Зачем России 33 миллиона бюджетников и чиновников?
«Откладывать реформу больше нельзя»: как Мишустин оптимизирует чиновников
«Трое будут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству», — комментируют эксперты наметившуюся в стране реформу системы госуправления. Михаил Мишустин с 1 января 2021 года начнет сокращение штатов в федеральных и территориальных органах исполнительной власти преимущественно за счет вакантных должностей. О том, что скрывается за новой административной реформой, с которой в свое время не справился Медведев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля Фото: government.ru
«ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля. «Откладывать реформу больше нельзя, — заявил он на совещании с вице-премьерами. — Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент». По словам Мишустина, кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил по ним кадровые решения.
Сокращение штатов в министерствах и региональных подразделениях составит от 5% до 10%, в том числе за счет вакантных должностей. В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных органах ведомств, в которых сегодня среднее количество вакансий — около 18%, решено сократить штат на 10%.
По словам источников «Коммерсанта», основной смысл данной реформы не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах. Дело в том, что с момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) стали сильно отличаться друг от друга, что мешает их взаимодействию, существенно разрослись и «обеспечивающие» подразделения. Остро стоит и проблема оплаты труда: у чиновников низкий оклад, зато высокий уровень премиальных. Основная суть реформы — прописать конкретные требования к формированию штатов органов исполнительной власти. Т. е. в зависимости от количества подчиненных рассчитают допустимое число начальников и помощников, а штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего. Особая численность штата для отдельных органов власти с отходом от нормативов возможна, но такую необходимость надо будет обосновывать перед комиссией по административной реформе.
После приведения в соответствие с указанными правилами только в аппарате правительства под сокращение могут попасть несколько десятков заместителей руководителей, в том числе 25 замминистров. Ожидается, что сокращения коснутся в основном незаполненных вакансий, которых на сегодня куда больше, чем заявленные Мишустиным 5–10%. По подсчетам «Коммерсанта», после реформы предельная численность сотрудников центральных аппаратов органов власти установится на уровне 22,8 тыс. человек (вместо нынешних 23,9 тыс.) и 302,8 тыс. в территориальных органах (336,5 тыс.). Отмечается, что в регионах сокращения могут идти чуть дольше заявленного трехмесячного срока. По информации издания, наибольшие в абсолютных цифрах сокращения в регионах придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.
Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на данные цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также снизится «ежемесячное денежное поощрение».
Еще в 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7% Фото: government.ru
«ЭКОНОМИЯ НЕ САМОЦЕЛЬ РЕФОРМЫ, ОЧЕВИДНО…»
Впервые об административной реформе как первом за последние годы плане реформирования ФОИВ заговорили еще в сентябре 2019-го. Данную тему неоднократно обсуждали в высоких залах, но пандемия и смена правительства в начале 2020-го сдвинули сроки преобразований.
Когда о реформе было объявлено осенью прошлого года, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказывала, что без сокращения госслужащих их зарплаты возможно проиндексировать только на уровень инфляции, а для увеличения зарплат всех чиновников до конкурентного уровня придется искать дополнительно 100 млрд рублей в год. «Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение зарплат гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заметила замглавы минфина.
Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова прошлой осенью говорила нашему изданию, что в Татарстане не ведется никакой работы по подготовке к сокращению чиновников в 2020 году. «Насколько нам известно, у указанной инициативы пока нет итогового решения. В правительстве Российской Федерации сообщили, что еще не определились с критериями реформы, поэтому говорить об этом рано. Соответственно, и на уровне республики подобной работы в данный момент не ведется», — сказала Галимова. А сегодня же уточнила, как появились официальные решения: «В республике вопрос регулирования штатного расписания и повышения эффективности деятельности органов государственной власти ведется системно и решается как за счет сокращения, так и за счет ротации».
