Малый средний и крупный бизнес критерии 2021
Средний бизнес: критерии
Каждому, кто хочет заняться предпринимательством, необходимо разобраться с его формами и их ключевыми отличиями. Так, существует крупный, малый и средний бизнес, критерии которого закреплены законодательно (закон №209-ФЗ). В этой статье мы будем говорить о среднем бизнесе: о его отличиях от малого, о субъектах, законодательном регулировании и льготах, которые доступны среднему предприятию в 2021 году.
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.
Критерии малого и среднего бизнеса:
Малый | Средний | |
Max количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Max выручка в год | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
- Открытый конкурс (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)
- Электронный аукцион,
- Запрос котировок,
- Запрос предложений.
Какие льготы действуют?
1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :
- Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
- Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
- Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.
2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Начальная цена таких закупок не должна превышать 800 млн рублей.
Квоты для МСП
Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:
- Поучаствовать в которых могли только МСП.
- Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
- «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.
При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
В каких закупках могут участвовать МСП?
Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:
- Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
- Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
- Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)
3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:
- закупку провели на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только МСП,
- МСП выступали субподрядчиками.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .
Размер имеет значение: для чего нужны четкие критерии малого, среднего и крупного бизнеса
Интеграция экономик стран и межстрановые финансовые вливания привели к изменению подходов к ведению бухгалтерского учета бизнесом. Даже финансовая отчетность претерпела существенные изменения, и большинство стран мира начали применять единые стандарты. Их так и называют Международные стандарты финансовой отчетности, или сокращенно МСФО.
В Кыргызстане же до сих пор регулирование бухгалтерского учета осуществлялось в соответствии с законом, принятым в еще 2002 году. Таким образом, на протяжении 17 лет изменения в сторону совершенствования в данной сфере не проводились.
Между тем отсутствие в законодательстве четко определяющего классификатора типов предприятий (крупный, средний, малый) создает большие трудности как для государства при осуществлении контроля, так и для самих предприятий при составлении финансовой отчетности. Многие бизнесмены теряются в догадках, какие стандарты им применять при подготовке отчетности: общие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или специальные Международные стандарты финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса (МСФО для МСП).
Малый и средний бизнес вправе на добровольной основе по решению руководства компании составлять финансовую отчетность в соответствии либо с общими МСФО, либо МСФО для МСП. Данное положение дел требует более взвешенного подхода.
В силу комплексности и методологической сложности МСФО практически не применимы для малого и среднего бизнеса. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен. В МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии.
Еще одним важным аргументом в пользу создания классификации предприятий служит — недостаточные компетенция и профессиональные навыки бухгалтеров МСП. Это приводит к существенному снижению достоверности финансовой отчетности малых и средних предприятий.
Трудоемкость и высокая затратность подготовки финотчетности в соответствии со всеми требованиями международных стандартов являются основными сдерживающими факторами распространения МСФО среди небольших компаний. Существенное упрощение учетных принципов, которое неизбежно приведет к снижению расходов на составление отчетности, имеет большое значение для данной категории предприятий.
Закрепление критериев ранжирования бизнеса по размеру также нацелено на удовлетворение информационных потребностей пользователей финансовой отчетности МСП, которых больше интересуют краткосрочные денежные потоки, ликвидность и платежеспособность компании, нежели стоимость компании на рынке.
В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только крупному бизнесу и субъектам публичного интереса. Однако для этого необходимо ввести четкие критерии определения понятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Отметим, необходимость введения критериев по определению субъектов предпринимательства вызвана исключительно для целей бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и адаптацией законодательства к требованиям МСФО.
Поиск критериев, позволяющих разделить предприятия в соответствии с масштабами их деятельности, объясняется в том числе и задачами государственного регулирования экономики и поддержки хозсубъектов экономической деятельности.
Ранжирование бизнеса по размеру и важности необходимо как минимум для следующих целей:
- для формирования государственной политики;
- оказания господдержки при возникновении глубоких экономических кризисов и потрясений в стране и в мире;
- стимулирования предприятий, выпускающих стратегическую продукцию для нормальной жизнедеятельности страны.
И так, какие компании, согласно предполагаемым поправкам к Закону «О бухгалтерском учете», будут отнесены к крупному бизнесу, среднему и малому?
Крупным будет считаться бизнес, превышающий пределы двух из следующих критериев:
- Совокупные активы на конец года, предшествовавшего отчетному году, – 10 млрд сомов.
- Совокупная выручка, относящаяся к основной деятельности субъекта за год, предшествовавший отчетному году, – 5 млрд сомов.
- Среднесписочная численность работников в отчетном периоде – 250 человек.
Компании относятся к малому бизнесу, если не превышают следующие критерии:
- Всего активов на конец года, предшествовавшего отчетному году, – 35 млн сомов.
- Совокупная выручка, относящаяся к основной деятельности субъекта на конец года, предшествовавшего отчетному году, – 20 млн сомов.
- Среднесписочная численность работников в отчетном периоде – 10 человек.
