Бортпроводник кто это такой? Особенности профессии
Бортпроводник кто это, чем занимается, описание профессии
Тем, кто часто летает самолетами различных компаний неизбежно сталкивается с настоящими профессионалами, выбравшими профессию бортпроводник кто это такой – рассмотрим подробнее в этой статье.
- Особенности профессии
- Что должен знать и уметь специалист
- Кто может стать бортпроводником
- К чему стоит быть готовым
- Вывод
История появления профессии
Путешествие на самолете поначалу пугало людей, но его основная выгода – экономия времени – быстро сделала этот вид транспорта популярным. Владельцам авиакомпаний почти сразу же стало понятно, что в экипаж нужно включить дополнительных работников, занятых обслуживанием пассажира. До появления бортпроводников разносить обеды и оказывать пассажирам первую помощью приходилось второму пилоту. В течение всего полета он постоянно курсировал из кабины в салон и обратно. Это было неудобно и небезопасно. Поэтому уже в 1928 в Германии в состав экипажа включили стюардов.
Первые бортпроводники были молодыми мужчинами спортивного телосложения. Но вскоре пассажирские авиаперевозки стали сопровождать девушки. Молодые привлекательные сотрудницы привлекали дополнительные поток пассажиров, и к тому же не создавали перегруза: стюардесса должна была весить не более 52 кг. При жестких требованиях к внешности бортпроводницы должны были отвечать стандартам физической подготовки. Помимо работы в салоне, им приходилось выполнять много дополнительных задач: помогать грузить багаж, заправлять самолет, убирать салон и помогать заводить его в ангар.
На эту должность принимали только девушек с дипломом медсестры, умеющих оказывать первую помощь и владеющих приемами самообороны. Бортпроводница должна была уметь справиться с любой нестандартной ситуацией, возникшей на борту.
Требования для бортпроводников
Стоит иметь ввиду, что различные авиакомпании имеют свои собственные требования к кандидатам в бортпроводники.
Такими специалистами могут быть как мужчины, так и женщины, которые должны обладать следующими качествами:
- Привлекательный внешний вид;
- Рост должен быть до 172 см;
- Возраст от 18 до 35 лет;
- Вес не более 52 кг для женщин и 70 кг у мужчин;
- Хорошее здоровье и отсутствие медицинских противопоказаний;
- Отсутствие зависимостей и вредных привычек;
- Отсутствие пирсинга и татуировок на лице;
- Знание иностранных языков (английский, немецкий, китайский). Стоит быть готовым к тому, что впоследствии предстоит приступить к изучению и других языков;
- Наличие высшего образования будет дополнительным плюсом;
- Умение общаться с большим количеством людей, не зависимо от их психотипа;
- Отсутствие в прошлом проблем с законом.
Девочки в форме и солнце в любую погоду
Заработок бортпроводников – это ещё одна постоянная тема для споров. Дело в том, что сумма, которую стюард или стюардесса получают на руки, очень сильно зависит от того, сколько времени человек проводит в воздухе. На выходе можно иметь и 25, и 120 тысяч в месяц. Средний показатель для российских авиакомпаний – это 40–50 тысяч рублей при налёте не менее 80 часов в месяц.
При этом в зачёт идёт только полётное время, когда включены двигатели. Простой и вынужденные задержки оплачиваются исходя из минимального оклада.
Кроме того, зарплата зависит от авиакомпании и стажа работы. Ещё недавно перспективным местом считались чартерные перевозчики, но после того, как два года назад в туризме начался спад, упали и зарплаты. Сейчас бортпроводники хорошо отзываются о работе в иностранных авиакомпаниях или в бизнес-авиации, но туда и попасть сложнее. Для ориентира – рядовой бортпроводник в Emirates зарабатывает порядка 2 000 € в месяц при налёте 80 часов. Плюс командировочные и оплаченные апартаменты в Дубае. В российских реалиях всё гораздо скромнее.
