Какими качествами должен обладать хороший воспитатель?
Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.
Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.
Образование (что надо знать?)
Чтобы стать воспитателем в детском саду, требуется среднее образование, получить которое можно, окончив педагогический колледж или училище. Но для работы с детьми предпочтительнее наличие высшего педагогического образования. Необходимо получить знания в психологии и педагогике. Любому педагогу желательно овладеть некоторыми простыми упражнениями, чтобы использовать их для физического развития малышей.
Для усовершенствования навыков и приобретения новых знаний необходимо посещать курсы повышения квалификации, семинары и обмениваться опытом с коллегами других дошкольных организаций. Базовые знания ПК только приветствуются и помогут воспитателю найти и усвоить любую информацию, которая позволит лучше справиться с работой.
Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?
Самое главное было всегда и будет всегда – это любовь к детям, к своей профессии. В детском саду главное это создание психологического комфорта для детей. Конечно, ребенка необходимо подготовить к школе, дать знания, многому научить. Но если ребенку не комфортно в детском саду, то и обучение не даст должных результатов. Воспитатель должен осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывать его физическое состояние , уровень умственного развития.
Размер заработной платы в зависимости от региона
Несмотря на востребованность профессии, многие люди отказываются от работы, так как получают доход ниже среднего. Какой является средняя зарплата по России, узнаем далее.
Средняя зарплата сотрудника детского сада по России за 2020 год составила 32840 рублей. Эта сумма ниже, чем средний доход московских и Санкт-Петербургских воспитателей, но в 1,5 раза выше, чем во множестве отдаленных регионов России. В некоторых городах страны зарплата сотрудника детского сада может достигать 4000 тысяч рублей, что даже ниже величины прожиточного минимума. Рассмотрим данные по нескольким городам России в таблице.
Наименование города | Среднемесячный доход в рублях |
Москва | От 8 до 40 тысяч |
Московская область | 14 тысяч |
Санкт-Петербург | От 8 до 40 тысяч |
Пермь | От 11 до 13 тысяч |
Краснодар | 13 тысяч |
Симферополь | От 10 до 12 тысяч |
Севастополь | 19 тысяч |
Екатеринбург | От 16 до 17 тысяч |
Рязань | 14 тысяч |
Пенза | От 15 до 25 тысяч |
Поселки, деревни, ПГТ | От 10 до 15 тысяч |
В таблице указан средний доход воспитателя по стране за 2020 год.
Если данные, приведенные в таблице – это зарплата полноценного опытного сотрудника, то сколько зарабатывает воспитатель в детском саду в России в 2020 году на должности помощника? Кто может работать на этой должности?
Как правило, помощниками идут либо студенты педагогических университетов, либо женщины с педагогическим образованием, желающие найти небольшую подработку за дополнительную плату. В детских садах Москвы и Московской области на этой должности можно заработать не более 10 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге около 7 тысяч, в городах Краснодарского края не больше 8 тысяч рублей.
Для справки! Помощник воспитателя, подрабатывающий в частном садике, может зарабатывать в месяц до 25 тысяч рублей в зависимости от финансовой политики самого сада. Нередко времени на работу затрачивается больше, нежели в государственных дошкольных учреждениях, но и оклад получается значительно выше.
Более высокий доход имеют заместители заведующих по ВМР. Самые большие суммы получают москвичи, чей оклад составляет около 50 тысяч рублей на момент 2020 года.
Также существует еще одна достаточно хорошо оплачиваемая должность – воспитатель в интернатах. Среднемесячный доход превышает 25 тысяч рублей, но и работа требует немалых усилий. Поэтому, узнаем, какими качествами должен обладать хороший воспитатель, а также какие имеются достоинства и недостатки этой профессии.
Какими качествами должен обладать воспитатель?
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:
- Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
- Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.
- Педагогический оптимизм.
Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.
- Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.
Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.
В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.
- Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.
- Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.
Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.
Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.
Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Установленные квалификационные требования
Умения, без которых специалисту дошкольного учреждения не обойтись:
- проводить различные мероприятия для детей раннего возраста, конструирования ситуаций для познания окружающего мира путем разных методик, организация игрового пространства;
- использовать различные методики в образовательном процессе (психологическую, физическую, личностную), направленные на развитие и становление детей;
- умение проводить анализ оценки деятельности детей, уровень их подготовки, формирование необходимых качеств и умений;
- применять игровую методику, направленную как на индивидуальную игру, так и на коллективную, а также исследовательскую, помогающую приобретать новые знания;
- помогать родителям, оказывая поддержку и советы в воспитании детей, искать индивидуальный подход к каждой ситуации;
- быть компетентным, создавать проекты проведения образовательного процесса.
Знания для воспитателя детского сада, которые необходимы в профессиональной деятельности:
- понимание образовательного процесса, постановка работы с детьми раннего возраста;
- основы психологии и умения их применять;
- знания классической системы преподавания, применение нововведений в системе;
- закономерности в развитии детей;
- понимание становления и развития учащихся дошкольного заведения;
- регулировка физического и личностного развития детей.
К дополнительным требованиям относят следование нравственным и правовым аспектам при осуществлении образовательных мероприятий.
Соблюдение этических норм является неотъемлемым качеством воспитателя, ведь от этого зависит насколько дети будут готовы довериться, а от доверия процесс воспитания будет проходить легко и эффективно.
Почему я выбрала профессию воспитатель? Когда педагоги с огромным стажем работы рассказывают о преимуществах своей работы, то предлагают молодым людям хорошо обдумать, прежде чем стать воспитателем. Ведь ему придется проводить много времени с детьми, читать им, заплетать косички и убирать за ними. Отличная работа для молодой мамы, но сама профессия очень сложная. Часто девушки, получившие подобное образование, сталкиваются со многими трудностями, ведь в институтах не учат, что нужно будет помогать ребенку сходить в туалет, или тому, как понять, что у малыша болит живот, если самостоятельно сказать об этом он не может.
Нужно учить детей находить компромиссы в общении между собой, иногда воспитателю приходится учить их пониманию в отношениях с родителями, что иногда бывает очень сложно, а в некоторых случаях нереально.
Поэтому можно написать в эссе «Почему я выбрала профессию воспитателя», что дорога открыта только для людей, которые любят детей и вдохновляются ими, обладают качествами актеров-фантазеров. Если человек миролюбив и полностью открыт для общения, то работа принесет ему только удовольствие.
Стоит ли учиться на воспитателя — плюсы и минусы профессии
До 80% представителей сотрудников детского сада поступают на работу, чтобы получить место для своего ребёнка. Привлекает эта работа ежегодным отпуском сроком в 56 дней и социальными гарантиями.
Несмотря на требования к деятельности воспитателя и на то, что он должен уметь многое, всё больше появляется желающих работать с малышами.
По отзывам родителей, настоящие воспитатели, в первую очередь, любят детей и делают всё для их развития.
Но не все, в силу своего характера и темперамента, могут привыкнуть к особенностям педагогической деятельности, поэтому нужно взвешенно принимать решение, будет ли выпускник школы учиться на воспитателя.