Важно, что предприятия перестают относиться к категориям субъектов крупного и малого предпринимательства, если на отчетную дату в течение последних двух отчетных периодов не превышают пределы двух из трех критериев в своей категории.
Добавим, те же компании, которые не подпадают под эти категории, будут считаться средними предприятиями.
Публикация Размер имеет значение: для чего нужны четкие критерии малого, среднего и крупного бизнеса является интеллектуальной собственностью Финансового портала Акчабар.
Использование материала допускается только при наличии гиперссылки на akchabar.kg.
Материалы по теме
Еженедельные дайджесты Акчабар
Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий
Средние предприятия
В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:
- ОАО «Удмуртнефтепродукт» — нефтяная промышленность;
- ОАО «Мостостроительный отряд №19» — строительство;
- ОАО «Щекиноазот» — химическая промышленность;
- ОАО «Мурманское морское пароходство» — морской транспорт;
- ОАО «Уральский трубный завод» — черная металлургия.
Выжили благодаря или вопреки: поддержка малого и среднего бизнеса в период пандемии
Пустой зал одного из ресторанов в центре Москвы, 2021 год
Алексей Майшев/РИА «Новости»
Чем помогло государство малому и среднему бизнесу
Первой мерой госпомощи стали отсрочки по налогам и другим обязательным платежам (страховым), которые ввели во время локдауна. Дальше, когда МСП (малое и среднее предпринимательство) начало возвращаться к работе, в Москве ему предложили программы льготного кредитования (стабилизационные кредиты) — процентную ставку субсидируют до 6% годовых, а с 15 апреля 2020 года уже и 8%. Льготу согласились предоставить 12 банков. К августу 2020 года такими условиями кредитования воспользовались чуть больше 1,5 тыс. компаний. А заявки банки получили от 17 тыс. организаций МСП. Вот только к концу 2020 года льготное кредитование получили всего 10 тыс. компаний, занятых в сегменте МСП.
Как показало исследование Райффайзенбанка, проведенное в конце 2020 года, в пандемию мерами господдержки смогли воспользоваться только 20% бизнесменов. Причем в основном это были сектора здравоохранения и общепита, чуть меньше помощи получили туризм, спорт и ритейл. Каждый четвертый предприниматель не воспользовался господдержкой, потому что находился в отрасли, которой не полагались субсидии, льготы и налоговые каникулы. Об этом особенно активно сообщают представители бьюти-сферы, развлечений, IT-сектор.
Из всего государственного пакета мер самыми значимыми для предпринимателей стали налоговые и кредитные каникулы. А отсрочку по налогам и страховым взносам, в результате, правительство продлило до конца 2020 года. И после на весь 2021 год ввело мораторий на плановые проверки МСП. Правда «отсрочки» спасают не всех — налог на прибыль в пандемийный год естественным образом уменьшается. Но остальные разновидности (имущественный, транспортный и другие) не зависят от оборота бизнеса, и отсрочка выплаты не увеличивает бюджет предпринимателей. Ценность списания налоговых платежей и страховых взносов за второй квартал 2020 года (исключая НДС) выше, чем многих других мер. Но этого недостаточно, чтобы спасти выживающий бизнес — только незначительно смягчить последствия пандемии. Предприниматели просят решить вопрос с долгим ожиданием одобрения заявок на льготные кредиты, снижением налоговой нагрузки.
Что не так с государственными мерами поддержки
В конце 2020 года в Москве продлили меры господдержки МСП и внедрили пятый пакет, однако многие предприниматели высказались о том, что это практически не имеет смысла. Потому что заявленной помощи почти никто не получает: очень сложно попасть под все выставленные чиновниками критерии. В мае 2020 больше 40% предпринимателей сообщали, что не могут добиться положенных им субсидий и льгот (в апреле их было почти 50%). Например, из-за несоответствия цифр кодов ОКВЭД тем, что указаны в постановлениях правительства. В результате, условная транспортная отрасль в перечне есть, и ей вроде бы полагается помощь. Но получить ее она не может.
Резонансная история случилась с оздоровительным учреждением в Астрахани, которое запрашивало субсидии (и имело право по документам). Налоговая отказала в выплате, решив, что код в ОКВЭД не соответствует указанному в постановлении правительства. Впрочем, история разрешилась в пользу МСП — она появилась в Forbes и предпринимателю позвонил глава ФНС. Проблему решили. Однако маловероятно, что случай «путаницы» и отказа в помощи единичный, а вот успешное разрешение ситуации точно не массовое.
Другая проблема — список ОКВЭД пострадавших от пандемии крайне невелик: изначально в нем было 9 отраслей, в июле 2020 года их стало 12. И до сих пор предприниматели просят расширить этот перечень, но ничего не меняется.
