Lingwish.ru

Онлайн журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальный контракт заключение и особенности

ISSN 2541-9250

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Федотов Артем Валерьевич, Юрисконсульт, ООО «СМУ №7»
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Порядок заключения государственного или муниципального контракта

Статья просмотрена: 408 раз
Дата публикации: 12.04.2018

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА

Федотов Артем Валерьевич

магистрант юридического факультета

Научный руководитель: М.В. Кривенкова

зав.кафедрой гражданского права и гражданского процесса

Набережночелнинского филиала КФУ, г. Набережные Челны

Аннотация. В статье изучаются особенности правовой регламентация порядка заключения государственного (муниципального) контракта. Исследуются проблемы возникающие в правоприменительной практики в процессе заключения государственных (муниципальных) контрактов. Актуализируется необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты о контрактной системе по вопросам порядка заключения государственного (муниципального) контракта.

Ключевые слова : государственный (муниципальный) контракт, заключение государственного контракта, проект государственного контракта, протокол разногласий государственного контракта.

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд регулируется ст. 528 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее — Закон о контрактной системе), другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Достаточно дискуссионным является вопрос о понятии государственного контракта. Одни исследователи рассматривают государственный контракт как административно-правовой акт [6]. Другая группа исследователей под государственным контрактом понимает гражданско-правовой договор [5]. Третья категория ученых считает, что государственный контракт имеет комплексный характер, так как сочетает частноправовые и публичные элементы [7].

Соглашаясь с позицией авторов, которые считают, что государственный контракт имеет комплексную природу, выделим ряд особенностей, отличающих государственный контракт от гражданско-правового договора: 1) одна из сторон — это государственный заказчик; 2) для исполнения обязательств используются бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования; 3) цель заключения государственного контракта – удовлетворение государственных и муниципальных нужд; 4) условия контракта определяются в проекте контракта заказчиком; 5) цена государственного контракта не должна быть выше, чем начальная (максимальная) цена, определенная заказчиком; 6) особый порядок определения второй стороны – поставщика.

Легальное определение государственного (муниципального) контракта содержится в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе, под которым понимается «договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».

Анализ норм ст. 528 ГК РФ позволяет выделить следующие этапы заключения государственного (муниципального) контракта:

1. Составление проекта государственного или муниципального контракта. Проект государственного (муниципального) контракта должен включать все существенные условия и основные положения.

2. Подписание проекта государственного (муниципального) контракта. Если разногласий нет, то сторона получившая проект государственного (муниципального) контракта в течение 30 календарных дней подписывает его и возвращает один экземпляр контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594, «государственный контракт считается заключенным, когда сторонами достигнуты соглашения по следующим его основным условиям:

— предмет государственного контракта (параметры конечной продукции, наименование, номенклатура (ассортимент), количество, качество (экономические, экологические и прочие характеристики) и другое);

— приемлемая для обеих сторон цена государственного контракта;

— сроки исполнения государственного контракта;

— права, обязанности и ответственность сторон» [3].

3. Урегулирование разногласий между сторонами государственного (муниципального) контракта. При наличии разногласий по поводу государственного (муниципального) контракта необходимо оформить протокол разногласий с возможными вариантами их решения. Государственный заказчик либо принимает их, либо отклоняет. Если происходит отклонение разногласий, а заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным для поставщика, то в данном случае такие разногласия могут быть урегулированы в судебном порядке.

4. Понуждение к заключению государственного (муниципального) контракта. Если одна из сторон необоснованно уклоняется от заключения государственного (муниципального) контракта, другая сторона (для которой заключение контракта является обязательным), вправе потребовать заключение контракта в судебном порядке.

Закон о контрактной системе, в зависимости от способа определения поставщика, содержит особенности заключения государственного (муниципального) контракта (ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83).

Необходимо отметить, что большое значение при изучении порядка заключения государственного контракта, имеет определение соотношения между положениями Закона о контрактной системе и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, и положениями ГК РФ.

Читать еще:  Исковое заявление о разделе квартиры. образец и бланк 2021 года

По мнению О.А. Савельевой, «установленный ст. 528 ГК РФ порядок заключения государственного контракта регулирует заключение государственного контракта у единственного поставщика» [9, c . 23]. Действительно, Закон о контрактной системе не устанавливает порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Но, как мы уже отмечали ранее, законодательство о контрактной системе основывается на положениях ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе контракт заключается «не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола».

Что касается права государственного заказчика обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт, то закон о контрактной системе его не предусматривает. По мнению Куличева Р.Б., «исключение данного права Законом о контрактной системе является логичным, так как смысл понуждать участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, в судебном порядке к его заключению отсутствует» [8, с. 110].

Тем не менее, такая возможность предусмотрена в п. 5 ст. 528 ГК РФ. Хотя на лицо факт противоречия двух источников права — Гражданского кодекса РФ и Закона о контрактной системе.