«Моя заработная плата составляет 25–35 тысяч рублей в зависимости от налёта. Премию получал всего три раза за восемь лет работы, командировочные – ни разу. За стаж доплачивают 10 % от оклада, а это 461 рубль 70 копеек», – рассказал редакции Антон, 33-летний сотрудник одной из региональных авиакомпаний.
К числу плюсов его работы можно отнести большой оплачиваемый отпуск – 84 календарных дня с учетом налёта и северной надбавки. Но сам Антон на первое место ставит другое.
«Один из главных плюсов для меня – это то, что через два года у меня будет честно заработанная пенсия. Ну и побочные – разнообразие в работе, девочки в красивой форме, всегда чему-то учишься, мозг всегда в тонусе, солнце вижу в любую погоду».
В общем, работают в этой сфере не ради денег.
Карьера
На этой неделе профессиональный праздник отметили представители романтической профессии – бортпроводники. 12 июля – всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Эти смелые девушки и юноши проходят строгий отбор, а затем учатся на специальных курсах, осваивая навыки обслуживания пассажиров, но что еще важнее – их спасения в чрезвычайной ситуации. Поздравим бортпроводников с профессиональным праздником и заглянем краем глаза в их профессию.
Немного истории
Профессия бортпроводника выросла из профессии стюарда – человека, обеспечивающего комфорт для пассажиров на пассажирских судах и поездах. Сначала ему отводилась роль буфетчика и официанта, позднее же его функции расширились, и он начал нести множество функций, вплоть до уборки помещений. Первые стюарды были мужчинами, и лишь когда женщины стали завоевывать себе право работать наравне с сильным полом, они потеснили мужчин.
Бортпроводники на самолетах появились не сразу. Сначала, когда пассажиров было мало, а полеты были редки, обслуживанием занимался второй пилот. В 1928 году в Германии были наняты первые бортпроводники как отдельные должностные лица. Тогда в эту профессию брали либо высокопрофессиональных официантов, либо военных, способных поддержать порядок на воздушном судне. Первая команда стюардесс была набрана из числа выпускниц курсов медсестер. В то время уже существовали строгие правила отбора девушек по внешности: рост до 160 см, вес до 52 кг, возраст до 25 лет. Речь идет о 1930-х годах.
Современные требования
Высшего образования стюардессам не требуется, но оно приветствуется, конечно. Гораздо больше ценятся личностные качества, навыки работы в сфере обслуживания, способность «сгладить углы» и уладить конфликты и в целом психологическое благополучие кандидатов. Стюардессы перед поступлением на службу проходят ряд собеседований и интервью со специалистами отрасли. Обязательна – беседа с психологом.
Для любого человека полет на самолете, где нарушается личное пространство – это стресс, а люди ведут себя в состоянии стресса по-разному. Нередко встречаются дебоширы, с которыми по российским законам бортпроводники сделать ничего не могут: они имеют право воздействовать на него только словесно, остальное – дело полиции. Именно поэтому людей с высшим психологическим и педагогическим образованием берут в бортпроводники особенно охотно.
Сколько бы ни трубили СМИ о некорректности требований к внешности стюардесс, они всегда были и будут. В большинстве авиакомпаний они заключаются в следующем: возраст 18-29 лет (иногда на работу на борту берут людей не моложе 22-24 лет), рост для женщин 160-175 и для мужчин 175-180, размер одежды (российский) до 46 для женщин и до 52 для мужчин. На открытых участках тела у них не должно быть татуировок и шрамов, зубы должны быть в хорошем состоянии: никаких металлических коронок или отсутствующих зубов не должно быть видно. Должны отсутствовать хронические заболевания.
Стюардессы проходят двух или трехмесячные курсы подготовки и в процессе службы – регулярные курсы повышения квалификации. После декрета стюардессам также придется пройти «восстановительные» курсы, чтобы «вспомнить все». Кстати, девушки в положении перестают летать с момента, когда становится известно о беременности: их переводят на наземную службу.
