих транспортных средств:
1–8 — информация о том, когда и где произошло столкновение;
9–12 — сведения о транспортных средствах, собственниках, водителях, их страховых компаниях, полисах ОСАГО;
13–15 — сведения о повреждениях ТС;
16–17 — перечень обстоятельств, схема аварии;
18 — подписи водителей.
На второй стороне необходимо указать свое транспортное средство, как можно более подробно описать обстоятельства столкновения, указать, есть ли повреждения других транспортных средств, объектов дороги, имущества третьих лиц. Эта страница заполняется лично каждым водителем.
Сам факт подписания документа не подтверждает виновность одной из сторон. Поэтому данный факт должен быть однозначно прописан в извещении.
Третий лист формы — это инструкция. Рекомендуем ознакомиться с ней заранее, чтобы не допустить ошибок при оформлении столкновения по упрощенной системе. Далее расскажем, как правильно заполнять документ.
Когда допустимо оформление по упрощенной системе?
Оформить аварию по европротоколу согласно закону могут только владельцы действующих (подлинных) полисов ОСАГО (для граждан РФ) или «Зеленой карты» (для иностранных водителей), если:
в столкновении участвует два транспортных средства;
максимальный размер возмещения убытков по европротоколу не превышает 100 000 рублей;
Вы можете на месте оценить сумму ущерба. Для этого зайдите на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА), перейдите в раздел «Средняя стоимость запасных частей, нормочаса работ и материалов». На основе этих данных страховые компании проводят расчеты.
причинен вред только имуществу водителей-участников, когда нет пострадавших людей;
у сторон нет претензий к обстоятельствам происшествия.
Если хотя бы одно обстоятельство противоречит этим условиям, для оформления столкновения придется вызывать ГИБДД.
Важно!
Перед тем как приступить к оформлению по упрощенной системе, убедитесь в подлинности ОСАГО второй стороны. Сделать это можно здесь.
Как действовать при самостоятельном оформлении?
Итак, случилось столкновение двух участников. Все живы, здоровы, ущерб не кажется большим. Делимся инструкцией по тому, что нужно сделать, перед тем как оформить европротокол при ДТП.
1. Включите аварийку, выйдите из автомобиля, установите знак аварийной остановки. Правила его размещения на проезжей части прописаны в п. 7.2. ПДД:
Знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.
2. Позвоните в дежурную часть. Сообщите сотруднику ГИБДД о происшествии, перечислите марки, номера всех автомобилей-участников, точно укажите адрес столкновения. Привязку к местности можно выполнить по вывескам на домах или по онлайн-картам.
Звонок ГИБДД даже при оформлении аварии по упрощенной схеме необходим по одной простой причине: это ваша страховка на случай, если прибегнуть к заполнению бланка европротокола по каким-либо причинам не получится. Например, если нанесенный ущерб превысил установленный лимит, виновник столкновения отказывается признавать свою вину или есть подозрения, что кто-то пострадал.
3. Сфотографируйте место происшествия. Постарайтесь сделать как можно больше снимков поврежденных автомобилей, чтобы в кадр попадали здания, фонарные столбы, дорожные знаки, вывески, препятствия. На фотографиях должны быть видны номера и расположение автомобилей на проезжей части относительно знаков, разметки. Советуем сделать снимки следов торможения, если таковые есть, повреждений обоих автомобилей, осколков на дороге. Также лучше перестраховаться и сфотографировать полис, паспорт и права второго водителя.
4. Освободите место столкновения. Правилами дорожного движения оговорено, что если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, при этом расположение автомобилей затрудняет движение или полностью перекрывает дорогу другим участникам дорожного движения, водители обязаны освободить проезжую часть. Иначе придется заплатить штраф.
5. Получите контакты свидетелей (если они есть). Письменные или устные показания свидетелей помогут разрешить спорные вопросы после того, как участники покинут место столкновения.
6. Заполните извещение о ДТП.
Используйте обычную шариковую ручку. Заполнять форму печатными буквами не обязательно — главное, чтобы почерк был разборчивым. Корректировки допустимы, но мы рекомендуем стараться их избегать: помарки могут вызвать вопросы у страхового агента. Более подробно об условиях и правилах заполнения европротокола при ДТП мы расскажем далее.
Когда извещение подписано сторонами, можно покинуть место происшествия. Но оформление на этом не завершается ни для пострадавшего, ни для виновного водителя.
Как правильно заполнить европротокол при ДТП?
Без корректного извещения о ДТП получение страховой выплаты невозможно. Поэтому важно соблюдать порядок действий при аварии и внимательно подойти к оформлению европротокола.
Ничего сложного в заполнении извещения нет. Вот инструкция, как составить европротокол при ДТП:
1. Укажите максимально точный адрес, дату, время столкновения. Если ДТП случилось вне населенного пункта, укажите название, километр трассы, а также направление движения.
2. Убедитесь, что пострадало не более двух автомобилей, а раненых людей нет.
3. Несколько раз проверьте данные собственников, водителей, транспортных средств, страховых компаний, ОСАГО.
4. Максимально полно проиллюстрируйте происшествие. Рисунок должен быть прост, однозначен.