Таким образом, можно сделать вывод, что правила, содержащиеся в п. п. 1-3, 5 ст. 528 ГК РФ, имеют общий характер и распространяют свое действие как на осуществление закупки путем проведения конкурса и аукциона, так и на осуществление закупки у единственного поставщика.

Одним из актуальных вопросов остается правомерность составления протокола разногласий при проведении конкурса, так как от этого признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Из анализа действующего законодательства следует, что при определении поставщика путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений не предусмотрена возможность составления протокола разногласий или отказа от заключения государственного (муниципального) контракта. Возвращение поставщиком подписанного контракта с протоколом разногласий может быть расценено как отказ от заключения контракта.

Это подтверждается и материалами судебной практикой [4]. Примером такого рода практики может служить следующее дело.

ООО «Брянск-Знак», г. Брянск обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Брянской области о понуждении заключить государственный контракт по результатам открытого конкурса на поставку специальной продукции «государственные регистрационные знаки транспортных средств».

Как победитель открытого конкурса, ООО «Брянск-знак» направило в адрес заказчика два экземпляра подписанного государственного контракта, а также протокол разногласий к государственному контракту на поставку специальной продукции, в котором предложил исключить из текста государственного контракта пункт 10.2.

Заказчик УГИБДД УВД по Брянской области принял решение не заключать с ООО «Брянск-Знак» государственный контракт в связи с отказом ООО «Брянск-Знак» заключить контракт на условиях, указанных в его заявке на участие в конкурсе и конкурсной документации заказчика, и известить участника конкурса ООО «РотаК» заявке которого был присвоен второй номер, о необходимости заключения государственного контракта на поставку специальной продукции.

ООО «Брянск-Знак» обратилось в арбитражный суд о понуждении заказчика к заключению государственного контракта. Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что истец, как победитель торгов, не вправе требовать заключения государственного контракта на условиях, отличных от предусмотренных в конкурсной документации.

Согласно п. 5 ст. 9 ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при заключении и исполнении государственного контракта изменение его условий, по сравнению с предусмотренными конкурсной документацией, не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Сейчас аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе.

Таким образом, судебными инстанциями обоснованно отмечено, что обращение истца в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика заключить контракт на условиях иных по отношению к указанным в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, противоречит вышеуказанному положению и нормам гражданского законодательства.

По мнению Куличева Р.Б. «в целях предупреждения судебных процедур, связанных с обжалованием признания участника конкурса или запроса котировок уклонившимся от заключения государственного контракта, целесообразно внести изменения в Закон о контрактной системе, допускающие возможность составления протокола разногласий при проведении конкурса и запроса котировок» [8, с. 112].

Читать еще:  Как контролировать расходование алиментов?

Соглашаясь с данным автором считаем необходимым внести положения, что в случае если победитель конкурса (запроса котировок, запроса предложений) обнаружил несоответствие условий представленного заказчиком контракта конкурсной документации заявке на участие в конкурсе, то составить протокол разногласий и направить его заказчику. В протоколе разногласий указать замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении конкурса.

Считаем необходимым эти правила применять и при проведении конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, поскольку данные процедуры проводятся по правилам открытого конкурса с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе.

Поскольку Закона о контрактной системе основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормами ГК РФ.

При определении путей повышения эффективности норм о государственных контрактах следует учитывать их специфические особенности, поэтому оптимальным вариантом представляется совершенствование не соответствующих норм ГК РФ, а нормативных правовых актов о контрактной системе, включая принятие типовых контрактов, типовых условий контрактов, разрабатываемых и утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, что предусмотрено ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Особенности заключения

Поставщиками, подрядчиками или исполнителями по государственному или муниципальному контракту могут выступать юридические и физические лица, в том числе и имеющие статус индивидуальных предпринимателей. При этом такой договор может быть заключен и с иностранными лицами, и в отношении иностранных товаров, однако, с определенными ограничениями.

Для заключения контракта может потребоваться наличие специального разрешения – лицензии на осуществление того или иного вида деятельности, необходимой для исполнения такого договора.

В государственном или муниципальном контракте, в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе должны быть указаны: сроки поставки (выполнения работ или оказания услуг); стоимость товара (работы, услуги); способы и сроки оплаты товара (работы, услуги); способ исполнения; права и обязанности сторон; ответственность при нарушении условий контракта.

Понятно, что при выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) государственный или муниципальный заказчик будет изучать рынок в необходимой ему отрасли и остановится на том, который наиболее полно соответствует ожиданиям, имеет хорошую репутацию. Государственные контракты заключаются в самых разных сферах экономики.

По общему правилу, государственные или муниципальные контракты заключаются по результатам проведения конкурентных процедур – конкурсов, аукционов, запросы котировок и предложений. Указанные процедуры проводятся с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в которой в открытом доступе размещается описание закупки со всеми необходимыми требованиями (статья 33 Закона о контрактной системе). Победителем станет тот поставщик (подрядчик, исполнитель), который предложит наиболее выгодные условия контракта.

Немаловажным фактором являются добросовестность, профессионализм и безупречная репутация поставщика (подрядчика, исполнителя).