Минусы профессии
Несомненно, и у такой романтической профессии есть свои минусы. Это ранние подъемы, невозможность выспаться как следует: в аэропорту надо быть за 2-3 часа до вылета. Работа все время на ногах, а значит, велик риск проблем с венами. Не зря для работы стюардессами подбирают людей с отменным здоровьем: бесконечные перелеты, работа на борту на высоте несколько тысяч метров над землей, частая смена часовых поясов, особенный график и большой риск стрессовых ситуаций во время полета требуют много сил, и физических, и моральных. Неудивительно, что и пенсия стюардам назначается по достижении 45 для женщин и 50 лет для мужчин, при этом его «летный стаж» должен насчитывать 10 лет, а ее – 7 лет и 6 месяцев минимально. Но после 10 лет в воздухе бортпроводники не расстаются с авиацией. Им найдется работа на земле. Опытные стюарды и стюардессы, например, обучают младший персонал, работают инструкторами.
Специалисты подсчитали, что бортпроводник обладает навыками сотни профессий. Бортпроводник – это не просто человек, который оказывает услуги на борту самолета. В первую очередь это спасатель, готовый оказать максимальную помощь пассажирам. Их тренируют оказывать первую медицинскую помощь и даже принимать роды, действовать в аварийных ситуациях, помогать пассажирам в экстренной ситуации покинуть лайнер, как на суше, так и на воде. Очень важно при этом – работать в команде. Многие не выдерживают, а те, кто остается, признаются, что привыкнув к небу, отвыкнуть от него уже не могут и скучают по полетам, если приходится долго задерживаться на земле.
Кстати.
Стюардессам требуется устойчивый макияж, а если он при этом еще и ухаживает за кожей лица – это большой плюс.
Volupte Tint-In-Balm Помада-бальзам с оттеночным пигментом, Yves Saint Laurent
Chubby Plump & Shine Увлажняющий блеск-бальзам для губ, Clinique
Addict Lip Glow Spring 2017 Бальзам для губ, Dior
Профессия: бортпроводник
Опубликовано: 01.08.2018 21:52
Класс проведения наземной практики.
В международном календаре общественных дат есть день, посвященный, пожалуй, одной из самых неординарных профессий. 12 июля мировое сообщество ежегодно поздравляет бортпроводников гражданской авиации.
Ну как тут не вспомнить незабвенного Владимира Высоцкого с его актуальной на все времена песней, посвященной ожиданию в аэропортах: «И вот проходит мимо стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот». Представители казанской школы бортпроводников, с которыми мы пообщались, признались нам, что журналисты у них частые гости, интерес к этой работе всегда остается высоким. Об особенностях профессии мы узнали от стюардессы с многолетним стажем, преподавателя школы Ирины Шубенкиной.
– Ирина, как давно существует казанская школа бортпроводников?
– В Москве школа была создана 22 года назад, а у нас в Казани ее филиал открылся 1 августа 2011 года.
– Какие дисциплины преподают начинающим бортпроводникам?
– Дисциплин много. Это медицинское обслуживание пассажиров, организация перевозок, английский язык, конструкция самолетов. Мы учим наших студентов ориентироваться в различных ситуациях. По окончании школы они должны уметь тушить пожар, прыгать с парашютом, даже принимать роды (у нас есть специальный тренажер для этого) и, конечно, быть готовым успокоить особо агрессивного пассажира.
Человек, получивший свидетельство об окончании обучения, с первого рабочего дня становится полноценным сотрудником авиакомпании, и ответственность, в том числе материальная, лежит на нем в полной мере
– Сколько длится обучение?
– Три месяца вместе с практикой. Наземно-учебная практика проходит в специально оборудованном классе в Москве. Раньше были стажерские полеты, сейчас такого понятия нет. Человек, получивший свидетельство об окончании обучения, с первого рабочего дня становится полноценным сотрудником авиакомпании, и ответственность, в том числе материальная, лежит на нем в полной мере.
– Обучение идет на определенной модели самолета?
– Мы обучаем на Boeing- 737, так как этот самолет есть во многих авиакомпаниях, но можем учить и на других – их более 35 видов. Бывает, авиакомпания решает, что сотруднику (например, выпускнику нашей школы) следует расширить квалификацию, тогда его отправляют снова к нам на дополнительное обучение.
– Какими качествами должен обладать бортпроводник?
