Lingwish.ru

Онлайн журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбрать профессию? Способы профориентации выбора профессии

Как школьнику выбрать будущую профессию: тесты на профориентацию и советы родителям

Методы подбора специальности, что нужно учитывать и как может помочь тестирование на профориентацию — обо всём этом пойдёт речь в сегодняшней статье.

  • Text Link

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Softskills и будущая профессия

Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности. Для того, чтобы помочь школьнику разобраться в том, чем ему заниматься в будущем, обратите внимание на его интересы, склонности и способности. Попробуем разобраться в этом.

  • Интересы. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Как правило, интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш ребенок попробовал себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
  • Склонности. Когда подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело — интересоваться книгами о животных, но совсем другое — находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за ними.
  • Способности. А вот способности — это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Поэтому при выборе профессии ориентируйтесь не только на знания своего ребенка, но и на так называемые универсальные компетенции softskills, то есть личные качества и способности. От этого зависит, каков потенциал школьника и какого уровня он сможет достигнуть в будущем.

Соберите как много больше информации о профессиях

Не забывайте про информационный ресурс. Все знают об IT-специалистах. Остальные «успешные» направления малоизвестны большинству школьников и их родителям. Поэтому необходимо ориентироваться на современном рынке труда для того, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.

Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров

Подростки часто отвергают предложения родителей или относятся к ним не совсем внимательно. Попробуйте как бы невзначай рассказать об особенностях той или иной профессии. Или, напротив, поинтересоваться у ребенка, что он думает о ней и как представляет себе деятельность, а потом вместе, тоже ненавязчиво, посмотрите видео или почитайте статью. Можно подобрать разнообразный контент о профессии: ролики, видео-интервью, художественные и документальные фильмы; найдите блогеров, пишущих интересно о выбранной профессии.

Посещайте профильные мероприятия

Существует много открытых мероприятий (выставки, конференции, форумы). Кроме информационного насыщения, они дают возможность расширить свои представления о направлениях внутри профессии, сфокусировать свое внимание на наиболее интересующем ребенка направлении или специализации. Можно сходить вместе или отправить школьника одного или с друзьями.

Обратите внимание на проект «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией, узнать больше о специальностях, познакомиться с будущей сферой деятельности, а также посмотреть на конкретный вуз и его преподавателей изнутри.

Личное общение со специалистами

Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.

Читать еще:  Образец графика прохождения медосмотра работников

Актуальность профессии

Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов. Параллельно в других сферах (например, промышленность и производство) образовалась кадровая яма. До сих пор большинство школьников считают экономику привлекательной сферой для своего развития. При этом статистика рынка труда показывает, что только медицина испытывает реальный дефицит кадров — где на 1 вакансию приходится всего 2,2 резюме. В остальных сферах найти работу значительно сложнее — например, на позицию экономиста претендует порядка 10 соискателей.

Удивите своего ребенка! Покажите неочевидные решения: около трети востребованных вакансий относится к сферам, вообще не упомянутым школьниками. Пока большинство мечтает быть переводчиками, юристами, программистами, рынок реально нуждается в строителях, специалистах сферы сервиса и инженерах.

Переходите от теории к практике

  • Практика. Ищите возможности для практики. Например, экскурсии в компании. Здесь подросток не просто знакомится с работой организации, но и видит практическую деятельность представителей разных профессий и может напрямую задать интересующие вопросы.
  • Волонтерство. Подберите такие волонтерские проекты, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, проекты помощи детским домам, когда ребята устраивают праздники малышам, подойдут заинтересованным в работе с детьми, в профессиях, требующих организаторских и творческих способностей. Проекты по озеленению позволяют ближе узнать специальности ландшафтного дизайнера, паркового архитектора, флориста.
  • Стажировки. Если выбранная профессия предполагает такую возможность, устройте ребенка на стажировку во время каникул или выходные дни. Именно возможность поработать в профессии открывает новые возможности и дает другой импульс профессиональному выбору. Если у вас лично нет возможности обеспечить подростку стажировку по выбранной специальности, обратитесь к интернет-сообществу. Как правило, всегда найдется взаимовыгодное предложение: подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажера.
  • Наставники. Можно найти подростку ментора или наставника, который готов помогать советами и собственным мнением на пути профессионального выбора. Обращайтесь к специалистам, психологам, используйте тесты.

