Ответственность виновника дтп
Статистика показывает, что более чем в 11% ДТП на российских дорогах, в которых есть погибшие и пострадавшие, хотя бы один из участников аварии скрылся с места происшествия. Нередко от наказания пытаются убежать и виновники куда более легких транспортных инцидентов, даже тех, которые легко покрываются страховкой ОСАГО. В некоторых российских регионах, например, Омской и Пермской областях, факт сокрытия с места правонарушения фиксируется в каждой 4-5 аварии. И эти цифры с каждым годом растут. Что же делать, если виновный в ДТП скрылся?
Чем тяжелее авария, тем чаще ее виновники пытаются скрыться
Как не лишиться свободы на 15 лет
Мировое сообщество совершенно не случайно озаботилось этой проблемой. По данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности дорожного движения 2008 года, более 1,2 миллиона человек ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и еще, по разным подсчетам, от 20 до 50 миллионов получает травмы. Почти половина случаев смерти в результате ДТП приходилась на долю пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.
С тех пор ситуация ухудшилась. В 2019 году на дорогах планеты погибло уже более 1,4 миллиона человек…
Такова печальная статистика, и Россия здесь не исключение. В прошлом году каждый день на всей территории нашей страны происходило 450 аварий, в которых погибали 46 человек и 577 получали травмы.
И хотя в 2019 году отмечалось снижение количества ДТП по сравнению с 2018-м, причины аварий с печальным исходом остаются прежними, отмечают сотрудники ГИБДД. Причем нарушают все участники дорожного движения. Среди водителей наиболее распространен, в частности, неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности при проезде перекрестков, нарушение правил проезда пешеходных переходов, выезд на полосу встречного движения, несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение требований сигнала светофора, превышение скорости движения, нарушение правил обгона, управление в состоянии алкогольного опьянения.
Не отстают и пешеходы. На их счету каждое десятое ДТП. Причины: переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, движение по обочине с правой стороны, несоблюдение требований безопасности при переходе, переход дороги без учета погодных условий.
Более 48 тысяч происшествий, в результате чего погибло почти четыре с половиной тысячи человек и пострадало еще более 60 тысяч, произошло из-за неудовлетворительных дорожных условий: отсутствия или плохой различимости горизонтальной разметки проезжей части, недостатков содержания или отсутствия пешеходных ограждений, неправильного применения либо плохой видимости дорожных знаков. А это уже вина дорожных служб.
Наказание
По данным ВОЗ, Россия по количеству погибших на дорогах находится на 72-м месте из 175 стран, участвовавших в исследованиях. Но как бы ни снижались цифры умерших и получивших увечья и травмы в ДТП, данные все равно ужасающие. Что же ждет виновника ДТП, в котором зафиксированы травмы или смерть потерпевших?
Естественно, степень вины и меру наказания определяет суд, руководствуясь нормами статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Но каждому виновнику ДТП необходимо помнить: уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние и тяжелые повреждения или кто-то погиб.
Так, если водитель любого механического транспортного средства (ТС) нарушил ПДД или правила его эксплуатации, что привело по неосторожности к причинению тяжкого вреда здоровью человека, его ждет ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Наказание может оказаться гораздо жестче, если виновник ДТП был пьян или покинул место аварии: принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Если же зафиксирована смерть человека, виновник аварии наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Если зафиксировано опьянение или побег с места ДТП, то виновник может лишиться свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Еще жестче наказание, если в ДТП погибло двое или большее количество участников дорожного происшествия: принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.
Опьянение или оставление места преступления грозят виновнику лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Во всех перечисленных случаях закон предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Стоит добавить, что в Уголовном кодексе РФ есть статья 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями».
По данным ГИБДД, доля аварий из-за эксплуатации технически неисправных ТС является весьма значительной. В 2019 году таковых зарегистрировано 6734, в них погибли 1107 человек и ранены 9789.
Наказания здесь тоже внушительные: штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
В случае смерти человека или сразу нескольких виновный может быть наказан принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Зарубежный опыт
Разработка и эффективное соблюдение законодательства имеют важнейшее значение для наведения порядка в сфере безопасности дорожного движения, считают во Всемирной организации здравоохранения. Но каждая страна выстраивает правовое поле в этой области по-своему. И, судя по всему, наказание при ДТП с жертвами или смертельным исходом в России — одно из самых мягких в мире.
В Китае, например, при особо тяжких происшествиях их виновник может поплатиться своей жизнью — там предусматривается смертная казнь.
Во Франции, если ДТП, совершенное водителем в состоянии опьянения, имело тяжелые последствия, штраф может достигать 150 тысяч евро и это помимо тюремного срока от десяти лет.