– Он должен быть коммуникабельным, доброжелательным и устойчивым к стрессам, толерантным по отношению к пассажирам. Конечно, нужно иметь хорошее здоровье. Что касается роста, то в этом вопросе все очень индивидуально. Некоторые авиакомпании задают нижнюю планку в 160 сантиметров, другие – в 165. Нельзя иметь тату на видных местах тела, цвет волос должен быть естественного оттенка, не допускаются пирсинг, слишком яркий макияж.
– Какие плюсы и минусы вашей профессии вы бы выделили?
– Из положительных сторон это, конечно же, постоянное общение с интересными людьми, возможность побывать в разных городах и странах. Вы удивитесь, но из-за сухого воздуха в салоне замедляется процесс старения, поэтому девушка-бортпроводница почти всегда выглядит моложе своей ровесницы, работающей на земле. Из минусов – это большие физические нагрузки, отсутствие упорядоченного режима. Также существует стереотип, что бортпроводник – это человек, который просто обслуживает пассажиров, но это заблуждение. В первую очередь он должен обеспечивать безопасность на борту самолета, уметь оказывать медицинскую помощь, и только потом идет функция сервиса.
– Существуют ли возрастные ограничения для кандидата в бортпроводники?
– В нашу школу мы принимаем желающих от 18 лет до 31 года.
Не все пассажиры знают, что в кабине пилотов очень хорошая звукоизоляция, и они не слышат аплодисментов, которыми при посадке пассажиры своеобразно благодарят командира и его помощников
– Ирина, на вашей памяти были чрезвычайные ситуации во время полета?
– Нет, бог миловал. Бывает, что попадаем в грозу, но в этом нет ничего страшного. Просто немного потрясет. Люди надумывают себе страхи, возможно, из-за того, что редко летают. По моим наблюдениям, пассажир может вести себя агрессивно именно из-за того, что боится. Как только самолет приземляется, человек сразу же успокаивается. Кстати, не все пассажиры знают, что в кабине пилотов очень хорошая звукоизоляция, и они не слышат аплодисментов, которыми при посадке пассажиры своеобразно благодарят командира и его помощников.
– Каждый рейс бригада бортпроводников меняется?
– Это зависит от авиакомпании.
– За что могут уволить бортпроводника?
– Так же, как и на любой другой работе согласно трудовому законодательству: за пьянство, нарушение дисциплины, прогулы. Нельзя отказаться летать в Бугульму и летать, например, только в Америку, потому что вам этого хочется.
– В каком возрасте бортпроводники выходят на пенсию?
– Женщины в сорок пять лет, мужчины – в пятьдесят, но если есть возможность, многие продолжают работать. Знаете, очень сложно расстаться с небом!
Автор статьи: ЛЕЗИНА Ксения
Выпуск: №110 (28492)
Будни в небе. Особенности труда и подготовки бортпроводников
Многим может показаться, что обслуживание пассажиров самолета, которое, как правило, выполняют длинноногие красавицы в синих или красных пилотках – довольно простая работа, сродни секретарскому подношению кофе начальнику или что-то наподобие.
На самом деле, это специалисты пусть и рядового состава, но выполняющие одни из основных функций на гражданских судах – они не только обслуживают пассажиров, но и решают возникающие у них проблемы, а также отвечают за их безопасность в случае возникновения внештатных ситуаций.
Основная задача бортпроводника – обеспечить максимальный комфорт перелета и проследить за соблюдением требований техники безопасности нахождения пассажиров на борту самолета.
Для выполнения таких функций мало иметь лишь длинные ноги и миловидную внешность – в этой профессии без профессионализма никуда.
Будущие бортпроводники проходят курсы, на которых их учат аварийно-спасательной работе, языковым особенностям, предоставлению медицинской помощи и прочим аспектам подобной работы.
Когда же в гражданской авиации появились первые бортпроводники? Где их учат, и какие особенности предполагает эта профессия? В преддверии Всемирного дня бортпроводника, ежегодно отмечаемого 12 июля, Карьерист.ру ответит на эти вопросы.