В начале пандемии бизнес высказывался о том, что лучшей поддержкой стало бы снятие изоляции и возобновление деятельности, пусть и с ограничениями, потому что длительный простой уничтожает предпринимательство. Также были запросы на отмену торгового сбора, помощь с оплатой аренды (впрочем, московское МСП в сфере общепита получило отсрочку на три месяца), возвращение хотя бы части налогов за прошлый год (как сделали для самозанятых — единственная действительно сработавшая в полной мере поддержка). Сейчас предприниматели говорят, что им необходима выплата стимулирующего пособия, а также предоставление долгосрочных займов под ставку рефинансирования для восстановления бизнеса. Или хотя бы решение вопроса с кредитами — почти 90% получали отказ в оформлении льготного варианта.
А одной из самых больших проблем представители МСП называют «добровольную» вакцинацию — острую тему последнего месяца. Схема «или 60% компании прививаются, или бизнес платит штраф и не работает три месяца» становится актуальной для общепита, транспорта, образования, торговли, фитнеса, салонов красоты: тех, кто и так пострадал от пандемии. Руководители поставлены перед непростым выбором. Представители бьюти-индустрии говорят, что если надавят на сотрудников, те просто уйдут работать из дома и заберут клиентов. Салоны опустеют, и бизнесмены окажутся на мели. Об этом сообщают и в фитнес-индустрии, где также просят сдвинуть сроки обязательной вакцинации 60% сотрудников. Отдельные компании пытаются не давить, а стимулировать кадры: например, премии выдавать или разыгрывать среди вакцинировавшихся ценные призы — вроде Apple Watch (так поступают в сети OrangeFitness). Но это, опять же, траты, подъемные не для всех МСП. Как результат — представители МСП ждут новой волны закрытия компаний.
Как малый и средний бизнес выживает в пандемию
Кроме государственной помощи предпринимателям решили помочь и крупные компании — например, iGooods (сервис доставки — сегмента, взлетевшего в пандемию) предложил взять на работу людей, которые ушли в неоплачиваемый отпуск или уволились. Аналогичную идею реализовал ритейлер Магнит. Причем сотрудников других компаний здесь готовы не только принять, но и обучить. Только в апреле в iGooods оказались люди из Спортмастера (ритейл), Теремка (общепит), таксопарка 068, в неделю приходится нанимать сотни новых кадров (раньше это были десятки). А Магнит принял сотрудников из Шоколадницы, Burger King, KFC и даже аэропортов.
Также крупные компании предлагают представителям МСП пользоваться своими услугами бесплатно или по сниженной стоимости — например, «Яндекс.Маршрутизация» (инструмент для оптимизации логистики) стала доступной на три месяца малому и среднему бизнесу. Правда, только для предпринимателей, которые зарегистрировались в сервисе до 15 апреля 2020.
Однако всего этого недостаточно, и помощь со стороны крупного бизнеса — история редкая. Поэтому лозунг большинства российских предпринимателей во время коронавируса — «Помоги себе сам». И в основном эта «помощь» заключалась в поиске способов сократить издержки. Для многих предпринимателей выходом стала автоматизация бизнес-процессов, как следует из отчета Райффайзенбанка: в образовании, медицине и IT предприниматели существенно сэкономили благодаря ей. Кафе и ресторанам, туризму, спортивному сектору это особой пользы не принесло.
Многие пытались выживать за счет кредитов и займов — только в третьем квартале 2020 года займов МСП получили на 1 трлн рублей. Это на 60% выше, чем в том же периоде 2019 года. И в целом в два раза больше представителей малого и среднего бизнеса стали брать кредиты. Но главной причиной того, что они не закрылись на фоне коронавируса, компании все же называют свою гибкость, способность адаптироваться под новые условия и искать пути развития. Хотя неопределенность в отношении сроков сохраняющихся ограничений надежды на дальнейшее существование серьезно подтачивает.
Пандемия не завершилась и неясно, когда наступит ее конец. Поэтому необходимость в качественных мерах господдержки для МСП все еще существует. Дискуссии об этом ведутся и на уровне правительства, и на уровне общественных организаций — возникают идеи относительно повышения квоты госзакупок, изменения требований торговли подакцизными товарами, снижения размера административных штрафов и многого другого. Но какие шансы, что хотя бы часть этих идей будет реализована, неизвестно. Возможно, бизнесу придется продолжать выплывать исключительно своими силами.
Главные плюсы
Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.
Перечень плюсов малого бизнеса таков:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
- наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.
К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся:
- создание новых мест трудоустройства;
- высокая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- высокая способность к конкуренции и мобильность.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно:
- способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
- способностью по изменению внешней среды бизнеса;
- возможностью экономить на производственных издержках;
- внедрением в бизнес современных технологий и т.д.
Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году
Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/
Что включают в реестр
В 2018 году реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
Так, по запросу на сайте Единого реестра вы можете выяснить:
- наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
- ИНН организации и ИП;
- дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
- точное местонахождение;
- сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
- сведения о продукции;
- наличие лицензии на деятельность;
- обязательства компании в партнерствах.
Включение в реестр
Компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:
- сведения о численности сотрудников;
- декларации о доходах;
- сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.