5. Внимательно изучите повреждения обоих автомобилей, учитывайте даже малейшие царапины. Опишите их в соответствующем поле.
6. Подписывать лицевую сторону бланка нужно, только если между участниками ДТП отсутствуют какие-либо разногласия.
7. На втором листе, описывая обстоятельства аварии, постарайтесь вспомнить все детали происшедшего. Виновник столкновения должен письменно признать свою вину!
8. Все корректировки, внесенные в документ после подписания европротокола, должны быть заверены подписями обеих сторон.
Пример заполнения европротокола с комментариями и инструкцией
Что потом?
Участники разъехались после подписания протокола. Что делать дальше? Расписываем действия при оформлении европротокола для обеих сторон.
Виновник
Пострадавший
Обратиться в страховую компанию в течение 5 дней (не считая выходных).
Обратиться в страховую компанию в течение 15 дней.
Предоставить агенту только страховой полис ОСАГО и извещение о ДТП.
Предоставить агенту паспорт, полис ОСАГО, документы на автомобиль, номер расчетного счета.
Предоставить автомобиль в чистом виде для проведения независимой экспертизы.
Предоставить автомобиль в чистом виде для независимой экспертизы в течение 5 дней.
Предоставить автомобиль для ремонта в сервисном центре страховой компании.
Экспертиза причиненного ущерба после обращения в страховую по европротоколу обязательна — без нее пострадавшему могут отказать в получении страховки. Процедура позволяет оценить урон и рассчитать стоимость возмещения. Присутствие водителей при осмотре авто обязательно. Также нужно быть готовым ответить на несколько вопросов эксперта об обстоятельствах столкновения.
Нельзя проводить ремонт автомобиля сразу после ДТП. Важно дождаться независимой экспертизы, где эксперт оценит внешние и, при наличии, внутренние повреждения автомобиля.
Как видите, действия виновника и потерпевшего после оформления ДТП по европротоколу незначительно отличаются. Важно соблюдать сроки подачи извещения о ДТП. В противном случае потерпевший водитель рискует остаться без компенсации, а виновник — возмещать ущерб за свой счет.
Максимальная выплата по европротоколу от страховой компании
На момент публикации статьи предельная компенсация по ОСАГО при самостоятельном оформлении ДТП водителями составляет 100 000 рублей. Эта сумма выплаты по европротоколу действительна для всех регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Но есть исключения.
Так, водители из Москвы, Санкт-Петербурга и относящихся к ним областей могут рассчитывать на компенсацию до 400 000 рублей. Получить такую сумму выплат по европротоколу в 2019 году можно, если ДТП зафиксировано автоматическими средствами контроля, например, ЭРА-ГЛОНАСС. Более подробно условия повышения лимита возмещения при аварии прописаны в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Однако, если вы не можете самостоятельно оценить ущерб, либо если он, по вашим расчетам, превышает установленную законом максимальную сумму выплат в 100 000 рублей, рекомендуем отказаться от заполнения европротокола и вызвать инспектора ГИБДД. Так вы избежите дальнейших проблем с обращением в страховую компанию и восстановлением автомобиля.
Действия при ДТП
«Оказание помощи пострадавшим в ДТП»
Остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки.
Вызвать экстренные службы по телефону «101» или «112» и указать:
– точный адрес (для населенного пункта) или наименование и километр автодороги, где произошло ДТП (при невозможности установить точное местоположения следует максимально выяснить имеющиеся ориентиры – известные достопримечательности поблизости, крупные торговые центры, кемпинги, ближайшие населенные пункты, др.);
– количество поврежденных автомобилей, их типы кузовов, марки (по возможности), степень их деформации (разрушения) и положение после автоаварии (стоят на колесах, опрокинуты на бок, на крышу, находятся за пределами проезжей части, др.);
– сведения о количестве пострадавших и характере их травм/ранений (в каких машинах и сколько человек находится, степень их зажатия, состояние, имеются ли среди них дети, др.);
– наличие вторичных поражающих факторов (возгорание, утечка ГСМ, неизвестных веществ (химических, ядовитых);
– иные обстоятельства на месте ДТП, которые могут представлять опасность (повреждение опоры линии электропередачи; деревья, столбы, иные конструкции, которые могут обрушиться и нанести дополнительный урон поврежденным автомобилям и находящимся в них людям).
Выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею в поврежденных транспортных средствах, для исключения возникновения пожара и срабатывания подушек безопасности (если они не сработали при ударе). Отключать аккумуляторную батарею необходимо путем отсоединения (перекусывания) сначала отрицательного (минусового) провода, что устранит вероятность искрового заряда, вызванного случайным заземлением положительного контакта.
Оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшим.
Если пострадавший зажат в салоне аварийного транспортного средства и не может покинуть его самостоятельно, необходимо наладить контакт с пострадавшим и контролировать его состояние до прибытия скорой помощи или спасателей. НЕ НУЖНО (кроме случаев, описанных ниже) пытаться достать пострадавшего самостоятельно, это может привести к усугублению травм. Самым простым способом контроля состояния пострадавшего является диалог. В ходе общения с пострадавшим можно выяснить его жалобы. У пострадавших в бессознательном состоянии следует периодически проверять признаки дыхания. Обязательно выполнение периодического внешнего осмотра на предмет начавшегося или возобновившегося кровотечения и контроля наложенных повязок или жгутов. Кроме того, следует осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой для своевременного устранения возможных опасностей.
Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ УГРОЗЫ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ (стойкий запах бензина, задымление транспортного средства и пр.) и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший (остановка сердцебиения и дыхания, нет возможности согревания и пр.). Во всех остальных случаях необходимо дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.
Извлечение пострадавшего осуществляется определенными способами.
Если пострадавший находится в сознании, его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу (рисунок 1).
Рисунок 1
При экстренном извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника, необходимо фиксировать ему голову и шею (рисунок 2). При этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего, а вторая держит его противоположное предплечье.
Рисунок 2
После извлечения следует переместить пострадавшего на безопасное расстояние. Перемещать пострадавшего до транспорта или в безопасное место можно различными способами, зависящими от характера травм и состояния пострадавшего, количества участников перемещения и их физических возможностей.
Обязанности водителя при ДТП по правилам дорожного движения
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, в первую очередь надо выполнить следующие действия, описанные в ПДД:
- включить аварийную сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки: не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за городом;
- проверить, имеются ли пострадавшие среди остальных участников происшествия;
- не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП — осколки фар, части бампераа и т. д. — все оставьте как есть.
Автомобили мешают движению? Освободите проезжую часть, но сначала зафиксируйте расположение транспортных средств на фото.
- Сделать это нужно так, чтобы при разборе ДТП можно было точно определить, какое положение занимали машины относительно друг друга. Сделайте не только фото повреждений, но и общие планы со всех четырех сторон, а также фото состояния дорожного покрытия, разметки, знаков, светофоров (если имеются). Постарайтесь пометить в информации к фото точки, откуда сделаны кадры.
- Помните, что с июля 2015 года обязанность водителя освободить проезжую часть попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Не сделали как положено — штраф за нарушение составляет 1000 руб.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТРАХОВАЯ В ДРУГОМ ГОРОДЕ?
Еще одна проблема, возникает у страхователей, не знающих куда обращаться, если страховая находиться в другом городе.
Обращение к страховщику и получение компенсации никак не зависит от места проживания и нахождения.Получить страховую выплату и подать документы можно в любом городе по месту расположения филиала страховщика. Список представителей, расположенных в других регионах РФ, обязательно прилагается к полису.Потребуйте его от виновника ДТП или найдите на официальном сайте страховщика.
Единственный вопрос, которому стоит уделить внимание, если ваше транспортное средство попало в аварию в другом городе – сбор документов, которые касаются происшествия.
Стоит также обратить внимание, что срок подачи заявления страховщику – 5 дней после аварии. Если сдать документы в установленный законом срок не получилось по объективным причинам, страховщик обязан принять документы. В случае, если он сочтет причины не уважительными, он откажет в выплате, сославшись на нарушение договора.
Хотите гарантированно и без задержек получить выплату страхового возмещения? Взаимодействуйте со страховщиком правильно, а если возникли вопросы, проконсультируйтесь у независимого эксперта.
Могут быть полезны
Сотрудничество
Работая в этой сфере с 2008 года, мы приглашаем к сотрудничеству кредитные организации и банки, консалтинговые, финансовые и инвестиционные компании, юридические организации, страховые компании, нотариусов и арбитражных управляющих.
Контакты
НПО «Гарант Оценка»
170041 , г.Тверь , ул. Благоева, д. 54, офис 2, ТЦ «Альтаир»
Шаг 4: Подача претензии после первичной выплаты
После подачи заявления компания обязана возместить ущерб в течение 20 дней. Как правило, данные выплаты не покрывают всей стоимости ремонта. Страховые компании всегда действуют в свою пользу, не учитывая реальность ущерба клиента. Это происходит еще и потому, что по статистике только в одном из десяти случаев, пострадавший оспаривает решение страховщика и самостоятельно делает независимую экспертизу. Практически все автовладельцы довольствуются первичными выплатами. И как следствие доплачивают за ремонт машины из собственных средств.
В том случае, если вы считаете, что страховая компания не компенсировала ущерб, вы можете подать претензию, которая должна быть обоснована независимой экспертизой. Данная претензия рассматривается в течение 10 дней. За этот срок компания должна дать ответ по претензии: удовлетворить или отказать.
Как правило, основная масса водителей не подает претензии страховщикам. Поэтому компании могут занижать сумму ущерба. В том случае, если вы подаете претензию, дело может дойти до суда, и тогда будет выяснено, что СК выплатила меньше положенной суммы. Компании совсем не выгодно отказывать в претензии и платить большие штрафы. Поэтому обычно такие претензии одобряются.
Чтобы после ДТП можно было рассчитывать на хорошие выплаты, необходимо выбирать страховую компанию с хорошим рейтингом и отзывами клиентов. Наш центр ПОЛИС812 сотрудничает только с надежными страховщиками. Узнать предварительный тариф полиса можно с помощью онлайн калькулятора.