Основные полномочия органов федеральной инспекции труда
Защита прав работников. Часть 32
Статья 352 ТК РФ гласит, что каждый вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таких способов несколько, в частности — самозащита работниками трудовых прав. Но эти их права должно защищать и государство.
16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Самозащита работниками трудовых прав (глава 59 ТК РФ)
В целях самозащиты трудовых прав работник, в письменной форме известив работодателя, или его представителя, или своего непосредственного руководителя, может защищать свои права, отказавшись выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором или непосредственно угрожающую его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными ФЗ (ст. 379 ТК РФ).
На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель или его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА,
содержащих нормы трудового права
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). К числу основных способов защиты трудовых прав работников (ст. 352 ТК РФ) относится государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (далее — НПА), соответствующими органами. Таким органом является федеральная инспекция труда (далее — ФИТ). Федеральный госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА осуществляется ФИТ в порядке, установленном правительством РФ (ст. 352 и ст. 353 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, и его территориальных органов (госинспекций труда). Функции ФИТ выполняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Руководство деятельностью ФИТ осуществляет главный госинспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ (ст. 354 ТК РФ). Территориальными органами Роструда по госнадзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных НПА являются госинспекции труда в субъектах Федерации.
Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, должны не зависеть от госорганов, должностных лиц и подчиняться только закону (ст. 359 ТК РФ). Деятельность ФИТ и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ).
Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из ст. 18 Конституции РФ. Право на государственную защиту прав и свобод гарантируется ст. 45 Конституции Рф.
Принцип законности обязывает госинспекторов труда в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, ФЗ, иными НПА. Действия работодателей и работников должны оцениваться только с точки зрения соблюдения ими требований трудового законодательства.
Принцип объективности требует от госинспекторов труда добросовестно, тщательно, всесторонне и беспристрастно выяснять обстоятельства, связанные с нарушениями трудовых прав работников. Собранные в результате проверки материалы дела должны содержать набор доказательств, достаточный для вынесения инспектором объективного решения.
Принцип независимости получил развитие в ст. 359 ТК РФ и основан на ст. 6 Конвенции МОТ № 81: госинспекторы труда независимы от любых изменений или любого внешнего влияния.
Основываясь на принципе гласности, ФИТ готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и в установленном порядке представляет их президенту и правительству РФ, а также Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Основные задачи ФИТ (ст. 355 ТК РФ) в соответствии с положениями ст. 3 Конвенции МОТ № 81: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных НПА; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных НПА; доведение до сведения соответствующих органов власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных НПА.
ФИТ реализует следующие основные полномочия:
— осуществляет госнадзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных НПА посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий (предоставленных ст. 23.12 КоАП РФ). Должностные лица ФИТ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях (предусмотренных статьями 5.27 — 5.34 КоАП РФ), принимать решение о назначении административного наказания; в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ — составлять протоколы об административных правонарушениях (предусмотренных статьями 5.27, 17.7, 17.9, 19.4 — 19.7, 19.26, 20.25 КоАП РФ) и другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с ФЗ и иными НПА;
— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры к их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных НПА, готовит предложения по их совершенствованию (публикует в докладе);
— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
— принимает меры к привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных НПА, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах и информации о влиянии применяемых технологий, материалов и методов на здоровье и безопасность работников;
— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, нужную для выполнения возложенных на нее задач;
— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы, иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры к устранению нарушений и восстановлению прав;
— информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных НПА, информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, разъясняет трудовые права граждан;
— проверяет реализацию прав работников на обеспечение по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
— направляет представление о приостановке аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение законодательства о СОУТ, в национальный орган по аккредитации;
— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере труда, предложение аннулировать сертификат эксперта на право проведения СОУТ в связи с тем, что этот эксперт допускает нарушения законодательства о СОУТ;
— направляет в соответствующие органы власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии), злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных НПА;
— иные полномочия в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ.
Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России