Напомним, в России уже были попытки провести подобную реформу. В 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь отчасти — численность чиновников сократили на 7%. В апреле 2016-го стало известно, что тогда еще премьер-министр Медведев направил президенту письмо, в котором написал, что система госуправления в стране во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации, и призвал президента создать комиссию по совершенствованию данной системы.
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти Фото: «БИЗНЕС Online»
«НАГРУЗКА НА ПОДЧИНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗРАСТЕТ: ТРОЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПЯТЕРЫХ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на том, что масштаб перемен переоценивать не стоит. «На административную реформу это не тянет», — так считает, например, вице-президент Института современного развития Борис Макаренко. По его словам, реформа, скорее всего, ограничится сокращением вакантных мест и выводом на пенсию пожилых чиновников. Так думает и профессор КНИТУ политолог Владимир Беляев. По его мнению, количество чиновников «сократят» в первую очередь за счет пенсионеров и вакантных мест. «Это разовая кампанейщина, которая была уже не раз и не два. Нагрузка на подчиненных обязательно возрастет, только так всегда и бывает. Трое станут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству. Мелкие чиновники очень плохо живут и мало получают, — говорит Беляев. — Штат разбухает обратно после любых сокращений, и команда Мишустина тут вряд ли что-то сможет изменить».
«Судя по всему, причины у обнародованных подобных инициатив — что у сегодняшних, что у инициатив недельной давности — чисто информационные. Потому что в начале ноября для власти сложилась крайне неблагоприятная информационная картина, связанная с тем, что транзитные ожидания среди российского политического класса, элиты и политически активного меньшинства России предельно обострились», — объясняет причины появления административной реформы Мишустина директор центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.
По его словам, административная реформа на самом деле никакой реформой не является — это лишь чисто технический шаг, технические меры, которые даже если и будут реализованы, то ни к чему не приведут. «Это сигнал для бюрократии: ребята, расслабьтесь, никого серьезно резать не станут. Он сам сказал, что в федеральных органах власти число вакантных должностей — до 20 процентов, а резаться будет 5 процентов. То есть в 4 раза меньше, чем вакантных должностей! А в региональных органах власти, сказал он, вакантных должностей — 18 процентов, а сократят 10 процентов», — отмечает политолог. Все это, по словам нашего собеседника, говорит о том, что речь идет ни о какой не о реформе в том контексте, в каком высказался господин Мишустин, а о неполном сокращении незаполненных ставок. И названо все подобное реформой лишь для того, чтобы это все обсуждали и заполняли информационную повестку.
«В принципе, общая тенденция, которая здесь просматривается, — это цифровизация. То есть онлайн-работа, онлайн-методы, особенно в эпоху коронавируса, показали, что какое-то присутствие людей (на рабочем месте — прим. ред.) зачастую не требуется, иногда кого-то можно сократить. Электронный документооборот постепенно замещает „офлайновый“ и так далее. То есть новые технологии помогают оптимизировать и освобождают рабочие места, как во всех отраслях промышленности, — отмечает политолог, политтехнолог Олег Матвейчев. — На самом деле количество чиновников в России на душу населения меньше, чем в других странах — и в Америке, и в Европе, и даже в Китае. Поэтому в данном смысле не получилось бы так, что будет даже недостаток служащих и что мы сократим, а потом граждане не смогут получить госуслугу вовремя. Не нужно бездумно увлекаться всякими сокращениями».
Но в целом же данное начинание целиком укладывается в «стиль современного премьера-технократа», который ставит во главу угла сокращение расходов и прочую оптимизацию. «Над Мишустиным огромное бремя и ответственность. Ему нужно крепко держать руль в условиях все еще высокой волны коронавируса, как-то перезапускать национальные проекты. Поэтому премьер как человек, умеющий считать деньги и ресурсы, делает это», — говорит Макаренко.
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти. «Это значит, что Мишустин опытный чиновник и знает все уловки», — считает эксперт. По словам Макаренко, правительство сможет хорошо проконтролировать сокращение в центральных аппаратах, но до региональных подразделений им дотянуться будет труднее. С другой стороны, региональные отделения, как правило, очень немногочисленны по составу.
