Профессия педагог заочное обучение и его особенности
Профессия педагог заочное обучение и его особенности
Дошкольный возраст – мир сказки, мир детства. Профессия воспитателя одна из почетных и ответственных профессий. Воспитатель – это музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.
Профессия воспитатель особенная, она выделяется среди всех других своей многогранностью, многозадачностью и, что особенно важно, «судьбоносностью».
Содержание работы: воспитатель работает с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада специализируется на воспитании детей в возрасте 3-7 лет. В обязанности воспитателя входит надзор за детьми на протяжении всего их пребывания в детском саду. Помимо этого на него возложены функции по дошкольному обучению, организацией детского досуга, прогулок, своевременного питания и сна. В случае возникновения каких-либо проблем у ребенка, воспитатель обязан информировать об этом его родителей. К каждому воспитателю прикреплена определённая группа детей примерно одного возраста. Пока они находятся в детском саду, воспитатель несет ответственность за их жизнь и здоровье
Необходимо знать возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Профессионально важные качества:
- наблюдательность;
- отзывчивость;
- внимательность;
- терпеливость;
- коммуникативные способности.
Тип и класс профессии
Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения относится к типу «Человек — Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа педагога ДОУ связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой заболеваний человека. Поэтому педагогу ДОУ важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости.
Профессия педагога ДОУ относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом литературы, исследованиями, планированием и контролем, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Развитие ребенка в значительной степени зависит от состояния его здоровья, поэтому забота о состоянии здоровья детей в дошкольных учреждениях, выполнение всех режимных мероприятий — еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения — входят в основную обязанность воспитателя. Воспитатель должен также настойчиво, терпеливо и спокойно вырабатывать у детей культурно-гигиенические привычки. Воспитатель общается и с родителями детей, для которых он часто становится авторитетом и помощником в воспитании их детей.
Работает в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро — вечер).
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный воспитатель должен знать:
-требования к организации оздоровительно — воспитательной работы с дошкольниками;
-основы педагогики, психологии и методик,
— примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
-правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;
— взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
— принципы обучения и воспитания;
— особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;
-формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
— психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
— понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
— особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
— средства контроля и оценки качества образования;
— психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Должен уметь:
— работать с детьми;
— находить индивидуальный подход к разным детям;
-проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность;
— хорошо распределять и быстро переключать внимание,
— сохранять выдержку и самообладание, действовать уверенно в любых ситуациях.
— находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
— ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве воспитателя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- интерес к педагогике,
- интерес к методикам,
- владение основами педагогического мастерства,
- точная мелкая моторика (ловкость и координация движений),
- выраженная склонность к работе в сфере общения,
- склонность к управленческой работе,
- склонность к работе с информацией,
- активность и физическая подвижность,
- эмоциональная устойчивость.
Условия труда
Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.
Место работы: муниципальные, ведомственные, частные детские сады, центры педагогической поддержки детей и родителей, департаменты образования, ресурсные центры.
Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т.д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7-00 до 13-00, другой с 13-00 до 19-00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).
Условия оплаты труда воспитателя определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для воспитателей дошкольных учреждений:
— нервные и психические заболевания;
— нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
— заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
— устойчивые нарушения зрения и слуха;
— хронические инфекционные кожно-венерические заболевания;
Для педагогов ДОУ так же недопустимы:
— нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
— рассеянность и безответственность;
— тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.
Базовое образование:
Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения требует получения высшего педагогического образования в образовательном учреждении.
Области применения профессии:
Воспитатели дошкольного образования могут работать в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
— управленческая – методист, заведующий в разных видах дошкольных образовательных учреждений, специалист в департаменте образования;
— педагогическая – воспитатель, методист в разных видах дошкольных образовательных и дополнительных учреждений, семейный педагог – в центрах педагогической поддержки детей и родителей;
— культурно-просветительская деятельность — в ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в центрах педагогической поддержки детей и родителей;
— преподавательская – преподаватель в педагогическом колледже.
Преподавание – очень ответственное занятие. Именно учитель, в тандеме с родителями, вкладывает в головы молодого поколения знания, воспитывает нравственные качества, формирует мировоззрение.
Профессия учителя всегда востребована в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, колледжах, техникумах и вузах. Кроме того, можно стать преподавателем частных курсов или репетитором.
Плюсы
Работать учителем — это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель — развивать и развиваться самому. Того кто, выбрал эту профессию ждет:
- работа с людьми;
- возможность постоянного профессионального роста;
- простор для творчества в процессе обучения;
- возможность развертывать собственные программы и методики;
- длительный оплачиваемый отпуск в летнее время;
- возможность дополнительного заработка частными уроками;
- эмоциональная отдача от учеников и их близких.
Особенности профессии
Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.
«Особые» дети
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.
Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.
Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.
Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.
Альтернативные школы
Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.
Карьера педагога
Работа учителем – нелегкий труд, предполагающий постоянный рост. Как и у любой другой профессии, у нее есть свои минусы:
- сравнительно невысокая зарплата;
- необходимость готовиться к каждому рабочему дню;
- много письменной работы и отчетности.
Но тот, кто занимается любимым делом, найдет и немало плюсов:
- радость от успехов своих учеников, ведь работа с детьми и молодежью заряжает энергией и оптимизмом;
- возможность работать в первой половине дня, а вторую посвящать семье;
- длительный отпуск летом;
- возможность дополнительного заработка в качестве репетитора.
Педагог, который выбрал школу или вуз, может идти вверх по карьерной лестнице: стать завучем, завкафедры, замдекана, или директором.
Те, кто решили заниматься преподаванием частным образом, могут со временем открыть собственные курсы по своему предмету и учить всех желающих. Большим спросом сейчас пользуются курсы английского языка для детей и взрослых, курсы подготовки к школе или поступлению в вуз.
Педагог – это не только школьный учитель. Вариантов возможной карьеры очень много. Нужно лишь найти то, чем именно хочется заниматься в жизни.
Как поступить на педагога
Чтобы поступить на «заочку», выпускнику 11 класса нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию или истории. Уточнить список требуемых предметов, как и пороговый суммарный балл, можно в приемной комиссии выбранного вуза.
По классической программе нужно будет явиться в учебное заведение для прохождения собеседования и внутренних испытаний. Если это программа с применением ДОТ, личной явки может и не потребоваться. Это реальная возможность пройти обучение на педагога в Москве, не выезжая из родного города.
После отправки документов и сдачи обязательных вступительных экзаменов, останется только оплатить учебу и получить доступ в личный кабинет. Сроки подготовки на «заочке» — от 4,5 лет на бакалавриате после школы (для выпускников колледжей этот период может сократиться за счет взаимозачета уже пройденных дисциплин).
Востребованность и карьера учителя
Куда лучше пойти учиться на учителя — дело выбора. В перспективе всех с удовольствием примут на работу в школу, где со временем можно будет повысить категорию, реализовать творческие идеи участием в профессиональных конкурсах, заслужить хорошей работой не только звания, но и уважение учеников.
Из учителей выходят и директора школ, и сотрудники отделов образования, и преподаватели вузов и сузов. Все зависит от личных стремлений. Профессиональные амбиции учителя не столько подталкивают к карьерному росту, сколько стремятся к повышению знаний подопечных.