Немного из истории
Необходимость обслуживания пассажиров возникла сразу же с началом развития гражданской авиации, задолго до появления самого понятия «стюард» или «бортпроводник».
Ввиду технической целесообразности данную функцию приходилось выполнять второму пилоту.
Для многих было очевидно, что отсутствие второго пилота за штурвалом прямо угрожало безопасности всего самолета – первыми до этого додумались немцы, и начиная с 1928 года начали включать в летный состав специально обученного человека, который выполнял задачи по обслуживанию персонала и самих пилотов.
Несмотря на то, что сегодня большинство бортпроводников – девушки, изначально это была мужская профессия.
Считается, что впервые в качестве стюардесс, девушек начали привлекать лишь рекламных целях – за счет миловидных красавиц на борту предприимчивая авиакомпания «Боинг Эир Транспорт» решила повысить популярность авиатранспорта в США.
Но понимая всю важность данной профессии, в качестве квалификационных требований предъявлялась не только внешность стюардесс – первоочередным требованием являлось медицинское образование.
При этом, стюардессы того времени точно бы позавидовали современным бортпроводникам, ведь кроме медицинской помощи, улыбок и подачи кофе, они имели множество других задач.
И это не какие-то обычные «раздача одеял», а погрузка и разгрузка багажа, взвешивание пассажиров и багажа, проверка креплений кресел, уборка кабины, предоставление пассажирам всего необходимого, уборка туалета после пассажиров, переноска ведер с топливом и даже помощь наземному персоналу в «парковке» самолета в ангар.
Но несмотря на довольно серьезные задачи (которые далеко не всегда под силу даже мужчинам) и довольно серьезные требования (диплом, рост, вес, семейное положение), профессия пользовалась достаточно серьезным успехом у женщин – им платили по 125 долларов в месяц, что было отличным стимулом в то время.
Практика использования в качестве стюардов девушек, оказалась довольно успешной – популярность авиалиний существенно повысилась, особенно в части мужского пассажиропотока.
Эффект был настолько ощутимым, что все существующие перевозчики переняли опыт авиакомпании, принимая с тех пор на работу лишь только женщин.
Отметим, что до 1998 года все такие работники назывались стюардами и стюардессами. Но на очередной летной ассамблее ИКАО была определена повышенная важность данной профессии.
В итоге было принято решение поменять существующее название на бортпроводников.
Квалификационные требования и подготовка отечественных бортпроводников
Сегодня у россиян существует несколько путей, как стать бортпроводником – самостоятельно окончить специальные платные курсы, после чего ожидать приглашения от авиакомпаний, или же напрямую пройти отбор в авиакомпанию, и уже от нее направиться на обучение.
Поскольку последний вариант гарантировано предоставляет рабочее место (в случае успешного завершения обучения), он является наиболее оптимальным.
При этом каждая из компаний предъявляет к кандидатам свои квалификационные и профессиональные требования, которые во многом имеют общий характер.
К наиболее распространенным требованиям относят:
- Приятную внешность, пропорциональные черты лица, без каких-либо бросающихся в глаза изъянов (видимых родинок, шрамов, неправильного прикуса и т.д.).
- Приятный голос, правильная и приятная речь, без каких-либо дефектов.
- Отличное здоровье, способность переносить частые перелеты.
- Замечательное зрение или зрение, подлежащее корректировке в пределах 20-30%.
- Возраст 18-29 лет (некоторые компании принимают кандидатов лишь до 24 лет).
- Рост 170-190см для парней, 160-175см для девушек.
- Высшее образование (преимущественно лингвистика, медицина).
- Наличие опыта профессионального общения.
- Отличное владение русским, английским, и еще одним иностранным языком.
- Наличие деловых качеств, таких как коммуникабельность, дипломатичность, эмоциональная сдержанность и т.д.
При соответствии всем формальным характеристикам, претендентов допускают к экзамену, который проводит созданная при авиакомпании комиссия.
Он проводится в форме собеседования, в случае прохождения которого, претендента направляют на прохождение медэкспертизы. При полном соответствии кандидата, он зачисляется на стажерскую точку, после чего его направляют в учебно-тренировочный центр.
