Срок действия приказа по предприятию
Приказ (акт управления)
Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.
26. Приказ — основной распорядительный служебный документ военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части.
Приказ работник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.
Следует отличать приказ от распоряжения. Последнее как акт управления имеет меньшую силу.
Обязательно ли делать приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность
Приказ о назначении ответственного за противопожарную безопасность нужно иметь каждому работодателю – юридическому лицу.
Законодательство не ограничивает работодателя в выборе сотрудника, который будет назначен ответственным за противопожарную безопасность. Но при этом должны быть выполнены следующие условия:
- Возложить на работника эти обязанности можно только с его согласия.
- Назначенный работник обязательно должен пройти обучение по противопожарному минимуму, которое проводится только специальными учебными учреждениями.
- При выборе работника, на которого будет возложена ответственность, нужно руководствоваться принципами разумности, то есть не назначать некомпетентного дворника или уборщицу. Как правило, ответственным назначают главного инженера или технолога, либо начальников отделов.
Директор может и сам быть ответственным, в этом случае делается приказ, где он возлагает ответственность на себя.
Если предприятие большое или имеет обособленные отделения, то можно назначить нескольких ответственных, но обязательно должен быть один человек, который будет контролировать всю работу в этом направлении. Все это вносится в приказ. Ответственные за пожарную безопасность на предприятии должны с приказом ознакомиться под роспись.
Размещение аптечки
Препараты, входящие в состав аптечки первой помощи, могут находиться в футляре или сумке на специальном санитарном посту. Как правило, это открытый шкаф или шкаф с дверками, не закрывающимися на ключ. Аптечки можно делать переносными, что особенно актуально для организаций, предусматривающих разъездной характер работы. Рядом с местом расположения стационарной аптечки должен быть нанесен соответствующий знак (белый крест на зеленом фоне) или надпись, кроме того, оно указывается на плане эвакуации.
Каждая организация, предприятие или офис должны иметь как минимум одну аптечку. Их количество может быть увеличено в зависимости от численности сотрудников, наличия нескольких помещений, цехов, офисов для профессиональной деятельности, удаленных друг от друга. В течение всего дня аптечка должна быть доступна для всех работников предприятия.
Структура распоряжения руководителя организации
Распоряжение или приказ подготавливаются на специальном бланке, содержащем полное наименование предприятия и название документа.
В качестве основных реквизитов ОРД должен содержать:
- регистрационный номер и дату издания документа, место его составления;
- заголовок к основному тексту распоряжения (краткое содержание);
- текст документа;
- полная подпись руководителя;
- отметка о согласовании и ознакомлении ответственных лиц, перечисленных в распоряжении.
Образец распоряжения руководителя предприятия, составленный в соответствии с типовой Инструкцией по делопроизводству, можно скачать здесь.
Правила правильного оформления распоряжений
Регистрационный номер распоряжения представляет собой порядковый номер документа в общей массе изданных с начала календарного года ОРД этого вида с добавлением строчной буквы «р» (например, № 10р).
Заголовок распоряжения указывается в левом верхнем углу документа, в нем содержится очень краткая суть директивы в виде ответа на вопрос «О чем?». Примеры заголовка (наименования) ОРД – «Об обеспечении выполнения плана поставок продукции на 1 квартал», «Об утверждении бланков строгой отчетности».
Основной текст распоряжения условно делится на две части: констатирующую и распорядительную.
В констатирующем разделе распоряжения (преамбуле) указывается аргументация действий, предписанных документом. В случаях, когда основанием для составления распоряжения выступает нормативный акт или ранее изданный ОРД, констатирующая часть должна начинаться с указания номера и даты этого акта: «Во исполнение приказа №…», «На основании федерального закона №…».
Констатирующая часть распоряжения, составляемого в инициативном порядке, должна включать цель и задачу действий, которые должны быть выполнены сотрудниками предприятия. Здесь же могут быть перечислены события или факты, лежащие в основе издания конкретного ОРД. В таких случаях распоряжение может начинаться фразами «В связи с», «В целях».
Если указываемые действия сотрудников не нуждаются в обосновании или дополнительном разъяснении, констатирующий раздел ОРД может отсутствовать.
После предложения, охватывающего констатирующую часть распоряжения, прописывается побуждение к действию в виде слов «Предлагаю» или «Обязываю». После этого следует распорядительная часть документа.
В этом разделе перечисляются все предписываемые действия и функции, которые возлагаются на сотрудников для исполнения данного распоряжения. Распорядительная часть может быть сформулирована в виде нескольких пунктов, по каждому из которых указывается конкретный ответственный сотрудник и дата, до которой необходимо выполнить перечисленные директивы.
Если распоряжение содержит указания, отменяющие ранее изданные ОРД или его подпункты, то ссылка на этот факт отражается в распорядительной части документа отдельным пунктом. В подобных случаях употребляются разы, начинающиеся со слов «Во изменение распоряжения №…», «Признать утратившим силу», «Внести изменения в …».
В последнем пункте распоряжения указывается должность и фамилия сотрудника, который будет осуществлять контроль за исполнением всех предписаний, содержащихся в ОРД.
Распоряжение руководителя предприятия может включать в себя разнообразные приложения, поясняющие или дополняющие директиву. Это могут быть регламенты, перечни, положения, таблицы, графики. Все приложения оформляются на отдельных листах, со сквозной нумерацией.
Первоначально ОРД составляется в виде проекта и обязательно содержит лист согласования. В нем руководители отдельных подразделений, на которые возлагается работа по выполнению поставленных задач, визируют подготовленный проект. При возникновении дополнений, разногласий или возражений должностные лица вправе представить обоснованную справку и приложить е к проекту распоряжения.
Согласование ОРД со всеми руководителями подразделений происходит не более, чем за пять календарных дней. Полностью согласованный с ответственными лицами проект распоряжения подписывается руководителем, после чего ОРД подлежит регистрации и вступает в силу.
Распоряжение руководителя доводится до сведения непосредственных исполнителей, перечисленных в документе, путем тиражирования или рассылки. Это может происходить путем передачи бумажных копий распоряжения или, при автоматизированном документообороте, посредством электронного письма.
Оперативность при доведении до заинтересованных лиц задач, поставленных руководителем предприятия перед конкретными сотрудниками или отделами, способствует эффективному и быстрому их исполнению.
Согласно регламенту, все выпущенные на предприятии распоряжения руководителя должны храниться в архиве компании. Распорядительные документы, имеющие административно-хозяйственную направленность, необходимо сохранять не менее пяти лет. Остальные распоряжения руководителя, относящиеся к основным видам деятельности, хранятся от 10 лет до момента ликвидации фирмы. После этого ОРД передаются на хранение в городской или муниципальный архив.
Шапка приказа
Приказ об ответственном лице имеет вполне стандартную структуру.
В «шапке» документа пишется полное наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО, ИП). Затем указывается населенный пункт, в котором это предприятие расположено, а также дата заполнения приказа (число, месяц, год).
Чуть ниже нужно написать вид документа (в данном случае это приказ) и его номер по внутреннему документообороту. Далее коротко прописывается суть приказа и для каких целей он создан. Затем ниже по центру строки пишется слово «приказываю» и ставится двоеточие.
Нормативные документы, регламентирующие документооборот
Определение приказа (распоряжения) приводится в ряде нормативных документов, изданных Федеральной архивной службой. Следует отметить, что существующие нормативные акты используют эти термины как синонимы, хотя и описывают различия, которые имеются в их составлении.
Важно! В правовом поле принципиальных различий между приказом и распоряжением нет.
Требования к оформлению приказов и распоряжений приведены в ведомственных нормативно-правовых актах, но в целом они практически идентичны.
Нормативных документов, рекомендуемых для использования сотрудниками частных хозяйствующих субъектов, нет. Поэтому они, составляя приказы и распоряжения, могут руководствоваться общими правилами делопроизводства и документооборота.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Другое».
Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения
Постановления и решения издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Считается, что коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности.
На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.[4]
Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами предприятий и учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности (ключевые глаголы «РЕШИЛ», «РЕШИЛИ», «РЕШИЛА»).[2]
Решение оформляется на бланке организации. Обязательными реквизитами Решения являются: наименование организации, название вида документа, дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.[4]
Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.
Порядок составления и оформления постановлений в целом аналогичен порядку оформления решений. Различия заключаются в ключевых глаголах, отделяющих распорядительную часть от констатирующей: «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ».