Ответственность за управление неисправным автомобилем или если эксплуатация автомобиля запрещена
С какими неисправностями запрещается эксплуатация транспортного средства?
Эксплуатация авто должна нести не только комфорт, но и безопасность, как для водителя, так и для других участников движения. На каждого автовладельца накладываются определенные обязательства, перечисленные в ПДД. Водитель, находящийся за рулем и отвечающий за управление машиной, несет ответственность перед законом. Чтобы избежать неприятных последствий, следует безукоризненно соблюдать правила, в том числе те, которые запрещают поездки за рулем в случае неисправности какой-либо системы. В этой статье рассмотрим поломки и условия, при которых нельзя садиться за руль автомобиля.
Неисправности, при которых накладывается запрет на эксплуатацию ТС законодательством РФ.
Всего существует пять неисправностей, при которых категорически запрещается использование автомобиля или иного транспортного средства. Данные поломки несут угрозу всем участникам дорожно-транспортного движения, они определены во втором пункте правил дорожного движения и содержат следующий перечень:
- неисправность тормозов (нарушение герметичности тормозного привода, то есть потеря тормозной жидкости с последующим отсутствием тормозов, поломка манометра пневматической или пневмогидравлической систем);
- дефекты и поломки рулевого управления (зазор в системе для легковых автомобилей составляет более 10 градусов, поломка усилителя руля, соединения между деталями не закреплены предустановленным методом, факт перемещения деталей управления, либо не функционирует фиксирование рулевой колонки);
- поломка прицепного устройства (фаркопа) – в таком случае запрещено передвижение транспортного средства с прицепом;
- отсутствие либо неисправность системы освещения (фары и задние габариты) – нельзя эксплуатировать в темное время, либо в условиях ограниченной видимости, а в дневное время, при нормальной освещенности, можно продолжить передвижение до гаража или мастерской, соблюдая особую осторожность;
- неисправность стеклоочистителя – при необходимости его применения (осадки).
Скидка. Все штрафы за выпуск машины на линию с нарушениями можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
Способы оплаты. Проверить и оплатить штрафы можно на сервисах:
- Штрафы ГИБДД. Введите госномер машины, номера СТС и прав, а также электронную почту — на нее будут приходить уведомления. Нажмите «Проверить» — сервис покажет штрафы, их можно будет тут же оплатить;
- Госуслуги. Для проверки потребуется зарегистрироваться, а перед этим — посетить ближайший авторизованный центр с паспортом и СНИЛСом. После этого вписать в личном кабинете данные машины и выбрать услугу «Проверка штрафов»;
- Сайт ГИБДД. На главной найдите баннер «Проверить штрафы», нажмите и введите госномер и СТС. После этого сайт покажет штрафы, но при оплате предупредит, что не отвечает за погашение.
Основания для запрета ТС к эксплуатации
Глава 4 ст. 19 Федерального закона о безопасном движении запрещает эксплуатацию транспортных средств с неисправностями.
- Тормозные системы. Нарушена целостность привода тормоза, что приводит к падению давления и утечке воздуха из камер тормоза. Поломан манометр системы, неисправен ручник.
- Рулевое управление. Превышение допустимого люфта (для легковых авто и микроавтобусов — 10°, автобус — 20°, грузовик — 25°). Плохо зафиксирована рулевая колонка, поломан или отсутствует усилитель руля.
- Световые приборы. Не работают или загрязнены фары и стоп-огни, лампы поворота. Рассеиватели ламп отсутствуют или не подходят для данной модели. Поломаны стеклоочистители и стеклоомыватели.
- Шины и колёса. Расшатано, изношено крепление дисков и обода колёс. «Обутые» шины не соответствуют размеру и нагрузке данного авто. Шины сильно изношены, имеется отслоение протектора, боковины, обнажён корд. Марка шин не соответствует сезону. На одну ось установили разные модели шин, отличающиеся протектором, степенью износа, морозостойкостью.
- Двигатель. Нарушены целостность вентиляции картера, выпуска газов, системы питания. Дымность и содержание вредных элементов в выхлопе превышает допустимые ГОСТом нормы. Поломки КП, гидравлики, сцепления, аккумулятора.
- Нарушено количество или расположение зеркал.
- Отсутствует звуковой сигнал.
- Безопасность. Отсутствуют или неисправны ремни безопасности водителя и пассажиров (если они предусмотрены конструкцией), в нерабочем состоянии сиденья, подголовники или механизм их регулирования. Поломана система обогрева, навигации, связи.
- Кузов. Не работают замки дверей, багажника. Нет внутреннего освещения салона. Отсутствуют брызговики, защита задней части авто. Ограничен обзор лобового стекла (наклейками, игрушками). У авто с прицепом в нерабочем состоянии опорное устройство и фиксаторы прицепа, лебёдка.
Видео: перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатации ТС
А что, если тахограф сломался в пути?
В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!
Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.
Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.
Когда нельзя ездить на зимней резине
Несмотря на многолетнее негласное правило не ездить на шипованной резине летом, некоторые водители пренебрегали поездками в шиномонтаж и круглый год передвигались на зимней резине, иногда даже шипованной. Инспекторы ГИБДД давно пытались привлечь таких водителей к ответственности, но возможность штрафовать появилась только в этом году.
На федеральном уровне прописано, что водителям нельзя ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль). В зависимости от особенностей погоды региональные власти могут продлить действие запрета на шины не по сезону — например, прописать «зиму» с октября по март.
У водителей нет обязанности переобувать машину в холодную погоду именно в шипы, по желанию можно ездить и на так называемой «липучке», которая более актуальна для южных регионов. Любопытно, что на зимней нешипованной резине можно ездить и летом — за это штрафовать не будут. Наказывать будут только за езду на шипах.
Требования к трещинам на лобовом стекле
4.7. Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.
Трещины на лобовом стекле не входят в действующий перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Однако проект новой редакции предусматривает новое условие.
То есть в настоящее время отсутствие трещин на лобовом стекле проверяется только в ходе планового технического осмотра автомобиля. И, если трещины обнаружены, то автовладельцу предлагают их устранить, а лишь затем выдают диагностическую карту.
Если рассматриваемый сегодня проект нормативного документа будет утвержден, то автовладелец должен будет самостоятельно следить за отсутствием трещин. А если трещины будут обнаружены сотрудниками ГИБДД при остановке автомобиля, то на водителя будет наложен штраф.
Напомню, что за управление автомобилем, у которого есть неисправности из рассматриваемого перечня, водитель может быть наказан по части 1 статьи 12.5 КоАП — предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.