Условия обучения могут быть разными и зависят от политики авиакомпании – некоторым обучение оплачивают полностью, у некоторых вычитают из заработной платы, или вообще всецело возлагают финансовые вопросы на новичка.
Самыми популярными среди будущих стюардов и стюардесс считаются:
- Учебный центр Трансаэро;
- Учебно-тренировочный центр Внуково;
- Учебный центр авиакомпании «Сибирь»;
- Центр подготовки авиаперсонала Jet Service;
- Школа бортпроводников;
- Авиационная школа Аэрофлота.
Программа обучения предполагает довольно оригинальные методики, рассчитанные на максимально быстрое введение в профессию – в среднем курсы не занимают больше 2-3 месяцев и зависят от уровня иностранного языка.
При этом стажеры не получают классического обучения – они приходят туда уже с отличным знанием языка – на курсах их лишь обучают профессиональной терминологии, лексикой и особенностями поведения иностранцев.
Помимо доброжелательной атмосферы, которую должны создавать будущие бортпроводники, их обучают конструкции самолетов, условиям использования аварийно-спасательных средств, поведению при экстренной посадке, психологическим приемам успокоения пассажиров и т.д.
Кроме технических знаний и умений, стажеры проходят воздушно-правовую и техническую подготовку. По окончанию обучения стажеру выдается свидетельство с оценкой, и если она будет ниже, чем «хорошо» – про карьеру бортпроводника попросту можно забыть.
При наличии хорошей оценки стажер будет допущен к практике под присмотром инструктора. В конечном итоге статус полноценного бортпроводника 3-го класса будет присвоен стажеру при пролете не менее чем 30 часов.
Бортпроводник и его тяжелый труд
Работа в условиях постоянных перелетов предъявляется повышенные требования к состоянию здоровья летного персонала.
В особенности это касается бортпроводников, поскольку некоторые неблагоприятные факторы полета влияют на них куда больше, чем на других членов экипажа, задействованных в этих же рейсах.
Так, вредными для стюардов и стюардесс считаются такие условия труда, как:
- Постоянная работа в стоячем положении или на ходу;
- Постоянное физическое напряжение во время полета;
- Нарушение нормального режима труда, отдыха, питания и сна;
- Постоянная смена климатических зон, часовых поясов, перепады температуры;
- Регулярное переутомление (особенно характерно для международных перелетов) и т.д.
Кроме объективных трудностей, связанных с постоянными перелетами, работа бортпроводника связана с множеством субъективных факторов, создающих стрессовые ситуации.
Так, высокая требовательность к исполнению поставленных перед стюардами и стюардессами служебных обязанностей, перечень самих этих служебных обязанностей, строгая дисциплина, социальные условия, а также чересчур привередливые и конфликтные пассажиры, требующие повышенных условий обслуживания, вызывают постоянное нервно-эмоциональное напряжение, которое крайне неблагоприятным образом сказывается на здоровье бортпроводников.
И с учетом того, что именно эти члены летного состава являются лицом авиакомпании — их карьера не может длиться слишком долго.
Как правило, бортпроводники-мужчины предпочитают летать до 50 лет, а женщины уходят на «летную пенсию» раньше — в 45 лет.
Благодаря тому, что это тяжелый труд, работа отечественных бортпроводников, в отличие от множества других представителей не менее сложных профессий, все-таки оценивается по достоинству.
Средняя зарплата стюардесс в российских авиакомпаниях составляет около 60-80 тыс. рублей, в иностранных – может достигать 3-5 тыс. у.е.
И вероятно именно это делает профессию бортпроводника более чем востребованной – на одну открытую вакансию может претендовать около 20-30 кандидатов, в случае массового набора, и около 100 – в случае открытия единичной точки. Конкурс – как для космонавтов!
И во Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, коллектив сайта Карьерист.ру сердечно поздравляет всех стюардов и стюардесс с их профессиональным праздником, желает крепкого здоровья, профессионального роста и удачных полетов.
С праздником, дорогие бортпроводники!