Получение водительских прав в 2021 году
Замена водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия в 2021 году
Когда срок действия водительских прав подходит к концу, всех без исключения владельцев автомобилей волнует вопрос – как поменять водительское удостоверение? Раньше этот процесс сопровождался сбором большого количества документов и огромными очередями, однако сейчас поменять водительское удостоверение можно двумя способами, что существенно сэкономит ваше время.
Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?
Авто Юга.ру решили разобраться в том, как будет проходить сдача экзамена на получение водительских прав после внесения изменений в регламент.
В последнее время в СМИ появляется немало информации о том, что в 2021 году сдавать экзамены на право получения водительского удостоверения нужно будет по новым правилам.
Это действительно так. Сначала изменения должны были вступить в силу осенью 2020 года, но были перенесены на 1 апреля 2021 года из-за пандемии коронавируса. Ранее, еще в 2019 году, премьер (на тот момент) Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, касающееся изменений в правилах приема экзаменов.
Затем МВД предложило изменить сам регламент проведения экзаменов. Соответствующий проект был разработан и представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В итоге глава МВД подписал приказ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений». Этот приказ касается ошибок при прохождении экзамена и мест его проведения.
Что это всё вообще значит
Главная цель изменений — повышение качества вождения и сокращение временных затрат на принятие экзаменов сотрудниками ГИБДД. По крайней мере, так декларирует эту «суету» с изменениями само МВД.
Этап экзамена «площадка», по сути, будет совсем отменен (останется для мотоциклистов). То есть экзамен лишится одной из своих основных частей, составляющих общую практическую часть мероприятия. Напомним, практическая часть состояла из «площадки» и «города». По замыслу авторов проекта, экзаменатор может в условиях города проверить все те навыки, которые сдавались на площадке, будь то «парковка» или «горка». Но в реальных условиях это будет гораздо правильнее в смысле подтверждения мастерства начинающего водителя. К тому же, как известно, автошколы ранее буквально натаскивали своих воспитанников на определенные упражнения «площадки». Теперь это теряет смысл.
По новым правилам, экзаменатор будет уделять больше времени тем моментам в городском потоке, которые часто ведут к серьезным ДТП: например, проезду перекрестков. Согласно информации от главы ГИБДД, каждый год в ДТП гибнет около 700 молодых водителей из-за недостаточного качества подготовки в автошколах. Объективности ради, заезд в гараж задним ходом и парковка — это не те места, где есть серьезная опасность для жизни участников дорожного движения.
Также отменят процедуру утверждения маршрута экзамена. Вы не сможете заранее узнать, где пройдет путь экзаменационного автомобиля.
Что будет за ошибки?
На ошибки обратила внимание именно ГИБДД. Ведомство предложило сократить количество ошибок, которые влияют на результаты экзамена. Но вместе с тем — ужесточить правила в отношении оставшихся ошибок. Например, если претендент на получение водительского удостоверения сразу забыл пристегнуться, это послужит поводом в тот же момент прекратить прием у него экзамена. То есть экзамен будет провален. Так было и ранее, но во многих случаях носило рекомендательный характер: экзаменатор мог просто занести этот момент в недочеты.
Прекращение экзамена грозит начинающему водителю и в том случае, если он воспользуется во время движения мобильным телефоном или другим средством связи. Ранее это грубой ошибкой не являлось.
Читайте также:
Итак, ранее на экзамене допускалось несколько ошибок, которые разделялись на три группы: грубые (5 баллов), средней тяжести (3 балла) и мелкие (2 балла). Было 17 грубых ошибок, которые вели за собой непременное прекращение экзамена. Теперь их стало 15. Если экзаменуемый набирает 5 штрафных баллов, экзамен прекращается.
Сроки пересдачи и аннулирование
В эти пункты также внесены изменения. Если теорию в кабинете вы не сдали с первого раза, можно ее пересдать не ранее чем через семь дней. Но не позже чем через 30. А тем, кто уже третий раз пробует сдать теорию, можно сделать это только через месяц, но не позже чем через три.
Также теперь результаты экзамена можно будет аннулировать. Но только до фактической выдачи водительского удостоверения.
Появился важный пункт, согласно которому человеку не выдадут водительское удостоверение, если он был ранее лишен такового, но нарушил процедуру возврата прав. То есть, например, так и не оплатил штрафы или не прошел обязательную пересдачу экзамена.
Что в планах Госавтоинспекции
Молодых водителей ждут важные изменения. Готовятся поправки в законодательство, которые разрешат садиться за руль в 17 лет. Напомним, обучаться с 16 лет можно и сейчас, но садиться за руль — только с 18 лет. Если поправки утвердят, уже в 17 лет можно будет управлять транспортным средством целый год в сопровождении опытного водителя. Естественно, при наличии у обоих водительского удостоверения. Как на это посмотрят страховые компании, пока неизвестно.
Напомним, новый регламент вступает в силу 1 апреля 2021 года.
