Стажировка водителей 5 важных вопросов
Стажировка при приеме на работу
Похожие публикации
Как правило, стажировка при приеме на работу применяется к работникам, не имеющим опыта работы или обладающих небольшим опытом работы – менее одного года. Кроме того, в некоторых профессиональных областях работники могут проходить стажировку, даже обладая длительным профессиональным опытом. Это может понадобиться в случае, если перерыв в профессиональной деятельности составил более одного года, или, например, при приеме на работу работник был переведен с одного типа транспортного средства на другое. Также стажировка на рабочем месте может понадобиться, если работник переводится в другое подразделение или получил повышение, то есть в случаях, когда по какой-то причине работнику необходимо дополнительное время для овладения практическими навыками.
Зачем и когда это нужно?
Стажировка водителей при приеме на работу осуществляется в том случае, если у сотрудника был достаточно длительный перерыв в работе (в соответствии с нормами учитывается перерыв более одного года). Также данная процедура осуществляется в том случае, если специалист только окончил учебное заведение или собирается работать в горных условиях. Стажировка водителей автобусов при приеме на работу также осуществляется, если они будут управлять новым для себя видом транспорта или выезжать на пассажирские маршруты. Помимо всего прочего, обязательными практические занятия являются для тех людей, которые недавно начали жить в условиях крайнего севера, так как там часто приходится встречаться со снегопадами и гололедом, что сильно сказывается на необходимых действиях при езде.
Кого можно назначить ответственным за БДД
Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:
- руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
- начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
- диспетчеры и механики отдела технического контроля;
- механики колонн и отрядов.
Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора.
Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу.
Требования к выпускникам колледжей и техникумов:
- Организация перевозок и управление на транспорте,
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
- Автомеханик,
- Водитель городского электротранспорта,
- Машинист дорожных и строительных машин,
- Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
- Машинист локомотива
- Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
- Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.
Требования к выпускникам вузов:
Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:
Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.
Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.
Категории водителей
Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.
Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Стажировку иногда путают с испытательным сроком. Однако это разные вещи. Подробнее в этой статье.
Особенности проведения стажировки водителей
Стажировка водителей не является обязательной процедурой для всех направлений деятельности. Она назначается в таких обстоятельствах:
- В соответствии со ст. 225 ТК РФ, если водитель трудоустраивается на должность, связанную с пагубным влиянием производственных факторов на здоровье человека;
- Исходя из п. 13 Приказа Министерства транспорта № 59 от 11.03.2016г., если водитель впервые трудоустраивается на должность, либо принимается на работу спустя, как минимум, год перерыва в данном направлении деятельности;
- При переводе сотрудника с одного типа транспорта на другой.
Стажировка предполагает прохождение следующих этапов:
Проведение тестов для выявления начальных знаний субъекта.
Длительность стажировки может составлять различное время, исходя из начальных знаний субъекта. Практика демонстрирует, что зачастую стажировка варьируется от 4 до 8 часов.
Стажировка без наставника неправомерна. Данный субъект отбирается из трудоустроенных водителей компании, исходя из таких требований:
- Субъект не имеет за предшествующие 12 месяцев ни одного случая ДТП по своей вине;
- Лицо обладает большим стажем управления соответствующим типом транспорта. В частности, более 3-х лет управления легковым автомобилем или грузовиком, и не менее 5 лет – автобусом, трамваем, троллейбусом.
Стажировка оформляется следующими документами:
- Положением о проведении стажировки;
- Распоряжением о допуске конкретного субъекта к стажировке;
- Программа прохождения обучения;
- Стажировочный лист водителя;
- Приказ о допуске к самостоятельной работе.
График труда и отдыха водителей: правила и нормы
График водителя составляется на месяц, и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса №424. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести рабочих днях ― семи часов. Кроме того, рабочим временем считаются специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т. д.
Если работа на предприятии предполагает ежедневную работу свыше 8 часов в день, то вводится суммированный учет рабочего времени водителя. Он позволяет увеличить смены до десяти часов. Но при этом время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель ― 90 часов.
Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.
Читайте кейс, как правительство Камчатского края сэкономило 20 млн рублей на содержании автопарка, снизило холостой пробег на 22% и расход топлива на 17%. За счет сэкономленных средств руководство смогло повысить зарплату водителям на 17%, а отсутствие переработок повлияло на фактически отработанное время, которое сократилось на 21%.
Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае
Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это – управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?
Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.
Требования к водителю автобуса
Требования к профессиональным водителям транспорта, в том числе автобуса, регламентирует Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Данный приказ вступает в силу в июне 2016 года, но уже нужно учиться по новым требованиям, чтоб соответствовать им.
Профессиональный водитель автобуса должен уметь:
- проверить состояние автобуса перед выездом, а также после возвращения из рейса;
- обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров;
- контролировать размещение и перевозку грузов или багажа пассажирами;
- пользоваться тахографами различных моделей.
Работать в России водителем можно только с российским национальным водительским удостоверением.
Прежде чем Вам позволят водить автобус, нужно пройти соответствующее обучение, наработать стаж вождения. Сначала нужно получить права категории «В, С», затем лишь «D».
К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.
К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.
Научиться водить автобус
Как говорят профессионалы, водить автобус – увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.
Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.
В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.
Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.
На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.
Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.
Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.
Научиться водить троллейбус
Троллейбус – это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.
Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.
Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.
Обучение состоит из четырех этапов:
- изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
- практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
- теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
- пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).
Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.
Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.
Требования к водителю троллейбуса
Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.
Кроме ПДД водитель троллейбуса должен знать:
- правила эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
- технику безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
- правила технической эксплуатации троллейбусов.
Водитель троллейбуса, как и любой другой водитель, должен уметь:
- устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки агрегатов;
- подключать и отключать штанги с токоприемниками к контактной сети;
- заполнять специализированную документацию, связанную с эксплуатацией троллейбуса.
Научиться водить трамвай
Работа водителем трамвая схожа с работой на троллейбусе. Питается от электросети, только едет по рельсам. Получается смесь троллейбуса и электрички. Водителя трамвая даже называют вагоновожатым.
О курсах водителей трамваев можно узнать в депо, где и обитают трамваи. Предприятия городского транспорта сами себе готовят кадры, потому что обычной автошколе это не по силам и невыгодно. Набирают курсантов разных возрастов, не зависимо от наличия высшего или специального образования. Водить трамвай можно с 21 года.
Обучение длится около полугода. Читают теоретический курс, затем практические занятия. Обещают стипендию, последующее трудоустройство после успешной сдачи экзаменов. Но первые Ваши самостоятельные поездки будут в виде стажировки под руководством опытного вагоновожатого.
Вас научат и ремонту трамвая и основам теории движения трамвая (коэффициенты сцепления, сцепной вес трамваев, силы, действующие на трамвай в движении по прямой и на кривых участках пути и прочие особенности).
Зачастую предприятия, готовящие водителей трамваев и троллейбусов, заключают со своими курсантами договор, по которому они после обучения обязаны отработать несколько лет на городском транспорте. Это делается для того, чтобы не зазря Вам выплачивали стипендию и тратили бюджетные деньги.
Требования к вагоновожатому такие же, как и к водителю автобуса и троллейбуса.
Я б в водители пошел
Прежде чем пойти учиться на водителя городского транспорта, нужно самому трезво оценить свои силы: работа водителем городского транспорта психологически тяжелая, физически напряженная. Вставать в рейсы нужно рано, сменный график работы, порой приходится ремонтировать транспорт прямо на дороге в неблагоприятных погодных условиях. Нужно следить и за дорогой и за пассажирами в салоне. Очень много специфики и мелких нюансов.
А так, если все с психикой и здоровьем нормально, почему бы и нет?! Если Вы любите часами колесить по родному городу, то это вариант для Вас. Совместите приятное с полезным, т.к. зарплата как у среднего менеджера 22-25 тыс. рублей.
Дмитриев Виталий, 01.04.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.