Вся правда о профориентационных тестах

Профориентация как система мер, направленных на помощь в выборе профессии, предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты или специальные задания, которые курируют психологи. Но, нужно понимать, что тесты хоть и полезный инструмент, но перекладывать на них полностью ответственность за выбор профессии не стоит. Суть тестов не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит или не подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Тесты помогают понять, какие способности и желания есть у подростка сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.

Методика профориентации, которая используется на Учебе.ру, включает 17 субтестов. Чтобы учесть все самое важное для выбора профессии, авторы методики создали инструмент, отвечающий самым строгим критериям научного сообщества, вложив в него более чем двадцатилетний опыт работы. При построении карьерной траектории школьника анализируется 72 показателя. Около 10 тысяч подростков от Калининграда до Владивостока уже прошли тестирование. В результате профоиентации школьник сможет понять, где применить свои таланты и в какой отрасли искать специальность в соответствии с интересами.

Типичные ошибки при выборе профессии

Старайтесь избегать типичных ошибок при выборе профессии:

  • Не разделяйте профессии на «престижные» и «непрестижные»;
  • Не отождествляйте учебный предмет с профессией;
  • Не переносите отношение к конкретному человеку на его профессию;
  • Не выбирайте профессию под чьим-то влиянием;
  • Нз заставляйте подростка учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.

Главное правило при выборе профессии

Всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, помните о «золотом правиле выбора профессии». Необходимо учитывать три основных параметра — «Хочу», «Могу», «Надо».

  • «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
  • «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
  • «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»

Если на все три вопроса ответ «Да», значит выбор сделан правильно! Главное правило — помнить — ребенок должен выбрать профессию самостоятельно. Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Когда стоит пройти индивидуальную профориентацию?

  • Когда есть конкретный вопрос, который надо решить быстро и точно.
  • Когда школьник не склонен заниматься в группе и скованно себя чувствует (в таком занятие провести можно индивидуально, а решать вопрос общения на тренингах по общению).
Читать еще:  Справка что сотрудник находился в командировке

Такой метод позволит в достаточно короткие сроки получить ответ относительно выбора профессии. Причём, большой плюс состоит в том, что ответ будет непосредственно на ваш вопрос.

В ходе профориентации участники, а именно школьник и родитель проходят тестирование, потом беседу с психологом – профориентаторм. Выявляются особенности и возможности ребёнка, анализируется семейная ситуация, и в итоге вы получаете ответ на вопрос какие способности развивать у подростка, какой профиль обучения/ВУЗ/ дополнительные занятия выбрать.

В итоге вы получаете заключение психолога, в котором всё подробно описано и даны соответствующие рекомендации.

Индивидуальные консультации по выбору профессии в центре К.О.Т.

Профессиональная ориентация

Полезные ссылки:

Сайт проекта «Время выбрать профессию»

О проекте

Сайт «Время выбрать профессию» Федерального института развития образования адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям – которые стараются им в этом помочь.

В разделе «Как выбирать профессию» можно посмотреть видео «Стратегия выбора профессии», рекомендациями, пройти экспресс-диагностику по методике «Матрица выбора профессии», содержащей описание двухсот профессий.

Раздел Слагаемые успеха содержит видео «Право на ошибку» и методики профессиональной диагностики.

В разделе «Образование и карьера» есть видео «Пути получения профессии», информации о рынке труда и уровнях профессионального образования.

В разделах «Новости регионов» и «Профориентация в лицах» рассказывается о профориентационных мероприятиях и людях, профессионально помогающих другим найти свое место в жизни.

Все материалы предоставляются бесплатно. Регистрация на сайте дает возможность пройти все тесты в режиме on-line и получить результаты.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе.Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения должна школьнику помочь в ответе на вопрос, «зачем я вообще учусь?».