Порядок замены водительских прав в 2021 году
Процедура замены водительского удостоверения подразумевает следование букве закона. Но порядок действия может отличаться, и это повлияет на окончательную длительность процедуры.
Прежде всего, можно воспользоваться услугами посредников, и выяснить какие документы нужно собрать, чтобы начать процедуру. Если соберете полный пакет бумаг, сможете спокойно заниматься своими делами, поскольку ни в МФЦ, ни в ГИБДД вас не отправят за дополнительными бумагами.
Сегодня порядок замены водительских прав изменился. Это стало следствием предложения Союза автошкол, которое поступило в 2019 году.
Согласно новому требованию, выдавать документ могут только после того как водитель повторно сдаст экзамен на знания ПДД. Многие связывают подобное решение с попытками извлечь дополнительные выгоды, но точно понять в чем дело невозможно.
Но законодатели не приняли всерьез это предложение.
Правда многие водители, у которых вскоре истекал срок их прав, захотели быстрее обновить документ, чтобы повторно не сдавать экзамен или не готовить какие-то дополнительные документы, процедуры и т.п. Пока речи о массовой пересдаче экзамена всеми водителями не может быть и речи.
Проходить эту процедуру необходимо только людям, которые были лишены прав в ходе административного или уголовного дела.
Последние несколько лет стали переломными в оформлении документов. Много пользы принес переход на электронный формат работы, поскольку теперь весь документооборот ведется в виртуальном режиме и в большинстве случаев не требует личного присутствия человека.
Особенно если права приходится заменять по такой причине, как изменения фамилии или банальная потеря. Так что новый формат позволяет заменить документ тремя различными способами.
Ужесточится выдача прав после лишения за нетрезвое вождение
Водителей без прав, которые попались на нетрезвом вождении, будут допускать к сдаче экзаменов только после окончания всего срока лишения. Сейчас сдать экзамен можно по истечении половины срока лишения.
Полная и актуальная таблица штрафов ГИБДД 2021 по ссылке.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
По окончанию обучения будущий водитель идет в ближайший СЦ МВД с таким же пакетом документов, как и при поступлении в автошколу, а также с сертификатом об окончании учебы.
К тестам по теории вождения можно подготовиться с помощью онлайн-тренажера на официальном сайте МВД. Для подготовки к практике есть перечень маршрутов, на которых проходит сдача испытаний, они также доступны на официальном ресурсе. С 2020 г. практические экзамены также проходят на территории центров МВД.
Площадка только для мотоциклистов
Новые правила исключают проведение практического экзамена на площадке для водителей легковых, грузовых автомобилей, автобусов и составов транспортных средств. При этом практический экзамен на право управления мотоциклами, мопедами, квадроциклами и трициклами сохраняется в действующем варианте — на площадках закрытых от движения иных транспортных средств и пешеходов.
Согласно проекту, при проведении экзамена в машине может находиться представитель автошколы и другие кандидаты в водители.
«Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков только в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлекут изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами, исключению «натаскивания» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирования подготовки кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов», — отмечается в пояснительной записке.
Также сокращение практических экзаменов позволит уменьшить время на получение водительских прав.
Как будет происходить сдача экзамена по новым правилам?
Утвержденные поправки к порядку получения водительского удостоверения вступают в силу не сразу и будут введены в 3 этапа. Первая часть изменений (среди которых учеба на автомагистралях и порядок пересдачи для лишенных права управления) вступила с 1.01.2020. Во втором этапе (с 01.10.2020) вводятся остальные правила, для которых отводится переходный период в 10 месяцев для разработки регламентов. Наконец, с августа 2021 закон должен заработать в полную и силу.
Изменения по возрасту и возможности обучения на автомагистралях
Для правил дорожного движения де-юро до сегодняшнего дня не существовало понятий об ученике и инструкторе по вождению. В новой редакции поправок этот пробел наконец-то убрали, дав четкие юридические определения «обучаемый» и «обучающий». Для «обучаемого» закрепляются требования о том, что он должен иметь необходимую теоретическую базу по ПДД и обладать минимальными навыками по управлению ТС. Что касается «обучающего», то у него закрепили жесткие квалификационные требования – он должен быть педагогом в автошколе. Этой же часть вводится лимит на возраст для желающих обучаться – он составит 16 лет (для категорий В и С) и 20 лет (для категорий D, Tm и Tb).
Что касается появлению учеников на автомагистралях, то теперь это разрешено новыми изменениями. Эксперты связывают это недостаточными навыками у новичков, после получения водительского удостоверения.
Изменения в необходимом пакете документов для старта обучения
Новой редакцией правил устанавливаются льготы на оплату государственной пошлины при получении водительского удостоверения. В частности, теперь официально закреплено, что лица, пострадавшие в результате возникновения чрезвычайной ситуации, полностью освобождаются от уплаты госпошлины. Воспользоваться этим правом можно, если предоставить справку подтверждающую льготный статус заявителя. Действуют правила как на первое получение ВУ, так и на последующие замены.