Например, муниципальное образование размещает заказ на ремонт филармонии в течение года. После анализа присланных заявок выбирается строительная компания, которая предложила следующие условия выполнения данного контракта: выполнить ремонт в течение полугода по цене, уменьшенной на 5 % в сравнение с той, которую предложил заказчик.

Однако если выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) отказывается от заключения государственного или муниципального контракта, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков и лишают права участия в тендерах в течение 3 лет.

Элементы содержания госконтракта

На любое соглашение: государственное или муниципальное, договор или контракт для бюджетных учреждений по 44-ФЗ — распространяются общие требования к договору, установленные ГК РФ, но тексты, написанные в соответствии с 44-ФЗ, содержат несколько важных особенностей. В них указываются такие положения:

  • норма о неизменности цены;
  • нормы об ответственности контрагента заказчика в случае неисполнения им условий соглашения;
  • описание порядка приемки результатов исполнения;
  • правила об обеспечении исполнения соглашения поставщиком, подрядчиком или исполнителем;
  • требование о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
  • возможность заключения соглашений жизненного цикла;
  • особый порядок отказа от исполнения условий.

С учетом этих особенностей уже разработаны и опубликованы в ЕИС готовые формы, обязательные для применения заказчиками.

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.
Читать еще:  Управляем платежами с помощью Excel

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

Виды контрактов для внешнеэкономических операций

Различают несколько видов внешнеторговых контрактов в зависимости от объекта сделки и типа внешнеторговых операций. Эти договоры могут сильно отличаться друг от друга.

Основными видами внешнеторговых контрактов являются:

  • договор купли-продажи;
  • лизинг;
  • соглашения, связанные с продажей прав на интеллектуальную собственность;туристические договоры и так далее.

Большинство внешнеторговых контрактов — это договоры купли-продажи товаров. В зависимости от различных параметров различают несколько видов контрактов купли-продажи.

Сроки поставки

В зависимости от времени поставок различают следующие договоры:

  • Разовые. Соглашение заключается на разовую поставку определённых товаров, после чего его действие прекращается. Чаще всего такие договоры используются для очень быстрой (например, скоропортящиеся продукты питания) или очень медленной (например, дорогостоящая техника) доставки товаров.
  • Срочные. Применяются, когда покупателю нужно получить товар в определённый срок, а все остальные параметры практически не имеют значения. Пример контракта такого типа — покупка семян к посевной.
  • Долгосрочные и бессрочные. Применяются, когда покупателю нужно периодически доставлять определённые товары (чаще всего однотипные). Срок действия договора может быть очень большим либо вообще бессрочным. Пример — покупка заводом полезных ископаемых в другой стране с целью обработки и выпуска каких-либо изделий.

Форма оплаты

По форме оплаты различают такие договоры:

  • Оплата при помощи денежных средств. Предусматривает передачу поставщику определённой денежной суммы. В контракте оговаривается валюта, способ платежа, форма расчёта и так далее.
  • Оплата при помощи заранее оговорённых товаров. Предусматривает передачу поставщику определённого количества товаров. В контракте оговаривается тип товаров, их количество и качество, а также другие параметры. Фактически такой договор представляет собой бартер.

Характерные особенности

По характерным особенностям различают такие договоры:

  • Намерения. Соглашение отражает намерение импортёра купить товар у продавца, расположенного в другой стране. Ключевая особенность — минимальное количество у импортёра обязательств перед продавцом.
  • Рамочные. В этом соглашении содержатся лишь общие положения, согласно которым будут произведены те или иные работы. Эти общие положения могут изменяться и уточняться. Такой договор обычно заключается, когда очень трудно определить объём и стоимость предстоящих работ.
  • Предварительные. Представляет собой договор, согласно которому все стороны сделки обязываются в будущем заключить полноценный договор на поставку товаров. Если какая-либо из сторон в будущем будет уклоняться от заключения полноценного соглашения или захочет внести какую-либо поправку в договор, которая противоречит предварительному соглашению, то ей придётся заплатить штраф для покрытия убытков, которые понесли другие стороны.
  • Специальные. Такой договор заключается, если одна из сторон обязывается провести планировку, монтаж, геологическую разведку, поставку специализированной продукции и так далее.

Подготовка проекта контракта

Первый шаг здесь — проверить, нет ли в сфере закупки утвержденного проекта типового контракта. Это облегчит задачу т.к. типовой контракт — обязательная форма, менять в ней ничего нельзя, только дополнять.

По вопросу разработки индивидуального проекта контракта рекомендуем изучить готовое решение в системе «КонсультантПлюс». Вы можете зайти в систему по своему логину или использовать нашу ссылку и оформить бесплатный прбный доступ на 2 дня.

Предлагаем вместе разобраться, «как применяется типовой контракт на поставку продуктов питания».

Обращаем внимание, что договор по 44-ФЗ можно заключать в том числе на закупку с неизвестным объемом. В этом случае нужно составить рамочный договор. Читаем, как его оформить в статье «Рамочный договор по 44-ФЗ».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]