То, что чиновники плохо поддаются сокращению, — беда каждой такой реформы, которые проводятся регулярно еще с советских времен. Но правительство Мишустина выгодно отличается тем, что за время «коронакризиса» набило руку на том, чтобы не только раздавать, но и контролировать исполнение поручений. Поэтому не исключено, что данная реформа будет более эффективна, чем предыдущие, считает политолог.
Сопоставимо с Германией
Россия является крупным и значимым рынком для международных фармпроизводителей. Это подтверждают, к примеру, отчеты американской AbbVie о передаче ценностей специалистам здравоохранения в разных странах.
В России она выплатила в 2017 году как минимум 557 российским врачам почти 54 млн руб. При этом подробно раскрываются лишь платежи 126 специалистам на 8,6 млн руб. В Германии фармпроизводитель перечислил 1,4 тыс. врачам €1,5 млн, что соответствует 99 млн руб. по среднему курсу ЦБ за прошлый год. В немецком отчете детализированы выплаты 796 специалистам на €1,1 млн (72,6 млн руб.). В Финляндии AbbVie заплатила в 2017 году 309 врачам €328 тыс. (21,7 млн руб.), из них подробно расписаны взаимоотношения с 295 специалистами, получившими €321 тыс. (21,2 млн руб.). В Польше компания профинансировала 210 врачей, из которых 80 дали согласие на подробное раскрытие информации. Выплаты составили 289 тыс. и 164 тыс. злотых, что соответствует 4,5 млн и 2,5 млн руб.
Стало известно, на сколько повысят зарплаты бюджетникам в 2020 году
В следующем году зарплаты российских бюджетников будут проиндексированы на 5,4%. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на первого вице-премьера и главу Минфина Антона Силуанова.
По его словам, бюджет на 2020 год составлен таким образом, чтобы инфляция «не съедала» зарплаты и пенсии россиян. Рост инфляции по итогам следующего года предполагается на уровне 3–4%, добавил министр.
В продолжение Силуанов отметил, что за последние шесть лет зарплаты в бюджетной сфере совершили «существенный скачок». Так, врачи должны получать «и получают в среднем» две средние зарплаты, а учителя — не менее средней заработной платы по региону. Такие пропорции заложены в бюджете, проект которого будет рассматриваться в Госдуме 23 октября.
Напомним, еще в мае 2012 года Владимир Путин поручил повысить зарплаты учителей, соцработников, а также младшего и среднего медперсонала до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты научных работников, преподавателей вузов и врачей — до 200%.
Ранее сообщалось, что с 1 октября 2019 года зарплаты работников бюджетной сферы выросли на 4,3%.
Почему оклад учителя оказался ниже МРОТ?
Низкие оклады — одна из самых наболевших проблем для учителей. Известно, что подавляющее большинство школ сегодня финансируется из местных бюджетов. В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.
На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?
Как вообще рассчитывается зарплата чиновников и работников бюджетных учреждений?
В 2016 году в России был принят специальный закон. По нему зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственных учреждений привязывается к средней оплате труда на предприятии. Для учреждений, которые финансируются из российской казны, соотношение устанавливает Правительство РФ, для краевых учреждений — местные власти.
Максимально возможное превышение зарплаты руководства и средней зарплаты устанавливается законами страны и местными. По последним поправкам, уровень зарплаты руководства государственных учреждений Красноярского края максимум может быть выше средней зарплаты на предприятии в 6 раз.
СЮЖЕТ
По данным статистиков, в 2018 году средняя заработная плата в крае составила 44,7 тысячи. Зарплата работников коммерческой сферы на 20% выше, чем в бюджетном секторе. В конце 2018 года, по оценкам статистиков, средняя зарплата в Красноярске составила 50 тысяч рублей, в муниципальных учреждениях — около 35 тысяч.
Скачивайте наши приложения в App Store и Google Play.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber , SMS)