Изменения коснулись лиц не достигших 18-летия, которые не являются гражданами России. Если такой человек собирается сдавать экзамен на право управления транспортным средством, то ему потребуется письменное согласие хотя бы одного из родителей. Нужно будет также предоставить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность.
Подвергся изменениям список причин, по которым могут отказать в выдаче ВУ. Основных изменений 3:
- Нельзя подавать иностранные водительские удостоверения, не соответствующие международным форматам;
- При отсутствии оплаты госпошлины, кандидат не допускается к экзаменации;
- Если лишенный водительского удостоверения человек, не вернул его в установленном порядке, то ему не выдадут новое.
Право на апелляцию результатов экзамена
Упрощается процесс разрешения спорных ситуаций, когда кандидат настаивает на том, что сдал экзамен успешно, а инспектор, напротив, признает результаты неудовлетворительными. Успешные истории апелляции были и раньше, но способ их разрешения был только один – суд. Новые поправки вводят систему, позволяющую без суда обжаловать результаты экзаменовки. Поскольку весь процесс тестирования будет проходить под постоянным видеоконтролем, то установить реальное положение дел будет проще. ГИБДД будет обязано сохранять все видеозаписи в течение 1 календарного месяца.
Кроме этого, у сотрудников автоинспеции появится право на признание результатов экзамена недействительными. Для этого будет достаточно факта предоставления заведомо подложных документов. Аннулировать результаты могут также, если на видео найдут нарушения в действиях одной из сторон. Такое право дано только до момента получения ВУ кандидатом «на руки». После этого действовать можно будет только в судебном порядке. Вводится также механизм, позволяющий аннулировать водительское удостоверение, если его владелец погиб (для борьбы с мошенниками).
Новые правила практического экзамена
Начиная с 1 апреля 2021 года перестанет приниматься экзамен в условиях автодрома (2 этап). При этом, он сам по себе никуда не девается, а остается отдельной частью учебной программы автошколы, предназначенной для обучения навыкам вождения и сдачи внутренних зачетов. Обязательное требование по сдаче экзамена на автодроме сохраняется только для водителей мотоциклов.
Новые правила объединят второй и третий этап, перенося его на улицы с реальным движением. Теперь на площадке будет проверяться наличие навыков вождения и сразу продолжать тестировать практические навыки кандидатов на обычных улицах – на их закрытых участках и зонах с небольшим движением. Главным критерием оценки испытуемого будет являться проверка навыков именно в условиях реального движения в стандартной городской среде.
Также уже известен перечень упражнений, которые придется сдавать на закрытой территории:
- Заезд в импровизированный бокс;
- Параллельная парковка в реальных условиях;
- Разворот в условиях недостатка места;
- Сцепку прицепа (для водителей грузовиков).
Маршруты движения при практическом экзамене будут меняться
После того, как закончится этап тестирования на закрытом участке реальной улицы, кандидат будет допущен для проверки навыков на реальную дорогу. По-прежнему инспектор будет оценивать навыки по движению на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, разворотов на одной и нескольких полосах движения, пересечение железнодорожных путей, перестроения и обгоны, а также на соблюдение скоростного режима.
До введения новых поправок, инспекторы обычно имели 3-4 стандартных маршрута. Этим пользовались автоинструкторы, буквально натаскивая своих подопечных по данным улицам. Теперь инспектор не будет раскрывать деталей предстоящего маршрута, что добавит сложности для кандидатов. Будет известен только перечень улиц, а также территорий, которые потребуется проехать кандидату вместе с инспектором ГИБДД.
Новые сроки по пересдачам
Кроме этого меняются сроки, в которые можно получить вторую попытку при провале одного из этапов. Теперь, для повторной подготовки к теоретической части отводится не более 30 дней, а для экзамена в части практических навыков, действует ограничение в 60 дней. Самый минимальный срок на пересдачу остается без изменений – неделя. Если кандидат умудрился провалить подряд три попытки, то четвертая для него может быть назначена не ранее, чем через месяц.
Описание основных изменения | Было до 2020 года | Стало с 01.04.2021 |
Минимальный возраст для обучения вождению | 18 лет | 16 лет |
Состав экзамена | Теория + Автодром + Город | Дифференцированный экзамен (Теория + Комплексный практический экзамен в городе) |
Возможность обучения на автомагистралях | Не предусмотрено | Разрешено |
Возможность апелляции результатов | Через суд | Через обращение в ведомство |
Видеорегистрация каждого из этапов | Не обязательно | Обязательно |
Обязательные маршруты в городе | Не обязательно | На усмотрение инспектора |
Экзамен на автодроме | Обязателен | Только внутренний экзамен автошколы |
Новые правила вносят существенные изменения в экзаменационный процесс кандидатов, что призвано снизить аварийность на дорогах, которую создают неопытные водители. На практике, пока не понятно, каким образом будут готовы к нововведениям автошколы. Также ожидается, что введение механизмов видеофиксации и апелляции результатов должны снизить уровень коррупции при выдаче водительских удостоверений. Пока что, действует период подготовки к переходу на новые правила, поэтому до 01.04.2021 действует старая версия.