Положение о производственном экологическом контроле на предприятии
Положение о производственном экологическом контроле образец
4,58 (Проголосовало: 28)
- План производственного экологического контроля: образец
Действующее экологическое законодательство требует от промышленных предприятий тщательного контроля своей деятельности в разрезе возможного ущерба природе. Для определения состава требований к таким организациям они классифицируются по степени негативного влияния, оказываемого ими на состояние окружающей среды. Методика такой классификации приведена в ст. 2 7-ФЗ, посвященного вопросам охраны экологического благополучия. Она предполагает разделение всего объема промышленных предприятий на четыре категории:
- I — серьезное отрицательное воздействие на экологию. Примером для данной категории служат крупные промышленные предприятия со значительным объемом опасных выбросов;
- II — ограниченное воздействие;
- III — низкий уровень воздействия;
- IV — минимальный уровень воздействия.
Программа производственного экологического контроля
Предприятия, эксплуатирующие объекты, относящиеся к I, II и III категориям по степени негативного воздействия на окружающую среду, обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля (ППЭК).
Такая норма содержится в пункте 2. статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Программа производственного экологического контроля – обязательный документ при постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в территориальном органе Росприроднадзора.
Содержание программы производственного экологического контроля (ППЭК)
Программа ПЭК должна содержать сведения:
- об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об учете сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об учете отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и привлекаемых испытательных лабораториях (центрах);
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Наши специалисты разработают программу производственного экологического контроля для предприятий, эксплуатирующих объекты, расположенные в г. Москве и Московской области.
Заказчикам, объекты которых расположены в других регионах РФ, разработанная программа производственного экологического контроля направляется курьерской службой доставки.
Перечень документов для разработки программы производственного экологического контроля:
1. Учетная карточка предприятия с указанием основных реквизитов организации.
2. Бланк предприятия в формате Microsoft Word.
3. При наличии выбросов:
— разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— проект ПДВ.
4. При наличии сбросов:
— разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
— проект ПДС.
5. При обращении с отходами:
— лимит на размещение отходов производства и потребления;
— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
6. Копия свидетельства об аккредитации собственной лаборатории либо договор на привлечение сторонней испытательной лаборатории (центра) (при наличии).
7. Приказ о назначении ответственного за осуществление производственного экологического контроля.
Стандартная стоимость услуг по разработке ППЭК – 35 000 р.
Срок исполнения — 30 календарных дней.
В стандартную стоимость включаются услуги по разработке ППЭК для объекта, при эксплуатации которого возникают выбросы не более чем от двух источников, сбросы от одного источника, образуются не более пяти видов отходов.
При увеличении числа источников или видов отходов стоимость работ обсуждается индивидуально.
Принципы программы ПЭК
В программе производственного экологического контроля можно выделить 4 основных принципа:
- Принцип предосторожности;
- Превентивный подход;
- Демократический контроль.
- Комплексный и целостный подход.
Принцип предосторожности – этот подход постулирует необходимость того, чтобы потенциальный отравитель доказал, что его деятельность или продукция не будет вредить окружающей среде, перенося бремя доказывания на производителя, а не на местные общины, которые могли бы доказать уже существующий ущерб.
Этот подход отвергает использование количественного риска в качестве единственного фактора при принятии решения об использовании химического вещества или внедрении новой технологии. Он не игнорирует науку, но отмечает, что, поскольку промышленное производство также имеет огромное социальное влияние в дополнение к ученым, другие люди должны также влиять на эти решения.
Превентивный подход – предотвращение ущерба окружающей среде дешевле и эффективнее, чем попытка «исцелить» окружающую среду после ее разрушения. Профилактика требует идти против течения производственного процесса, чтобы устранить источник, причину проблем, а не пытаться контролировать результаты или ущерб. Предотвращение загрязнения должно заменить контроль загрязнения.
Например, профилактика требует изменений в производственном процессе, чтобы остановить огромный поток отходов, в то время как отсутствие «превентивного подхода» порождает все более сложные модели мусоросжигательных заводов. Аналогичным образом, повышение энергоэффективности должно вытеснить современный спрос на новые ископаемые источники энергии.
Демократический контроль – чистое производство привлекает всех, кого затрагивает производственная деятельность, включая работников, потребителей и местные сообщества. Доступ к информации и приверженность принятию решений поддерживают демократический контроль.
