Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Существенные условия контракта по 44ФЗ 2021

Существенные изменения в 44-ФЗ с января 2022 года

О. Н. Сайгушкина
автор статьи, консультант Аскон

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ) внес существенные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Они вступают в силу с 01.01.2022, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

  1. Законом № 360-ФЗ введено основное понятие как отдельный этап контракта (подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

В ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что в госконтракте обязательно отражают такие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В 2021 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 385-ФЗ от 08.12.2020, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

В помощь заказчикам разрабатывают готовые формы госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Правила использования таких форм утверждены постановлением Правительства № 606 от 92.07.2014. В п. 7 этого ПП указано, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ, — нет, заказчики только выбирают от одного до нескольких значений перечня для заполнения переменной части. Постоянная часть типовых контрактов не изменяется.

В письме Минфина № 24-05-06/28316 от 08.04.2020 указано, что другие данные, кроме предлагаемых типовыми формами или типовыми условиями, приводить нельзя.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.

В правительстве уверены, что «твёрдую» цену госконтракта можно изменить в рамках существующего законодательства

Если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Об этом в совместном письме, направленном в регионы РФ, напоминают заказчикам Минстрой, Минфин и ФАС России.

В письме уточняется, что данное положение действует для контрактов, заключённых на срок не менее года и с ценой не менее 100 млн рублей. При этом требуется письменное обоснование изменения существенных условий контракта на основании решения правительства России, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ либо местной администрации (в зависимости от заказчика). Не менее важный момент: скорректировать цену контракта можно, если его цена не увеличится более чем на 30%, а сроки исполнения контракта не превысят установленный график.

Читать еще:  Должностная инструкция монтажника права и обязанности

Напомним, что ранее на фоне роста цен на строительные ресурсы Минстрой России с подачи Национального объединения строителей разработал проект поправок в 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, согласно которому цена госконтракта может быть изменена при существенном увеличении стоимости стройматериалов. Однако Минфин России заблокировал данный законопроект, отметив, что у строителей имеется достаточно механизмов для пересмотра стоимости контракта из-за роста стоимости строительных материалов.

Представители профсообщества по итогам расширенного заседания правления Российского союза строителей обратились в Минстрой России с просьбой подготовить разъяснения о возможности изменения цены строительного контракта в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от сторон, с указанием алгоритма действий по применению данной нормы. Вследствие чего и появилось упомянутое выше письмо.

В Национальном объединении строителей считают, что доводы министерств «не позволяют полностью решить проблему», потому как 90% строительных контрактов, заключённых на сегодняшний день, имеют срок действия менее года и стоимость менее 100 млн руб. Вносить изменения в 44-ФЗ необходимо, настаивают в НОСТРОЙ и предлагают также аналогично подправить и 223-ФЗ. В нацобъединении уже подготовили необходимые изменения и направили на рассмотрение вице-премьеру Марату Хуснуллину и в Минстрой.

Темы: 44-ФЗ, строительство, цена контракта

Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.

2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

Читать еще:  Должностные инструкции главного механика автотранспорта

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.

8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.

Во исполнение указанной нормы закона «О контрактной системе» Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.

В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.

Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.

Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

Кредитно-Страховое агентство

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг

для поставщиков госзаказа

С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:

17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок», имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г. Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95. Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.

Читать еще:  Образец должностной инструкции исполнительного директора 2021

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство — участвуйте и побеждайте вместе с нами !

8. Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector