Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей
ГБУЗ «Томаринская ЦРБ»
Информация
Телефон доверия ГБУЗ «Сахоблнаркодиспансер»
8(4242)76-08-31
___________________________________
Телефон доверия для оказания психологической помощи населения Сахалинской области:
8-800-2000-122
Единый телефон «горячей линии» по вопросам оказания бесплатной медицинской помощи:
С понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00
Наши направления
- Обследование и лечение
- Гинекология и акушерство
- Урология
- Гастроэнтерология
- Кардиология
- Ортопед
- Классическая медицина
- Диагностика и анализ
- Лекарства и БАДы
- Беременность и роды
- Первая помощь
- Народная медицина
- Лекарственные растения
- Лечебные методики
- Лечение болезней
- Очищение организма
Наши услуги
В нашей больнице вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне. Основными направления являются:
Рекомендации врачей
Самое эффективное средство защиты против инфекционных болезней, известных современной медицине – это вакцинация, создающая искусственный иммунитет к инфекционным болезням.
Анкеты для граждан на выявление хронических неинфекционных заболеваний
Профилактика
Профилактика возникновения инфаркта миокарда делится на первичную и вторичную
В последнее время во всём мире широкое распространение получили так называемые «возрастные» заболевания, среди которых важное место занимает остеопороз.
Ежегодно в Российской федерации 11 сентября в целях борьбы с алкогольной зависимостью и популяризацией трезвого образа жизни проводится Всероссийский день трезвости.
Изменения ПДД
Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.
Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.
Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:
- водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
- водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.
Требования обязательны для исполнения:
- юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
- индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:
- осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- занятых на международных перевозках;
- осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
- не выезжающих на дороги общего пользования;
- легковых автомобилей ведомственной охраны;
- пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Режим труда водителя
Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Продолжительность ежедневной работы (смены)
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:
- для учреждений здравоохранения
- организаций коммунальных служб
- телеграфной, телефонной и почтовой связи
- вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
- оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
- аварийных служб
- перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
- перевозки на инкассаторских автомобилях
- перевозки на легковых такси
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.
Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.
Разделение рабочего дня на части
С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
Ненормированный рабочий день
В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Режим отдыха водителя
Специальный перерыв
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
- перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
- отдых);
- еженедельный отдых.
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).
Перерыв для отдыха и питания
Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Ежедневный отдых
Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
- сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
Еженедельный отдых
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.
Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Рабочее время водителя
Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
- а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
- г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
- д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Законодательное регулирование рабочего времени водителей
Условия труда водителя транспортного средства считаются сложными, поэтому их логично отнести к таким, которые требуют особого регулирования. В РФ тема раскрыта в нескольких нормативно-правовых актах:
- Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 47, 49). В данных статьях ТК РФ регламентируется порядок заключения отраслевого коллективного договора либо соглашения на предприятии. Также речь идет про правила внесения правок и других видов изменений в этот документ.
- Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.
Важно учитывать, что на каждом предприятии, которое занимается пассажиро или грузоперевозками, необходимо разработать и утвердить приказом руководителя (директора, начальника) Положение об использовании автотранспорта на предприятии. В этом документе должны быть оговорены такие моменты:
- график и длительность рабочего времени водителей;
- режим работы и отстоя автомобилей;
- технический контроль за состоянием подвижного состава.
Нормированный и ненормированный рабочий день
Как уже отмечалось выше, перевозка людей — это сложное задание, которое требует концентрации физических и моральных сил. Исходя из этого определяются основные моменты по поводу длительности рабочего дня водителя:
- При пятидневной рабочей неделе рабочий день каждого водителя не может превышать 8 часов. Общее время нахождения за рулем при этом не может превышать 9 часов (учитывается время проезда ТС от базы до места отправления в путь и назад).
- При шестидневной рабочей неделе длительность рабочего дня не может превышать 7 часов.
Отметим, что ненормированный рабочий день не может быть установлен для лиц, которые водят пассажирские автобусы и маршрутные такси. Такая четко не регулированная длительность периода работы на протяжении дня может устанавливаться:
- водителям легковых автомобилей (например, для личного водителя начальника);
- участникам научных экспедиций и другим полевым бригадам.
Организация пассажирских перевозок на междугородних и международных автобусных маршрутах
В процессе перевозки граждан по междугородним и международным маршрутам не всегда получается четко соблюдать все временные интервалы, предусмотренные для отдыха водителей.
Сначала рассмотрим как происходят зачастую внутриобластные поездки. Возьмем для примера Ивановскую область России. Расстояние от областного города до городов областного значения не превышает 3,5 часов. Нормы законодательства предусматривают, что на междугородних пассажирских рейсах водители должны делать перерыв длительностью не менее, чем 15 минут, после того, как проведут в пути 3 часа.