Как минимум, местные общины должны иметь доступ к информации о промышленных выбросах и регистрах загрязнения, планам по сокращению токсичных веществ в процессе производства, а также данным о составе продуктов. В свою очередь субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять объективный, достоверный отчет о производственном экологическом контроле.
Комплексный и целостный подход – общество должно принять комплексный подход к использованию природных ресурсов и потреблению. Современное производство, игнорируя взаимосвязи и зависимости, позволяет перемещать загрязняющие вещества между воздухом, водой и почвой. Сокращение выбросов, связанных с производством, не приводит автоматически к снижению вредности самого продукта. Этот риск можно снизить, если принять во внимание весь жизненный цикл продукта, уделив внимание используемым материалам, потоку воды и энергии и экономическим последствиям перехода на Чистое производство. Анализ жизненного цикла является одним из инструментов поддержания целостного, целостного подхода.
Требования к ПЭК
С 1 января 2019 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.
Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.
Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.
Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.
На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.
Основные задачи ПЭК:
- Предупреждение повышенного негативного влияния на окружающую среду, оперативное устранение нарушений.
- Исполнение организацией норм законодательства в сфере природопользования.
Проведение предусмотренных программой ПЭК мероприятий фиксируют в журнале.
Кто должен проводить ПЭК?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в ведении которых находятся объекты I, II, III категорий НВОС, подготавливают программу ПЭК своими силами или обращаются к специализированным подрядчикам.
Крупные предприятия располагают собственной экологической службой. Небольшие организации привлекают специалистов со стороны для анализа выбросов, составления программы и прочих целей.
После того, как акт утвердили, назначаются ответственные за осуществление производственного экологического контроля должностные лица. Иногда это один работник или отдел, но зачастую в контроле участвуют несколько подразделений предприятия. Ответственность перед государством за следование программе ПЭК лежит на директоре организации.
Ответственные за экологический контроль работники проходят соответствующее обучение. В должностную инструкцию каждого специалиста вносят подробные сведения о мере участия работника в осуществлении ПЭК.
Содержание программы ПЭК
В программу производственного экологического контроля входит ряд обязательных сведений. Если какие-либо разделы не актуальны для предприятия, например, оно не осуществляет сбросов, в соответствующей графе ставится прочерк.
Требуемые разделы программы ПЭК:
- инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу, состав, объемы и концентрация загрязняющих агентов;
- инвентаризация выбросов в окружающую среду, сведения об очистке стоков, устройство систем водоотведения;
- инвентаризация и сведения о размещении отходов с кодами по ФККО;
- периодичность и методы осуществления ПЭК, методики измерений, места взятия проб;
- структура подразделений предприятия, участвующих в экологическом надзоре, обязанности и мера ответственности каждого;
- информация об аккредитованных испытательных лабораториях, которые проводят пробы и замеры.
Для мониторинга уровня загрязнения разрабатывают план-график контроля выбросов. В плане-графике называют присутствующие загрязняющие вещества, к которым применимы нормативы ПДК, частоту проведения контроля, указание методов – расчетные или инструментальные.
Как правило, к расчетным методам обращаются, когда инструментальные замеры произвести невозможно: отсутствуют аттестованные лаборатории или утвержденные методики, слишком высокая температура потока газов, затруднен доступ к источнику выбросов.
Если на границе предприятия скопление загрязнителей в воздухе не превышает 10% ПДК по результатам рассеивания, этот источник выбросов в план-график не включают.
Документ включает и общие сведения: наименование и полные реквизиты компании, организационно-правовую форму, категорию НВОС. Программа должна содержать и другую информацию, если того требует специфика производственной площадки.
Например, в нее вносят проект наблюдения за водоемом, на который влияют стоки организации. При необходимости контроля водоохранной зоны фиксируют процессы эрозии, залуженные участки, характер растительности.
Отчет о ПЭК
До 25 марта, следующего за отчетным года, предприятия сдают в Росприроднадзор или Комитет по природопользованию отчет о проведении и результатах производственного экологического контроля. Документы предоставляют сразу в двух версиях: бумажной и электронной. Дополнительный экземпляр хранится в организации.
Допускается следующий вариант: документ высылают проверяющим органам в электронном виде, заверив усиленной цифровой подписью директора. Отчет содержит таблицы с результатами мониторинга выбросов и загрязнений согласно плану-графику, информацию о проведенных природоохранных мероприятиях.
Положение о производственном экологическом контроле ППЭК в Владивостоке
Быстрая и профессиональная разработка положения производственного экологического контроля ППЭК зависит от количества источников выбросов и сбросов и начинается от 25000 рублей при сроках от 10 рабочих дней. Частным случаем является схема обращения с отходами. В таком урезанном виде документ может стоить значительно дешевле.
В рамках соблюдения природоохранного законодательства предприятия обязаны выполнять ряд мероприятий, направленных на контроль состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Такие мероприятия включают регулярный мониторинг качества атмосферного воздуха, водных объектов, мест размещения отходов.
Организация мероприятий в рамках осуществления контроля производится по специализированному документу – программе производственного экологического контроля (ПЭК). Данный документ является частью внутренней природоохранной документации предприятия. Разрабатывается он в соответствии с требованиями статьи 67 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Наличие обязательно спрашивается во время проведения проверок надзорными органами. Отсутствие может грозить природопользователям значительными штрафами.
- Отзывы
- Видео
Результаты осуществленных мероприятий передаются в контролирующие организации в виде соответствующего отчета по установленной форме и в дальнейшем являются платежной базой для исчисления экологических платежей на основании статьи 16.2 вышеуказанного Закона №7-ФЗ.
Кому необходимо разработать ППЭК?
Разработка документа актуальна для большинства промышленных предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на природную среду. Четкие требования о необходимости разработке также установлены Законом №-7-ФЗ. В соответствии с сего содержанием Программа разрабатывается предприятиями, которым, в зависимости от уровня воздействия на экологию, при постановке на государственный учет была присвоена I, II или III категория. Сюда относятся нефтяные, горнодобывающие, металлургические производства, очистные сооружения, городские котельные и многие другие производственные объекты.
Не стоит забывать, что с января 2019 г. для объектов I категории законодательством обусловлена необходимость получения комплексного экологического разрешения объектами I категории и отдельными предприятиями II категории. Для получения данного документа также требуется Положение с последующей передачей его в надзорные органы в составе пакета необходимой документации.
Кому доверить составление экологической ППК?
Разработка рассматриваемого документа является прямой обязанностью природопользователей. Это не значит, что штатные сотрудники в обязательном порядке должны разрабатывать его самостоятельно. Следует учесть, что это серьезный документ, который регламентирует объем и методы исследований, применяемые методики, включает данные инвентаризации и анализ проектных расчетов. Лучшим вариантом в данной ситуации становится передача ответственности специалистам проектных экологических организаций.
Данное решение позволяет избежать несоответствия содержания требованиям законодательных актов и методических указаний, а также сократить сроки.
Стоимость данной услуги определяется размером хозяйственной деятельности, категорией исследуемого объекта, количеством необходимых исследований в рамках контроля, и в среднем составляет от 25000 рублей.
Сроки также определяются исходя из вышеперечисленных факторов и могут занимать от 15 дней.
Содержание
Состав документа основывается на требованиях Приказа №74 от 28.02.0218 г., которым также регламентируется порядок, в соответствии с которым предприятиями оформляются результаты проведенных мероприятий.
В целом он включает данные о самом объекте, сведения последних инвентаризаций источников загрязнения и отходов, сформированные в табличном виде графики выполнения необходимых мероприятий, информацию о распределении обязанностей и ответственности между штатными сотрудниками предприятия.
Если рассмотреть подробно, документ содержит несколько разделов, содержание которых четко регламентировано требованиями Приказа №74.
Начинается с общей информации об объекте исследования. Его наименование, адрес расположения, организационно-правовую форму, коды статистики, присвоенную категорию, дату утверждения документа и сведения о контролирующем органе, принимающем отчетность.
Основная часть начинается с данных о загрязняющих веществах в атмосферном воздухе и стационарных источниках выбросов. Тут приводятся сведения последней инвентаризации, качественный и количественный состав выбрасываемых загрязняющих веществ, сроки проведения и корректировки инвентаризации. Здесь же графики контроля непосредственно на источниках и на специально организованных контрольных точках. В них указывается перечень и количество контролируемых веществ, периодичность исследований, сведения о применяемых при этом методах и методиках, определяемые на основании анализа специализированных расчетов.
Далее идет информация об объеме сброса, поступающего в водные объекты. В разделе приводятся договоры водопользования, правоустанавливающей документации на использование водных объектов, описание приборов учета, перечень и качественная характеристика сбросов, показатель суммарной массы загрязняющих веществ, поступающих в стоки.
Что дальше? – Отходы. А именно сведения об объемах, данные инвентаризации, показатель суммарной массы отходов, их наименования, сведения об объектах размещения.
Следующий пункт — информация о должностных обязанностях руководителей и штатных сотрудников предприятия в плане обеспечения охраны окружающей среды, распределение ответственности за организацию производственного контроля на объекте. Сотрудник должен иметь удостоверение по экологической безопасности и обращению с отходами 1-4 класса опасности.
Позже идут данные испытательных центров и лабораторий, привлекаемых к осуществлению инструментальных измерений. Обязательно указываются реквизиты аттестата Росаккредитации и фактического адреса размещения.
По желанию предприятия документ может быть дополнен графическим материалом с указанием контрольных точек проведения измерений или расположением источников загрязнения, копиями договоров водопользования, договоров передачи отходов специализированным организациям, приказов о назначении ответственных лиц, должностными инструкциями сотрудников, копиями аттестатов и областью аккредитации лабораторных центров и т.д.
Утверждение и срок действия.
Проект согласовывается и утверждается непосредственно на предприятии, для которого он разрабатывается. Отметка о согласовании руководителем указывается на титульном листе документа.
Далее документ действует бессрочно.
Данные подлежат корректировке в случае:
— внесения изменений в технологию производства;
— обновления технологического парка предприятия.
Это связано с тем, что перечисленные новшества способны изменить характер и состав поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ и повлиять на периодичность и методы осуществления мониторинга. В перечисленных случаях, документация нуждается в корректировке в течение 60 дней с момента их возникновения.
Результаты реализации экологической ППК.
Результаты выполненных мероприятий могут быть использованы для формирования природоохранных мероприятий, при принятии решения о внедрении очистных установок или модернизации технологического парка.
Кроме того, в соответствии с Приказом №74, результаты также требуется предоставить в надзорные органы в виде соответствующей отчетности. Форма отчета утверждена Приказом Минприроды №261 от 14.06.2018 г., порядок предоставления — вышеуказанным Приказом №74.
Отчет формируется в бумажном или электронном виде и предоставляется природопользователями ежегодно до 25 марта.
Ответственность
Отсутствие на предприятии рассматриваемого вила природоохранной документации, невыполнение представленных в нем мероприятий, несвоевременная передача отчетности, влечет за собой административную ответственность в соответствии с главой 8 КоАП.
Основной статьей, по которой предприятие может быть оштрафовано, является статья 8.1, в соответствии с которой, сумма штрафных санкций составит до 100 000 рублей. Также к ответственности могут быть привлечены должностные лица, для которых сумма штрафа составляет до 5000 рублей.
Отсутствие своевременно предоставленного отчета или наличие в нем несоответствующих действительности данных, подлежит наказанию по статье 8.5. В данном случае сумма штрафа составит до 80 000 рублей. Ответственные лица могут быть оштрафованы на сумму до 6000 рублей.
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог
Кому необходимо разрабатывать программу ПЭК
Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании статьи 67, ФЗ «Об охране окружающей среды» для объектов, отнесенных к I, II и III категории воздействия на окружающую среду.
Критерии отнесения предприятия к категориям установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398, в котором подробно описаны виды деятельности для отнесения к соответствующей категории.
Программа ПЭК разрабатывают отдельно для каждой промышленной площадки предприятия, зарегистрированной как объект негативного воздействия на окружающую среду.
Состав программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Требования к содержанию программы ПЭК и сроках предоставления отчетов об организации контроля представлены в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74
Программа ПЭК должна содержать следующие разделы:
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласовывать программу ПЭК в надзорных органах не нужно. Программа утверждается самим предприятием, для которого она разработана. При этом ежегодно необходимо предоставлять отчет по программе ПЭК в уполномоченные органы.
Программа ПЭК действует бессрочно, но подлежит корректировке в случае изменения выбросов и сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%.
Обобщенная информация о составе программы ПЭК и пример составления отчета по ПЭК представлен в брошюре, подготовленной специалистами журнала «Экология производства».
Производственный экологический контроль
Уровни и виды производственного экологического контроля
Производственный экологический контроль (ПЭК) является составной частью экологического менеджмента. Общее руководство системой экологи-ческого менеджмента осуществляется первым заместителем генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз».
В Компании действует эффективная вертикально интегрированная двухуровневая система ПЭК.
I уровень: контроль за соблюдением норм и требований законодатель-ства, локальных нормативно-технических документов в организационных еди-ницах структурных подразделений акционерного общества и привлекаемых организациях. Ответственным за организацию и проведение I уровня кон-троля, в том числе в области обращения с отходами, в структурном подраз-делении является лицо, назначенное приказом руководителя структурного подразделения.
II уровень: контроль за соблюдением природоохранного законодатель-ства, лицензионных требований и условий при обращении с отходами струк-турными подразделениями Компании и привлекаемыми организациями. От-ветственность за организацию и проведение II уровня контроля в ПАО «Сургутнефтегаз», в том числе в области обращения с отходами, возло-жена на начальника управления экологической безопасности и природополь-зования.
Производственный контроль в области обращения с отходами осу-ществляется на основании порядка, положений об организационных единицах природоохранных служб аппарата управления и структурных подразделений Компании, должностных инструкций ответственных лиц.
Виды корпоративного производственного экологического контроля:
- Камеральный (документарный) — проверка документов, необходимость наличия которых установлена природоохранным законодательством и Феде-ральным законом «Об экологической экспертизе»
- Инспекционный — натурное обследование объектов;
- Экоаналитический — отбор и анализ проб промышленных выбросов, стоков и отходов, проведение их количественного химического анализа, био-тестирование.
Объекты контроля
Производственному экологическому контролю подлежат объекты, по-следствия от деятельности которых приводят к негативным изменениям каче-ства окружающей среды. В том числе:
- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- системы очистки отходящих газов; системы очистки сточных вод;
- места накопления и размещения отходов;
- оборудование, установки, предназначенные для использования и обез-вреживания отходов;
- системы для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий;
- объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышлен-ных площадок;
- территории (акватории), на которых осуществляется природопользова-ние, а также санитарно-защитные зоны.
Оборудование и объекты Компании по обезвреживанию и размещению отходов подлежат лицензионному контролю в области обращения с отходами. В том числе: здания, сооружения, технические средства, оборудование и иные объекты, принадлежащие акционерному обществу на праве собственно-сти или ином законном основании. Необходимая профессиональная подготов-ка работников предприятия, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, подтверждается свидетельствами (сертификатами) на право рабо-ты с отходами I–IV классов опасности.
Дополнительно выполняется оценка результатов мониторинга состоя-ния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Организация и порядок проведение контроля
ПЭК может осуществляться как в плановом, так и во внеплановом по-рядке. Организация мероприятий по контролю включает их планирование и подготовку.
Мероприятия по производственному контролю в области обращения с отходами проводятся целенаправленно и в составе комплексных программ по осуществлению ПЭК, включающих проверку соблюдения требований законо-дательства в области охраны окружающей среды в целом.
Инспекционный и экоаналитический контроль производится в порядке, установленном нормативно-техническими документами ПАО «Сургутнефтегаз».
По результатам проведения ПЭК составляется акт проверки, в котором указываются:
1. Соответствие проверяемых объектов требованиям природоохранного зако-нодательства, нормам экологической безопасности и стандартам организа-ции.
2. Соблюдение требований законодательства в области обращения с отхода-ми, экологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил обращения с отходами, установленных инструкциями по обращению с отходами, проек-том нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
3. Предложения по проведению необходимых мероприятий и работ со срока-ми их исполнения.
4. При оформлении результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем — акты отбора проб и протоко-лы результатов выполненных исследований (либо их копии с указанием служ-бы, хранящей оригиналы).
Проверка исполнения предложений и предписаний производится лицом, их выдавшим, без предварительного сообщения проверяемому. Контроль за выполнением предписаний осуществляется каждый месяц, о результатах до-кладывается на ежемесячном итоговом совещании.
Итоги ПЭК подлежат учету, анализу и обобщению с целью дальнейшего использования при ведении производственного контроля в области обраще-ния с отходами.
Результаты анализа выявленных нарушений озвучиваются на совете руководителей структурных подразделений под председательством гене-рального директора, а также на совещаниях по вопросам соблюдения приро-доохранного законодательства.
628415, Российская Федерация, Тюменская обл.,
г.Сургут, ул.Григория Кукуевицкого, 1, корпус 1
Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета
С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.
Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.