В Германии водитель, совершивший ДТП со смертельным исходом, может попасть за решетку пожизненно, а машину квалифицируют как орудие убийства.
В США квалификация причинения смерти человеку в результате ДТП может отличаться в зависимости от конкретного штата. Например, в Нью-Йорке причинение смерти человеку из-за грубого нарушения правил дорожного движения может быть приравнено к тяжкому убийству второй степени, а в Калифорнии такое деяние может быть квалифицировано как непреднамеренное убийство.
Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП
Андрей Симонов* отдал свою Toyota Avensis другу Юрию Малинину* на время. Он передал ключи и документы, но никаких бумаг они не составили. Вечером 21 августа 2018-го на чужой иномарке Малинин попал в ДТП – въехал в машину, которая остановилась на светофоре. Это была Toyota RAV4 Степана Михайлова*. Сотрудники ГИБДД решили, что виноват в аварии именно Малинин, так как он не выдержал безопасную дистанцию между легковушками. Выяснилось, что авто Симонова не было застраховано. Добровольно деньги на ремонт пострадавшему виновник аварии не выплатил, поэтому Михайлову пришлось сначала провести независимую оценку повреждений, а потом обратиться в суд.
Кто отвечает за ДТП?
Изначально он пошел с иском к Малинину, то есть виновнику ДТП, и просил взыскать с него деньги на восстановление авто (208 000 руб.), затраты на проведение независимой экспертизы (4 000 руб.), компенсацию морального вреда (50 000 руб.) и прочие расходы (на оплату госпошлины и почтовые отправления). Но потом истец заменил ответчика на Симонова, владельца машины. А мужчину, который устроил столкновение, привлекли по делу в качестве третьего лица. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу. Согласно ее заключению, на ремонт Toyota RAV4 уйдет 162 000 руб. Тогда Михайлов снизил размер требований, с хозяина иномарки он хотел получить в общей сложности 199 000 руб. (за ремонт и утрату товарной стоимости машины).
Сланцевский горсуд Ленинградской области решил, что причиненный в аварии ущерб в силу ст. 1064 ГК («Общие основания ответственности за причинение вреда») должен возмещать виновник столкновения. Симонов доверил ему машину вместе с ключами и документами. Следовательно, в момент ДТП Малинин владел авто на законных основаниях, поэтому отвечать за ущерб должен он. И первая инстанция отказала в иске, так как ответчик по делу был ненадлежащий (дело № 2-42/2019).
А вот апелляция заключила, что перед пострадавшим должен отвечать именно владелец автомобиля. По мнению апелляции, одной передачи ключей недостаточно – для законного владения Малинину не хватало юридического оформления передачи иномарки (доверенности, договора аренды или другого распоряжения). Суд взыскал с собственника авто стоимость ремонта (162 000 руб.), утрату товарной стоимости машины (8800 руб.) и судебные расходы (35 000 руб.). Кассация поддержала доводы первой инстанции. Определение апелляции она отменила, а решение Сланцевского городского суда Ленинградской области оставила в силе. Тогда Михайлов обратился в Верховный суд. В кассационной жалобе он указал, что владелец только отдал машину в пользование, но не передавал право владения, то есть отвечать за ДТП должен все-таки Симонов.
Собственник и владелец. В чем разница?
Дело № 33-КГ21-1-К3 26 апреля рассмотрела тройка судей под председательством Елены Гетман. На заседание в ВС пришли сам Михайлов и адвокат Симонова Тихон Колесник. Сначала Михайлов рассказал о том, как произошло ДТП: он ехал вместе с семьей в машине, остановился на красный свет, а спустя несколько секунд сзади в него въехал Малинин. Председательствующая в процессе поинтересовалась, почему он решил изменить ответчика.
– Сначала я не знал, кто собственник. Я думал, что он [Малинин] собственник. Когда на первом заседании суда выяснилось, что он не собственник, судья мне говорит: «Вы подумайте, вы должны правильно выбрать ответчика». И мы [с представителем] решили поменять ответчика, – объяснил кассатор.
– Вы осознанно исходили из того, что собственник является тем лицом, которое должно отвечать? Есть понятия законного владельца и собственника. Они могут не совпадать, – отметила Гетман.
Михайлов объяснил свою позицию: тот, кому передан автомобиль, может стать законным владельцем. Но для этого он должен, например, застраховать машину. Или собственник и водитель должны заключить договор, составить доверенность. «То есть письменное свидетельство передачи», – отметила Гетман.
