Вносим изменения в учётную политику организации
Внесение изменений в учетную политику
Похожие публикации
В каждой организации должна быть своя учетная политика, составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать – об этом расскажет наша статья.
Особые случаи, когда в течение года придется дополнить учетную политику
Учетная политика включает в себя ряд составляющих, поименованных в п. 4 ПБУ 1/2008. Перечислим их:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Остановимся на случаях, когда бухгалтер может столкнуться с необходимостью в течение года дополнить какую-либо отдельно взятую составляющую учетной политики.
Случай 1. В течение года в организации появились активы, бухучет которых не закреплен в учетной политике
Если организация впервые приобретает объект основных средств, он должен быть учтен. Какие разделы учетной политики следует дополнить?
- Рабочий план счетов дополняется необходимыми счетами, например, 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д.
Распространенная ошибка: в рабочем плане счетов отражены все бухгалтерские счета, предусмотренные планом счетов.
Следует помнить: в рабочем плане счетов отражаются только те бухгалтерские счета, которые непосредственно используются организацией.
В учетной политике появляется раздел «Бухгалтерский учет основных средств», где указывается, как формируется первоначальная стоимость, каким способом начисляется амортизация, и т.д.
Распространенная ошибка: в учетной политике прописывается порядок учета всех активов и обязательств, даже тех, которых нет в организации. Делается это на всякий случай или по причине использования типовой формы, взятой, например, из справочных систем.
Следует помнить: в учетной политике фиксируются способы ведения учета только тех активов и обязательств, которые имеются в конкретной организации.
Утвержденные организацией первичные учетные документы дополняются необходимыми формами, например, актом приема-передачи основных средств (можно использовать форму № ОС-1 1 ), инвентарной карточкой ( форма № ОС-6 1 ) и др.
Следует помнить: первичные учетные документы, применяемые организацией, должны быть утверждены в ее учетной политике. Это можно сделать двумя способами:
- или приложением к учетной политике,
- или отдельным приказом, ссылка на который содержится в учетной политике.
Случай 2. Контрагенты просят выставлять «первичку», отличную от той, которая утверждена в учетной политике организации
В данном случае достаточно дополнить учетную политику первичным учетным документом, который просит выставить контрагент. Обратите внимание: если организация будет выставлять «первичку», например, 10 числа, то приказ руководителя о внесении дополнений должен быть датирован не позднее 9 числа.
Следует помнить: если, наоборот, контрагент выставляет документ, отличный от того, который утвержден учетной политикой организации, его принимающей, то дополнять учетную политику не нужно.
Случай 3. Компания начала осуществлять ранее не осуществляемые операции, поэтому принято решение проводить инвентаризацию раз в месяц
В данном случае также следует дополнить учетную политику. То есть, например, с 1 мая в учетной политике должен быть прописан не только сам случай проведения инвентаризации, но и сроки и порядок ее проведения.
Следует помнить: в учетной политике не нужно закреплять способы проведения инвентаризации, которые являются обязательными на основании действующего законодательства.
Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации и пр.
И в заключение хочется напомнить, что составление учетной политики – это не право, а обязанность организации. Данный документ является объектом повышенного внимания контролирующих органов. Поэтому важно не просто рационально и грамотно составить учетную политику в начале деятельности организации, но и дополнять ее вовремя и по всем правилам.