Профориентационная работа является естественным продолжением всей воспитательной работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему.Профориентация в школе призвана сформировать готовность выпускников школ стать полноценными гражданами своей страны, а в более общем плане – оптимальное использование главного богатства страны, т.е. ее населения. Заметим, что в этом профориентация близка к самым важным управленческим задачам на самых высших уровнях.На уровне самой школы работа должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школы, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников.Профориентационная работа в нашей гимназии включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, и не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»… Профоринтация включает в себя: 1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников учат как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора; 2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более интимной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; 3) индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания; 4) методы работы чередуются и взаимодополняют друг друга и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

Виды профессий

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Читать еще:  Особенности работы администратором в гостинице

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Итого

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спектр методов профориентации достаточно обширен, однако продуктивность их применения зависит, главным образом, от самих людей, для которых они используются. На результативность методов профориентации будет воздействовать и возраст и потребности людей, ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.

Также важно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой – психологическая поддержка, в третьей – участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе.

Если и вы будете подходить к вопросу выбора профессии именно так, процент того, что образование и будущая работа будет приносить и хороший доход и удовольствие, существенно возрастает.

  • Для выявления компетенций, способностей, интересов, личностных качеств и установок, а также мотивации учащихся к прогнозированию дальнейшего профессионального и карьерного развития;
  • Для самопознания, самоопределения, развития способностей и навыков;
  • Для выбора успешной профессиональной траектории и наиболее подходящего типа компании;
  • Для планирования и построения своей карьеры;
  • Для решения вопросов смены профиля обучения и деятельности, получения дополнительного образования и повышения квалификации в выбранном направлении образования;
  • Для содействия в трудоустройстве и профессиональном продвижении студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов;
  • Для способствования личностному и профессиональному росту молодых специалистов и осуществления эффективного взаимодействия между ними и компаниями-работодателями;
  • Для оценки профессионально важных качеств студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов и ориентации их на те деловые позиции (должности) и отрасли, где они будут наиболее востребованы, успешны, смогут максимально эффективно использовать полученные знания и раскрыть свой потенциал.

Компьютерное тестирование и консультация с профессиональным психологом проводится со взрослыми людьми (а также с молодыми специалистами), имеющими высшее образование и опыт работы для которых актуальны следующие вопросы:

  • выбор/смена профессии;
  • повышение профессионального уровня (квалификации);
  • получение второго, третьего высшего образования;
  • получение дополнительного образования.

Маршрут «Поиск себя»: как не сбиться с пути?

На пути к цели самое важное — проложить правильный маршрут.

Мечтайте. Нарисуйте в своем воображении картину идеального рабочего дня. Как и где он начинается? Вы приходите в офис или работаете удаленно? Общаетесь ли вы с людьми? Какие обязанности исполняете, а с чем вообще не имеете дела? В этом помогут 2 упражнения.

Читайте также

Простой способ понять, какую профессию выбрать
  1. Представьте, что работа для вас — не способ получения прибыли. Что вы обеспечены до конца жизни и имеете все необходимые ресурсы для обучения, развития. Чем вы хотели бы заниматься в таком случае?
  2. Представьте, что профессия — не просто занятие, а способ самореализоваться, выразить себя. Какой способ жизни она предусматривает в таком случае, что вы должны делать и сколько зарабатывать? Какие возможности вы хотели бы открыть?

Пробуйте новое. Если вас не устраивает сегодняшнее положение дел, значит, нужно открыть себя для того, чего в вашей жизни еще не было. Вспомните, что давно хотели попробовать. Именно сейчас — лучшее время время протестировать что-то новое.

Прислушивайтесь к себе. Иногда для этого нужно взять паузу. Например, поехать в отпуск. Не торопите себя — на то, чтобы понять свои желания и потребности, нужно время. А еще постарайтесь внести в график хобби, спорт и другие занятия, которые вам нравятся.

Изучайте себя и свои интересы. Возможно, вы ежедневно читаете статьи определенной тематики, просматриваете видео или посещаете выставки. Задумайтесь — некоторые интересы могут перерасти в профессию.

Заключение

Адаптироваться к новым условиям и находить себя в мире профессий нужно уметь всегда. Для этого с вашей стороны нужны усилия. Перечислим их еще раз:

  • Много читайте, много общайтесь
  • Изучайте профессии с практической стороны
  • Прислушивайтесь к себе и выясните максимум своих талантов и способностей
  • Не ориентируйтесь на стереотипы
  • И принимайте только взвешенные решения, которые подходят именно вам.

Фото на обложке: Shutterstock / panitanphoto

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]