– Передача авто, которая происходит по устному соглашению, превращает водителя в законного владельца?
– Нет, – однозначно заявил Михайлов.
Тогда вопросы возникли у судьи ВС Вячеслава Горшкова. Он поинтересовался, кто, по мнению кассатора, должен выплачивать ущерб от ДТП, если автомобиль был угнанный. «Тот, кто совершил ДТП», – ответил Михайлов.
– А в чем разница? – спросил Горшков.
– Собственник не виноват, без его воли автомобиль угнали.
Колесник парировал, что в момент ДТП владел машиной Малинин, а не его доверитель. «Как сделать вывод, что человеку передали полномочия не пользования, а владения?» – этот вопрос Горшков задал уже представителю Симонова. Он рассказал, что если машиной управляет кто-то другой, то он и становится ее владельцем.
Горшков спросил, возместили в итоге пострадавшему ущерб или нет. Михайлов рассказал, что после решения областного суда он обратился к судебным приставам, они успели взыскать 13 000 руб., а после этого кассация отменила решение апелляции. Пострадавший в ДТП указал, что с момента столкновения прошло уже несколько лет. За это время он потратился на представителя, экспертизы, но так и не смог вернуть стоимость ремонта. «И вот в чем я виноват?!» – негодовал Михайлов.
После этого тройка удалилась в совещательную комнату. Спустя полчаса Горшков озвучил решение коллегии: определение кассации отменить, а дело вернуть в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Иск к обоим ответчикам
Алексей Тё, заместитель руководителя БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (включая споры) группа Страховое право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 12 место По количеству юристов 14 место По выручке 19 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × видит в деле стратегическую ошибку самого истца и его представителя. В подобных случаях, говорит эксперт, необходимо предъявлять иск к обоим ответчикам – как к собственнику автомобиля, так и к лицу, непосредственно причинившему вред. Тё полагает, что, возможно, ошибку допустила и первая инстанция, которая в силу п. 3 ст. 40 ГПК («Участие в деле нескольких истцов или ответчиков») могла привлечь виновника аварии в качестве соответчика по своей инициативе.
Суды первой и кассационной инстанций, посчитав, что законным владельцем автомобиля является водитель, очевидно, не учли отсутствие какого-либо юридического оформления факта передачи прав на автомобиль. Как минимум таким подтверждением мог быть полис ОСАГО, выписанный на Юрия Малинина*.
Алексей Тё, заместитель руководителя БА Де-юре
С позицией коллеги согласился Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . По его мнению, в подобных делах нужно учитывать поведение собственника авто до его передачи непосредственному виновнику, письменное оформление таких взаимоотношений, общение и переписку между ними. Тё продолжил, что схожий спор ВС рассмотрел в прошлом году (дело № 78-КГ20-18). Тогда владелец машины разрешил сесть за руль человеку без прав, не вписанному в страховку. Суды отказали в удовлетворении иска к собственнику авто. Но ВС указал, что следовало выяснить, было ли осмотрительным и ответственным его поведение при передаче машины.
* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.
Если в аварии есть пострадавшие, а у водителя, причинившего вред, отсутствует полис ОСАГО, то получить компенсацию (компенсационную выплату) за нанесение вреда здоровью можно в РСА. В случае гибели водителя, с соответствующим заявлением в РСА могут обратиться родственники пострадавшей стороны.
Решить вопросы ДТП в согласии с тем, у кого нет полиса ОСАГО, удается далеко не всегда. Недобросовестные водители, пренебрегающее законами и умышленно отказывающиеся от покупки полиса ОСАГО, желая сэкономить, как правило, не хотят платить и за последствия аварии.
Случается, что, написав расписку, виновник ДТП… пропадает. Потерпевшему необходимо обратиться к независимым экспертам для того, чтобы точно оценить сумму ущерба в результате ДТП. Затем он может обратиться в суд с иском, предоставив данные об участниках ДТП (ФИО и паспортные данные), справку о ДТП, постановление о виновности участника ДТП. В последствии все расходы, в т.ч. судебные издержки, должен возместить виновник аварии.
Ответственность за причинение среднего вреда здоровью при ДТП
Существует три разновидности ответственности, которая наступает в случае причинения вреда здоровью при ДТП:
- О гражданско-правовой ответственности можно говорить в тех случаях, когда в аварии повреждены только автомобили. Подразумевает выплату штрафа виновником ДТП и имущественное возмещение ущерба пострадавшему.
О штрафах за ДТП читайте в этой статье https://roadadvice.club/3382-razmery-shtrafov-za-dtp-v-year-godu-stati-kodeksa-diapazon-shtrafov-prakticheskie-situatsii
Административная ответственность
Средняя тяжесть вреда здоровью при ДТП влечет за собой гражданско-правовую или административную ответственность, но если ДТП закончилось летальным исходом, то наступает уже уголовная ответственность.
Если говорить об административной ответственности, то в качестве наказания водителя лишат водительских прав, но на срок не более, чем 24 месяца. В отдельных случаях суд присуждает выплату административного штрафа виновнику ДТП. Это случается тогда, когда пострадавшему нанесен не слишком значительный урон. Если после ДТП кто-то из пострадавших скончался, то речь будет идти уже об уголовной ответственности.
При нанесении среднего вреда здоровью основанием для наказания виновника ДТП выступает статья 12.24 КоАП РФ.
Как показывает судебная практика, в большинстве случаев виновники ДТП, из-за которых пострадавшая сторона получила повреждения средней степени тяжести наказываются:
- штрафом, размер его колеблется от 10 до 25 тысяч рублей,
- возмещением морального и имущественного ущерба,
- лишением прав на два года.
Определение размера ущерба пострадавшему
При определении ущерба, нанесенного здоровью, используется денежный эквивалент и содержит следующие составляющие:
- стоимость стационарного или амбулаторного лечения;
- стоимость восстановительного лечения;
- стоимость такси при поездке до медицинского учреждения;
- стоимость лекарственных препаратов, применяемых для лечения пострадавшего.
Возмещение ущерба при нанесении вреда средней тяжести
Ответственность за нанесение вреда наступает только тогда, когда в действиях виновника аварии можно четко проследить признаки административного правонарушения либо преступления, которое является уголовно-наказуемым. И в том, и в другом случае виновник ДТП обязан возместить причиненный ущерб.
В российском законодательстве четко обозначено, что возмещение морального вреда происходит независимо от степени вины виновника ДТП, но осуществляется только тогда, когда здоровью пострадавшего был нанесен фактический ущерб. Объем компенсации зависит от решения суда, который тщательно изучит все обстоятельства аварии и допросит свидетелей, если таковые имеются. На размер компенсации также оказывает влияние степень вины водителя, который признан виновником аварии. Судом будут проанализированы его действия, которые и стали причиной ДТП. Истцу можно самостоятельно назвать размер компенсации морального вреда здоровью, но это не означает, что суд удовлетворит его требования. Оценив все обстоятельства, степень вины и степень тяжести нанесённого ущерба, суд установит окончательный размер выплат.
Штрафы при ДТП 2021
Помимо главного штрафа за ДТП – того самого штрафа, за действие из-за которого и произошла дорожная авария (проезд на красный свет, непропуск пешехода, несоблюдение дистанции), сотрудники ГИБДД могут выписать участникам столкновения, сопутствующие ДТП штрафы за:
- Отсутствие обязательного полиса ОСАГО (штраф 500-800р.);
- Нахождение в момент ДТП в нетрезвом состоянии (штраф 30 000р. и лишение прав на 2 года);
- Несоблюдение обязательных мер согласно ПДД по обозначению места ДТП; (аварийный знак, жилет за городом, «аварийка». штраф – 1000р.);
- Перемещение поврежденных в ДТП машин до приезда сотрудника ГИБДД (штраф 1000р.);
- Оставление места ДТП (лишение прав либо административный арест).
Кроме того, своеобразным заменителем штрафа за ДТП могут выступать иски от различных организаций, понесших убытки от простоя транспорта. Чаще всего такие иски подаются организациями ответственными за работу трамваев и троллейбусов. Сумма иска высчитывается из недополученной прибыли общественного транспорта за время вынужденного простоя.
Трагедия на дороге всегда получает соответствующую оценку со стороны суда, который признает виновным только человека, действительно совершившего правонарушение. Если водитель действовал в рамках ПДД, то осудить его невозможно. Иное дело, если водитель был трезв и ДТП произошло неумышленно, в результате банальной невнимательности. В этой ситуации водителю нужно позаботиться о привлечении к судебному процессу опытного адвоката, который сумеет предоставить суду веские аргументы, чтобы виновник происшествия получил условное лишение свободы.
Для защиты водителю необходимо принять все меры: от регистрации свидетелей и сбора записей регистраторов до привлечения к процессу опытного юриста, который проведет независимое расследование на этапе досудебного следствия.
Не менее важно обратиться к опытному адвокату и представителям погибшего в ДТП человека. Суд – состязательный процесс, и поэтому силы, представляющие виновника и пострадавшего, должны быть равны. В ином случае виновник может уйти от заслуженного наказания, а потерпевшая сторона останется без материальной компенсации.