По сути, эта норма выполняется априори, так как на рейсах обязательно есть промежуточные остановки в селах и на автостанциях мелких населенных пунктов. Автобус, который выехал утром из одного населенного пункта в другой, во второй половине дня чаще всего возвращается назад. Между временем прибытия на конечную остановку и временем отправления назад по нормам должен быть перерыв:
- для употребления водителем ТС пищи;
- может устанавливаться дополнительный перерыв длительностью не менее, чем два часа.
Межобластные и международные автобусные маршруты имеют несколько другую специфику, так как значительно увеличивается время в пути от одного города до другого. Например, расстояние между удаленными друг от друга соседними областными центрами составляет в среднем 250 — 300 километров (время в пути в одну сторону составляет от 5 до 6 часов). В такую поездку обязательно должно отправляться не менее двух водителей, которые периодически будут сменять друг друга за рулем. Цель этой нормы закона — обеспечение отдыха водителей во время поездки и повышение уровня безопасности пассажиров.
Суммарный учет рабочего времени
Учет рабочего времени водителей, которые ездят на далекие и очень большие расстояния, проводится суммарно. Основные особенности данного табелирования и времени отдыха персонала такие:
- продолжительность смены за день не может быть более, чем 10 часов;
- допускается увеличение рабочего времени до 12 часов для водителей городских и пригородных маршрутных автобусов;
- отдых водителей между сменами не может быть менее 12 часов либо менее длительности предыдущей смены (если она длилась дольше);
- возможность увеличения времени отдыха после возврата на основное место дислокации;
- выходные дни устанавливаются по графику сменности, но важно соблюдать норму длительности непрерывного еженедельного отдыха — 42 часа.
Организация доставки работников транспортом предприятия
Водители могут быть задействованы также для доставки сотрудников предприятия на работу и с нее домой. Такая доставка законна и целесообразна при наличии таких факторов:
- предприятие находится за чертой города или в промышленной зоне;
- график работы компании не позволяет хотя бы части сотрудников попасть на рабочее место с помощью общественного транспорта.
Какие документы нужны для корпоративного транспорта? Дело в том, что любое предприятие, которое имеет определенные доходы обязательно платит налог на прибыль. Прибыль высчитывается по принципу: валовая выручка минус расходы. Для отнесения тех сумм, которые тратятся на организацию доставки сотрудников, к расходам предприятия, необходимо наличие специальных подтверждающих документов:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- свидетельство о регистрации компании по адресу за городом;
- подтверждение факта расположения производственных мощностей за пределами населенного пункта или в промышленной зоне;
- справки от перевозчиков с подтверждением отсутствия рейсовых автобусных маршрутов, которые проходят недалеко от предприятия.
При наличии всех вышеуказанных фактов возможно решить проблему как организовать доставку. Дело в том, что это не так просто так как надо найти транспорт и составить маршрут его движения.
Доставка сотрудников: требования к автобусам
Доставка сотрудников на место работы и назад должна осуществляться специально обустроенными автобусами. Согласно нормам требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом существуют правила перевозки на рабочем автобусе:
- Количество посадочных мест в ТС должно соответствовать максимальному количеству людей, которые будут ехать. Наличие стоящих граждан в салоне не допускается, особенно если автобус будет выезжать за пределы города.
- Автобусы должны быть высокими, чтобы людям было удобно передвигаться по салону.
- Важно соблюдение норм пожарной безопасности (наличие огнетушителей у водителя).
- В автобусе должно хорошо работать освещение (для перевозок пассажиров в ночное время суток).
Регламент использования корпоративного такси
Некоторые компании практикуют заказывать услуги по перевозке своих сотрудников транспортом сторонних автомобильных предприятий, для которых перевозка пассажиров является профильной задачей. Это делается с целью организации максимально правильных и комфортных условий перевозки лиц. Регламент использования корпоративного такси должен включать в себя такие основные моменты:
- требования к автотранспортным средствам, которые используются для доставки сотрудников на работу и с работы;
- график движения этих автобусов по установленному маршруту;
- порядок организации расчета за эти услуги.
Обычно прописывается 3 основных способа оплаты:
- использования корпоративной банковской карты, выданной сотруднику для этих целей;
- оплата наличными водителю автобуса;
- оплата по счету — фактуре.
Отметим, что в первом и втором случае работник предприятия должен требовать от представителя перевозчика чек за проезд. В конце месяца все собранные билеты передаются в бухгалтерию предприятия для компенсации денежных средств, потраченных на проезд к рабочему месту.
В этой статье речь шла про такие вопросы:
- длительность обычной смены водителя;
- нюансы рабочего времени водителя, который работает на межобластных и международных рейсах;
- правила организации доставки сотрудников на работу.
22.03.2019 denis